Конкурсы для педагогов и детей

Классный час: Роль музыкальных инструментов в восприятии музыкальных образов, 7-8 класс

Конспект классного часа на тему "Роль музыкальных инструментов в восприятии музыкальных образов"
Цель: формирование у обучающихся эстетического вкуса через музыкальное восприятие.
Задачи:
- развитие музыкально-образного мышления;
- воспитание любви к прекрасному;
- научить размышлять о музыке, связывая с жизнью и другими видами искусства;
- расширение кругозора обучающихся.
Форма занятия: классный час «За страницами учебника».
Назначение: Данная методическая разработка будет интересна и полезна учителям музыки, классным руководителям, воспитателям ГПД; разработана для учащихся 7-8 классов.
Ход занятия
В классе горят свечи. Звучит «Вальс» Евгения Доги из кинофильма «Мой нежный и ласковый зверь». Воспитатель говорит на фоне этой музыки.
Воспитатель: Звёзд бриллианты заиграли нежно,
И луна, взошедшая на трон,
Золотым перстом взмахнув небрежно,
Осветила маленький салон,
Где свечей таинственные блики
В танце света с музыкой сплелись,
Где друзья и гости в полном блеске
В этот вечер вместе собрались,
Чтобы оживить таинственную музу
И наполнить ею души и сердца.
(Музыка затихает)
Ученик: Звуки вальса рассыпались давно,
И романсов настала пора
Нежных, чудных, прелестных, волшебных…
Что ж, маэстро, к роялю! Пора!
(Звучит романс «Тёмно-вишнёвая шаль в исполнении воспитателя)
Воспитатель: Неправда ли, какая прекрасная музыка! А какое настроение навеяла эта музыка на вас?
(Примерные ответы учащихся: мечтательность, спокойствие)
Воспитатель: О чём этот романс?
(Примерные ответы учащихся: о воспоминании, о прошедшей молодости, о любви)
Воспитатель: Как вы думаете, от чьего лица исполняется этот романс?
(Примерный ответ учащихся: от женщины, прожившей жизнь)
Воспитатель: Ребята, на уроках музыки вы знакомитесь с музыкальными образами, учитесь чувствовать и понимать музыку. Восприятие музыки у каждого человека разное, каждый понимает и чувствует её по-своему. Это может зависеть от настроения человека, характера музыки, от окружающей в данный момент обстановки.
И сегодня мы с вами продолжим знакомиться с музыкальными образами, продолжим учиться выражать свои мысли. Предлагаю послушать музыкальное произведение Холминова «Скерцо».
(«Скерцо», музыка Холминова – звучит в грамзаписи)
Воспитатель: С каким состоянием души можно сравнить эту музыку?
(Примерные ответы учащихся: с состоянием порыва, мятежности, взволнованности)
Воспитатель: Приведите пример стихотворения, в котором выражены те же чувства.
Ученик: В стихотворении Лермонтова «Белеет парус одинокий» есть такие строчки: «А он, мятежный, проси бури, как будто в бурях есть покой».
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, на каком инструменте прозвучало «Скерцо»?
Ученик: Мне кажется, что на баяне.
Воспитатель: Правильно, на баяне. Что вы можете рассказать об этом инструменте?
Ученик: Родина баяна – город Тула. Баян вышел из семьи гармошек. Создал его Пётр Стерлигов. На баяне можно исполнить любую музыку. Где баян – там веселье.
Воспитатель: Спасибо.
(На середину выходят девочка и мальчик в роли скрипки и собеседника)
Собеседник: Кто вы, прелестная незнакомка?
Скрипка: Я – скрипка.
Собеседник: С таким чудесным голосом и такое скрипучее имя?
Скрипка(смеётся): Да, как только меня не называли: и гудком, и жигой. А моё русское имя – скрипка. Меня сделали три с лишним века назад итальянские мастера Амати, Гварнери и Страдивари. Это настоящие волшебники.
(«Скрипка» поёт на слог «ля» мелодию «Полонеза» Огинского)
Собеседник: Слов нет! Замечательно!
Ученик: Мастер скрипичных дел Антонио Страдивари был необыкновенным человеком. Он работал с 12 лет, но только в 60 лет добился того, о чём мечтал всю жизнь – сотворил первый из своих инструментов – скрипку.
Ученик: Смычок коснётся скрипки нежно,
И струны вступят в тихий спор,
Из звуков чистых, безмятежных,
Сплетая музыки узор.
