Конкурсы для педагогов и детей

Конспект внеклассного занятия для 6 класса. Братья наши меньшие

Конспект занятия "О братьях наших меньших" для 6 класса
Цель: создание условий для познавательной деятельности посредством формирования навыков правильного обращения с животными.
Задачи:
- учить обучающихся правильно обращаться с животными;
- воспитывать чуткость, любовь к животным, ответственность за четвероногих друзей;
- развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.

Назначение. Материал подобран для учащихся 6 класса, может использоваться в 5 и 7 классах воспитателями ГПД, классными руководителями во внеурочное время.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о наших младших братьях, которые не могут нам рассказать о своих радостях и печалях, о своих победах, но которые всегда с нами. Нашу беседу мы начнём с загадок.
1. Косой бес поскакал в лес. (Заяц)
2. Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь)
3. Ничего не болит, а всё стонет. (Свинья)
4. Пошёл я тух-тух-ту,
Взял с собой таф-таф-ту,
И нашёл храп-таф-та.
Кабы да не таф-таф-та,
Меня съела бы храп-тах-та.
(Пошёл я на охоту, взял с собой собаку, набрёл на медведицу. Если бы не собака, меня съела бы медведица)
5.На сене лежит – сама не ест и другим не даёт. (Собака)
Воспитатель: С каждым годом на нашей планете становится всё меньше и меньше диких животных. И это понять нетрудно: увеличивается количество населения в мире, а чем больше людей, тем меньше места для обитания животных.
Кое-кто может подумать, что животные исчезают только из-за охоты человека на них. Дело в том, что человек невольно отнимает у своих «меньших братьев» естественные места обитания, их кормовые участки.
Плохо влияют вырубка лесов, вспашка степей, освоение пустынь, загрязнение морей и атмосферы. Эти действия истребляют животных так же быстро, как и с помощью ружья, яда, капканов.
Сколько видов животных на земле? Учёные утверждают, что около двух миллионов. История открытий новых видов животных на Земле не окончена. Каждый год этот список пополняется новыми названиями.
За последнее время многие увлекаются содержанием в домашних условиях диких животных. У одних тревожно мечется белка, у других – собака и кошка, у третьих – попугай или зяблик. Кстати, несколько слов о белке. Белка очень чувствительна к дождю и грозам. Уже за несколько часов до наступления грозы она беспокоится. А как только начинается дождь, она забирается в своё жилище и сидит там до тех пор, пока не наступит хорошая погода. А кто может ручаться, что кому-нибудь не придёт в голову подобрать в лесу новорождённого лосёнка или содержать в хлеве благородного оленя или зубра?
Нельзя отлавливать в природе диких животных для содержания их дома, потому что они теряют способность искать пищу, обороняться. Если их выпускают из дома на свободу, то они становятся жертвой хищников или «помоечниками». Когда находят маленького зайчонка или ежонка, думают, что он заблудился и без человеческой помощи погибнет. Но это неверно. Обычно где-то недалеко находится мать малыша, тревожно наблюдающая за ним. Стоит человеку отойти, как мать возвращается е своему детёнышу.
Вместо диких животных дома можно содержать собак, кошек, кроликов, морских свинок, попугаев, хомяков и других питомцев.
Слышали ли вы о белых львах? Что тут удивительного? Разве редки в природе альбиносы? Да, такие звери в животном мире встречались. Но львы, о которых вы услышите сейчас рассказ, вовсе не альбиносы.
