Конкурсы для педагогов и детей

Пальчиковая гимнастика для дошкольников по программе "Ладушки"

Пальчиковые игры для детского сада
Развитие мелкой моторики у детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно работать пальчиками, ладошками, показывая то или иное движение, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится, более связной и эмоциональной.
Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления. Игры можно использовать как во время образовательной деятельности и во время режимных моментов. На первом этапе работа строиться индивидуально. Педагог разглаживает ребёнку ладошки, по очереди сгибает и разгибает пальчики, при этом проговаривает слова.
К третьему году жизни ребёнок должен уметь сгибать пальчики в кулачки и разгибать их, выполнять простейшие движения по тексту: делать крылышки, складывать ладошки вместе, показывать ушки, водить пальчиком по ладошке, грозить пальчиком, делать «рожки» и «Усики», показывать «Фонарики», махать ладошками.
Очень важно, что бы эти игры были в обиходе не только в дошкольном учреждении, но и дома в семье. Далеко не все родители знают, как надо играть с детьми, используя образные стихи и потешки. Для этого необходимо родителей просвещать. Можно пригласить их на родительское собрание и рассказать о целесообразности таких игр с детьми, о том, какие они дают результаты, как помогают малышам развиваться. Показать игры, проиграть их с родителями. Неравнодушные, заинтересованные мамы, папы и бабушки с дедушками могут обыграть любые стихи, играть с детьми и развивать их.
В более старшем возрасте, пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что помогает при игре на музыкальных инструментах, в рисовании, в дальнейшем ив письме. Разучивание при этом забавных стишков и потешек, развивает детскую память и речь.

1 младшая группа
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так
Так головки убирали Сжимать и разжимать пальчики
Октябрь
Сорока-белобока
Кашу варила,
Детишек кормила.
Этому дала (4) Махать кистями рук, широко расставленными пальцами. Выполнять круговые движения пальчиком по ладони. По очереди загибать пальчики
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил
Каши не варил Большой палец не загибать, грозить пальчиком.

Ноябрь
Пальчик-мальчик,
Где ты был? Пальцы сжаты в кулачок, большой палец смотрит вверх
-С этим братцем
В лес ходил,
С этим братцем
Щи варил, Пальцами правой руки отгибать поочерёдно, указательный, средний палец
С этим братцем
Кашу ел, Безымянный палец
С этим братцем
Песни пел! И мизинец

Декабрь
Этот пальчик хочет спать, Пальцы широко расставлены. Правой рукой прижимать поочередно к середине ладошки: большой,
Этот пальчик лёг в кровать, Указательный,
Этот пальчик прикорнул, Средний,
Этот пальчик уж уснул! Безымянный,
А последний пятый пальчик
Шустро прыгает как зайчик. Пошевелить мизинцем
Мы сейчас его уложим Прижать к средине ладошки
И уснём с тобою тоже! Сложить ладошки и положить под щеку.

Январь
Дружат у Митрошки
Две ладошки-крошки Показать «Фонарики»
Друг к другу прижимаются,
Вот как получается! Прижать ладошки одну к другой.
Февраль
Прилетели гули,
Гули-голубочки Маховые движения кистями
Сели на головку,
На головку дочке
Ты, моя дочка Положить ладошки на голову
Помаши ладошкой.
Кыш-кыш-кыш. Быстро помахать кистями рук

Март
Прилетели птички Плавные движения руками
Принесли водички. Соединить ладошки тыльной стороной
Надо просыпаться, Потянулись, поднять руки вверх, расставить пальчики
Надо умываться, Выполнить круговые движения ладошками перед лицом
Чтобы глазки блестели, Провести ладошками по глазам
Чтобы щёчки горели, Выполнить круговые движения вокруг щёчек
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок! Широко улыбнуться и показать зубки

Апрель
1,2,3,4,5!
Негде зайчикам гулять!
Всюду ходит волк-волк!
Он зубами щёлк, щёлк! Ритмично хлопать в ладоши.
Прыгать на двух ногах
Выполнить полусогнутыми в локтях руками характерные движения перед собой.
Энергично сжимать и разжимать пальцы.


Май
Идёт коза рогатая
За малыми ребятами. Ритмично топать ногами
Кто маму не слушает?
Кто кашу не кушает?
Кто отцу не помогает? Грозит указательным пальцем правой, левой рукой
Забодает! (3) Сделать рожки: приставить к голове указательные пальцы правой и левой руки.