Воспитатель: Предлагаю послушать «Вальс» композитора Свиридова. Как только вы услышите звучание скрипки, поднимите руку.
(«Вальс», музыка Свиридова – звучит в грамзаписи. Где слышится звучание скрипки, учащиеся поднимают руку)
Воспитатель: Как звучит эта музыка?
Ученик: Музыка звучит нежно, плавно.
Воспитатель: А можно ли эту музыку назвать романсом?
Ученик: Можно, потому что музыка нежная, плавная, напевная, её можно напеть.
Воспитатель: Да, это произведение Свиридова так и называется «Романс». Он написан к повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель». Музыка этого романса ассоциируется с образами главных героев повести Марии Гавриловны и Бурмина, рассказывающая об их любви друг к другу.
Сегодня мы услышим ещё один инструмент, который вы постоянно слышите на уроках музыки – это фортепиано.
Ученик: Под крышкой фортепиано есть деревянные молоточки, которые ведут игру со струнами. Молоточки касаются струн, и струны то рокочут от них, то плачут, то нежно поют.
Воспитатель: Слово «фортепиано» происходит от двух итальянских слов: «форте» и «пиано», что значит «громко» и «тихо». Его также называют роялем, что в переводе значит «королевский». Появился рояль в 1709 году в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори.
Послушайте, пожалуйста, произведение Дебюсси «Арабеска».
(«Арабеска», музыка Дебюсси – звучит в грамзаписи)
Воспитатель: Какие образы навевает эта музыка?
(Примерные ответы учащихся: журчание воды, плеск волн, брызги фонтана)
Воспитатель: Какими бы красками вы воспользовались для изображения своих ощущений?
(Ответы учащихся: голубой светло-зелёной, розовой)
Воспитатель: А чем будете рисовать: гуашью, акварелью, карандашами, фломастерами? Почему?
Ученик: Я бы стал рисовать акварелью, потому что музыка светлая, прозрачная, связана с водой. «Аква» в переводе с латинского языка означает «вода», а акварель – водяная краска.
Воспитатель: Молодцы. Говорить, читать о музыке мало. Музыку надо слушать, ведь музыка – это сплошное звучание.
(В грамзаписи звучит отрывок «Патетической сонаты» Бетховена. В конце, на фоне затихающей музыки, ученик читает)
Ученик: Спасибо тебе! Спасибо!
Ты светлой тайною полна и силой!
Я не забуду светлый миг,
Когда для нас открылся мир!
Твой мир! О. музыка!
Воспитатель: «Патетическая соната» - это классическое произведение великого Бетховена. На последующих занятиях мы с вами продолжим свидания с музыкой разных жанров.
Наше занятие подошло к концу. Мне бы хотелось узнать, понравилось ли оно вам, какое произведение больше всего понравилось и запомнилось, почему?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Занятие закончено. Благодарю всех за участие и внимание.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство Конспект правового классного часа для 5-7 класса «Путешествие по городу Прав» Конспект классного часа для для 5-7 классов на тему: Города России Конспект классного часа для 6-8 класса на тему: Герои земли Русской

Похожие статьи:

Классный час в 7, 8 классе на тему ПДД

Классный час на тему Россия в 6, 7 классе

Классный час в 6, 7 классе по теме: Тайна имени

Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды

Классный час на тему: Вредные привычки, 7-8 класс

Участник №176 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Внеклассное занятие: Культура речи, 5-6 класс | Семейный праздник в 5 классе ко Дню семьи
Опубликовано: 395 дней назад (7 ноября 2015)
Просмотров: 798
Рубрика: конспекты
+1
Голосов: 1
Анна Анатольевна Глазырина # 7 ноября 2015 в 12:12 0
Здравствуйте,урок интересный. Я то же музыкант, и прекрасно понимаю, что вы хотели донести до учеников.Это прекрасно, если ученики ведут активный диалог с учителем. Знакомясь с музыкой в них развивается чувство прекрасного. Они смогут поговорить не на одну тему со своими сверстниками, а рассказать что-то новое, интересное. Расширяется их общий кругозор. Кто его знает, может быть в будущем он вспомнит уроки музыки, своего учителя и захочет связать свою жизнь с музыкой.