Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие "Слава хлебу на столе", 5 класс

Конспект внеклассного занятия "Слава хлебу и рукам, что его растили" для 5 класса
Цель: воспитание у обучающихся гражданской сознательности, высокой нравственности человека.
Задачи:
- воспитание бережного отношения к хлебу;
- расширить знания обучающихся о процессе создания хлеба;
- показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека;
- коррекция и развитие речи, словарного запаса и познавательных интересов обучающихся.
Форма проведения: беседа «За круглым столом».
Назначение. Занятие составлено для обучающихся 5 класса. Возможно использование данного занятия в 6 классе воспитателями ГПД. Отдельные моменты можно использовать на уроках по окружающему миру.

Ход занятия
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Кто мне скажет, какое сейчас время года?
Ученик: Сейчас осень.
Воспитатель: Мы часто говорим «кладовая осени»? Как вы понимаете это выражение?
Ученик: Осенью с полей и огородов убирают урожай хлеба, фруктов, овощей и делают запасы на зиму.
Воспитатель: Правильно. А мы сегодня поведём разговор о хлебе.
(В исполнении воспитателя звучит первый куплет песни Александры Пахмутовой на стихи Гребенникова «Шумят хлеба»)
1.Солдатской службы срок окончился уже,
Но с плеч шинель я всё же не снимаю.
Стою среди хлебов на узенькой меже,
На верность полю присягаю.
Припев:
Хлеба налево, хлеба направо,
Хлеба на счастье, хлеба на славу.
Бескрайних спелых нив здесь ласковый разлив,
Здесь солнечных хлебов моих держава.
Ученик: Слава тем, кто потрудился
Над кормилицей землёй,
Кто не трутнем в мир явился,
А работницей-пчелой.
Воспитатель: Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на земле. В нашей стране хлеб стоит недорого, не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде, чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. А как по-вашему, ребята, что это за путь?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил требуется, чтобы зерно собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб!
Ученик: Слыша добрые вести,
Видя силу страны,
Хлебу мы честь-по-чести
Поклониться должны. (поклон)
Ученик: Нужны нам и мясо, и фрукты…
Однако, коль строго судить,
Жить можно без многих продуктов,
Без хлеба вовек не прожить.
Ученик: Всему голова и основа,
В нём труд хлеборобов, их пот.
И хлебушком – ласковым словом –
Зовёт его часто народ.
Ученик: Какое без хлеба застолье?
Ещё с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом-солью
Встречают желанных гостей.
Воспитатель: Хлеб – народное богатство. Каждый гражданин нашей страны должен помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость не та, что мы платим в магазине, а другая. Кто может назвать истинную цену хлеба?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Стоимость хлеба – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание зерна и изготовления хлеба. На Руси было всегда особое, почтительное отношение к хлебу. И я обращаюсь ко всем: не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! А всегда ли мы бережно обращаемся с хлебом? Приведите примеры из жизни нашего интерната.
(Высказывания учащихся)
Воспитатель: Если остался хлеб, стоит ли его выбрасывать? Что можно с ним сделать?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Да, если хлеб остался, его можно пустить в дело: сделать сухарики, квас, панировочные сухари.
Если каждый из нас выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год наберётся 7 килограммов или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросили хлеб, который выращивали свыше 3,5 миллионов человек, участвовавших в производстве выброшенного нами хлеба. Из-за нашего небрежного отношения к хлебу государство каждый год несёт убытки в десятки миллионов рублей. Стоит вдуматься в эти цифры. Если буханка или батон зачерствели и их выбросили, значит, трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой печи певарь.
