Конкурсы для педагогов и детей

Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка

Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции
Автор: Капитонова Татьяна Леонидовна - учитель английского языка МБОУ "Школа №61" г. Рязани
Описание материала: Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прививать любовь к своей малой Родине, формировать гражданскую позицию, но и нести культуру своего народа представителям других стран, воспитывает толерантное отношение к другой культуре.
Цель: развитие и передача определенной системы ценностей национальной культуры посредством иностранного языка.
Задачи:
1) познакомить с историей родного края;
2) привить любовь к родному городу;
3) сформировать гражданскую позицию;
4) научить характеризовать собственную культуру и историю для представителей других стран;
5) помочь понять сходства и отличия, существующие между культурами;
6) сформировать межкультурную компетенцию;
7) развивать творческую исследовательскую активность у учащихся.

«Как нет человека без самолюбия – так нет
человека без любви к Отечеству, и эта любовь
даёт воспитанию верный ключ к сердцу
человека и могущественную опору для борьбы
с его дурными природными, личными, семей-
ными и родовыми наклонностями»
К.Д. Ушинский


В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования молодежи, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека. Воспитание этих черт и качеств личности осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности учащихся в единстве учебно-воспитательного процесса. Именно сегодня возрастает необходимость нравственной направленности всего процесса обучения в школе, так как возникло противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и качеством его гражданской и нравственной воспитанности, уровнем социальной культуры.

Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа. Краеведение является тем элементом образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому.

Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего города, тем самым, способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.

Непосредственное отношение к формированию мировоззрения имеют ученические исследования. Они прививают культуру умственного труда, готовят учащихся к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности, повышают сознательность и прочность усвоения краеведческих знаний.

Краеведческие уроки на иностранном языке актуальны, потому что знание иностранного языка необходимо школьникам для того, чтобы уметь характеризовать собственную культуру и историю для представителей других стран. Кроме того, знание краеведческого материала помогает лучше понять сходства и отличия, существующие между культурами, что является фундаментом межкультурной компетенции.

Разработанные мной уроки From the History of Ryazan, The Ryazan Coat of Arms, What does the name Ryazan mean?, Avdotia Ryazanochka, Evpatii Kolovrat, Sergey Esenin, I.P. Pavlov, K.E. Tsiolkovsky, The Pirogov Family, M. Saltykov-Shcedrin, Ryazan Region (General Information), Ryazan Cultural Life (The Drama Theatre,The Fine Arts Museum) позволяют учащимся повторить, обобщить и углубить краеведческие знания и одновременно развить навыки и умения иноязычной деятельности. Эти уроки рассчитаны на учащихся старших классов и проводятся в рамках изучения тем Our Motherland, Outstanding Personalities of Russia (of Ryazan). Кроме того, учащиеся занимаются поисковой работой. Ученику или группе учащихся предлагается подготовить сообщение по заданной теме, ряд вопросов по содержанию сообщения (самостоятельно или вместе с учителем). Далее на доску выписываются новые слова, имена собственные и географические названия, если они есть. Затем учащиеся класса прослушивают сообщение, отвечают на вопросы и, используя предложенные вопросы в качестве плана, рассказывают об услышанном. Таким образом, учащиеся непосредственно вовлекаются в процесс обучения, становясь субъектом обучения, а не объектом. Такое обучение в сотрудничестве благотворно влияет на повышение интереса к предмету, теме, а также влияет на повышение качества знаний.

Однако, начинать прививать любовь к родине и формировать у учащихся гражданскую позицию нужно как можно раньше. Поэтому часть уроков адаптирована для учащихся начальной (4 класс - пролицейский) и средней школы (6 класс - общеобразовательный). На данном этапе у учащихся уже сформированы умения и навыки в использовании таких видовременных форм глагола, как Present Simple, Present Progressive, Past Simple, Future Simple, а также ребята изучили количественные и порядковые числительные, что позволяет им оперировать датами, степени сравнения прилагательных, при помощи которых они могут сравнивать различные явления. Всё это позволяет проводить уроки, связанные с историей родного края: “What does the name Ryazan mean?”, The Ryazan Coat of Arms, Avdotia Ryazanochka, Evpatii Kolovrat, Sergey Esenin. Выбор данных уроков связан с тем, что учащиеся хорошо знакомы с творчеством своего знаменитого земляка-поэта С. Есенина. Кроме того, ребятам интересны былины о подвигах своих соотечественников, как бесстрашных воинов, так и простых людей, способных в тяжёлые для их родины времена проявлять стойкость и героизм. Таким образом, героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Эти уроки вызывают неподдельный интерес у учащихся, что видно из проведённого анкетирования. Более 80% учащихся отмечают, что им интересны данные темы и хотелось бы, чтобы подобные уроки проводились как можно чаще.

