Конкурсы для педагогов и детей

Познавательное занятие для детей 5-7 лет

Познавательное занятие в разновозрастной группе на тему: «И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю»
Автор: Ройтблат Татьяна Фёдоровна, воспитатель Место работы: КУ "СРЦН "Гармония"
Цель:
• познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;
• показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;
• воспитывать бережное отношение к хлебу
Задачи:
1. Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев употребления хлеба.
2. Воспитывать уважительное отношение к труду людей, под руками которых рождается хлеб.
3. Формировать культуру отношения к хлебу как богатству и достоянию страны.
Подготовительная работа (воспитанники ):
• поиск стихов, песен, пословиц и поговорок о хлебе;
• подготовка и оформление материала на выставку;
• поиск рецептов выпечки хлеба, сохранившихся на Руси;
• опрос на территории центра по теме мероприятия;
• подборка фоторепортажа о хлебе;
• подготовка выставки книг, картин с данной тематикой

Все мне снится: поспевает рожь.
На колосьях теплый свет заката...
Так с нею жизнь в душе и бережешь
То, что в детстве полюбил когда-то...
Скажут: это старомодно! Что ж,
Все родное нам навеки свято...
Поле, поспевающая рожь,
На колосьях — теплый свет заката.
Н. Рыленков
ХОД ЗАНЯТИЯ
Все мне снится: поспевает рожь.
На колосьях теплый свет заката...
Так с нею жизнь в душе и бережешь
То, что в детстве полюбил когда-то...
Скажут: это старомодно! Что ж,
Все родное нам навеки свято...
Поле, поспевающая рожь,
На колосьях — теплый свет заката.
Н. Рыленков

На сцене — эпиграф.
На красиво застланном расшитой скатертью столе лежит хлебные изделия и выпечка.
(Звучит песня в записи в исполнении Л. Зыкиной «Хлеб — всему голова»).

Выходят ребята в рубахах на выпуск.

Т.В.: Ты какой хлеб любишь?

Я: Я люблю всякий: черный с темной корочкой, когда он еще теплый, люблю есть его с холодным молоком.

Т.В.: А я люблю ситный, не важно полежал он уже или нет. Люблю его кушать с чаем и вареньем. Мне на столе тогда ничего не надо. Лишь бы хлеб был.

Я : Иногда слышишь всякие советы о пользе хлеба, о вреде хлеба. А я так скажу: нет хлеба и нет жизни. Нет ничего вкуснее и лучше нашего хлебушка.

Т.В.: Не зря пословица говорит: «Будет хлеб — будет и песня».

(Звучит песня «Хлеб — всему голова»). 1 Куплет

Я : Вы абсолютно правы, ребята, хлеб — всему голова. Не зря мы с вами посвящаем сегодня наш разговор главному предмету на нашем столе — хлебу.
Кто-то может подумать: неужели нет более важных тем для ребят чем разговоры о хлебе насущном?
И всё же , я думаю, мы с вами сегодня затронем очень наболевшую тему в нашем обществе, в нашем городе и , даже конкретно, в стенах нашего центра . Иногда после обеда, в столовой или в урне можно увидеть недоеденную булочку или кусочек хлебушка… Не задумываясь, мы можем просто оставить недоеденым на столе или бросить в отходы. К сожалению это делаем мы. Я предлагаю вашему вниманию материалы собранные к нашей встрече.

Фото этюды «Это делаем мы»

Традиции и обряды.
Я : Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.

Т .В.: В традиции русских людей: отправляя своих детей в дальнюю дорогу, мать всегда клала в холщовый мешочек краюху хлеба, чтобы ее ребенку дальняя дорога была легкой, чтобы, вдохнув запах хлеба, испеченного родными руками, трудности, встретившиеся на пути, казались вполне преодолимым пустяком.

Я : А ещё с хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты.

Т.В.: Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ним и зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Я: Скажите, уважаемые гости и ребята, есть ли продукт, который по востребованности в реальной жизни людей может сравниться с хлебом?

