Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе

Конспект совместной образовательной деятельности взрослого и детей по формированию целостной картины мира в группе старшего дошкольного возраста.
Тема: «Опора и двигатели нашего организма»
Назначение: Конспект будет интересен воспитателям детей старшего дошкольного возраста, а так же родителям.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, познавательно-двигательная.
Программное содержание: Познакомить дошкольников с функцией скелета и мышечной системы в организме для формирования осознанного отношения к физическим упражнениям. Развивать аналитическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи при наблюдении опыта и участии в нём. Укреплять мышцы и связки, поддерживающие позвоночник. Формировать мышечное ощущение правильной осанки. Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы развёрнутыми фразами и предложениями. Воспитывать желание добиваться результатов при выполнении физических упражнений, радоваться им.
Предварительная работа: Рассматривание альбома, детских энциклопедий по теме: «Наше тело»; знакомство с органами чувств человека; выполнение упражнений игрового стрейтчинга на занятиях кружка «Театр пластики».
Материал: две дощечки; солёное тесто; человечек из проволоки; влажные салфетки; иллюстрации: скелет человека, тело человека без скелета, замки, горбун, стойкий солдатик, мышечная система человека; аудиозапись песни «В мире много сказок»; две шапочки «Репка»; мешочки с песком по количеству детей; два обруча; две косички-ограничители; медицинские жгуты и швейные резинки по количеству детей; схемы упражнений игрового стрейтчинга.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель. Ребята, я предлагаю начать нашу встречу с похвалы. Ведь всегда приятно, когда тебя хвалят. Кто обычно вас хвалит? (мама, папа, воспитатель, друзья и т.д.). А сегодня каждый из вас похвалит себя сам.
Психогимнастическое упражнение – самомассаж «Я ль на свете всех милее» (дети стоят около воспитателя)
Головушка-соловушка - погладить себя по голове.
Лобик-бобик - растирать пальцами рук лоб от середины к вискам.
Глазки-алмазки - разглаживать пальцами под бровями от носа к вискам.

Реснички-сестрички - тыльной стороной указательных пальцев погладить реснички снизу вверх.
Носик-курносик - погладить пальцами рук от переносицы к основанию носа. Щёчки-комочки - разглаживание пальцами рук щёчек от уголков губ к вискам.

Губочки-дудочки - массирование нижней стороной указательных пальцев губ от уголков к середине, придавая им форму дудочки.

Бородушка-лебёдушка - разглаживание внутренней стороной ладоней поочерёдно от середины подбородка к ушам.

Шейка-индейка - поглаживание внутренней стороной ладоней рук поочерёдно от подбородка вниз.

Ручки-хватушки - поочерёдное постукивание ладонями рук от кистей к плечу.
Себя постукушки.