Обучение основано на принципах сознательно-коммуникативного метода, что находит выражение в формулировке целей уроков, их структуры и подборе упражнений и видов учебной деятельности. Краеведческое содержание подается в виде текстов об истории Рязани для чтения с последующим обсуждением. Методика работы нацелена на развитие всех видов речевой деятельности: развиваются умения в чтении и устной речи на основе краеведческого материала, уделяется внимание развитию лексических навыков, развитию умения перифраза, также навыков и умений в переводе. На уроках учащиеся работают с фотоматериалами и иллюстрациями. Предлагаются задания такого типа: дай информацию об увиденном; скажи, какие новые сведения ты узнал. Кроме того, на уроках учащиеся прослушивают высказывания на иностранном или русском языке и переводят их: сначала ученики переводят отдельные словосочетания, затем предложения с ними и целые монологи. Предложенные уроки нацелены на развитие и передачу определенной системы ценностей национальной культуры посредством иностранного языка.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного занятия для 4-5 класса. Мой Кузбасс Конспект урока литературного краеведения в 8 классе Мой город – город трудовой славы. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней груп Конспект урока по краеведению для 2 класса по теме «Заповедники Мурманской области»
Конспект урока английского языка, 9 класс. Из истории Рязани
Опубликовано: 228 дней назад (19 апреля 2016)
Просмотров: 560
+17
Голосов: 17
Софья Владимировна Юхнина # 19 апреля 2016 в 21:17 +2
Татьяна Леонидовна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с опытом работы учителя иностранного языка: "Краеведение на уроках английского языка".
С ДЕБЮТОМ!!! v Грамотно! Актуально! Познавательно!
Вы создаёте условия для развития и передачи определенной системы ценностей национальной культуры посредством иностранного языка.
Примите мой первый голос, УДАЧИ!!!
Татьяна Леонидовна Капитонова # 19 апреля 2016 в 21:21 +1
Софья Владимировна, большое спасибо за комментарий и оценку!
Очень признательна! zst
Ольга Ивановна Кабанова # 19 апреля 2016 в 21:36 +2
Здравствуйте, Татьяна Леонидовна! Поздравляю Вас с первой публикацией на сайте. Содержание материала соответствует заявленной теме "Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции". У Вас есть ещё время дать описание работы, нужно указать для кого она предназначается. Мы, педагоги, получили сведения о важности использования краеведения для формирования патриотического сознания. Материал систематизирован и изложен максимально просто и чётко. Вами приведены названия тем, используемых на уроках английского языка, позволяющие расширить краеведческие знания учащихся. Желаю творческих успехов. Примите мой голос!
Татьяна Леонидовна Капитонова # 19 апреля 2016 в 21:40 +1
Уважаемая, Ольга Ивановна! Большое спасибо за Ваш комментарий и полезное замечание! Очень признательна!
Людмила Васильевна Биткова # 19 апреля 2016 в 22:01 +1
Здравствуйте, Татьяна Леонидовна. Поздравляю Вас с первой публикацией.На замечание обратите внимание. Мне понравилось, что Вы в своей работе формируете краеведческие знания, воспитываете патриотизм у обучающихся. Удачи Вам!
Татьяна Леонидовна Капитонова # 19 апреля 2016 в 22:08 +1
Спасибо! Поправка внесена!
Мира Симеунович # 19 апреля 2016 в 22:35 +3
Добрый вечер, Татьяна Леонидовна! Я с интересом прочитала Вашу статью. Думаю, что цель и задачи работы соответствуют теме, и что очень хорошо сформулированы. Краеведческая работа в функции развития патриотических чувств, наряду с формированием межкультурной компетенции подробно предоставлены в Вашей работе. Развитие умений иноязычной деятельности учащихся Вы показали, приводя примеры уроков и примеры исследовательской работы. Вы тоже привели примеры конкретных языковых знаний учащихся различных классов, позволяющие им выражаться на иностранном языке. Ваша работа показывает способы реализации всех видов речевой деятельности, которые основываются на принципах сознательно-коммуникативного метода. Поздравляю Вас с публикацией и желаю успехов! Примите мой голос!
Татьяна Леонидовна Капитонова # 19 апреля 2016 в 22:45 +1
Здравствуйте, Мира! Большое спасибо за Ваш комментарий и оценку моей работы! Особенно приятно получить признание от коллеги, преподающего иностранные языки. smile
Татьяна Александровна Толстикова # 19 апреля 2016 в 23:12 +4
Татьяна Леонидовна, здравствуйте! С первой публикацией Вас! Замечательно, что и на уроках английского языка ребята знакомятся с историей родного края, принимая активное участие и в исследовательской деятельности. Прививая таким образом любовь к родному краю, вы учите их рассказывать о своей Родине представителям других стран. Спасибо за приглашение, с удовольствием голосую. Удачи Вам!
Екатерина Николаевна Демидова # 20 апреля 2016 в 08:39 +2