Ребята и гости отвечают на вопрос, поставленный ведущими.

Т.В.: Готовя нашу встречу, мы с ребятами нашли интересную легенду о том, кому хлеб обязан своим появлением на столе и хочу вас с ней познакомить.

Легенду читает воспитанник:

Однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал,
что хлеб творит земля. Сеятель возражал:« Я думаю, хлеб творит солнце». Пекарь, раскрасневшийся от жара печи, ответил, не задумываясь: «Хлеб творит огонь».
Никак не могли они определить в своем споре, кто же из них прав.
Решили обратиться к мудрецу.
Мудрец выслушал их, подумал и ответил: «В своем споре вы забыли о том, что без человека хлеба быть не может. Хлеб — дитя человеческое от первой и до последней минуты».

Я : Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе? Возможно кто-то из вас мне подскажет?

Внимание — на экран!

Текст к кадрам:
Святое дело – вырастить хлеб. Булки на деревьях и впрямь не растут… Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода. В лабораториях ученых – селекционеров, на их опытных делянках, на полях, где поспевает рожь и пшеница, - здесь начало всех начал. Только потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, - чтобы выпекли из нее румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки – таким приходит хлеб на наш стол.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Я:Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

(Вперёд выходят ребята с табличками).

1. Перед этой пашнею
Шапку скинь сынок
Видишь, пробивается хлебный колосок
Сколько в это зернышко вложено труда
Знают только солнышко, ветер, да вода.

2. Поле хлебное созрело
Жатва жаркая близка
И комбайн берется смело
Все собрать до колоска.

3. Время он беречь умеет
Хлеб пожнет и в тот же миг
Обмолотит и провеет
И погрузит в грузовик.

4. Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пришел
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато
Он уселся на машины
И спешит на элеватор.

5. В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно
Сможет он как будто дома
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.

6. Едет хлеб на мельницу
Мельницу-чудесницу
Здесь пышней, чем облака
Получается мука.

7. И наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов
Богатырь-муковоз
На завод муку повез.

8. И как бы тот путь
Не был долог и труден
Хлеб будет делиться своей теплотой
Хочется хлебу, так же как людям
На доброту отвечать добротой.

9. Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Здесь - Воспит.1, 2

Т.В.: Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. В каждом колоске пшеницы от 20 до 30 зёрен. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен. Получается, по несложным подсчётам, что в каждый батон хлеба помещается 450-500 колосков.

Я : А сколько колосков сбережём мы, если на столах не будут оставаться кусочки недоеденного хлеба и каждый будет брать только столько, сколько сможет съесть? Думаю, каждый должен задуматься!

Т.В.: Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне.

Я: Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется.

Т.В.: У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте.

Я :Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Т.В.: Безусловно, на Руси существовали свои, исконно русские традиции почитания хлеба. Ни один рачительный хозяин не мог позволить себе выбросить хотя бы кусочек хлеба. Весь хлеб съедался. Если же какие-то кусочки оставались, их с успехом использовали для кваса или для ржаного пива.
С того времени сохранилось отношению к хлебу как к отцу-батюшке, а к земле как к кормилице-матушке.

Я : Может быть, кто-то из присутствующих поделится
рецептами использования черствого и уже не очень вкусного хлеба? А мы определим своими аплодисментами, чей рецепт самый интересный.

Т.В.: Спасибо, нашим гостям, за интересные советы. Мы с ребятами тоже приготовили для Вас сюрприз — это несколько рецептов выпечки хлеба, сохранившихся на Руси. А мы с вами снова в нашей студии.

Я : Каких только сортов хлеба нет сегодня в хлебобулочной промышленности! Эту отрасль можно сравнить с модельным бизнесом. Каждый год на нашем столе появляются новые сорта хлеба, которые быстро завоевывают популярность и становятся незаменимым атрибутом наших будней и праздников.