Ученик: Двое белых котят и один коричневый родились у обычной пары львов в одном из заповедников Африканской республики. Случилось это несколько лет назад. Тогда научный сотрудник парка в начале осе приметил, что у львицы Табби скоро будут дети. В октябре Табби родила. Зоологи быстро нашли новую семью: в тени дерева возле убитой антилопы лежала львица и три львёнка. Двое из них оказались снежно-белыми. Но это были вовсе не альбиносы! У малышей обычные для львов жёлтые глаза, и ничем, кроме окраски шерсти, они от обычных львов не отличались. Над ними установили постоянное наблюдение. В поведении животных не было ничего необычного, если не считать особой заботы, с которой мать следила за белыми детёнышами, как бы чувствуя, что белая окраска делает львят заметными на любом фоне. Для удобства зоологи назвали самца Темба, что означает «надежда», а львицу – Томби, что значит «девочка». Львята быстро росли, и скоро мать стала брать их с собой на охоту. Но удачи не было – окраска выдавала львов с головой. Какое-то время львица ещё могла прокормить детей, охотясь сама. Но как быть потом, когда они подрастут, станут молодыми самостоятельными львами?
Учёные решили позаботиться о малышах. Белых львов усыпили и перевезли в специальные вольеры, расположенные на территории парка. Там белых львов подкармливали, за ними вели наблюдения. Сегодня Темба и Томби – статные красивые животные, настоящие львы, только белые.
Воспитатель: Сейчас мы послушаем стихотворение Маяковского «Что ни страница – то слон, то львица».
Ученик: Льва показываю я,
Посмотрите нате -
Он теперь не царь зверья,
Просто председатель.
Ученица: Этот зверь зовётся лама.
Лама – дочь, и лама – мама.
Ученик: Маленький пеликан
И пеликан-великан.
Ученица: Это зебра. Ну, и цаца!
Полосатее матраца.
Ученик: Как живые, в нашей книжке
Слон, слониха и слонишки.
Двух-и трёхэтажный рост,
С блюдо уха оба,
Впереди на морде хвост
Под названьем «хобот».
Ученица: Сколько им еды, питья,
Сколько платья снашивать!
Даже ихнее дитя
Ростом с папу нашего.
Всех прошу посторониться,
Разевай пошире рот, -
Для таких мала страница,
Дали целый разворот.
Ученик: Крокодил. Гроза детей.
Лучше не гневите.
Только он сидит в воде
И пока не виден.
Ученица: Вот верблюд, а на верблюде
Возят кладь и ездят люди.
Он живёт среди пустынь,
Ест невкусные кусты.
Он в работе круглый год –
Он, верблюд, рабочий скот.
Ученик: Кенгуру. Смешная очень.
Руки вдвое короче,
Но за это у ней
Ноги вдвое длинней.
Ученица: Жираф-длинношейка -
Ему никак для шеи
Не выбрать воротника.
Жирафке лучше:
Жирафу-мать есть
Жирафёнку за что обнимать.
Ученик: Обезьян смешнее нет.
Что сидеть, как статуя?!
Человеческий портрет,
Даром, что хвостатая.
Ученица: Зверю холодно зимой.
Зверик из Америки.
Видел всех. Пора домой.
До свиданья, зверики!
Воспитатель: Кто бы мог подумать, что кошка, самая обыкновенная домашняя Мурка, может выкормить крохотных колючих ежат?! Оказывается, и такое бывает.
Ученик: Каждый год у Мурки рождались здоровые котята. Но в последний раз она принесла слабенького. Мурка не отходила от него ни на минуту, но все её старания оказались напрасными – спасти котёнка не удалось. А в это время соседке Свете принесли крохотных ежат, у которых погибла мать. Света посадила их в корзинку, дала им молока, но пить они ещё не умели, не помогли ни соска, ни пипетка. Тогда она решила посадить голодных ежат к Мурке, которая очень тосковала по своему котёнку. Мурка подошла к ежатам, тронула одного из них лапой и отскочила. Целый день провозилась Света со своими подопечными, но так и не смогла их накормить. К вечеру ежата затихли, лежали голодные, уткнувшись рыльцами в прутья корзинки. Отяжелевшая от молока Мурка жалобно мяукала на крыльце. Света решила попытать счастья ещё раз. Она взяла ёжика, завернула его в тряпочку и пошла к Мурке. Маленький комочек ткнулся раз, другой и вдруг ожил, зачмокал, затеребил лапками. Девочка обрадовалась: ежата спасены! Поглаживая Мурку, Света положила к ней и второго забинтованного ежонка, и третьего. Через секунду они дружно сосали новую маму. Мурка жмурилась, блаженно мурлыкая. А потом решила поближе рассмотреть новых детей, облизать их, как котят. Повела носом, насторожилась, понюхала рыльце ежонка и резко вскочила: чужой запах испугал её. Света ещё раз принесла завёрнутых ежат, и опять Мурка накормила их. А потом и сама пришла в комнату Светы, отыскала корзину с малышами и легла рядом. Ежата вновь начали быстро сосать. После этого Мурка зачастила к своим молочным детям. Всё лето жили ежата в саду, прибегая на зов Мурки. Настала осень. Однажды вышла Мурка в сад, долго мяукала, звала ежат, но так и не дозвалась. Выросли её молочные дети и отправились в лес устраиваться на зимовку.
