Конкурсы для педагогов и детей

Составление описательного рассказа по теме «Овощи». Старшая группа

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи"
Автор: Татьяна Николаевна Хусаинова, МАДОУ детский сад с. Кигбаево, Сарапульский район, Удмуртская республика.
Предлагаю вашему вниманию конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи". Данный материал может быть полезен воспитателям ДОУ, родителям.
Составление описательного рассказа по теме «Овощи»
Образовательные задачи:
• Закрепление представлений об овощах;
• Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи»
• Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, с уменьшительно-ласкательным значением);
• Учить употреблять глаголы.
Развивающие задачи:
• Развитие связной речи (составление описательного рассказа);
• Зрительного внимания и восприятия;
• Артикуляционной и тонкой и общей моторики;
• Творческого воображения;
• Развивать внимание, память.
Воспитательные задачи:
• Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников;
• Учить отвечать полным ответом.
Оборудование:
• Атрибуты овощей (капуста, морковка, лук, огурец, свекла, морковь, помидор);
• Листочки (из бумаги для дыхательной гимнастики);
• Костюм огородника;
• Свежие овощи для угощения.
Предварительная работа:
• Экскурсия на огород;
• Рассматривание овощей;
• Беседа о пользе овощей;
• Знакомство со схемой "Овощи";
• Составление рассказов по схеме;
• Разучивание пальчиковой гимнастики;
Ход непосредственной образовательной деятельности
I. Организационный момент
Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
Сядет, тот, кто назовет приметы осени (птицы на юг улетают, люди собирают урожай и т.д.)
II. Дыхательная гимнастика
Дети выполняя дыхательную гимнастику и дуют на листочки
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф
И качает так листок – ф-ф-ф
(Спокойный выдох)
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф
И качает так листок – Ф-Ф-Ф
(Активный выдох)

Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки:
Осенние листочки на веточках висят
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а
Рябиновый – и-и-и
Березовый – о-о-о
Дубовый – у-у-у
Дети хором поют «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»
III. Упражнение «Наша грядка»
Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей. Сейчас мы вспомним, что растет на нашей грядке.
« Наша грядка»
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат –
Наша грядка просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке
Перечисли по порядку.
Если слушал ты внимательно,
Назовешь их обязательно.
Назовите одним словом, что выросло на грядке? (Овощи)
IV. Введение в тему
• Правильно овощи, они растут в огороде на грядке. А как растут овощи? (растут в земле, над землей, на кустах….)
• А одинаковые ли они? (нет)
• Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу…)
• Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают)
• Что можно приготовить из овощей? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную…)
• Какие овощные соки можно приготовить (морковный, томатный, свекольный, огуречный…)
• Скажите, как готовят овощи? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)
Вы так много знаете об овощах, а не хотите ли отправиться в путешествие? (Да)
Я приглашаю вас отправиться в страну Огородную. Вы уже догадались, кто там живет? (Овощи) А вы помните, кто ухаживает за овощами? (огородник)
Я сейчас, превращусь в огородника, не простого, а в волшебного. Закройте глаза и сосчитайте до пяти.
- Здравствуйте ребята. Вы готовы к путешествию, тогда нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в семена превратись»
Дети поворачиваются вокруг себя и надевают маски овощей.
V. Релаксация
Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекало солнышко, завяли растения. Расслабтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)
Упражнение «Толстушки – худышки»
Тыква (надувают щеки) – огурец (втягивают щеки) и т.д.
VI. Игра «Собираем урожай»
Поздним летом в огороде
Собирается народ
Зрел все лето урожай!
Что собрали? Отгадай?
1. Здесь весною было пусто.
Летом выросла ….. (капуста - капустка)
2. Собираем мы в лукошко
Очень крупную…..(картошку-картошечка)
3. От дождя земля намокла –
Вылезай толстушка….. (свекла - свеколка)
4. Из земли – за чуб плутовку!
Тянем сочную……. (морковку-морковочка)
5. Помогает деду внук –
Собирает с грядки …. (лук - лучок)
6. Вкусно выглядит синьор,
Ярко-красный ……(помидор - помидорчик)
7. Под листом укрылся молодец
Зеленый, длинный …….(огурец - огурчик)
Вот и все! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!
VII. Физминутка
Решил огородник похвастаться своими овощами и устроил парад.
«Марш овощей»
Плавно идет капуста
(Шаг с носочка)
Важно шагает помидор
(На всей стопе)
Осторожно идет лук
(На носочках)
Не спеша вышагивает картошка
(На пятках)
Вприпрыжку спешит морковка
(Подскоки)
Маршируют молодцы – огурцы
(Шаг марша)
VIII. Составление описательного рассказа по схеме
Овощи, а сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне о себе. А поможет вам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы. (цвет, форма, вкус, где растет, как растет, что готовят)
Дети составляют рассказ про свой овощ по схеме.
Какие же вы молодцы.
А закончим мы наше путешествие приготовлением «овощного супа».
IX. Пальчиковая гимнастика
«Хозяйка однажды с базара пришла» Ю.Тувим
Хозяйка однажды с базара пришла
(Шагают на месте)
Хозяйка с базара домой принесла
(Загибают пальцы на руках)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
Ох!
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкуснее всего на столе
(Попеременно ударяют кулачками)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(Стучат ребром ладони по другой раскрытой ладони)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
( Складывают руки накрест)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Ох!
И суп овощной получился, не плох!
(Показывают, как едят суп)

