Конкурсы для педагогов и детей

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет в детском саду

Пальчиковые сказки - игры для дошкольников
Автор: Куриленко Татьяна Алексеевна, учитель-логопед МДОУ д/с «Земляничка»р.п. Посевная, Черепановского района, Новосибирской области.
Описание материала: Предлагаю вам статью о пальчиковых сказках - играх с использованием нетрадиционных логопедических технологий Су-Джок терапии по мотивам народных сказок. Актуальность использования массажера Су-джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Назначение: материал будет интересен логопедам, воспитателям.
Цели:
1) Нормализовать мышечный тонус,
2) Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.
3) Скорректировать речевые нарушения.
Задачи:
- Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей с помощью использования Су – Джок терапии;
- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В.А. Сухомлинский

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые сказки-игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых сказках-играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях можно и нужно использовать
Су-Джок терапию, которая активизирует развитие речи ребенка. Су - Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
С помощью шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность.
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Колобок (по мотивам русской народной сказки для детей 3-4 лет) дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом
Колобок румяный бок, (катаем шарик по ладошке круговые движения)
Покатился за порог (катаем шарик по ладошке движения вверх в низ)
Покатился за порог,
Скок – поскок, (сжимаем шарик ладошкой правой и левой)
Покатился он в лесок, (катаем шарик по ладошке движения вверх в низ)
Скок-поскок, (сжимаем шарик ладошкой правой и левой)
Повстречал в лесу зайчонка (имитирующие изображающие животных )
И зубастого волчонка,
Мишку косолапого,
А лисичка колобка ам взяла и сцапала! (Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его)

Колобок (по мотивам русской народной сказки для детей 5-7лет)
дети повторяют слова и выполняют действия с шариком и колечком в соответствии с текстом
1,2,3,4,5 (поочередно одевать колечко, на пальцы правой руки, начиная с большого)
Сказку будем начинать (Держа шарик подушечками пальцев,
Старик старухе говорит делайте вращательные движения вперёд
По амбару помети, (как будто закручиваете крышку)).
По сусекам поскреби ( Держа шарик подушечками пальцев,
Да и тесто замеси. делайте вращательные движения назад
Колобок ты испеки, (как будто открываете крышку)).
На окошко положи.
Колобок румяный бок, (дети катают Су-Джок между ладоней круговые движения)
Покатился за порог (дети катают Су-Джок между ладоней вверх-вниз)
Покатился за порог,
Скок – поскок, (обхватываем ладонью правой и левой рукой)
Покатился он в лесок, (дети катают Су-Джок между ладоней вверх-вниз)
Скок-поскок, (обхватываем ладонью правой и левой рукой)
Повстречал в лесу зайчонка (имитирующие движения
И зубастого волчонка, изображающие животных )
Мишку косолапого,
А лисичка колобка, ам взяла и сцапала! (Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его)

Пальчиковые сказки-игры с использованием нетрадиционных логопедических технологий Су-Джок терапии по мотивам русских народных сказок, помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Играя с детьми в пальчиковые сказки-игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения, объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать названия движениям.
Эффективность применения нетрадиционных методов коррекционной логопедической работы во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе сочетания этих приемов ребенок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Рекомендуем посмотреть:

Пальчиковый игротренинг для детей 5-7 лет Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы Как организовать пальчиковые игры дома? Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

Похожие статьи:

Мальчик-пальчик, где ты был? (Игры с детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики рук)

Пальчиковые игры для детей

Зачем нужны пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики у детей

Конспект родительского всеобуча по теме: Развитие мелкой моторики рук

Как учить ребенка читать?
Опубликовано: 314 дня назад (28 января 2016)
Просмотров: 1584
+7
Голосов: 7
Светлана Владимировна Лебедева # 28 января 2016 в 21:03 +3
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна!
С большим интересом познакомилась в предложенным Вами материалом. Статья очень понравилась!
Нетрадиционные логопедические технологии,которые Вы используете на Ваших занятиях,не только совершенствуют мелкую моторику, но и активизируют развитие речи и мышления ребёнка,помогают закреплять знание содержания сказок.Это очень помогает в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста и подготовке его к обучению в школе.
Спасибо!
Примите мой первый голос!
С уважением, С.В.
Татьяна Куриленко # 28 января 2016 в 21:13 +2
Спасибо, Светлана Владимировна за первый комментарий и положительный отзыв!
Алла Ивановна Ефимова # 28 января 2016 в 22:01 +4
Татьяна, здравствуйте, спасибо за приглашение! Мне очень понравилась Ваша статья. Затронутая Вами тема действительно актуальная в наше время, и Вы предлагаете нам очень ценный материал. В игровой форме Вы преподносите детям ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, и помогаете им найти их правильное решение. Полезный и нужный материал, не только для педагогов, но и для родителей. С удовольствием голосую, желаю удачи и успехов.
Татьяна Куриленко # 28 января 2016 в 22:06 +2
Спасибо большое за комментарий, с удовольствием прочитала его.
Елена Анатольевна Скорнякова # 29 января 2016 в 23:06 +1
Татьяна Алексеевна,спасибо за прекрасный материал.Попробую со своими детками рассказать сказки с шариком Су-джок.+1
Татьяна Куриленко # 30 января 2016 в 16:37 +1
Спасибо за комментарий!
Татьяна Владимировна Розова # 30 января 2016 в 09:27 +1
Какая прелесть. Новенькие пальчиковые игры. Не знала, что колючий колобок так называется. Спасибо, взяла себе.
Татьяна Куриленко # 30 января 2016 в 16:39 +1
Спасибо большое!
Марина Алексеевна Дурнева # 30 января 2016 в 16:29 +2
Уважаемая Татьяна, вы затронули очень нужную и полезную тему. Приятно то, что в своей работе (как и во всех остальных) вы даете сначала краткое обоснование того, что этот вид работы необходим в нашей деятельности. Т. е. сомнения, нужно ли это делать с нашими детьми, полностью отпадают. Второй плюс - вы основываетесь не только на научных данных, но и предлагаете нам практический материал. Обязательно возьму ваши сказки в свою копилку и с удовольствием буду их использовать. Большое спасибо!
Татьяна Куриленко # 30 января 2016 в 16:39 +1
Спасибо большое за комментарий!
Елена Юрьевна Шайхелисламова # 9 февраля 2016 в 09:31 +1
Очень интересная информация и интересный материал. Я работаю музыкальным руководителем, но использую пальчиковые игры как на занятиях, так и в работе с родителями. Мной создан родительский клуб, где я вместе с воспитателями провожу совместные занятия с родителями. Ваши пальчиковые игры очень помогут мне в работе. Спасибо.
Татьяна Куриленко # 9 февраля 2016 в 09:34 0
Спасибо большое за комментарий!