Воспитатель: Как много встречается в природе всяких «наоборот»! Вот и ещё одно. Известно, что детёнышей большинства животных кормит и воспитывает мать. А у лягушки ринодермы детёнышей выкармливает отец.
Ученик: Крошечные ринодермы живут в воде, а икру откладывают на берегу во влажный мох. Мать-лягушка никакого внимания детям не уделяет, а отец остаётся охранять кладку. Внимательно присмотревшись к икринкам, он самые крупные икринки запихивает себе в рот. Икринки отправляются в горловой мешок и там продолжают своё развитие. Горловой мешок невелик. Поначалу туда помещается не больше двух икринок, но постепенно он растягивается, и отец добавляет в него всё новые и новые икринки. Вылупившиеся из икринок личинки снабжены желточным мешком с большим запасом пищи. Это позволяет им вести «беззаботную жизнь», свободно плавая в своём тесном помещении. Когда все пищевые ресурсы заканчиваются, личинки прижимаются спиной к стенке своей «детской комнаты» и прирастают сначала хвостом, а потом спинкой. В результате этого внутри горлового мешка образуется два слоя личинок. Их кожа на спине и хвосте имеет особое строение, и это позволяет извлекать им из крови отца кислород и необходимые для развития питательные вещества. Так малыши продолжают расти, превращаясь из невзрачных головастиков в очаровательных лягушат. Когда произойдёт полная редукция хвоста, дети теряют связь с родительским телом. Отцовская поддержка им больше не нужна, и лягушата поодиночке расстаются со своим кормильцем, выскакивая из его рта в глубину водоёма.
Воспитатель: Мы часто слышим: «Эх ты, ворона! Проворонила!» Как вы думаете, про кого так говорят?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Не понятно, почему такое несправедливое суждение о вороне? Уж ни с басни ли Крылова пошла такая слава про неё? В басне ворона, поддавшись лести лисицы, прозевала сыр. Но это в ьасне, а наблюдения говорят об обратном.
Ученик: На улице ворона возилась с консервной банкой. Она пыталась просунуть клюв под крышку, которая была плотно прикрыта. Потом птица поднялась с банкой в воздух и сбросила её на асфальт. Опустилась рядом, убедилась, что крышка по-прежнему закрыта. Снова проделала этот же трюк, но безрезультатно. Сбросила в третий раз. Женщина взяла банку и отогнула крышку. Ворона с угрожающим карканьем закружилась над ней и, убедившись, что женщина поставила её находку на тротуар, успокоилась. Выбрав всё из банки, птица несколько раз перевернула банку и, заметив, что там ничего больше нет, улетела.
Воспитатель: Или такой случай.
