Конкурсы для педагогов и детей

Гидрогимнастика в логопедии

Гидрогимнастика, как нетрадиционная форма проведения пальчиковой гимнастики.
Автор: Куриленко Татьяна Алексеевна, учитель-логопед МДОУ д/с «Земляничка»р.п. Посевная, Черепановского района, Новосибирской области.
Описание материала: Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резиново¬го мячика, одну или двух бусинок, массажёров, малень¬ких фигурок, палочек, карандашей и т. д.
Назначение: материал будет интересен логопедам, воспитателям.
Цель: совершенствование мелкой моторики рук - посредствам нетрадиционных логопедических технологий.
Задачи:
- Совершенствование зрительного восприятия,
- развитие зрительно-моторной координации,
- формирование плавности и точности движений,
- подготовка руки к письму,
- развитие мелкой моторики и воображения,
- развитие связной речи ребёнка.

На протяжении нескольких лет использую в работе нетрадиционные логопедические технологии для организации пальчиковой гимнастики с массажем для детей, имеющих нарушения речи. Что способствует формированию и развитию моторных умений и навыков, определяющих корректировку речи и устранение дефекта, а в конечном счете обеспечит возможность успешного школьного обучения.
В работе по развитию мелкой моторики пальцев рук, использую гидрогимнастику в подготовительной группе. Для проведения занятий с водой потребовалось специальное оборудование: емкости для воды, салфетки, термометр. Система выполнения упражнений в воде предполагает регулярное их выполнение в утренний отрезок времени в течение 10-15 минут 3 раза в неделю. Желательно в группе , и с подгруппой детей -проводить может как логопед так и воспитатель.
Проводиться самомассаж с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образовывать связь между тонкими движениями пальцев рук и речевой зоной.
Массаж в воде с предметами:

1. С каучуковым мячиком:
• прокатывание мячика между ладонями рук;
• прокатывание мячика между пальцами рук;
• прокатывание мячика по тыльной стороне правой руки левой ладонью и наоборот;
• прокатывание мячика между указательными пальцами левой и правой рук, средними, безымянными и мизинцами.

2. С четырехгранной палочкой, обмотанной проволокой:
• прокатывание палочки от основания ладони к подушечкам пальцев;
• прокатывание палочки по ладоням;
• прокатывание палочки по пальцам;
• прокатывание палочки поочередно между указательными пальцами, средними и т.д.

3. С бусинками, косточками, камешками:
• Прокатывание двух бусинок между ладонями круговыми движениями;
• Прокатывание двух бусинок между ладонью правой и тыльной стороной левой руки и наоборот;
• Прокатывание бусинок в тазике с водой поочередно каждым пальцем одновременно левой и правой рукой;
• Перекладывание бусинок двумя пальцами обеих рук с одного тазика в другой.
Для этого используется разнообразное оборудование:
- для прокатывания: 4-х гранные палочки, пластмассовые, деревянные и рельефные бигуди;
- бигуди с шипами, палочки с разной поверхностью;
- для круговых вращений используем: разное количество бусинок, грецкие орехи, косточки, камушки, т.е. предметы с твердой поверхностью.

Для того чтобы дети различали мышечные ощущения, стала использовать предметы с мягкой поверхностью: ткань, губки, поролоновые и резиновые мячики, ластики.
Ко всем составленным комплексам были подобраны стихотворения. Они способствуют развитию координации и произвольной моторики. Проговаривание стихотворений с действиями дает большой эффект: включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы. Кроме того, с помощью стихотворения вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память, дикция, интонационная выразительность речи.

Ко всем лексическим темам подобраны стихотворения.
Например, тема «Домашние животные»:

БАРАШКИ
(каучуковые мячи )
Захотели утром рано катать мячи по дну вперед - назад
Пободаться два барана. сжать мячи в кулачок
Выставив рога свои, соединить кулачки
Бой затеяли они. покрутить кулачками
Долго так они бодались, разжать кулачки
Друг за друга все цеплялись. зажав мяч между большим и
Но к обеду, вдруг устав, указательным покатать между
Разошлись, рога подняв. пальцами правой затем левой руки.

