Конкурсы для педагогов и детей

КВН по сказкам Пушкина, 5-7 класс

КВН по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5 - 7 классов
Сказки А.С. Пушкина всегда актуальны и интересны, их чтение завораживает и детей и взрослых.Воображение поэта очень велико. Его сказочные персонажи учат добру и злу, бесстрашию и упорству. Этот материал проверяет учащихся, хорошо ли они знают сказки великого поэта.
Чудеса чудесные
(КВН по сказкам Пушкина для учащихся 5 -7 классов)

Цель:
закрепление представления учащихся о сказках А.С. Пушкина.
Задачи:
развивать память учащихся;
вызвать интерес и создать эмоциональный настрой;
развивать выразительность при чтении сказок;
воспитывать уважение к творчеству поэта.
Пояснительная записка:
Все дети знают знаменитые сказки А.С. Пушкина. Ему их перед сном рассказывала его няня - Арина Родионовна, он засыпал, рисуя в своей голове сказочные образы. В этот КВН вошли четыре сказки Пушкина: « Сказка о царе Салтане», « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о спящей царевне и семи богатырях», « Сказка о золотом петушке». Составлены вопросы по основным событиям в сказках, так, чтоб учащиеся могли отгадать. Показ иллюстраций помогает при отгадывании вопросов. При подведении итогов победители награждаются. Это вызывает интерес у учащихся, воспитывается уважение и любовь к творчеству поэта.
Читайте Пушкина, читайте,
И не живите днём одним.
С ним и любите, и мечтайте,
И дружбой светлой дорожите,
Её как свет звезды неся.
Как Пушкин пламенно живите,
Нам жить без Пушкина нельзя.
Пытливо вчитывайтесь в строки,
Вникая в смысл их до конца,
Где и размах души широкой
И опыт жизни мудреца.
Глубинный кладезь чувств и мыслей,
Любви восторженности гимн...
Читайте Пушкина всей Жизнью,
Он в жизни всем необходим.
Он каждый раз иною гранью,
Сверкнёт - таинственный алмаз...
Пусть длится с Пушкиным свидание,
Не покидающее нас.
Т.М.Каргаполова.
1. Разминка
Царь с царицею прощается,
в путь – дорогу снаряжается,
А когда он возвращается,
дочка малая рождается.
Да растит её не мать – царица,
а мачеха – красавица.
И царевну молодую отправляет
в глушь лесную,
Под сосной бросает там
На съедение волкам.
Суждено девице кроткой
Терем увидать на тропке,
Встретить семь богатырей
И заснуть в хрустальном гробе,
Что разбил со силы всей
Королевич Елисей.
О какой сказке Пушкина идёт речь? ( «Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях»)


2.
Сейчас потолкуем о сказке другой:
Тут синее море, тут берег морской
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого – то поймает и что – то попросит,
О жадной старухе рассказ тут пойдёт.
А жадность, ребята, к добру не ведёт…
И кончится дело всё тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
О какой сказке Пушкина здесь говорится? («Сказка о рыбаке и рыбке».)

3.
Другая сказка про царя…
И он с царицею прощается
И в путь – дорогу снаряжается.
Царице сына Бог даёт.
Она гонца с бумагой шлёт
К царю, где бой с врагом идёт.
Худые люди зло задумали:
Письмо царево подло выкрали
И сочинили в сей же час
От батющки – царя приказ:
Царицу с сыном погубить
И тайну вечно сохранить.
Судьба страдальцев не покинула:
Волна на берег бочку вынесла.
Царевичу за сердце доброе
Воздвигли город среди моря,
Где стал он князем и главой,
Где правил счастливо с женой,
Куда отец к нему приплыл
И на весь мир устроил пир.
А как называется эта сказка А.С. Пушкина? («Сказка о царе Салтане…».)

4.
Третий царь войну любил,
Всем соседям он грозил,
Но когда подкралась старость,
Самому царю досталось,
От соседей удалых,
И от ратей их лихих
Думать царь забыл про отдых.
Что там сон! Да сколько раз
Слёзы брызгали из глаз!
И решился царь с заботой
Обратиться к звездочёту.
Звездочёт коварный был:
Всё он войско погубил
Вместе с царскими сынами.
А виновница – девица,
шамаханская царица, -
Выщла замуж за плешивого царя,
Да женился на красавице он зря:
Не успел девицу в терем привезти –
Умер царь от птицы в город на пути.
Узнали эту сказку Пушкина? («Сказка о золотом петушке».)

5.
Что жадность, ребята, к добру не ведёт И жадный не дальше корыта уйдёт,
Про то повествуется в сказке про плотника,
Повара, конюха и на все руки работника.
Парень служил славно,
усердно и очень исправно.
В год за три щелчка по лбу
да за простую полбу.
Только жадность меры не знает,
И жадного частенько расплата настигает.
И ради денег большого мешка
Лишился хозяин и ума, и языка.
------------------------------------------------------
Как называется эта сказка?
(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)


Вопросы по «Сказке о царе Салтане…»
1.
В синем море звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по морю идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица…
Продолжите сказку.
Какое чудо произошло в бочке?
( Ребята отвечают)
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
« Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать? – молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.