Ученик: Кто-то бросил стаканчик с мороженым прямо на тротуар. Подошла кошка, но её мордочка не пролезала в стаканчик. На соседнем дереве сидели две вороны и наблюдали за кошкой. Вдруг они с шумом сорвались – одна села поодаль на землю, а другая опустилась рядом. От неожиданности кошка отскочила в сторону, но, спохватившись, снова устремилась к мороженому. Одна ворона дразнила кошку, отвлекая её от мороженого, вторая пристально следила за этой игрой, а сама всё боком, боком подбиралась к месту игры. Наконец разъярённая кошка бросилась на свою обидчицу, другая схватила стаканчик и полетела. Прекратив игру, за ней устремилась и первая ворона. Трудно, конечно, догадаться – стали они драться из-за добычи или по-братски разделили её.
Воспитатель: Ну, а это совсем необычная история! Королевская кобра в должности ночного сторожа!
Ученик: Администрация шведского зоопарка в Стокгольме подыскала работу для своей королевской кобры. Её назначили ночным сторожем в террариуме. Такое разжалование из королевского звания в рядовые вахтёры было вызвано тем, что в зоопарке участились случаи ограбления: крали разных экзотических золотых рыбок, черепах и пресмыкающихся. После этого перед закрытием зоопарка стали выпускать огромную, длиной почти 5 метров, королевскую кобру, и она свободно ползала ночью между клетками и садками, всем своим видом оправдывая грозную надпись у дверей: «Вход запрещён! Опасно!» Утром кобру снова сажали в клетку. Королевская кобра – грозный страж. Надо сказать, как кобра приступила к своим обязанностям, с тех пор ни одного случая покушения на «ценности» зоопарка не было.
Воспитатель: По- восточному календарю уходящий, 2015 год, был годом Овцы.. А под каким знаком войдёт Новый, 2016 год?
Ученик: 2016 год – год Обезьяны.
(Под мелодию песни Шаинского «Чунга-чанга» появляется обезьяна, танцует).
Обезьяна: Здравствуйте, ребята!
Старый год кончается, хороший старый год!
Не будем мы печалиться, ведь новый к нам придёт!
Из далёкой Африки я привезла вам гостинца и хочу вас всех угостить.
(Обезьяна угощает ребят бананами)
Воспитатель: Спасибо тебе, обезьяна! Оставайся с нами до следующего Нового года!
Наше занятие подходит к концу. И закончим мы его песней-наставлением "НГе дразните собак".
(Песня "Не дразните собак", музыка Евгения Птичкина)

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок в 5 классе Сценарий мероприятия на тему: ЗОЖ для 5-9 класса коррекционной школы Деловая игра «Занимательная экономика». Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов Внеклассное мероприятие ко Дню пожарной охраны России, 5-9 класс. Конспект
Участник №27 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 декабря 2015 года по 5 марта 2016 года
Внеклассное занятия к 23 февраля для 6-7 класса. Конспект | Внеклассное мероприятие "Слава хлебу на столе", 5 класс
Опубликовано: 336 дней назад (10 января 2016)
Просмотров: 809
Рубрика: конспекты
+1
Голосов: 1
Людмила Николаевна Лыткина # 10 января 2016 в 15:22 0
Интересное внеклассное мероприятие. Очень важно воспитывать в детях ответственность за тех кого приручил!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 10 января 2016 в 15:42 +2
Здравствуйте Татьяна Михайловна! Познакомилась с вашим конспектом занятия "О братьях наших меньших" для 6 класса. Интересное и нужное занятие для нынешнего поколения. Необходимо в них воспитывать чуткость, любовь к животным, ответственность за четвероногих друзей, развивать любознательность, внимательность, наблюдательность. По оформлению публикации хочу вам подсказать допишите автора, место работы. И пока у вас есть время на редактирование выделите жирным слово воспитатель в самом начале после хода занятия. И я бы еще добавила красочных картинок про животных, но это мое мнение. Желаю вам удачи в редактировании. С уважением Г.Е.
Мухтанова Александра Павловна # 28 января 2016 в 18:06 0
Татьяна Михайловна!Интересное занятие!Если ребенок любит животных, то он никогда не обидит кого-нибудь.Вы учите внимательности, наблюдательности,чего так не хватает современной молодёжи.Можно было дополнить разработку слайдами о животных.Творчества и оптимизма!