тема «Осень»
“ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ”
(косточки от сливы можно использовать бобы игра повторяется 2 раза правой, а затем левой рукой)
Раз, два, три, четыре, пять, по дну разбросаны 5 косточек -шагать по ним пальцами
Будем листья собирать. собирать косточки в кучу
Листья берёзы, листья рябины, раскладывать косточки из кучи в
Листья тополя, листья осины, разные стороны - круговыми движениями, Листики дуба мы соберём. для выполнения левой рукой.

Также использую в запоминании буквы - чертим пройденную букву на ладошке проговаривая стих (стихи авторские)

Буква «У»
(косточка, бусинка, палочка, образец буквы если дети затрудняются )
Косточку сейчас возьму
Букву «У» я напишу.
Мы сейчас ребята вспомним ,
«У» куда у нас, посмотрит:? - «Влево»!
Длинную палочку - сверху короткую.
«У » получилась у нас отменная.
Звук поется значит, ГЛАСНЫЙ,
Цвет у буквы будет красный!


Буква «М»
(косточка, бусинка, палочка, образец буквы если дети затрудняются )
Бусинка нам помоги
Букву «М» нам напиши.
«М» ребята смотрит -«прямо».
Молодцы! Она упряма.
Палочки и палочка,
Между ними галочка.
Вместе дружно помычим: «М-М-М»
Можно петь? Конечно нет! -
Звук СОГЛАСНЫЙ, синий цвет.

Регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, способствуют здоровьеформирующим процессам в организме ребенка, так как вода обладает большой теплопроводностью и тепло-емкостью. Уже давно доказано: чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь и мышление. Вследствие развития мелкой моторики пальцев рук, эффективнее проходит работа по постановке и автоматизации звуков, быстрее развивается речь. При обучении элементам письма дети делают лучше нажим, ведут более уверенные линии, ровнее «держат» строчку, сохраняют наклон, рисуют.

Рекомендуем посмотреть:

Пальчиковый игротренинг для детей 5-7 лет Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ по ФГОС Обучение детей с ТНР звуковому анализу в процессе использования звуковых кубиков и различных приемов

Похожие статьи:

Мальчик-пальчик, где ты был? (Игры с детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики рук)

