Конкурсы для педагогов и детей

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Дружба"
Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.
Предлагаю Вам конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Занятие направлено на воспитание нравственных качеств у детей и формирование понятия «дружба».
Тема: Дружба. Составление рассказов о дружбе.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
• Развивать связную речь детей.
• Учить подбирать «слова-определения» к словам.
• Закреплять умение детей придумывать рассказы о дружбе.
• Уточнять содержание пословиц о дружбе.
• Продолжать учить детей отвечать на вопросы.

Воспитательные задачи:
• Воспитывать культуру речевого общения.
• Воспитывать нравственные качества детей.

Словесные задачи:
• Активизация словаря детей.
• Уточнять и закреплять слова, характеризующие дружбу (друг: верный, надежный, понимающий и т.д.)

Материал:
- детские песни:
«Настоящий друг» - Т. Савельев, М. Пляцковский;
«Когда мои друзья со мной» - В. Шаинский, М. Танич;
- пословицы и поговорки о дружбе из книги «Русские народные загадки, пословицы, поговорки»;
- стихотворение Ю. Энтина «Про дружбу».

Ход занятия:
В: - Ребята, давайте с вами внимательно послушаем песню «Настоящий друг», а потом вы мне скажите, о чем эта песня.
- Вам понравилась песня?
- О чем в ней поется?
- Правильно, о дружбе, о друге.
- Лиза, что значит настоящий, верный друг?
Л: - Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
В: - Молодец, Лиза.
А кто мне скажет, что сделает друг, если тебе плохо?
Д: - Придет на помощь.
В: - Правильно. Ваня, скажи мне, что сделает друг, если что-нибудь плохое приключиться вдруг?
А: - Друг всегда выручит.
В: - Молодцы ребята.

В: - А теперь давайте мы с вами поиграем в одну очень интересную игру «Подбери слово».

Например, я кидаю Лизе мячик, и говорю слово «друг», а Лиза мне говорит какой должен быть друг, например: честный, добрый и т.д.
- Все поняли? Начинаем игру.
В: - Даня, «друг» (кидаю мячик).
Д: - Верный друг.
В: - Верный друг – это тот друг, которому мы можем доверять свои тайны, который нас не придаст.
- Даша, «друг» (кидаю мячик).
Д: - Надежный друг.
В: - Надежный друг – это тот, на кого можно положиться.
- Так какой, ребята, должен быть друг?
Д: - Добрый, верный, надежный, честный, щедрый.

В: - Ребята, давайте поиграем еще в одну игру: «Скажи ласково»: например, друг – дружок, подруга – подружка, мама- мамочка, папа – папочка, брат – братик и т.д.

В: - Можно поиграть еще в такую игру: «Скажи наоборот»: например, друг – враг, мальчик – девочка, щедрый – жадный, злой – добрый, грустный – веселый.

В: - Ребята, у всех у вас есть друзья?
- А теперь придумайте и расскажите рассказ о своем самом лучшем друге.
Рассказ придумайте вот по такому плану:
- Как зовут друга.
- Сколько ему лет.
- Как он выглядит.
- Во что вы с ним играете.
- Почему ты с ним дружишь.

В: - Кто хочет рассказать о своем друге первым?
- Аня, ты хочешь? Давайте все послушаем Аню.
А: (примерный рассказ ребенка)
- У меня есть подружка. Её зовут Саша. Ей 6 лет. Она очень добрая, веселая и хорошая. Мы с ней вместе гуляем и играем в группе. Мы с ней дружим, потому что нам очень весело.
В: - Молодец, Аня. Очень хороший рассказ. Кто ещё хочет рассказать о своём друге? (опрос детей).

