Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по теме: «Русские тряпичные куклы» в старшей группе детского сада

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Русские тряпичные куклы».
Автор: Васильченко Татьяна Константиновна, учитель музыки МКОУ Рамонская СОШ№2 Воронежская область Рамонский район посёлок ВНИИСС
Описание: предлагаю вашему вниманию конспект проведения совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен для воспитателей детских садов, групп продлённого дня общеобразовательной школы. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к истории русского народа, их традиций и развитию любознательности у старших дошкольников.
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", «Художественное творчество".
Цель:
Знакомство с видом декоративно-прикладного искусства –тряпичной куклой.
Задачи:
сформировать понятие русской народной тряпичной куклы;
познакомить с историей создания тряпичных кукол на Руси;
развивать художественные способности, воображение, воспитывать уважение к народной культуре.
Предварительная работа:
образцы тряпичных кукол – игровых, лечебных, оберегов.
кусочки белой и цветных тканей, красные нитки.
выставка книг, чтение русских народных сказок, скороговорок.
Работа с родителями. Обеспечение родителями материалами для изготовления тряпичных кукол: лоскутки тканей, нитки, ленточки, кружева, тесмы.
Ход занятия:
Ребята посмотрите, что я принесла на занятие: тряпичные куклы , сделанные мной для нашего занятия.
Сегодня мы познакомимся с одним из замечательных видов декоративно-прикладного искусства – русской народной тряпичной куклой. Кукла – первая среди игрушек для детей. Первые куклы были довольно незамысловатыми и лишь отдалённо напоминали облик людей или животных. Чуть позже внешний вид кукол и их значение сильно изменились. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Куклы обязательно имелись в каждом доме и каждой семье, зачастую и не одна, так как такие тряпичные куклы существовали в различных вариантах исполнения и отвечали за различные сферы жизни человека.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, общаться. Русская тряпичная кукла бывает разных видов: столбушка, крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка, набивная кукла-мешочек – все они бытовали раньше в деревнях и малых провинциальных городках.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
Для каждой местности характерны свои особенности у кукол. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику. Отношение к куклам было бережное.
Их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.
Большинство кукол на Руси были оберегами и ведут свою историю с древних времен. Сейчас я расскажу о не которых из них:
Кукла «Берегиня». Кукла эта обережная, берегиня, хранительница доброго духа. Берегиню помещают в комнате так, что бы она смотрела в глубину комнаты, а не на окно или дверь, таким образом, кукла-берегиня будет беречь теплоту и доброту в доме. Наличие куклы в доме будет отпугивать нечистую силу и злых духов.
Кукла «Кубышка». Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. Кукла «Благодать». Куклу "Благодать" делали на святки и дарили со словами: "Не грусти, не унывай, рук не опускай". Кукла от хандры; пожелание достатка, благополучия, сытости и здоровых детей - это обозначается большой грудью.
Кукла «Столбушка». Береза - одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев. Кукла «Столбушка» - подружка и берегиня, закрутка на бересте. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом.
Физкультминутка
На Руси очень любят праздники, а какой праздник без танцев.
Вот и мы сейчас не много с вами потанцуем.
(Оденем на голову, завяжем платочек, посмотрим на правую руку, на левую), покачаем головой (вправо, влево, как матрёшки).
Плечи к верху подняли, опустили, а сейчас правое вперёд, левое назад.
И наоборот: в руки платочек взяли – покрутили вверху, опустили, поклонились.
Мальчики за ручку провожают девочек на место.

Выучивание наизусть стихотворения "Тряпичная кукла" Марии Пожарской.
Свернута из тряпки
Кукла у Параши.
Не отыщешь краше:
Руки — словно лапки.
Глазки — пара точек,
А лицо — комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд её уныл.
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит,
И целует в щёчку
Маленькую дочку.
На следующем занятии мы сделаем куклы и вы можете дать имя им и взять домой.
Дети, предлагаю вам поиграть с моими куклами.
Игра - хоровод «Приехала купаленка…»
Приехала купаленка (дети ходят по кругу)
На семидесяти тележеньках,
Привезла нам купаленка (наклоняются в круг и разводят руки в стороны)
Добра и здоровья, (хлопки руками вправо влево)
Богатства и почести. (хлопки руками вправо влево).
До свидания, куклы.

Автор фото: Васильченко Татьяна.
Автор поделок: Васильченко Татьяна

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по экологии в старшей группе Конспект НОД для детей с ОНР в старшей группе. Лесные жители Конспект открытого занятия. НОД «Чтение художественной литературы» в старшей группе детского сада Конспект интегрированной НОД в старшей группе
Интегрированный урок "Музыкальный портрет России" в 3 классе | Поучительная сказка про алфавит для детей
Опубликовано: 228 дней назад (21 апреля 2016)
Просмотров: 713
Рубрика: Воспитателям
+2
Голосов: 2
Жанна Геннадьевна Лищук # 21 апреля 2016 в 23:24 0
Татьяна Васильевна, я так рада ,что обнаружила тут ваш материал по куклам. спасибо вам за методику изготовления русской народной куклы, на собственном опыте столкнулась с тем что не каждую куклу можно назвать народной и православной. Куклы обрядовые, которые я изготовила со своими учениками у нас не приняли как то раз на православную выставку, так что теперь , ознакомившись с вашим материалом, я учту ньюансы и изготовлю народную русскую куклу.Спасибо .
Татьяна Константиновна Васильченко # 22 апреля 2016 в 22:56 0
Да, с куклами всё не просто. Я веду в школе модуль занятий по этой теме. Бываю на выставках и в качестве, даже жюри. Много нюансов в этом вопросе. Посмотрите на работу"Дарёха" -зайчики милые, но работа не православная. Много разногласий по поводу лица обрядовых кукол ....
Спасибо. До свидания.
Светлана Владимировна Бузмакова # 22 апреля 2016 в 08:44 0
Татьяна Васильевна, познакомилась с представленным материалом "Конспект НОД по теме: «Русские тряпичные куклы» в старшей группе детского сада." Тема мне близка и очень интересна. В данный момент времени реализуем проект "Кукла из бабушкиного сундука" и вместе с детьми уже познакомились с куклами и начинаем изготавливать сами некоторые куклы. Очень важна така задача, которую вы реализуете "развивать художественные способности, воображение, воспитывать уважение к народной культуре." Народная культура очень интересна. Поддерживается связь поколений. Спасибо вам за работу. Татьяна Васильевна обратите внимание на наименование образовательных областей. Согласно ФГОС ДО они называются "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое". Это важно с методической точки зрения. Удачи вам. Примите голос.
Татьяна Константиновна Васильченко # 22 апреля 2016 в 22:45 0
Спасибо за комментарий, только я Константиновна по отчеству. Но по жизни привыкла и к Васильевне, т.к. фамилия Васильченко близка к Васильевне. Проект "Кукла из бабушкиного сундука" - название одно чего стоит! Здорово! Мои куклы живут действительно в сундуке, который мы обклеили с ребятами в стиле печворк. А вот идея ваша в голову не приходила ... По поводу образовательных областей, спасибо. Мало оформляю, больше практикую. Удачи. Спасибо.
Мария Геннадьевна Денисова # 24 апреля 2016 в 14:26 0
Спасибо Вам за такой ценный материал. Очень важно, что дети могут сами создавать кукол, и потом можно использовать их в театральном уголке.
Татьяна Константиновна Васильченко # 27 апреля 2016 в 18:41 0
Спасибо, Вам тоже удачи