Пальчиковые игры для детей

Зачем нужны пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики у детей

Конспект родительского всеобуча по теме: Развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая азбука для дошкольников | Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука р
Опубликовано: 311 день назад (1 февраля 2016)
Просмотров: 1262
+22
Голосов: 22
Ольга Сергеевна Дьякова # 1 февраля 2016 в 17:06 +5
Татьяна Алексеевна,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный,актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Дети в игровой форме готовят руки к письму,развивают мелкую моторику и воображение. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Татьяна Куриленко # 1 февраля 2016 в 17:17 +3
Спасибо большое, за первый комментарий!
Снежана Анатольевна Колесникова # 1 февраля 2016 в 20:47 +5
Спасибо за приглашение! Очень люблю использовать в работе нетрадиционные технологии, в том числе и гидрогимнастику. Отличный эффект для детей с дизартрией, особенно при сильной спастичности мышц.
Очень интересные находки в виде лексического материала очень разнообразят занятия.
Примите голос +
Татьяна Куриленко # 2 февраля 2016 в 07:07 +2
Спасибо большое!!! За комментарий!
Светлана Владимировна Лебедева # 1 февраля 2016 в 20:56 +6
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна!
С большим интересом прочитала Вашу статью о используемой Вами в работе по исправлению нарушений речи у детей гидрогимнастики.
Регулярные упражнения с мелкими предметами способствуют развитию работы мышц кистей рук,что способствует развитию речи и мышления у ребят.
Удачно подобраны стихотворения ко всем составленным комплексам, проговаривание которых способствует развитию слухового и речевого анализаторов.
Хорошая работа!
Примите мой голос №2!
С уважением, С.в.
Татьяна Куриленко # 2 февраля 2016 в 07:07 +2
Спасибо большое за комментарий!!!За положительный отзыв к моей работе.
Наталья Николаевна Никонова # 1 февраля 2016 в 22:03 +5
Добрый вечер, Татьяна Алексеевна! Спасибо за приглашение!
Очень приятно познакомиться с материалом, который поможет нашему дошкольному отделению в развитии! Мы создаем сенсорную комнату. И Ваша методика, предложенная в работе, отличная идея для расширения возможностей занятий с ребятами. Гидрогимнастика - это здорово, а главное доступно и реализуемо в практике.
Примите голос +1!
С уважением, ННН.
Татьяна Куриленко # 2 февраля 2016 в 07:08 +2
Спасибо! Рада что мой материал понравился!
Татьяна Петровна Цуканова # 1 февраля 2016 в 23:10 +4
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! Спасибо, что делитесь с нами своим многолетним опытом работы с применением нетрадиционных логопедических технологий для организации пальчиковой гимнастики с массажем для детей, имеющих нарушения речи. Пальчиковая гидрогимнастика способствует формированию и развитию моторных умений и навыков, определяющих корректировку речи и устранение дефекта, что в итоге обеспечит возможность успешного школьного обучения. С большим интересом прочитала Вашу статью, она будет востребована среди коллег. Удачи Вам и терпения в Вашем нелегком труде. Мой голос. С уважением, Т.П.
Татьяна Куриленко # 2 февраля 2016 в 07:09 +2
Очень приятно читать ваши комментарий! Спасибо!
Любовь Зайцева # 2 февраля 2016 в 06:06 +3
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! Присоединяюсь к содержательным комментариям коллег - необходимый материал, будет востребован для работы с детьми с получением результатов здоровья - как закаливания, так и правильного звукопроизношения. Спасибо, +1!
Татьяна Куриленко # 2 февраля 2016 в 07:09 +2
Спасибо большое!!!
Галина Леонидовна Ширко # 2 февраля 2016 в 07:16 +3
Спасибо за приглашение! Очень люблю использовать в работе нетрадиционные технологии. Отличный эффект для детей с дизартрией. Пальчиковая гидрогимнастика способствует формированию и развитию моторных умений и навыков, определяющих корректировку речи и устранение дефекта, что в итоге обеспечит возможность успешного обучения.Очень интересные находки в виде лексического материала очень разнообразят занятия.