В: - Ребятки, вы наверное у меня устали? Давайте с вами выйдем из-за столов и немножко отдохнем. Все слушают меня и повторяют за мной движения.
«Если нравится тебе, то делай так (хлопки руками),
Если нравится тебе, то делай так (топаем ножками),
Если нравится тебе, то и другим ты покажи (хлопки руками),
Если нравится тебе, то делай так (идем по кругу).
- А теперь, ребятки, быстро возвращаемся на свои места и слушаем меня.
В: - Ребята, послушайте пословицы про дружбу, и скажите мне, как вы их понимаете.
Будьте внимательны.
В: «Без друга на сердце вьюга».
- Даша, о чем эта пословица?
- Правильно, если друга нет, то очень тяжело.
- Слушайте следующую пословицу: «Дружба не гриб, в лесу не найдешь».
- Саша, как ты понимаешь эту пословицу?
- Дружбу хорошую не легко найти, поэтому её надо ценить.
- Молодцы, ребята! Слушаем следующую пословицу:
«Легче друга потерять, чем найти».
- Максим, о чем эта пословица?
- Правильно, друга найти очень не просто, а потерять очень легко, если обидишь. Поэтому, друзей надо беречь!
- Слушаем сле6дующую пословицу: «Нет милей дружка, чем родная матушка».
- Ксюша, о чем эта пословица?
К: - Мама – самый лучший друг.
В: - Правильно, Ксюша.
Мама – это самый близкий, самый верный и надежный друг.
Мама никогда не придаст. Маму нужно беречь!
(разбираю с детьми ещё 4-5 пословиц).
- Молодцы, ребятки. Мне очень нравится, как вы работаете.

- Ребята, давайте с вами послушаем стихотворение о дружбе. Нам его прочитает Ваня (чтение стих-я).
Про дружбу
Дружит с солнцем ветерок,
А роса - с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Все с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

- О чем это стихотворение?
- Вам понравилось это стихотворение?
- Ребята, как вы понимаете слова:
«Все с друзьями пополам
Поделить мы рады!»
- Дружба очень важна для человека. Без друга очень плохо. Для друга ничего не жалко.
Если нам плохо, нас обидели, к кому мы побежим?
- Конечно же к другу или к маме. Но ведь мама, это тоже друг.
- Так что дружбой нужно дорожить!
Друзей нужно беречь!

- Ребята, давайте с вами послушаем еще одну песню о дружбе «Когда мои друзья со мной».
- Вам понравилась эта песня?
- О чем эта песня?
- Конечно же о друзьях!
- Надя, для чего нужны друзья?
Н: - Друзья помогают, выручают.
В: - Правильно, Надя. Друзья всегда придут на помощь. С друзьями нам весело.
- Антон, с кем веселей дорога? Почему?
А: - С друзьями, одному скучно.
В: - Правильно, с друзьями нам очень весело!


В: - Ребята, так о чем мы сегодня с вами говорили?
- Правильно, о дружбе.
Всем нам нужна дружба.
Без друга очень трудно.
Друзей нужно беречь.

В:- Все вы у меня сегодня были молодцы. Особенно мне понравились ваши рассказы о дружбе.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в Страну Вежливых Слов» Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе на тему Весна Конспект НОД на тему: Весна. Старшая группа
Конспект занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью в старшей группе | Психологическая сказка - игра для старших дошкольников
Опубликовано: 943 дня назад (12 мая 2014)
Просмотров: 4716
+4
Голосов: 4
Татьяна Семёновна Павлова # 12 мая 2014 в 17:36 0
Татьяна Геннадьевна! Ознакомилась с вашим конспектом, он познавательный, расширяет объем словаря, развивает слуховую память, воспитывает дружеские отношения между ребятами. Речевые игры соответствуют возрастной группе: подбор определений, расширение словаря антонимов, составление рассказов о друге. Пословицы прекрасные, доступные для понимания детей. Стихотворение подобрано в соответствии с темой, мои детки его знают, с удовольствием рассказывают, когда кто-то ссорится в группе. Позвольте, маленькое уточнение: задачи бывают образовательные, воспитательные, развивающие, словесных задач - нет. Занятие замечательное, вы молодец !+1
Татьяна Геннадьевна Бородина # 12 мая 2014 в 18:04 +1
Здравствуйте, Татьяна Семеновна. Спасибо Вам большое, что потратили немного времени, ознакомившись с моим конспектом и написали такой подробный комментарий. Все же словесные задачи в начале конспека у меня стоят: это - Активизация словаря детей.
- Уточнение и закрепление слов, характеризующие дружбу (друг: верный, надежный, понимающий и т.д.)
Удачи Вам и творческих успехов.
Татьяна Семёновна Павлова # 13 мая 2014 в 09:54 0
Татьяна Геннадьевна! Вы меня не поняли, я хотела подчеркнуть слово "словесные" задачи- неправильное. Простите.