2 младшая группа
Сентябрь
Прилетели гули,
гули голубочки Махать руками, как крылышками.
Сели на головку,
На головку дочке. Положить руки на голову
Ты, моя дочка,
Помаши ладошкой.
Кыш-кыш-кыш! Помахать кистями рук, «Прогоняя гулю».

Октябрь
Бабушка очки надела
И внучаток разглядела. Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колёсико», приложить к глазам и посмотреть в «очки»
-Тики-так, тики-так-
Так ходики стучат. Все пальцы собраны в кулачок, указательные пальцы подняты вверх покачивать ими вправо-влево
-Туки так, туки-так-
Так колёса стучат. Пальцы обеих рук широко раздвинуты, ладони прижаты друг к другу, выполнить скользящие движения от себя, к себе, не отрывая их друг от друга
-Туки-ток, туки-ток-
Так стучит молоток Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачками друг о друга

Ноябрь
Мы платочки постираем,
Крепко-крепко их потрём. Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак
А потом повыжимаем,
Очень крепко отожмём. Выполнять движения «выжимаем бельё»
А теперь мы все платочки так встряхнём,
Так встряхнём. Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх-вниз.
А теперь платки погладим,
Мы погладим утюгом. Выполнять движения «гладим бельё» кулачком одной руки по ладони другой
А теперь платком помашем
И с ним весело попляшем. Выполнять движения «Фонарики»

Декабрь
Наша бабушка идёт Хлопать ладонями по коленями поочерёдно левой, правой рукой.
И корзиночку несёт. Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.
Села тихо в уголочек, Положить руки на колени.
Вяжет деточкам чулочек. Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.
Вдруг котята прибежали
И клубочки подобрали. Мягкими кистями рук выполнять движения «кошечка»
-Где же, где ж мои клубочки, Развести руки в стороны.
Как же мне вязать чулочки? Выполнять движения «вязания на спицах»

Январь
Вот кот Мурлыка ходит,
Он всё за мышкой бродит. Легкими свободными руками выполнить движения «кошечка»
Мышка. Мышка , берегись,
Смотри коту не попадись, Погрозить пальчиком правой руки, затем левой
«А-а-ам!» Сделать резкое движение пальцами обеих рук («кошечка») и сжать пальцы в кулак

Февраль
Этот пальчик-бабушка Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки
Этот пальчик- дедушка Указательным пальцем левой руки дотронуться до указательного пальца правой руки
Этот пальчик- мамочка Дотронуться до среднего пальца
Этот пальчик-папочка Дотронуться до безымянного
А этот пальчик-я Дотронуться до мизинца
А это вся моя семья. Выполнить движения «Фонарики»

Март
Как на нашем на лугу Пальцы расставлены, легкие движения кистями, ладонями вниз
Стоит чашка творогу Пальцы прижать друг к другу и соединить руки так, что бы получился большой круг, локти приподнять
Прилетели две тетери Помахать руками, ка крыльями
Поклевали Соединить большие и указательные пальцы на обеих руках «клюв»
Покачать кистями
Улетели Помахать руками

Апрель
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая. Средний и безымянный пальцы согнуты, большие их придерживают, указательные и мизинцы выпрямлены. Покачивать руками
Ножками топ-топ
Пальцы сжаты в кулаки, стучать кулачком по кулачку
Глазками хлоп-хлоп. Большой палец снизу, остальные прижаты друг к другу. Резким движение соединить соединить большой с остальными

-Кто кашу не ест, Погрозить указательным пальцем правой руки
Кто молоко не пьёт- Погрозить указательным пальцем левой руки
Того забадаю, забадаю. Выполнить первое движение-«коза»

Май
Повторение ранее разученных упражнений.

Средняя группа
Сентябрь
Побежали вдоль реки, дети на перегонки Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру и коленям. Педагог произносит слова чётко, постепенно ускоряя темп, дети только выполняют движения

Октябрь
1,2,3,4,5 Сжимать и разжимать пальцы
Вышли пальчики гулять Выполнять движения «Фонарики»
1,2,3,4,5 Сжимать и разжимать пальцы
В домик спрятались опять Сжать руки в кулак

Ноябрь
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз
Мы морковку трём, Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о руга.
Мы капусту солим, Движения пальцев, имитировать посыпание солью
Мы капусту жмём Интенсивно сжимать и разжимать пальцы обеих рук

Декабрь
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик Пальцы одной ладони широко расставлены. Указательным пальцем другой ладони дотрагиваться до каждого пальца. Поменять действия ладоней

Январь
Вот кудрявая овечка. Играть растопыренными пальцами.
Шерстка белая в колечках. Поочередно соединить все пальцы с большим («колечки»)
Шёрстка мягкая, густая- Выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами («кошечка»)
Шубка у овцы такая

Февраль
Надуваем быстро шарик, обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга.
Он становится большой. Медленно разводить руки в стороны
Вдруг шар лопнул. Хлопок в ладоши
Воздух вышел- Поуть на сложенные ладони
Стал он тонкий и худой. Снова собрать пальцы в одну щепотку.