2. К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно, на море не тихо;
Смотрит – видит дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил…
Но как раз стрела запела –

В шею коршуна задела –
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил…
Какое чудо произошло дальше?
( Ребята отвечают)
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывёт,
Злого коршуна клюёт,
И царевичу потом
Молвит русским языком:
« Ты, царевич, мой спаситель…»

Злого коршуна клюёт,
И царевичу потом
Молвит русским языком:
« Ты, царевич, мой спаситель…»
3.
Улетела лебедь – птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились натощак.
Вот открыл царевич очи…
Какое лицо дивное увидел царевич? И кто сотворил это диво?
(Ребята отвечают)
Отрясая грёзы ночи
И дивясь перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами,
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
… « То ли будет? –
Говорит он, - вижу я:
Лебедь тешится моя».

4.
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальний;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
« Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» -
Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
« Грусть – тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»
Какое чудо совершает Лебедь для князя Гвидона?
(Ребята отвечают)

Лебедь Князю: « Вот в чём горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблём?
Будь же, князь, ты комаром»
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Омаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль – и в щель забился.

В муху князь оборотился,
Полетел и зажужжал…
«…Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя.
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу»
С ободрённою душой
Князь пошёл к себе домой;
Лишь ступил на двор широкий…
Какое чудо увидел перед собой князь Гвидон?
(Ребята отвечают)
Что ж? Под ёлкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладёт
И с прсвисточкой поёт
При честном при всём народе:
Во саду ли, в огороде.

5.
Князь пошёл, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он….
Какое новое чудо увидел князь Гвидон в море?
(Ребята отвечают)
…Море вдруг
Всколыхалось вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт.

6.
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом, обо всём
Передумал он путём;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: « Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя.
Ведь царевна эта – я».
Какое самое радостное чудо свершилось перед глазами Гвидона?
( Ребята отвечают)
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась:
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама – то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь – то говорит,
Словно реченька журчит.
По «Сказке о рыбаке и рыбке»
7.
Раз он в море, закинул невод, -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришёл невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод
Какое чудо увидел старик?
(Ребята отвечают)
Пришёл невод с одною рыбкой.
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
« Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь».
8. « Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт мне покою:
Надобно ей новое корыто…»
Какое чудо совершила рыбка для старика?
(Ребята отвечают)
Отвечает золотая рыбка:
« Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто»
Воротился старик ко старухе:
У старухи новое корыто.
9. Вот пошёл он к синему морю,
(Смутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
« Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
« Смилуйся, государыня рыбка!
Ещё пуще старуха бранится,
Не даёт старику мне покою:
Избу просит сварливая баба»
Опишите подробно, какое чудо увидел старик?
(Ребята отвечают)
Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
10. Пошёл старик к синему морю;
(Неспокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
« Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
« Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не даёт старику мне покою:
Уже не хочет быть крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой»
Опишите подробно, какое чудо увидел старик?
( Ребята отвечают)

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
11..
Старичок правился к морю,
( Почернело синее море),
Стал он кликать золотую рыбку:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».

Опишите подробно чудо, которое произошло со старухой?
(Ребята отвечают)
Старичок к старухе воротился.
Что х? пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг её стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.

13.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
« Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
« Смилуйся, государыня рыбка!
Что делать с проклятой бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою…»
Какое последнее чудо сотворила рыбка?
(Ребята отвечают)
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился –
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
-----------------------------------------------------
По «Сказке о спящей царевне и о семи богатырях»
13.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Из какой сказки данный отрывок? ( Из « Сказки о спящей царевне и о семи богатырях».)
(Ребята отвечают)
Продолжите этот отрывок. Каким чудом обладала невеста?
( Ребята отвечают)
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело,
Говорить оно умело.

14.
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошёл к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть ещё хоть раз.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.

Какое радостное чудо свершилось на глазах королевича Елисея?
(Ребята отвечают)
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами,
И, качаясь над цепями,
И вздохнув, произнесла:
« Как же долго я спала!»
По «Сказке о золотом петушке»

15.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, -
Ан с востока лезет рать.
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу.

Какое чудо предложил волшебник царю?
(Ребята отвечают)
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
« Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю ,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой;
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда наш петушок
Приподнимет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся.