А кто из вас знает, как нужно хранить хлеб, чтобы он не черствел?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Чтобы хлеб не черствел, в хлебницу, где хранится хлеб, нужно положить яблоко, разрезанное пополам, или очищенную картофелину.
Ученик: Мальчишке было 10 лет, он шёл по переулку
И нёс домой в плетёнке хлеб, жуя дорогой булку.
В пути, гружённую песком, он встретил пятитонку,
И недоеденный кусок швырнул он ей вдогонку…
Но если б думал мальчик тот о зёрнышке-о чуде,
И сколько мыслей и забот в него вложили люди,
О том, что знает вся страна: путь от озимой травки,
Путь от проросшего зерна до хлеба на прилавке;
О том, что хлеб пришёл не вдруг от копен желтогрудых,
А через сотни сильных рук и механизмов мудрых…
А вот сбирал бы паренёк колосья меж стогами,
Так не лежал бы тот кусок, растоптанный ногами.
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, правильно или неправильно поступил мальчик, бросив хлеб вдогонку машине и почему?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Много песен есть на свете,
Входит песня в каждый дом.
Про колосья золотые
Мы сейчас для вас споём.
(Песня «Золотые колосья», музыка Биленко в исполнении учащихся)
1. Поле моё русское,
Сторона родная,
На ветру колышется
Пшеница золотая.
Припев:
К солнышку тянется
Тонкий-тонкий стебелёк.
Радует, радует
Спелый колосок.
2.Золотые колоски
Дружно собираем,
Чтобы праздник встретить нам
Пышным караваем.
Припев:…
Воспитатель: А сейчас, ребята, вспомним пословицы о хлебе.
Ученик: Хлеб на столе, и стол – престол, а хлеба ни куска, и стол – тоска.
Воспитатель: Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Ответы учащихся)
Ученик: Без соли, без хлеба худая беседа.
Ученик: Худ обед, коли хлеба нет.
Ученик: Покуда есть хлеб да вода – всё не беда.
Воспитатель: Объясните смысл этой пословицы.
(Ответы учащихся)
Ученик: Люди живут не небом, а трудовым хлебом.
Ученик: Много снега – много хлеба.
Ученик: Посей впору – будешь иметь хлеба гору.
Ученик: Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
Воспитатель: Как понимать эту пословицу?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, у нас на занятии много гостей, которые, наверняка, помнят лето 1972 года. Оно выдалось необычайно знойным, засушливым: в пламени пожаров сгорали леса, торфянники.
18-летний Анатолий Мерзлов в паре с другим трактористом скирдовал солому. И вдруг над посёлком, а это было в Рязанской области, взвился истошный крик: «Пожар! Хлеб горит!..» Люди бежали в поле, спешили спасать хлеб. И Анатолий Мерзлов один на один вступил в жестокую схватку с огнём, отрезая ему пути к хлебному массиву, в котором сновали комбайны. А потом начал спасать свою старенькую машину, которую очень любил. Жгучим факелом Анатолий вышел из пламени, оставив кожу с ладоней на раскалённых рычагах машины. Ослабев от борьбы с огнём, сам срывал с себя жаркую одежду. Умирал Анатолий две недели – 14 суток! Похоронили Толю на солдатском кладбище. «Отнесите меня к окопу, где все!» - такими были предсмертные слова Анатолия Мерзлова, его последняя воля. Именно с этого поля начался разгром немцев под Москво1 в декабре 1941 года. Уже прошло 70 с лишним лет, а окопы остались. И теперь это поле называют полем Анатолия Мерзлова.
А теперь, ребята, у меня к вам вопрос: «Как вы оцениваете поступок Анатолия Мерзлова? Как вы поступили бы на его месте?»
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Отношение к хлебу является показателем гражданской сознательности, высокой нравственности человека.
Ученик: Был хлеб всегда в почёте на Руси –
Его просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать? Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Они припомнят город без огней,
Когда враги стояли на пороге,
И долгих 900 блокадных дней…
Снарядов свист…Воздушные тревоги…
Мела метель колючая, мела,
За нею голод шёл в дома по следу…
И не было ни хлеба, ни тепла,
Была лишь вера твёрдая в победу!