Примите голос +
Татьяна Куриленко # 2 февраля 2016 в 07:19 +2
Спасибо большое, за положительный отзыв к моей работе.
Екатерина Николаевна Демидова # 2 февраля 2016 в 08:52 +3
Татьяна Алексеевна спасибо большое за такой замечательный и хороший материал. Уже не терпится попробовать со своими малышами. Я очень люблю применять пальчиковую гимнастику. Гидрогимнастика разнообразит наши занятия. от меня голос!!!!
Татьяна Куриленко # 2 февраля 2016 в 09:13 +2
Спасибо за комментарий!
Елена Владимировна Иванова # 2 февраля 2016 в 16:13 +3
Татьяна Алексеевна, очень интересный вид пальчиковой гимнастики. Впервые встречаюсь с таким. Считаю вашу работу полезной и важной, так как в наше время все чаще встречаются дети с нарушениями функций речи в той или иной форме. Возможно использовать гидрогимнастику и в профилактических целях. В своей статье Вы не только даете рекомендации и упражнения, но и предлагаете ряд стишков для сопровождения гимнастики. Можно было бы добавить в работу несколько фотографий для наглядности (я у вас в фотоальбоме видела). Примите мой голос. С уважением Елена Владимировна.
Татьяна Куриленко # 2 февраля 2016 в 16:36 +2
Спасибо большое, да с фотографиями не получилось, техника подвила. Пришлось в фотоальбом добавлять.
Вера Валерьевна Ляпина # 2 февраля 2016 в 17:21 +3
Огромнейшее вам спасибо, Татьяна, за приглашение! Жаль, что не встречала такую технику в сове время, когда росла моя дочь, многое можно было бы исправить и поставить раньше, чем получилось. Замечательное предложение-рекомендация, которым обязательно воспользуются многие. Подборка стихов просто идеальная.Обязательно загляну в фотоальбом!ГОЛОСУЮ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!
Татьяна Куриленко # 2 февраля 2016 в 20:16 +2
Спасибо большое!!!
Вера Анатольевна Варенцова # 2 февраля 2016 в 19:55 +4
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! С удовольствием прочитала Вашу статью. Очень любопытная необычная методика работы логопеда. Наверняка даёт хорошие результаты. А для ребёнка как всё это интересно и занимательно. Понравились стихи к лексическим темам. Спасибо за креативную публикацию. Успехов! Голосую.
Татьяна Куриленко # 2 февраля 2016 в 20:16 +2
Спасибо большое!!!
Фатима Алибулатовна Эльмурзаева # 2 февраля 2016 в 20:50 +3
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна. Спасибо за приглашение. Необычные упражнения очень понравились.С каждым годом убеждаешься, что речь детей развивается слабо и ваше занятие-упражнения очень актуальны. Они просто необходимы для развития речевого аппарата. Думаю очень многим понравится. Мой голос +1
Татьяна Куриленко # 2 февраля 2016 в 22:10 +2
Спасибо большое!!!
Любовь Сергеевна Новоселова # 3 февраля 2016 в 06:51 +4
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна!Замечательное предложение-рекомендация, которым обязательно воспользуются многие.Удачи Вам и терпения в Вашем нелегком труде. Мой голос№13.
Татьяна Куриленко # 3 февраля 2016 в 11:01 +2
Спасибо!
Марина Алексеевна Дурнева # 3 февраля 2016 в 10:14 +3
Здравствуйте Татьяна Алексеевна! Огромное спасибо, что откликнулись на мою просьбу и познакомили с такой замечательной техникой. Сколько лет работаю и всегда стараюсь найти что-то новенькое, интересное и полезное, применить в своей работе. Ваш материал именно такой. Не задумываясь беру себе в копилку. Очень хорошо, что вы предлагаете не только методику, но и практический материал! Очень понравились стихи про буквы. Проговаривая эти стихи ребенок запоминает и как пишется буква, и какой звук она обозначает, и каким цветом этот звук отмечать в звуковой схеме. Очень полезно и многофункционально. была бы рада, если бы вы поделились с нами всеми стихами и по буквам, и по лексическим темам. Думаю коллеги со мной согласятся! Жаль, что можно отдать за работу всего 1 голос, я бы дала вам все 5. Считаю, что ваша работа может участвовать в конкурсе сайта.
Татьяна Куриленко # 3 февраля 2016 в 11:04 +2