Вопросы о героях сказок:
16.
Какие героини сказок А.С.Пушкина имели четыре глаза на троих и почему? (Ткачиха, повариха и сватья бабариха, Гвидон, превратившийся в комара, сделал слепыми на один глаз тётушек, а бабушку пожалел и ужалил в нос)
17.
Что общего между тридцатью богатырями А.С.Пушкина и человеком – амфибией А.Р. Беляева)
( Все эти герои живут и в воде, и на суше)
18.
Какая героиня сказок А.С. Пушкина совершила 6 чудес и имела 38 родных братьев?
(Царевна – Лебедь. 1. Построила на морском острове город за одну ночь. 2. Сотворила белку, которая грызёт золотые орехи, наполненные изумрудами, и при этом поёт. 3 – 5.Превращала Гвидона в комара, муху, шмеля. 6. Превратилась из лебедя в прекрасную царевну.)
19.
Героиня сказок А.С. Пушкина, сумевшая победить три царских войска, погубить трёх царей и потом исчезнуть бесследно.
( Шамаханская царица. Возле её шатра погибли войска Дадона, двух его сыновей, а также сами сыновья, а затем- и царь Дадон от удара клювом золотого петушка у ворот столицы.)
20.
Какое растение, с которым работают селекционеры Института имени Докучаева и других научно – исследовательских учреждений сельскохозяйственного профиля, было любимой пищей одного из героев сказок А.С. Пушкина? И какого? (Полбу любил Балда. Полба –это тритикале, который является гибридом пшеницы и ячменя. Варёная полба – каша.)
21.
Как удалось Балде пронести кобылу « промеж ног»?
(Сел Балда на кобылу верхом
Да версту проскакал, так что пыль столбом.)
22.
Для чего Балда поймал в лесу двух зайцев? (Один заяц убежал в лес. Он должен был « участвовать» в кроссе. А другого зайца, якобы сбежавшего вокруг моря, Балда держал в руках.)
23.
Назовите героиню сказок А.С. Пушкина, которая етыре раза превращалась в женщин разных сословий благодаря доброй волшебнице. ( Старуха из « Сказки о рыбаке и рыбке». Она была богатой крестьянкой, столбовой дворянкой, вольной царицей и опять бедной старухой.)
24.
Какой загадочный герой А.С.Пушкина был разведчиком, пограничником,имел отношение к золоту и умел убивать по приказу подобно героям американских боевиков? ( Это золотой петушок. Он "«стал стеречь…границы», предупреждал об опасности (« чуть опасность где видна…», был золотым, а также
…В глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон –
Охнул раз, и умер он.)

25.
Назовите героиню сказок А.С. Пушкина, которая умела выполнять работу в доме (и какую работу) без служанок, хотя сама из царской семьи. (Царевна из « Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку.
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберёт и приготовит,
Им она не прекословит.)
26.
Назовите героя сказок А.С. Пушкина, который умел передвигаться по воде, по воздуху, незаметно присутствовать при царских беседах. Ему трижды удалось обезвредить своих врагов. Как это произошло?
(Это князь Гвидон. Он превращался в комара, муху, шмеля, забивался в щель корабля и плавал на нём. Укусил ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху.)
27.
Назовите героиню сказок А.С. Пушкина, которой не нужно было ни ночное, ни дневное освещение (Царевна – Лебедь)
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.)

28.
Какой герой сказок А.С. Пушкина ел за четверых, а работал за семерых (Балда.)
29.
Какая героиня сказок А. С. Пушкина умела одарить и богатством большим, и чинами высокими? (Золотая рыбка.)
(Подведение итогов. Награждение победителей.)

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий досуга «Путешествие по сказкам Пушкина» для детей старшего дошкольного возраста Викторина с ответами по произведениям Пушкина для 2-3 классов Игра "Умники и умницы" для 4-5 классов по сказкам Пушкина Викторина по сказке Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» для детей подготовительной г

Похожие статьи:

Сценарий театрализованного представления для старших дошкольников «По следам Пушкинских сказок»

Литературная игра по сказке Пушкина. Сказка о царе Салтане…

Прогулка в парке в марте | Стихотворение, посвящённое жене
Опубликовано: 246 дней назад (1 апреля 2016)
Просмотров: 1011
+4
Голосов: 4
Анна Сергеевна Кондратьева # 2 апреля 2016 в 10:20 0
Татьяна Михайловна, спасибо за разработку мероприятия.Задания не только проверяют знание содержания сказок, но и развивают умение сравнивать, анализировать, проводить аналогии, а игровая форма создает комфортную ситуацию для ребят.
Татьяна Михайловна Каргаполова # 3 апреля 2016 в 02:32 0
Спасибо!
Лариса Владимировна Валитова # 3 апреля 2016 в 15:35 0
Здравствуйте, Татьяна Михайловна. Замечательный КВН, потому что это ПУШКИН! Этого поэта должен знать каждый человек в нашей стране вдоль и поперек. Очень точная и правильная тема для КВН. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, как Вам надо копировать адрес ссылки.Об этом написано в статье"Как вести запись в блоге". Пожалуйста, прочтите. Спасибо.
Татьяна Леонидовна Капитонова # 2 июня 2016 в 22:54 0
Здравствуйте, Татьяна Михайловна. Очень люблю Пушкина! Спасибо за увлекательное путешествие в мир сказки! Ваш материал насыщенный, интересный, хорошо проиллюстрирован. Уверена, равнодушных не останется на КВНе!Успехов! Голос!