Воспитатель.
Мы знаем, что снаружи –
Есть уши, губы, волосы, глаза,
Ресницы, брови, нос и рот.
Вот руки, ноги, посмотри.
Но интересно, что ж у нас внутри?
Ах, если б нам, ну хоть чуть-чуть
Вовнутрь взять и заглянуть.
Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы заглянуть вовнутрь себя, узнать, что же у вас там? (высказывания детей). Но, сначала сюрприз. (предложить детям присесть на стулья) Сейчас мы займёмся лепкой. Но лепить сегодня будете не вы, а я и наш помощник воспитателя – Ирина Анатольевна. А вылепим мы человека. Вы же наблюдайте, да подсказывайте.
Опыт «Опора нашего организма»
Один педагог, используя солёное тесто в качества материла для лепки, вылепливает человечка с проволочной опорой, а другой педагог без. В течение работы между детьми и педагогом происходит диалог, направленный на закрепление частей тела человека и способов и приёмов лепки.
В заключение дети сравнивают и анализируют результаты одной и другой работы. ( У Ирины Анатольевны человечек осел, расплылся, превратился в какой-то мешочек. А у Ольги Ивановны человечек прямой, твёрдо стоит на ногах.)
Воспитатель. Как вы думаете, почему у Ирины Анатольевны человечек не сохранил свою форму? (высказывания детей)
Подвести к выводу: только человечек с проволочной опорой сохраняет форму, не заваливается и не оседает.
Воспитатель. У каждого настоящего человека внутри тоже находится опора. Только это не проволока, а скелет. (Показ иллюстрации – скелет человека). Благодаря скелету, который состоит из костей, мы сохраняем свою форму. Если бы скелета не было внутри нас, наше тело стало бы похоже на бесформенный студенистый мешок, с головой безвольно болтающейся на тонкой шее и гибкими как из пластилина руками и ногами (показ иллюстрации).
Далее педагог предлагает найти и нащупать некоторые кости нашего скелета: рук, ног, шеи, грудной клетки.
Воспитатель. Ребята, вы запомнили, что помогает сохранить форму нашего тела? (скелет).
Звучит начало песни «В мире много сказок…»
Воспитатель. Ребята, присаживайтесь поудобнее, смотрите во все глаза, слушайте во все уши! Ведь наступило время сказки. Итак…
« В некотором царстве, в некотором государстве жили были две семьи. Одна семья – горбунов (показ иллюстрации). У них были круглые спины, а голова всегда смотрит вниз. А в другой семье, стойкого солдатика (показ иллюстрации) отец говорил своему сыну: «Смотри всегда вперёд, сынок. Не склоняй голову перед трудностями. Расправь свои плечи, подставь свою грудь навстречу ветрам, и ничего не бойся!»
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека, с прямой спиной, как у стойкого солдатика, или на сутулого – у которого спина искривлена, как у горбунов? (Приятно смотреть на стройного человека). Да, про таких стройных красивых людей говорят «Глаз радуют». Но дело не только в красоте…
Как-то раз, в царстве проходили спортивные соревнования. Решили в них участвовать и дети из семей горбунов и стойких солдатиков. И что же, спросите вы? А вот чтобы узнать, что же произошло дальше, давайте-ка некоторые из вас превратятся в детей горбунов, а другие в детей стойкого солдатика.
Дети делятся на две команды: «горбунов» и «стойких солдатиков».
Воспитатель. Итак, на соревнования прибыли семья горбунов (Педагог предлагает имитировать искривлённую спину горбунов и в таком положении проходить эстафеты.) и семья стойкого солдатика.
Проводятся эстафеты:
1.«Репка» - первый игрок добегает до обруча-огорода, где сидит «репка» - ребёнок, обегает его, возвращается к команде. Там к нему прицепляется следующий игрок. Теперь они уже вдвоём выполняют задание и т.д., пока вся команда цепочкой не завершит эстафету.
2.«Печка» метание мешочков в обруч-печку.
3.«Лягушата» - прыжки из положения сидя до болота-обруча и обратно, передавая эстафету следующему лягушонку.
Воспитатель. Да, ребята, тоже самое произошло и на настоящих спортивных соревнованиях. Семья горбунов проиграла. Давайте-ка спросим у ребят, которые изображали горбунов, почему они проиграли все эстафеты? (Неудобно было выполнять упражнения, не видно было куда бежать, бросать, так как голова опущена вниз, быстро уставали и т.д.)