Демонстрация фото-выставки (дети называют хлебобулочные изделия)

Соревнования между 2 командами “Колосок” и “Зернышко”- группа делится на команды по вариантам, выбирают капитанов команд

1. Задание капитанам: отгадать загадки.

o В поле тычинка - золотая вершинка.
o Не море, а волнуется.
o Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают?
o Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу.
(Отгадавшие получают жетоны)

o Игра “Найди четвертое лишнее. Докажи”
o Каравай, пышка, булочка, пицца
o Ватрушка, пончик, пирожок, буханка
o Собери пословицы. Пословицы потеряли свой конец. Помогите им, ребята.

Без краюшки - все не беда
Где хозяин ходит, тот будет хлебом богат.
Слову - вера, - половина обеда.
Кто трудиться рад, хлебу — мера
Как бы всякое зерно в сусек попадало, там земля хлеб родит.
Ешь и пироги, а долго спать - долг наспать.
Без соли, без хлеба коли хлеба нет.
Рано вставать - много хлеба добывать, да хлеб вперед береги.
Плох обед, так много бы хлеба было.
Покуда есть хлеб да вода - не прожить и седой старушке
Какова земля, а хлеба край, так и под елью рай
Хлеба ни куска , так и в тереме тоска; таков и хлеб

2. Конкурс: “Золушки”: по сигналу каждая команда должна выбрать из блюдца, на котором лежат зерна подсолнечника, пшена, ржи, пшеницы, риса те зерна, из которых получают муку и пекут хлеб. Назвать зерна.

Победившая команда получает ……какие-либо уощения.

Я : Мы продолжаем наш разговор о хлебе.

Воспитанник:

Когда за столом вы ребята сидите,
то помните, кто для вас хлеб создает?
Колхозник, Рабочий, Нефтяник, Строитель,
Шахтер, Машинист, Комбайнеры, Народ.

Я : : Да, действительно, народ! Когда же впервые пришел к человеку хлеб? Очень давно. Но начинали печь хлеб, используя не рожь и пшеницу, а желуди. Из желудей дуба пекли хлеб более 5000 лет назад. Но не всегда хлебушка было вдоволь.

(звучит музыка «Священная война»)

Т.В. : И сегодня нам хотелось бы вспомнить вместе с вами трудные минуты войны и вспомнить, каким же было отношение к хлебу в те страшные годы?
Вспомним трудный хлеб войны. 1941 год. На нашу родину напали фашисты-враги. Они жгли хлебные поля. Все, кто мог держать оружие, встали на защиту РОДИНЫ. Чтобы как-то выжить, люди варили суп из лебеды и крапивы, а за хлебушком выстраивались целые очереди. Хлеб всегда считался силой и богатством страны. На Руси запасы зерна, муки наряду с порохом и свинцом заносили в «строевые списки». Они становились стратегическим запасом хозяина или войска.
Особенно досталось г. Ленинграду, ныне г. Санкт-Петербургу. Но об этом нам лучше расскажет хроника того страшного времени...





Я : Презентация-слайды + Музыка + стих фоном

Я знаю это только по рассказам,
Что в дни блокады не было еды.
И от бомбежки семьи гибли разом,
В водопроводе не найти воды.

А хлеба норма просто на смех курам,
Работать надо ж было за двоих.
И если пайку всю съедаешь утром,
В желаньях днем умерен ты своих.

А выстоять за хлебом - подвиг это:
Нет сил, мороз и очередь длинна.
Кому - то станет песней недопетой
Проклятая, священная война.

Но выжившим запомнится надолго
Блокадной пайки этот серый хлеб.
Ведь от Невы до матушки до Волги,
И даже дальше его вкуснее нет

Я : Обличительным документом в те страшные годы, является дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой. Я позволю зачитать несколько строк.
Последней записи нет, т.к. Таня умерла, а может в тот момент, мог спасти ее такой кусочек, хлеба, который лежит каждый день у вас на ладони, а его не было.