Март
Пекарь, пекарь, из муки Выполнять движения «печём пирожки»
Испеки нам колобки,
Да сушки Ванюшке, Соединить большой и указательный пальцы на каждой руке отдельно
Да баранки Танюшке, Соединить большие и указательные пальцы
Да бублик Гришке, Слегка раздвинуть руки в стороны
Да крендель Маришке. Кончики пальцев рук соединить, локти развести в стороны.

Апрель
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог? Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок
Потянули, Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны
Покрутили, Движения сцепленным пальцами от себя, к себе
Постучали Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга
И открыли! Пальцы расцепить, ладони в стороны.

Май
Повторение игр по выбору детей. Предложить желающим исполнить роль педагога.

Старшая группа
Сентябрь
Повторение пальчиковые игры из репертуара средней группы

Октябрь
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики Ритмичное касание пальцев обеих рук
1,2,3,4,5 Поочерёдное касание, начиная с мизинца
Начинай считать опоять Руки вниз, встряхнуть кистями
1,2,3,4,5
Мы закчили считать Повторить предыдущее движения

Ноябрь
Скачет зайка косой Указательный и средний пальцы правой руки-вверх, остальные соединить
Под высокой сосной Ладонь правой руки-вертикально вверх, пальцы широко расставлены
Под другою сосоной Ладонь левой руки-вертикально вверх, пальцы широко расставлены
Скачет зайка второй Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить


Декабрь
Мы делили апельсин. Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев
Апельсин всегда один Слегка раздвинуть руки и выполнять лёгкие повороты кистями в противоположенные стороны. На слово «Один» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням. Остальные пальцы вверх
Эта долька для кота, Загнуть указательный палец
Эта долька для ежа, Загнуть средний палец
Эта долька для улитки, Загнуть безымянный палец
Эта долька для чижа, Загнуть мизинец
Ну, а волку кожура. Поднять руки вверх, быстро выполнить «фонарики», опустить кисти рук вниз.
Он сердит на нас, беда! Погрозить пальцами
Разбегайтесь кто куда! Спрятать руки

Январь
Идёт коза рогатая Указательный палец и мизинец-вверх, остальные прижать к ладони, причём согнуть большой палец вверх
Идёт коза бодатая Указательный и безымянный пальцы- вверх, остальные прижать к ладони
К ней козлёночек спешит,
Колокольчиком звенит Пальцы соединить в щепотку, опустить вниз, потрясти кистями

Февраль
Птички полетели Большой палец отогнуть в горизонтальном положении, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы
Крыльями махали Махи руками с широко расставленными пальцами
На деревья сели Руки вверх, все пальцы широко расставлены
Вместе отдыхали Большой палец согнуть в горизонтальном положении, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы

Март

Вышла кошечка вперёд, Указательный и мизинец правой руки согнуты вверх, остальные прижаты к ладони, причём большой палец сверху
К нам идёт, хвостом играет Левой ладонью махать у основания правой кисти
Ей навстречу из ворот Большие пальцы обеих рук вверх, внутренняя сторона ладони к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются
Две собаки выбегают Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх, остальные прямые пальцы соединить вместе

Апрель
Вырос цветок на поляне Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить «бутон»
Утром весенним раскрыл лепестки Развести пальцы рук
Всем лепесткам красоту и питанье Выполнить ритмические движения пальцами вместе-врозь
Дружно дают под землёй корешки Ладони опустить вниз и тыльной стороной ладони прижать друг к другу, пальцы развести

Май
Проводить с детьми игры по их желанию и по их показу

Подготовительная группа

Сентябрь
Повторение игр из репертуара средней и старшей групп

Октябрь
В гости к пальчику большому Пальцы рук поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладони
Прибегали прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится
И последний-
Сам мизинчик-малышок Пошевелить мизинцами и сжать кулаки
Постучался на порог. Постучать кулак о кулак
Все пальчики-друзья! Пожать ладони меняя их
Друг без друга нам друзья! Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки

Ноябрь
На поляне дом стоит Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, прикасаются только кончики одноименных пальцев
Ну, а к дому путь закрыт
Мы дорогу открываем, Большие пальцы обеих рук рук-вверх, внутренняя сторона ладони к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются. Ладони поворачиваются параллельно друг ругу.
В этот домик приглашаем Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончиками одноименных пальцев

Декабрь
Стали гномы гостей приглашать Указательным пальцем правой руки надавливают по очереди на подушечки пальце левой руки
Стали гномы гостей угощать Указательным пальцем левой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев правой руки
Каждому гостю досталось варенье «намазывать» варенье на кончик каждого пальца
Пальчики склеило то угощенье Последовательно, начиная с большого «Склеить»-соединить соответствующие пальцы.
Плотно прижались ладошка к ладошке Прижать ладони одна к другой
Гости не могут взять даже ложки Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны-удивиться.