(предложить детям присесть на стулья)
Воспитатель. Итак, семья горбунов проиграла спортивные соревнования. Они, конечно, очень расстроились, но на этом беды их не закончились. Самое неприятное произошло дальше… Дети горбунов часто болели, жаловались на боли в спине. Они не могли встать с постели, не могли даже дойти до детского сада. А спины их всё больше и больше искривлялись. И тогда, взрослые горбуны, не вынеся слёз своих любимых детей, решили обратиться за помощью к главе семейства стойких солдатиков.
Подойдя к замку солдатиков, горбуны услышали следующие слова: «Я позвоночник берегу. Я от болезней убегу!»
«Что же это за позвоночник, и почему его надо беречь?» - был первый вопрос, который горбуны задали отцу стойких солдатиков. И вот что поведал им бравый солдат: «Позвоночник можно сравнить со стволом дерева. Он проходит посередине спины, а к позвоночнику (показ иллюстрации – скелет человека) как ветви прикреплены другие кости скелета. Когда искривлён позвоночник, то у человека кривая спина и даже может вырасти горб. А у стройного человека позвоночник прямой, поэтому и спина прямая, плечи развёрнуты, голова смотрит вперёд. Про него говорят – у тебя правильная осанка. Неправильная осанка делает спину кривой и некрасивой.»
Воспитатель. Ребята, кто хочет проверить свою осанку? (Далее педагог предлагает детям пройти несколько шагов с мешочком с каким-либо наполнителем на голове.) В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, мешочек упадёт. (После выполнения упражнения педагог интересуется, трудно ли было сохранить правильную осанку?)
Воспитатель. Попробовали и горбуны выпрямить свою спину и принять правильную осанку. Но сделать им было это очень трудно. «В чём же дело. Почему вы так легко сохраняете правильную осанку? А нам это не по силам?» - взмолились горбуны. Ответили им стойкие солдатики: «Вы правильно сказали – не по силам. Потому что у вас слабые мышцы, а мы их укрепляем с самого детства. Они то и держат наш позвоночник в прямом положении. «Что такое мышцы?» - удивились горбуны. Бравый солдат рассказал горбунам и об этом: «Мышцы можно сравнить с резиновыми ремнями, которые прикреплены к костям скелета (показ иллюстрации – мышечная система человека). Они то и заставляют нас двигаться»
Педагог предлагает детям согнуть руку в локте и найти мышцы рук, которые во время сгибания напряглись, и стали твёрдыми, а разогнув руку, мы мышцы расслабили, они отдыхают.
Воспитатель. Ребята, какие движения мы совершаем благодаря мышцам? (Подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим пальцами…) И… сохраняем правильную осанку, ведь и к позвоночнику прикреплены мышцы. Только у одних людей мышцы крепкие, как эти резиновые ремни (предложить детям растянуть медицинские жгуты). А у других они слабые, как вот эти резинки
(швейные резинки). Если мышцы крепкие, то они легко удерживают позвоночник в прямом положении. А вот без физических упражнений мышцы спины слабеют и не могут удерживать правильную осанку.
Воспитатель. «Что же нам делать?» - воскликнули горбуны.
Ребята, как вы думаете, какие мышцы у горбунов? Почему? Что же мы можем им посоветовать? (Тренировать мышцы, особенно мышцы позвоночника.) А может, мы поможем горбунам и покажем, как тренировать мышцы? Ведь мы с вами занимаемся очень интересной гимнастикой, которая тоже укрепляет мышцы спины. А называется она …? (игровой стрейтчинг).
Воспитатель. Только мы с вами здесь в детском саду, а горбуны в своём далёком царстве-государстве. Эх, как же быть? (высказывания детей). У нас же есть кинокамера! Наш оператор снимет все упражнения и отправит горбунам фильм, где главными артистами будем мы! Вы согласны? (да). Только, давайте постараемся и выполним все упражнения правильно и красиво! Ведь, смотря на экран, горбуны будут учиться у нас тренировать свои мышцы.
Проводится игровой стрейтчинг «Стойкий солдатик, который ничего не боялся»
(разложить коврики для упражнений)
