Конкурсы для педагогов и детей

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука р

Автоматизации звука [р] в слогах, словах и предложениях.
Автор: Куриленко Татьяна Алексеевна, учитель-логопед МДОУ д/с «Земляничка» р.п. Посевная, Черепановского района, Новосибирской области.
Описание материала: В статье рассматриваются возможности использования нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и их стимулирующее влияние на развитие речи детей.
Назначение: материал будет интересен логопедам, воспитателям подготовительных групп.

Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать произносительные навыки. Закрепить правильное написание с буквы Р используя на занятии элементы нетрадиционных технологий - биоэнергопластикой и пальчиковой азбуки.
Задачи:
Коррекционно - образовательная : способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;
Коррекционная - развивающая: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, закрепить правильное написание буквы «Р» с элементами нетрадиционной технологии «Пальчиковая азбука»; зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
Коррекционно - воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики, герой Буратино, предметные картинки со звуком [Р], картинки - карточки «Пальчиковые буквы», домик для определения места звука в слове, мяч.

Ход занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик - из полена,
Азбука была при нем!
Собирался в школу днем.
Кто же это?
-Правильно! Вот наш гость - Буратино, но он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
(выполнение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики)
Чтобы звук произнести
Круть и Верть ты позови:
Упражненья выполняй
И смотри не отставай.
-«Чашечка»- 5 сек.
-«Грибок»- 5 сек.
-«Маляр»- 5 раз.
-«Вкусное варенье»- 5 раз.
-«Лошадка»- 5 раз.
-«Мотор»- 5-7 раз.
-«Барабанщики»- 5-7 раз.



2. Повторение артикуляции звука:
-Давай поможем Буратино и расскажем ему о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
Ты язык приподними
И моторчик заведи.
Порычи собачкой злой р-р-р
а звучание трубы р-р-р.
(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).

3. Развитие мелкой моторики:
Упражнение «Пальчиковая азбука».
- А теперь давай познакомим Буратино, с «Пальчиковыми буквами»
«Р» у нас посмотрит вправо,
Левая поможет в этом.
Мы колечко соберем.
Пистолет рукой мы правой.
Здесь к колечку поднесем.
(выполнение пальчиковой буквы с использованием карточки)



- Замечательный пример,
Перед нами - буква Р!
«Р-Р-Р» немного порычу,
ЗВОНКИЙ звук я получу.
Как во рту дрожит язык,
Ты уже рычать привык?
Порычим немного вместе,
Только жать не будет песни.
«Р-Р-Р», - СОГЛАСНЫЙ звук услышим,
Значит, синим букву пишем!
4. Повторение чистоговорок:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Давай научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].
РА-РА-РА- РУ-РУ-РУ-
рама, рак, гора . руки, ружья, кенгуру.
РО-РО-РО- РЫ-РЫ-РЫ-
Роща, рот, перо. Рыба, рысь, ковры.
АР-АР-АР - УР-УР-УР-
Рома пошел на базар. Валера тянет шнур.
ОР-ОР-ОР- ЫР-ЫР-ЫР-
На полу лежит ковер. На кармане много дыр.
5. Работа с предметными картинками:
«Назови слово и определи место звука».
-Наш гость принес конверт с картинками.
-Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое окошко (и т.д.)
(Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).
«Назови ласково».
-Преврати эти слова- предметы в маленькие(назови ласково). Например: ракетка, розочка и т.д.
«Посчитай».
-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).

6. Физкультминутка:
-Посмотри, Буратино немного повеселел. Но вот беда - он потерял свой золотой ключик. Что будем делать?
-Молодец! Искать ключик.



7. Игра с мячом «Закончи слово»:
РА-РА-РА
Начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
-Я начну, а ты добавь РА:
ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.
РО-РО-РО
Ты закончи слогом РО:
вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.
А теперь договори
Ты слова со слогом РЫ:
вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.
8. Игра «Путаница»:
Вот еще одна игра.
Перепутались слова.
*Расцвели на клумбе козы,
В огород забрались розы.
*Ползает у речки мак,
Расцветает в поле рак.
*На конверт наклею маску,
На лицо надену марку.
*Я возьму от сыра кошку,
Угощу я нашу корку.
III. Подведение итогов.
Тарара, тарара
Постарались на ура!
Мы со звуком поиграли.
Правильно его сказали.
Буратино, очень рад
Научился он рычать!