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, четыре, пять – вижу снова я ребят.
X. Итог
Где мы с вами были? Чем занимались?
Посмотрите, огородник нам оставил подарок, свежие овощи. Угощайтесь.

Рекомендуем посмотреть:

Как происходит развитие речи ребёнка дошкольного возраста Творческое выступление по безопасности дорожного движения для старших дошкольников Развитие у старших дошкольников певческих способностей Конспект НОД по художественному конструированию. Подготовительная группа

Похожие статьи:

Чем полезны овощи и фрукты

КВН ко Дню птиц для старшей группы детского сада. Сценарий | Конспект НОД по рисованию с детьми раннего возраста
Опубликовано: 909 дней назад (8 июня 2014)
Просмотров: 12678
+28
Голосов: 28
Татьяна Михайловна Куприкова # 8 июня 2014 в 22:55 +2
Татьяна Николаевна! Ваше занятие очень занимательное и интересное. В нем переплетены все образовательные области. Мой первый голос вам.
Татьяна Николаевна Хусаинова # 9 июня 2014 в 19:43 +2
Спасибо за Ваш первый отзыв. Очень рада, что Вам понравилось.
Татьяна Семёновна Павлова # 9 июня 2014 в 06:51 +6
Татьяна Николаевна! Конспект занятия достойный, занимательный, развивающий. Ребятам нравятся релаксирующие упражнения, предлагаются упражнения на расширение лексикона, мелкой моторики, загадки в рифму ребята очень любят договаривать. Упражнение на дыхание формируют плавный длительный выдох. Составление описательных рассказов - это высший пилотаж занятия. Прекрасное занятие. Удачи!
Татьяна Николаевна Хусаинова # 9 июня 2014 в 19:49 +2
Татьяна Семёновна Ваше мнение для меня очень важно. Продумывая занятие стараюсь подбирать больше игровых приемов, включаю дыхательную и пальчиковые гимнастики. При работе над связной речью, для большей эффективности, использую схемы или мнемотаблицы. Еще раз большое спасибо за отзыв.
Наталья Алексеевна Петрова # 9 июня 2014 в 08:38 +2
Замечательный конспект занятий по изучению овощей. Вы настолько обогащаете детей лексикой и словарным запасом, составления рассказа просто здорово, а применение различных методов и приемов позволяет детям лучше усвоить материал. В своем занятии вы учли все и отдых и умственные нагрузки и игру и даже пальчиковую гимнастику. Просто здорово. Молодец. Прими мой голос
Татьяна Николаевна Хусаинова # 9 июня 2014 в 19:56 +2
Наталья Алексеевна спасибо за Ваш лаконичный отзыв. Стараюсь всегда применять различные игры, упражнения, для обогащения у детей словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи, умении составлять описательные рассказы. Ведь в скором будущем они пойдут в школу и это им очень пригодиться. Спасибо Вам за Ваш голос.
Светлана Валерьевна Цуркану # 9 июня 2014 в 20:22 +3
КАК ИНТЕРЕСНО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО!!!! БЕРУ В ЗАКЛАДКУ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОСПОЛЬЗУЮСЬ В СВОЕЙ РАБОТЕ!!!! smile
Татьяна Николаевна Хусаинова # 10 июня 2014 в 11:48 +1
Светлана Валерьевна спасибо за Ваш отзыв о моей работе. Очень буду рада если данный материал будет вам полезен. hoho
Лариса Дорогина # 13 июня 2014 в 05:33 +2
Татьяна Николаевна, замечательный конспект. Разнообразие приемов позволяет удерживать интерес детей на протяжении всего занятия. Можно сказать, что дети играли и им это нравилось. Вы молодец!
Лилия Масагутова # 13 июня 2014 в 08:11 +2
Интересный, насыщенный конспект НОД! Интересные и разнообразные задания.Татьяна Николаевна, спасибо за отличный материал!Творческих успехов!
Татьяна Николаевна Хусаинова # 13 июня 2014 в 10:25 +1
Спасибо огромное. Вам тоже всем желаю творческих успехов.
Ольга Васильевна Яковлева # 13 июня 2014 в 11:21 +4
Занятие очень разнообразное, насыщено разными видами деятельности. Задачи сформулированы грамотно и в полном объеме решаются в ходе НОД. Видна большая предварительная работа. Мне очень понравилась дыхательная гимнастика, разноплановые вопросы для введения в тему (подбор прилагательных, глаголов, обобщающие понятия). Вами подобраны интересные игры, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, релаксация. Все эти приемы помогают дошкольникам лучше и полнее усвоить материал. Интересен также прием использования схем для составления описательных рассказов. Схемы помогают детям составить подробные рассказы, ничего не пропустить, развивают многие мыслительные процессы. Грамотно подведен итог НОД. Спасибо за интересный материал. Творческих успехов! голос