Воспитатель: А знакомо ли чувство голода нам с вами, ребята? Вдоволь ли мы употребляем хлеб или строго по норме?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Да, мы не знаем, что такое голод, и это прекрасно. Хлеба мы употребляем столько, сколько нам хочется. В нашей школе норма на одного ученика составляет 150 граммов ржаного хлеба и 250 граммов белого. Но кроме этого мы едим пряники, печенье, вафли, макаронные изделия. А вот во время блокады Ленинграда рабочие получали в день 250 граммов хлеба, а остальные – 125 граммов (показать хлеб весом в 125 и 250 граммов). Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И всё-таки он помог ленинградцам выстоять. Ленинградцы получали помощь с большой земли по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ по праву назвал её «дорогой жизни».
Ученик: Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
(Песня «Родная Ладога»)
1.Через метели, штормы, ураганы
Ты песней, Ладога, лети.
Дорога здесь проходит сквозь блокады,
Другой дороги не найти.
Припев:
Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная пора.
Недаром Ладога родная
Дорогой жизни названа.
2.По ней машины мчались вереницей,
И лёд на Ладоге трещал.
Возили хлеб для северной столицы,
И Ленинград нас радостно встречал.
Припев:…
Воспитатель: Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. Вдумаемся в слова писателя Аксёнова: «Поклонитесь же человеку, вырастившему хлеб, и будем совестливы перед его великим подвигом: перед тем, как выйти из булочной с батоном или кирпичиком тёплого хлеба, ещё раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших хлеб».
(Девочка в русском костюме вносит на подносе каравай хлеба)
Девочка: Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой!
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
К хлебу всё имеет отношение –
Русский хлеб причастен ко всему:
К дружбе наций, к спутников движенью,
К миру, правде, счастью твоему.
Все: Ура караваю!
(Девочка обходит всех присутствовавших в классе, каждый угощается кусочком хлеба)
Воспитатель: А сейчас нас потешат хлебные изделия. Они споют нам частушки.
Хала: У меня подружки –
Сдобные ватрушки,
У меня от мака
На лице веснушки.
Ватрушки: Мы весёлые подружки –
С сладким творогом ватрушки.
Обойди хоть целый свет,
А вкусней нас к чаю нет!
Калачи: Ля-ля-ля….
Воспитатель: Вы откуда?
Калачи: Как откуда? Из печи!
Воспитатель: И куда же вы идёте?
Калачи: К тем, кто в поле, на работе!
Пусть-ка вдоволь поедят,
А лентяи – поглядят!
Воспитатель: Слава хлебу и рукам, что его растили!
Все: Слава! Слава! Слава!
Воспитатель: На этом I часть занятия закончена, и я приглашаю всех к столу на чаепитие с выпечкой из муки нового урожая.
II часть. Столы накрыты белыми скатертями, на столах – вазы с осенними букетами, тарелки с хлебными изделиями. И учащиеся, и гости пьют чай.
Воспитатель: На этом занятие заканчивается. Благодарю всех за участие и внимание.

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Адаптация пятиклассников к процессу обучения в основной школе Отчёт классного руководителя 5 класса за первое полугодие План воспитательной работы в 5 классе на учебный год

Похожие статьи:

Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Морское путешествие

Участник №88 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Конспект внеклассного занятия для 6 класса. Братья наши меньшие | КВН по русскому языку для 5 класса
Опубликовано: 324 дня назад (17 января 2016)
Просмотров: 910
Рубрика: конспекты
+4
Голосов: 4
Надежда Владимировна Швецова # 17 января 2016 в 18:20 +1
Татьяна Михайловна!Спасибо за интересный сценарий.Познавательный,увлекательный, имеет воспитательную ценность, хорошо, что можно использовать не только для 5 класса.Голос!
Олег Владимирович Мамаев # 19 января 2016 в 13:28 0
Полезное занятие с познавательной и нравственной стороны. Текст хорошо написан. Стихи, песни и частушки украшают мероприятие. Можно смело использовать в работе с детьми и младшими подростками.