-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Рекомендуем посмотреть:

Итоговое игровое логопедическое занятие в подготовительной группе Задания для закрепления знаний детей логопедической группы по теме: Дикие животные жарких стран Физкультурно-речевой досуг для детей старшей - подготовительной группы Как учить ребенка читать?

Похожие статьи:

Оформление предметно-развивающей среды в подготовительной группе к тематической неделе «Всемирный день здоровья»

Конспект проведения прогулки в подготовительной группе весной

Гидрогимнастика в логопедии | Упражнения по развитию графических навыков ребенка.
Опубликовано: 299 дней назад (8 февраля 2016)
Просмотров: 1290
Рубрика: Буквареша
+19
Голосов: 19
Ольга Бородачева # 8 февраля 2016 в 15:51 +2
Татьяна очень интересное и насыщенное занятие, особенно понравилось игра с мячом, возьму себе на заметку, спасибо за материал!
Татьяна Куриленко # 8 февраля 2016 в 15:51 +1
Спасибо большое за комментарий!
Светлана Владимировна Лебедева # 9 февраля 2016 в 10:48 +3
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна!
За годы работы учителем начальных классов, мне приходилось встречаться с детьми, имеющими проблемы с произношением звука "р".
И ко мне в первый класс пришёл такой ученик.К сожалению, учителя-логопеда в нашем образовательном учреждении не было. Поэтому мальчик долго картавил. Однажды на уроке чтения в первом классе мы читали рассказ Е.Чарушина "Как мальчик Женя научился говорить букву "Р".
Так совпало, что моего ученика тоже звали Женя.
Не знаю, что послужило тому причиной, но после знакомства именно с этим произведением мой Женя тоже научился говорить букву "Р".
Я это к тому, что, если бы Женя посещал Ваши, Татьяна Алексеевна, логопедические занятия, он гораздо раньше бы устранил этот дефект речи,благодаря использованию Вами разнообразных игр и упражнений!
Спасибо за Ваш труд!
Голосую!
С уважением, С.В.
Татьяна Куриленко # 9 февраля 2016 в 14:12 +1
Спасибо большое за комментарий!
Ирина Владимировна Жабина # 9 февраля 2016 в 12:43 +4
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна!
Большое спасибо за приглашение. Вы представили конспект занятия с разнообразными интересными лексическими задания для реализации поставленных целей и задач. Все способствует целенаправленной работе по автоматизации звука [р] в слогах, словах и предложениях. Подобран интересный и насыщенный речевой материал.Понравился целевой блок. Цель и задачи четко определены. Содержание методической разработки такое, что педагоги могут получить сведения о наиболее рациональной организации индивидуальной работы по автоматизации звука [р] в слогах, словах и предложениях. С уважением и голосом 3, И.В.
Татьяна Куриленко # 9 февраля 2016 в 14:12 +1
Спасибо большое, за комментарий!
Марина Геннадьевна Шабанова # 9 февраля 2016 в 14:35 +2
Татьяна Алексеевна, замечательный материал Вы предоставили. Использование нетрадиционных технологий разнообразит занятие, делает его насыщенным и интересным. Примите от меня голос №4.
С уважением М.Г.
Татьяна Куриленко # 9 февраля 2016 в 14:40 +1
Спасибо большое!
Вера Александровна Павлухина # 9 февраля 2016 в 15:04 +1
Звук «Р» наиболее сложен для произношения, как маленьких детей, так и взрослых. Видимо и нарушения разные. Наверное, поэтому к логопеду часто обращаются за помощью. Вы занимаетесь постановкой этого «вредного, проблемного» звука, тем самым очень помогаете самим детям и их родителям. Спасибо Вам и примите голос.
Татьяна Куриленко # 9 февраля 2016 в 15:54 +1
Спасибо!!!
Любовь Зайцева # 9 февраля 2016 в 19:52 +1
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! Спасибо в Вашем лице всем педагогам - логопедам! Мой внук (5,5) наконец"зарычал", и уже занимаемся автоматизацией з-с, ж-ш, ц-ч!
Ваша разработка - отличное подспорье воспитателям!
+1! С радостью голосую! Успехов Вам!
Татьяна Куриленко # 9 февраля 2016 в 20:10 +1
Спасибо большое!