Январь
Утро настало,
Солнышко встало. Кисти рук скрещены, пальцы растопырены- «солнышко с лучиками»
-Эй, братец Федя,
Разбуди соседей! Четыре пальца правой руки сжаты в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять ими круговые движения
-Вставай Большак!
Вставай, Указка!
Вставай Серёдка!
Вставай Сиротка!
И Крошка-Митрошка! Большой и указательные пальцы правой руки поочерёдно щёлкают по кончикам палцев левой руки, начиная с большого
Привет , Ладошка Щелчок в центр ладошки
Все потянулись
И проснулись. Руки поднять вверх, пальцы вытянуть и быстро пошевелить ими.

Февраль
Вот мостик горбатый Пальцы прижать друг к другу, одну ладонь положить поверх другой
Вот козлик рогатый Правой рукой сделать «козу»: согнуть средний и безымянный пальцы на них положить согнутый большой. Указательный и мизинец вытянуть вперёд
На мостике встретил он серого брата Сделать «козу» левой рукой
Упрямцу с упрямцем
Опасно встречаться
И с козликом козлик
Стали бодаться Соединить указательные пальцы и мизинцы
Бодались, бодались Не отрывая пальцы друг от руга, поднимать вверх то правую, то левую руку
Сражались, сражались
И в речке глубокой вдвоём оказались Разъединить руки и опустить обе «козы» вниз пальцами

Март
У тебя скажи, паук,
Сколько ног и сколько рук? Соединить большой палец левой руки с мизинцем правой. Поворачивая кисти рук, соединить большой палец правой руки с мизинцем левой, снова поворачивая кисти рук, соединить большой палец
Левой руки с мизинцем правой и т.д.
Отвечай-ка, паучок,
Сколько рук и сколько ног? Поочерёдно соединять одноимённые пальцы рук
-Когда лапы по дорожке ходят-это мои ножки. Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы вниз и пошевелить ими.
Лапы вяжут паутинку,
Буто руки ткут холстинку. Соединить четыре пальца на каждой руке в щепотку, мизинцы слегка отвести, выполнить движение, имитирующее вязание
Если я крадусь за мошкой,
Мои лапы- это ножки. Запястье одной руки положить на запястье другой, широко раздвинув пальцы и плавно пошевелить ими
Если попадутся мухи, Прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и расставить
Лапы цапнут их, как руки! Не отрывая основания ладоней, быстро прижать пальцы друг к другу, соединить кончики пальцев обеих рук- «коробочка»

Апрель
Две сороконожки бежали по дорожке Все пальцы изображают движения ног у сороконожки
Побежали, побежали Пальцы правой руки, бегут по левой руке, пальцы левой, бегут по правой
И друг дружку догнали Пальцы встречаются на груди
Так друг ружку обняли, Сцепить пальцы в замок. Потянуть пальцы в стороны
Что едва мы их разняли! Расцепить пальцы.

Май
Повторение ранее разученных игр по желанию и показу детей.

Рекомендуем посмотреть:

Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей Картотека пальчиковых игр по лексическим темам Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Новогоднее панно для оформления музыкального зала в детском саду своими руками | Перспективное планирование по «Художественно-эстетическому развитию Музыка» для детского сада
Опубликовано: 301 день назад (13 февраля 2016)
Просмотров: 950
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Ирина Александровна Почекаева # 14 февраля 2016 в 00:48 0
Интересные подборки, доступно и легко. Пальчиковую гимнастику использую и в начальной школе во время физкультминутки. Это очень полезно для развития речевого центра. Спасибо за интересный материал, обязательно возьму на заметку.
Михалина Юрьевна Струнина # 14 февраля 2016 в 07:37 0
Отличная гимнастика. В яслях использую пальчиковую гимнастику и дыхательную на занятиях физической культурой.А так же пальчиковую гимнастику провожу между конкурсов и эстафет в спортивных развлечениях.Спасибо за информацию.