Фото и записки(распечатка)

Т.В.: Наши предки учили: “При сытости помни голод”. Хлеб у нас есть, он необходим каждый день. Но вкус его почувствуешь по-настоящему тогда, когда попытаешься представить себе, что пережила Россия в годы неурожаев и в военное время. ПОМНИТЕ!

Я : Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль – значит понимать ценность хлеба и при сегодняшнем обилии хлеба – бояться потерять его. ПОМНИТЕ!

Т.В.: Давно на нашей земле не свистят пули. Дети не вздрагивают от взрывов. Но мы всегда должны помнить о тех страшных годах. О том , что пережил наш народ и выстоял. ПОМНИТЕ!

Я: Вы — новое поколение. Возможно, кто-то из вас будет растить хлеб, водить поезда, полетит к звездам, кто-то добывать руду и строить дома, кто-то защищать Родину или учить детей. ПОМНИТЕ!
А в память о нашей встрече предлагаем всем вместе отведать пирог с нашего стола!

Ученик читает стихотворение Н.Рыленкова “Хлеб”:
Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув, на свежей скатерти узлом
В дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.
Я.Френкеля "Русское поле"

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий познавательного досуга в подготовительной группе Спортивно-музыкальный досуг в подготовительной группе Досуг для старших дошкольников. Сценарий Литературно-музыкальная композиция для старших дошкольников по произведениям Маршака

Похожие статьи:

Развлечение для детей подготовительной группы о труде

Физкультурный досуг в подготовительной группе зимой в зале

Развлечение на тему «Россия» в подготовительной группе в детском саду

Сценарий творческой игровой программы в детском саду для детей подготовительной группы

Сценарий фольклорного мероприятия для начальной школы на тему Осень | Воспитание духовно-нравственных ценностей у детей
Опубликовано: 806 дней назад (20 сентября 2014)
Просмотров: 2250
+4
Голосов: 4
Елена Васильевна Берюхова # 20 сентября 2014 в 12:17 +1
Татьяна Фёдоровна, большое спасибо за содержательный и полезный материал.Очень интересный подбор стихов, песен, пословиц, фотографий, увлекательные конкурсы. Конспект будет полезен и в готовом виде, а отдельных фрагментов в виде бесед, игр, викторин хватит на целую тематическую неделю. С вашего позволения, буду использовать в своей работе. Голосую
Татьяна Ройтблат # 20 сентября 2014 в 13:15 0
Благодарю за добрые слова!
Татьяна Семёновна Павлова # 20 сентября 2014 в 16:29 0
Добрый день, Татьяна Федоровна! К вашему занятию нечего добавить, разнообразной информации - "море": загадки пословицы, стихи, песни, даже трудные военные времена вспомнили, обогатив фотографиями. Я не хочу быть оригинальной, с вашего позволения воспользуюсь таким познавательным материалом. Огромное спасибо!
Наталья Леонидовна Вальдман # 21 сентября 2014 в 15:49 0
Татьяна Фёдоровна, большое спасибо за содержательный и полезный . Очень богатый подбор стихов, песен, , фотографий,пословиц , конкурсов. Настолько насыщен Ваш конспект информацией, что ее хватит для проведения тематической недели.С Вашего позволения хотелось бы воспользоваться таким материалом в своей работе. Спасибо.
Сидорова Зоя Григорьевна # 21 сентября 2014 в 23:49 0
Татьяна Фёдоровна! Очень важную и полезную тему Вы затронули в своей публикации. Действительно, часто дети не знают цену хлебу и тяжёлому труду земледельцев. Удачно ввели тему и познакомили детей с заповедями русского народа о хлебе. Тем самым воспитываете бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду людей. Богатый стихотворный материал, великолепные загадки и пословицы, отличный фотоматериал. Только, почему-то несколько целей. Мне кажется, что цель ставится одна, а задач несколько. Вам бы было достаточно написать: цель: воспитание бережного отношения к хлебу. Огромное спасибо за приглашение, удачи!
Зоя.