Конкурсы для педагогов и детей

Урок - викторина для 7-8 класса по теме: Вода

Урок – викторина «Обобщение изученного материала по теме «Вода»
Материал подготовила: Кравченко Татьяна Михайловна, учитель химии ГУО «Средняя школа № 17 г. Гомеля имени Франсиско де Миранды»

Цель урока: поверить уровень усвоения основных понятий, заложенных в содержании предыдущих тем.
Задачи урока:
• Образовательные: обобщить и систематизировать знания о воде, её физических и химических свойствах; о значении воды в природе и хозяйственной деятельности человека;
• Развивающие: проверить уровень усвоения основных химических понятий темы «Вода», умение писать уравнения реакций нейтрализации.
• Воспитательные: формировать осознание значения воды в жизни человека и охраны водоёмов от загрязнений.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методы обучения: урок – соревнование (викторина).
Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая работа учащихся.
Межпредметные связи: с биологией и физикой.

План урока:
I Организационный этап
II Ориентировочно – мотивационный этап.
III Операционно – познавательный этап
IV Контрольно – корректирующий этап
V Рефлексивный этап.
Ход урока:
I Организационный этап.
Деятельность учителя: подготовка учащихся к совместной деятельности на уроке, создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке – соревновании.
II Ориентировочно – мотивационный этап.
Учитель начинает урок стихотворными строками Л.Н. Чуешова.
Льётся дождь из серой тучи,
Водопад с высокой кручи.
Чайник на огне стоит –
Пар из носика валит.
Она в капельках росинок,
Она в прелести снежинок.
Из тумана, изо льда получается
ВОДА.
III Операционно – познавательный этап
Учитель организует викторину, в ходе которого учащиеся смогут повторить и систематизировать знания о воде, её физических и химических свойствах, значении в природе и хозяйственной деятельности человека.
Для этого создаются две команды, которые заранее придумывают название в соответствии с данной темой и девиз команды. Несколько человек из класса выбираются в команду судей.
В начале соревнования командами исполняется «Гимн химиков».
Мы рождены разлить все то, что льётся,
Рассыпать то, чего нельзя разлить.
Наш коллектив химическим зовется,
Мы будем вечно химию любить.

Припев:
Всё выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам.
И кто этим бромом подышит,
То следом отправиться сам!

Мы не чета всем физикам – пижонам,
За пояс математиков заткнём,
И по халатам рваным и прожжённым
Мы химиков повсюду узнаём.

Припев.

Пропахли мы аммиаком и хлором,
Мы кислотой до сердца прожжены,
Предосторожность мы считаем взором
И всё на вкус попробовать должны.

Припев.
Материалы для викторины.
1 раунд. «Разминка».
Задание для команд: составить по пять предложений, в которые вложился бы весь материал темы «Вода». За каждое предложение начисляется по 1 баллу.
2 раунд. Конкурс «Домашнее задание»
Вопросы командам предлагается приготовить за неделю до урока. За каждый правильный и полный ответ начисляется по 1 баллу.
Перечень вопросов и ответов на вопросы.
1. Можно ли бегать по поверхности воды?
(Ответ: Можно. Это можно увидеть летом, если посмотреть на поверхность любого пруда или озера. Вес некоторых насекомых очень мал, и поверхность воды выдерживает такое давление. )
2. Какое их свойств воды можно назвать самым важным?
(Ответ: самое важное в мире – это жизнь, а без воды нет жизни)
3. В атмосфере какого металла вода горит ярким пламенем?
(Ответ: вода горит ярким пламенем в атмосфере фтора)
4. Какое влияние на свойства воды оказывает магнитное поле?
(Ответ: магнитное поле изменяет физико – химические свойства воды – величину поверхностного натяжения, электропроводность, плотность).
5. Есть ли опасения, что человечеству грозит нехватка воды?
(Ответ: запасов пресной воды становится с каждым годом всё меньше. Пресные водоёмы с каждым годом всё больше загрязняются).
6. При одинаковой ли температуре замерзает кипячёная и некипячёная вода?
(Ответ: кипячёная вода замерзает, когда её температура ниже 7 С, некипячёная - при 0С)
7. Как происходит самоочищение воды?
(Ответ: вода, благодаря растворенному в ней кислороду и деятельности некоторых бактерий, обладает способностью к самоочищению).
8. Кем и когда был установлен состав воды?
(Ответ: состав воды был установлен А. Лавуазье в 1783 году синтезом из водорода и кислорода).
9. Сколько видов воды может существовать?
(Ответ: может существовать 48 видов воды, в том числе 39 радиоактивных и 9 устойчивых)
10. Может ли быть вода сухой?
(Ответ: недавно учёные сумели приготовить сухую воду. К обычной воде добавили немного тонкого порошка несмачиваемой кремниевой кислоты. Вода сразу становится сухой и сыпучей. Её можно пересыпать, перевозить в пакетах. )
11. Может ли вода помнить? (может)
12. Что такое «лёгкая» вода?
(Ответ: это та самая вода, формулу которой знают все школьники – Н2О. в природе такой воды нет. Её с трудом приготовили учёные в лаборатории).
13. Бывает ли «горячий» лёд?
(Ответ: при сжатии под высоким давлением обычного льда образуются его разновидности. Их всего 7. Одна из них представляет собой лёд, который плавится при морозе – 40С и называется «горячий лёд»)
14. Почему лёд легче воды?
(Ответ: при охлаждении вода расширяется, поэтому лёд легче воды (плотность льда 0,92 г\ дм3)).