Воспитатель. Итак, уважаемые горбуны, мы вам поведуем и покажем занимательный случай из жизни стойкого солдатика. Как-то надоело стойкому солдатику жить во дворце, и он решил постранствовать по белу свету. Случилось так, что подошёл он к дому одного великана. Дворец у великана хоть и не очень красивый, зато высокий-превысокий, как гора. (Педагог показывает схему, изображающую упражнение «горка», дети выполняют его.) А во дворе у великана стойкий солдатик увидел любопытную игрушку: два огромных шара и кегли в рост человека. Решил он поиграть в кегли. Расставил их и начал сбивать шарами. Шары катаются, а стойкий солдатик хохочет. (Дети выполняют упражнение «орешки» с опорой на схему.) Услышал великан шум и вышел во двор. Удивился он: - Что это ты в мои кегли играешь? Откуда у тебя такая сила?
Посмотрел стойкий оловянный солдатик на великана и говорит:
- Что же ты, думаешь, у тебя одного сила есть? Я могу всё что захочу!
Удивился великан, что стойкий солдатик его не боится:
- Раз ты такой сильный, принеси мне яблоко с дерева жизни. Тогда мы принцессу прекрасную расколдуем, и ты её в жёны возьмёшь.
Согласился стойкий солдатик. Сел на коня и отправился заветный сад искать. (Дети выполняют упражнение «Лошадка» с опорой на схему.) Ехал он через горы и долы, через поля и леса и добрался, наконец, до волшебного сада. А вокруг сада змеи огромные лежат, никого не пускают. Увидали они стойкого солдатика, задрали вверх головы и начали шипеть. (Дети выполняют упражнение «змея» с опорой на схему.) Рассмеялся стойкий солдатик, глядя на змей, ибо не было в его сердце страха. Он одной почесал подбородок, другой кончик хвоста пощекотал, третью по голове погладил. Удивились змеи такому обращению и не задержали его. Так стойкий солдатик благополучно пробрался в сад.
А посреди сада росло дерево жизни, и сияли на ветках его красные яблоки. ветки были тяжёлые, только самые верхние чуть-чуть покачивались. (Дети выполняют упражнение «ветка» с опорой на схему.) взобрался стойкий солдатик по стволу вверх, хотел было руку протянуть за яблоком, вдруг видит, висит перед ним кольцо. Стойкий солдатик, не задумываясь, просунул в кольцо руку и сорвал яблоко. Кольцо крепко сжало ему запястье, и стойкий солдатик почувствовал, что могучая сила проникла в него. Спустился он на землю и увидел огромную птицу.
- Ура! – закричал стойкий оловянный солдатик. – Ты-то и доставишь меня обратно. (Дети выполняют упражнение «птица» с опорой на схему.)
Доставила птица стойкого солдатика к замку великана. Увидев, что стойкий солдатик справился с таким опасным делом, великан решил завладеть яблоком и самому жениться на прекрасной принцессе. Но кольцо на руке стойкого солдатика давало ему столько силы, что великану пришлось спасаться бегством. (Дети выполняют упражнение «бег» с опорой на схему.) А стойкий солдатик нашёл комнату с заколдованной принцессой и с поклоном вручил ей яблоко. Как только принцесса съела яблоко, чары развеялись, и красавица увидела своего избавителя. Сыграли они свадьбу весёлую. А кольцо, дающее силу, стойкий солдатик решил подарить вам – он ведь и без кольца ничего не боялся. (Дети выполняют упражнение «кольцо» с опорой на схему.)
Воспитатель. Молодцы, ребята вы постарались. Я думаю, что произойдёт чудо, горбуны благодаря нашему фильму исправят свою осанку. Да и мы будем всегда смотреть вперёд. Не склонять голову перед трудностями. Расправим свои плечи навстречу всем ветрам, и никогда ничего не будем бояться. И про нас будут говорить: «Как приятно на них смотреть, аж глаз радуется!»

Рекомендуем посмотреть:

НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели Модель программы ознакомления старших дошкольников а с творчеством Конашевича
Участник №5 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2017 года
Этическая беседа в старшей группе детского сада. Конспект
Опубликовано: 97 дней назад (23 декабря 2016)
Просмотров: 211
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Мария Анатольевна Блинова # 23 декабря 2016 в 20:56 0
Конспект совместной образовательной деятельности взрослого и детей по формированию целостной картины мира в группе старшего дошкольного возраста.Представляет большой интерес для воспитателей детей старшего дошкольного возраста, а так же родителям.Проведены эстафеты:«Репка»,«Печка», «Лягушата».Молодец! Голос.