Екатерина Ивановна Тихонова # 9 февраля 2016 в 23:42 +2
Татьяна Алексеевна,понравился Ваш конспект индивидуального занятия. Заинтересовало выполнение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики. Я, думаю,это интересно для ребенка и вносит что-то новое в выполнение известных упражнений.Все занятие подчиненно единому сюжету и подобранный речевой материал отвечает заявленной теме.
Татьяна Куриленко # 10 февраля 2016 в 10:05 +1
Спасибо большое!!!
Вера Анатольевна Варенцова # 9 февраля 2016 в 23:53 +3
Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за приглашение. Очень интересное занятие. Разнообразие методов работы над звуком способствует более быстрому достижению положительного результата. Спасибо за Ваш труд и полезную публикацию. Успехов! Голос № 6.
Татьяна Куриленко # 10 февраля 2016 в 10:05 +1
Спасибо большое!!!
Валентина Владимировна Рощина # 10 февраля 2016 в 11:15 +2
Татьяна,благодарю за приглашение!!!Очень интересный конспект с разнообразными методами работы,а иллюстрации Ваш конспект оживили.Спасибо,что делитесь своим опытом с коллегами!!!От меня примите голос №7 Желаю удачи!
Татьяна Куриленко # 10 февраля 2016 в 11:18 +1
Спасибо!!!
Вера Александровна Орехова # 10 февраля 2016 в 15:56 +2
Татьяна Алексеевна, спасибо за приглашение.
С большим интересом прочитала Ваш конспект, получила огромное удовольствие.
Ваше яркое, увлекательное занятие показывает прочные, разносторонние, знания детей и, конечно, Вашу плодотворную работу.
Сюжет занятия сразу погружает детей в игру, поддерживает интерес и высокую работоспособность детей до конца. Проведена большая подготовка, подобраны интересные игры.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!!!
Татьяна Куриленко # 10 февраля 2016 в 21:57 +1
Спасибо большое!
Галина Леонидовна Ширко # 11 февраля 2016 в 04:43 +1
Татьяна очень интересное и насыщенное занятие, конспект с разнообразными методами работы,а иллюстрации Ваш конспект оживили., возьму себе на заметку, спасибо за материал!
Елена Владимировна Иванова # 11 февраля 2016 в 11:18 +2
Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за приглашение на ваше занятие. Мне было интересно познакомиться с вашим конспектом. Вы, как специалист-логопед, представили разнообразный материал, способствующий автоматизации звука, с различными видами деятельности, игровыми моментами. Воспитатели могут использовать ваш материал частично или полностью в своей работе. Разрешите дать совет по оформлению. Цель должна быть одна и отвечать на вопрос "что?". Например, "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях с использованием элементов нетрадиционных технологий - биоэнергопластики и пальчиковой азбуки." Плюсом вашей работы является иллюстрирование конспекта. Примите голос № 9 за содержательный материал!
Татьяна Куриленко # 11 февраля 2016 в 12:04 +1
Спасибо большое! Приму к сведению.
Любовь Владимировна Лычангина # 11 февраля 2016 в 14:50 +1
Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за приглашение на разработку "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях". Звуковая культура речи - острая тема, а Вы делитесь своим бесценным опытом. Спасибо! Большой плюс-иллюстративный материал. Молодец! Мой голос - для Вас!
Наталья Николаевна Никонова # 11 февраля 2016 в 19:04 0
Добрый вечер, Татьяна! Спасибо за приглашение!
Звук [р] один из самых сложных. И обучение произношения порой занимает очень большое время. Знаю на собственном опыте старший начал произносить, когда стали посмеиваться друзья. И он сам уже без помощи специалистов стал говорить так, как положено.
Младшего таскали, таскали. Результат - сказал, что его и так всё устраивает.
Вы подготовили очень грамотную разработку, которой могут воспользоваться воспитатели в индивидуальной работе.
Примите голос +1!
С уважением, ННН.
Ирина Ивановна Павлова # 12 февраля 2016 в 08:30 0