Спасибо большое, за ваш отзыв. Приятно когда твою работу оценивают положительно!
Светлана Сергеевна Утюжникова # 3 февраля 2016 в 10:39 +3
Уважаемая Татьяна Алексеевна!Интересная техника гидрогимнастика, массаж в воде с предметами это современно,очень актуально.Голосую за творческий подход,желаю удачи.
Татьяна Куриленко # 3 февраля 2016 в 11:01 +2
Спасибо большое!
Оксана Витальевна Булах # 3 февраля 2016 в 14:50 +3
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! Спасибо вам за ваш нетрадиционный подход к своей работе. Работая с детьми с нарушениями речи мы всегда ищем новые формы работы, ваш материал помог посмотреть на знакомые методы работы по новому.
Татьяна Куриленко # 3 февраля 2016 в 15:49 +2
Спасибо за комментарий!
Вера Александровна Орехова # 3 февраля 2016 в 16:07 +2
Татьяна Алексеевна, спасибо за приглашение.
Познавательный и полезный материал, интересные упражнения, выполняя которые, развивается мелкая моторика, связная речь, зрительное восприятие.
Примите мой голос +1.
Желаю успехов!!!
Татьяна Куриленко # 3 февраля 2016 в 16:09 +2
Спасибо большое!
Анна Владимировна Кутырова # 3 февраля 2016 в 17:49 +3
Доброго времени суток!
Обязательно попробую со своими детками применить гидрогимнастику на этапе автоматизации и дифференциации звуков. Можно придумать столько интересных упражнений. Материал для автоматизации звуков достаточно скучный, поэтому так хочется его разнообразить!!!
Большое спасибо!
Татьяна Куриленко # 3 февраля 2016 в 19:22 +2
Спасибо большое!Буду рада если мой материал окажется полезным.
Вера Александровна Павлухина # 5 февраля 2016 в 06:59 +3
Здравствуйте,Татьяна.Какая необычная,нетрадиционная методика, впервые о такой слышу. На занятиях в основном использую пальчиковую гимнастику Е.Железновой, Л.Яртова. Очень понравились ваши стихи про буквы. Мы прорисовываем буквы в воздухе, лепим их из пластилина, обводим пальчиками по трафарету(шершавые буквы по Монтессори). Спасибо за чудесную идею. У Вас стихи на каждую букву есть? Голосую
Татьяна Куриленко # 5 февраля 2016 в 10:16 +2
Спасибо за комментарий! Есть на все, но только пока в письменном виде.
Марина Геннадьевна Шабанова # 5 февраля 2016 в 17:53 +2
Татьяна Алексеевна, замечательный материал для практического использования. В первый класс приходят детки с ТАКИМИ нарушениями речи shock Как же их обучать грамоте и письму, если они половину алфавита не могут правильно произнести! Ваши занятия способствуют развитию связной речи ребёнка, подготовки руки к письму, что немаловажно при начальном обучении. Голос №17.
С уважением М.Г.
Ольга Васильевна Яковлева # 5 февраля 2016 в 22:24 +3
Здравствуйте, Татьяна. Большое спасибо за приглашение. О такой методике слышу впервые. Надо будет попробовать. Материал нужный, ценный, актуальный. Мне понравились стихотворения, подобранные по лексическим темам. Спасибо за материал. Творческих успехов! голос
Любовь Владимировна Лычангина # 6 февраля 2016 в 09:13 +1
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна. Спасибо за приглашение на гидрогимнастику. Это что-то совсем уж новое для меня. Я беру материал закладки для дальнейшей работы. Спасибо за опыт! ГОЛОС!!!
Валентина Владимировна Рощина # 6 февраля 2016 в 20:01 +1
Добрый вечер,благодарю за приглашение!!! Вами взята интересная и актуальная тема,поэтому уверена,что многим коллегам она будет полезна. Замечательные стихотворения.Примите голос!!!
Тамара Буланкина # 7 февраля 2016 в 21:05 +1
Татьяна Алексеевна, благодарю за приглашение. С интересом познакомилась с гидрогимнастикой,новой для меня формой проведения пальчиковой гимнастики. Спасибо за интересный практический материал! Примите мой голос! Удачи!
Татьяна Куриленко # 9 февраля 2016 в 17:18 0
Спасибо большое всем за комментарии!!!
Наталья Александровна Песоцкая # 13 февраля 2016 в 22:29 0
Здравствуйте, Тамара Алексеевна! Я с большим интересом прочитала вашу статью. Данная тема актуальна, может с успехом использоваться в работе как логопедами, так и воспитателями. Замечательные стихи! Успехов Вам!