Здравствуйте, Татьяна Леонидовна! Говорят, что первый блин комом, но это точно не про вас. Вы поделились с нами вашим богатым педагогическим опытом. Очень было приятно, что вы напмсали статью на русском языке, так как не все изучали английский язык. Вы не только обучаете детей иностранному языку, но и знакомите их с жизнью знаменитых людей Рязани. С удовольствием голосую +1. Ждем новых публикаций!!!!
Алла Ивановна Ефимова # 20 апреля 2016 в 13:32 +1
Татьяна Леонидовна, здравствуйте! Вы меня пригласили оценить Вашу разработку, спасибо Вам за это. Материал вы преподнесли в доступной форме даже для людей не знающих английский. На ваших занятиях детям будет не скучно, работы на таких уроках хватает, заданий много и они разнообразные. Удачи Вам! +1
Татьяна Леонидовна Капитонова # 20 апреля 2016 в 15:26 0
Уважаемые коллеги! Большое спасибо Вам за комментарии и оценки! Очень рада, что могу быть полезной. smile
С уважением, Т.Л.
Пётр Иванович Королёв # 20 апреля 2016 в 16:07 +3
Как говорил один весёлый паренёк, май инглиш вери бед, учил всю жизнь (и в школе, и в родном курском ПЕДе) французский, да вот беда язык Андре Жида и Мориса Ломье мне тоже не дался! Вообще кроме русского понимаю украинский, сербский и болгарский, болгарский вообще хорошо - был в Велико-Тырново даже газеты, читал...
Но, что хочется сказать уважаемая Татьяна Леонидовна?
У всех комп и всё же капельку английский знаю!
Видно, Вы не час сударыня и не 2 потратили на эту разработку! Действительно - всё грамотно, чётко, структурно и со знанием дела! Я бы сказал блестяще! Видно, что Вы не только учитель, но и методику знаете ого-го, ну и инглиш Ваш вери гуд!
Так что конечно +
Примите мои искренние пожелания счастья и добр!
Татьяна Леонидовна Капитонова # 20 апреля 2016 в 21:50 +1
Гран мерси, Петр Иванович,за душевный комментарий! smile
От всей души желаю освоить инглиш! Уверена, что такому полиглоту это будет несложно.
Оксана Михайловна Жидикина # 20 апреля 2016 в 17:39 +5
Здравствуйте, Татьяна Леонидовна. С дебютом Вас! Спасибо за опыт работы.
Цель и задачи разработки выполнены в полном объёме. Примите голос №4.
Татьяна Леонидовна Капитонова # 20 апреля 2016 в 21:54 +2
Оксана Михайловна, большое спасибо за Ваш комментарий и высокую оценку моей работы! Очень признательна!
Надежда Леонидовна Макарова # 20 апреля 2016 в 20:05 +5
Татьяна Леонидовна! Спасибо за приглашение! Поздравляю Вас с первой публикацией! Материал грамотный, доступный, достойный для участия в конкурсе! Примите голос №5!
Татьяна Леонидовна Капитонова # 20 апреля 2016 в 21:55 +2
Надежда Леонидовна, благодарю за Вашу оценку и голос!
Ирина Юрьевна Ручина # 20 апреля 2016 в 20:16 +5
Татьяна Леонидовна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей публикацией. Материал очень интересный, познавательный, мне понравился. Интересное знакомство с историей родного края. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Татьяна Леонидовна Капитонова # 20 апреля 2016 в 21:56 +2
Ирина Юрьевна, очень признательна за Ваш комментарий! Спасибо!
Надежда Викторовна Виноградова # 20 апреля 2016 в 22:29 +5
Татьяна Леонидовна, с большим интересом прочитала Вашу статью. Всё прекрасно описано. Примите голос!
Татьяна Леонидовна Капитонова # 20 апреля 2016 в 22:32 +2
Надежда Викторовна, большое спасибо за Ваше внимание и высокую оценку!
Елена Григорьевна Полякова # 21 апреля 2016 в 11:16 +4
Здравствуйте, Татьяна Леонидовна! Поздравляю Вас с первой публикацией на сайте!
Учтите те маленькие замечания, которые поступили от коллег и всё будет отлично!
Действительно, очень актуальная,полезная, вдумчивая и содержательная работа представлена нам,
цель и задачи которой выставлены в соответствии с содержанием и, безусловно, будут достигнуты.
Я бы добавила по ходу изложения иллюстраций -это облегчает восприятие текста. В целом же, ОТЛИЧНО!
Желаю новых творческих удач! С уважением, Е.Г.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 21 апреля 2016 в 13:53 +1
Татьяна Леонидовна, спасибо за приглашение и возможность окунуться в мир английского языка! С большим интересом познакомилась с опытом вашей работы, региональный компонент очень важен и необходим в образовательном процессе, уверена, что статья заинтересует учителей-предметников. +1
С уважением, Т.Н.
Татьяна Леонидовна Капитонова # 21 апреля 2016 в 21:16 0
Татьяна Николаевна, спасибо, что нашли время прочитать и оценить мою работу. Очень признательна!
Ольга Васильевна Яковлева # 23 апреля 2016 в 16:07 +1
Здравствуйте, Татьяна Леонидовна. Спасибо за приглашение. С дебютом Вас! Актуально, полезно, содержательно, вдумчиво! Дальнейших творческих успехов! голос
Татьяна Леонидовна Капитонова # 27 апреля 2016 в 15:54 0
Ольга Васильевна, спасибо за комментарий. Очень признательна за то, что уделили свое внимание и время моей работе!