Здравствуйте Татьяна!Возьму на заметку ваше занятие.Очень мне понравилось ,особенно игра с мячом и повторение артикуляционного звука.Спасибо.С уважением И.И.Примите голос+ 1!
Вера Валерьевна Ляпина # 12 февраля 2016 в 13:29 0
"ЛЮбимый" многими звук "Р". Как многие с ним мучаются! И как здорово у вас преподнесено занятие!Удачи вам в творчестве!
Фатима Алибулатовна Эльмурзаева # 12 февраля 2016 в 19:54 0
Добрый вечер, Татьяна Алексеевна! Спасибо за приглашение на мастер-класс. Очень актуальное занятие и в дошкольных учреждениях и в школе. Мой племянник тоже очень плохо выговаривает Р, но я написала небольшое стихотворение про букву Р и после он старается учиться выговаривать его. Лёгкое, интересное очень доступное занятие, которые даже родители могут провести и оно должно помочь многим. Спасибо за вашу любовь к детям, которым необходима помощь логопеда. Мой голос №14 вам +1
Ольга Васильевна Яковлева # 12 февраля 2016 в 21:33 +1
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна. Спасибо за приглашение. Мне понравилось занятие, разработанное Вами. Грамотно построенное, насыщенное, интересное. Интересный момент: приход сказочного героя. Это всегда повышает активность ребенка, его интерес к выполнению заданий. Цель и задачи выполнены в полном объеме. Спасибо, что делитесь своим опытом работы. Дальнейших творческих успехов! голос
Наталья Александровна Песоцкая # 13 февраля 2016 в 22:14 +1
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! Мне понравилось ваше занятие: подобраны интересные задания, правильно выстроена их последовательность, занятие достаточно динамичное. Спасибо за ваш материал. Голос!
Ольга Геннадьевна Грачева # 26 февраля 2016 в 22:43 +2
Здравствуйте Татьяна Алексеевна!
Конспект занятия составлен методически грамотно. Название и цель занятия соответствуют его содержанию. В структуре занятия выделены его части, которые были насыщены интересными и эффективными приемами в коррекции звукопроизношения. Хотелось бы отметить, что в конспекте занятия предполагаются задания в занимательной для ребенка стихотворной форме.
Использование приемов биоэнергопластики дает хорошие результаты в автоматизации звука, разнообразие в артикуляционной и пальчиковой гимнастике, так как данные приемы были заимствованы из методики работы с глухонемыми детьми.
Желаю дальнейших успехов в Вашей работе в данном направлении.
Спасибо! Голос.
Светлана Вячеславовна Клокова # 28 февраля 2016 в 17:43 +1
Хорошее занятие по автоматизации звука .Все этапы взаимосвязаны, расположены по мере усложнения. Материал представлен в стихах, что особенно ценно, т.к. в основном мы используем прозу. С удовольствием голосую!
Марина Алексеевна Дурнева # 1 марта 2016 в 14:43 +1
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна. Спасибо за приглашение! Очень интересное занятие! Ранее знакомилась с вашими материалами по использованию нетрадиционных техник в работе логопеда. Приятно, что данное занятие показывает практическое применение этих технологий. Все занятие подчиненно единому сюжету и подобранный речевой материал отвечает заявленной теме и задачам. Сказочный сюжет помогает держать внимание ребенка на протяжении всего занятия, что очень важно именно в работе при постановке и автоматизации звука. Очень много интересных и разнообразных заданий, которые помогают не только в автоматизации поставленного звука, но и развивают внимание, память, мышление ребенка. С вашего позволения беру себе на заметку ваше занятие! Желаю дальнейших творческих успехов!
Ольга Александровна Акчурина # 2 марта 2016 в 22:28 +1
Прекрасное занятие. Показаны разнообразные методы по автоматизации этого непокорного звука.Здесь присутствует и арт.гимнастика, и пальчиковая гимнастика, и применение наглядности, и использование здоровье сберегающих технологий. Занятие построено грамотно и методически верно. Молодец!
Татьяна Куриленко # 7 марта 2016 в 10:00 0
Спасибо всем большое за ваши комментарий!