3 раунд. Знатоки.
Обе команды выполняют задания на развороте доски. Оцениваются правильность и быстрота выполнения. За каждый правильный ответ начисляется команде по 1 баллу. За быстроту начисляется 1 балл команде, которая первой выполнила задание:
Вода реагирует с:

1 2 3
Металлами Основными оксидами Кислотными оксидами
Примеры формул реагирующих веществ
Продукты реакции

Ответ:
1 2 3
Металлами Основными оксидами Кислотными оксидами
Примеры формул реагирующих веществ Na + H2O BaO + H2O CO2 + H2O
Продукты реакции Основание + водород Основание Кислота

В это время учитель проводит разминку для зрителей – игра «Угадайка».
1. Меня частенько просят, ждут. А только появляюсь – и прятаться начнут (дождь).
2. Горя не знаем, а только плачем (облака).
3. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а едет, глаз нет, а плачет (туча).
4. В воде не тонет, в огне не горит (лёд).
5. Что вниз вершиной растёт? (сосулька)

4 раунд. «Угадай»
Участники одной команды должны разгадать сценку другой команды. Сценка отображает понятие темы. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.
5 раунд. «Художники»
Капитан одной команды читает подготовленное стихотворение. Участник другой команды (на листе бумаги, фломастерами) делает зарисовки и пишет ответ. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Стихотворения:
Эта желтая бумажка
Всё укажет без труда:
Посинеет – в колбе щелочь,
Покраснеет – кислота.
Коль нейтральная среда,
Не изменит цвет тогда (индикаторная бумага).

В щелочах я очень желтый,
А в кислотах – очень красный,
А в среде нейтральной
Цвет оранжевый, прекрасный,
Индикатор верный ваш.
Как зовут? (метилоранж)

Красный я не от стыда,
Просто в колбе - … (кислота)
Синим стану – в колбе … (щелочь)
Фиолетовым - … (вода).

Не страшны кислоты мне
Даже очень сильные,
А в растворах щелочей
Становлюсь малиновым –
Ярче всех малин!
Кто я? (фенолфталеин)

IV Контрольно – корректирующий этап
Зрительское жюри подводит итоги соревнования, объявляет победителей игры.
V Рефлексивный этап.
«Радуга настроения».
На столе у учащихся лежат карточки зелёного, красного и желтого цвета. С каким настроением Вы уходите с урока? Учащиеся поднимают «радугу настроения»: понимаю изученное – зелёный, нужно поработать, чтобы полностью разобраться – жёлтый, ничего не понял – красный.

Список литературы:
1. Примерное календарно – тематическое планирование «Химия 7-11 классы». – Минск: Аверсэв, 2013.
2. Учебная программа для учреждения общего среднего образования с русским языком обучения «Химия. 7-11 классы». – Минск, 2012
3. Химия: учебник для 7 классов учреждений общего среднего образования/ И.Е. Шиманович. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск: Нар. Асвета, 2012.
Скачать Урок - викторина по теме "Вода"

Рекомендуем посмотреть:

Историческая викторина с ответами для школьников 7-9 класса Викторина с ответами для учащихся 8-9 классов. Пушкин «Маленькие трагедии» Викторина с ответами о растениях, 7-9 класс Православная викторина с ответами для учащихся 7 - 8 класса

Похожие статьи:

Литературная викторина для школьников 8-9 класса по роману Дюма «Три Мушкетёра»

Викторина с ответами для 8-9 класса

Участник №66 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
Игры на уроках химии | Внеклассное мероприятие - викторина для 6-7 классов с презентацией. Легенды о цветах
Опубликовано: 180 дней назад (7 июня 2016)
Просмотров: 741
+2
Голосов: 2
Наталия Юрьевна Мурашова # 8 июня 2016 в 15:02 +1
Здравствуйте, Татьяна Михайловна. с удовольствием познакомилась с Вашей разработкой. сама люблю придумывать такие мероприятия: с конкурсами. Один совет: в начале публикации указывайте возраст детей. Викторина понравилась. примите мой первый голос +1
Татьяна Михайловна Кравченко # 8 июня 2016 в 18:08 +1
Дело в том, что в Республике Беларусь, согласно программе, эту тему проходят в школе в 7 классе, а в России химия начинается с 8 класса. Поэтому в разработке я не указала возраст детей.
Елена Борисовна Жданова # 10 июня 2016 в 14:07 +1
Вода - основа нашей жизни, поэтому такие уроки привлекают к ней особое внимание подрастающего поколения. Детям необходимо не только знать химические свойства воды, но и беречь ее, знать как к ней относились в разные исторические эпохи. Спасибо вам за интересную и познавательную разработку!