Тыква
Возле изгороди тыква
Жить на привязи привыкла.
Может быть она боится
С огорода укатиться?
(Г.Глушнев)
Огурцы
Под зонтами там и тут
Крокодильчики растут,
Кто за кончики хвостов
Ловит их из-под зонтов?
(Г.Глушнев)
Морковка
У морковки, кроме кос,
Есть еще и длинный нос,
Нос, играя с нами в прятки,
Витамины ищет в грядке.
(Г.Глушнев)
Капуста
И в жаркий день,
И в день прохладный
Капуста хочет быть нарядной.
Стоит она на крепкой ножке,
В охапке держит все одежки.
(Г.Глушнев)
Татьяна Николаевна Хусаинова # 13 июня 2014 в 13:04 +1
Ольга Васильевна спасибо Вам за лаконичный и положительный отклик о моей работе. Сердечно благодарю и за стишки, пригодятся для следующих занятий. Заберу себе в копилочку. ОГРОМНОЕ СПАСИБО !!!
Анна Юрьевна Ваньева # 13 июня 2014 в 11:58 +1
Татьяна Николаевна, у вас получился замечательный конспект НОД! Занятие очень насыщенное, включающее в себя множество различных игровых приемов: дыхательную и пальчиковую гимнастики, релаксацию, физкульт-минутку. Мой голос за вас!
Татьяна Николаевна Хусаинова # 13 июня 2014 в 13:06 0
Анна Юрьевна ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!! За положительный отзыв, за оценку. Сердечно благодарю!!!
Александра Абдувалиевна Полякова # 13 июня 2014 в 14:12 +1
Уважаемая Татьяна Николаевна про ваше занятие можно сказать: интересно и просто. А кто - то сказал, все гениальное просто, это именно про ваше занятие. Еще хочу сказать все четко и ясно, самаое главное позновательно для детей. Вы просто молодей.Мой голос +1. Удачи вам в вашей работе!!!
Марина Ивановна Сухановская # 13 июня 2014 в 15:07 +1
Татьяна Николаевна,очень содержательное занятие. Мне понравились разнообразные виды деятельности детей. Проводя такого рода занятия способствует обогащению и накоплению словарного запаса детей, активизирует их мышление, развивает двигательную активность. Ведь в занятии используются такие приемы, как речь с движением, это очень важно для развития детей.Молодец!
Ирина Котова # 14 июня 2014 в 08:27 +1
Татьяна Николаевна, замечательное занятие. Разные виды деятельности придают занятию динамичность, ощущение занимательной игры. Такие занятия очень нравятся детям и более эффективны в развитии речи. Мне сценарий очень понравился, беру на заметку.Вы молодец! Мой голос +1
Татьяна Николаевна Хусаинова # 14 июня 2014 в 19:31 0
Коллеги хочу Выразить Вам слова благодарности в адрес моей работы. Сердечно Вас благодарю!!!
Ирина Вячеславовна Некрасова # 16 июня 2014 в 13:04 +1
Очень интересная работа! Она решают самую главную и достаточно трудную задачу-развитие речи дошкольника, составление рассказа описательного, по памяти, по картине очень тяжело дается многим детям. А ваша работа дает возможность справиться с трудностями легко. Ведь тут и физминутка, и есть время для релаксации, и пальчиковая гимнастика. Беру Вашу работу себе в копилочку. Мой голос ваш.
Минзия Кагировна Шириязданова # 16 июня 2014 в 22:06 +1
Очень интересная работа! Вы использовали разные виды деятельности, такие интересные и доступные детям. Загадки-рифмы очень нравятся детям, и релаксация, и дыхательная гимнастика, и игры-просто класс! Подведен итог НОД. Занятие вроде простое, но самую главную задачу-развитие речи дошкольника-помогает решать. Работу в копилку! Спасибо!
Наталья Александровна Михайлова # 19 июня 2014 в 19:40 +1
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Я, логопед, и занимаюсь не только звуковой стороной речи, но лексической. Занятие по развитию речи для детей с логопедическими проблемами очень сложно составить так, как не весь речевой материал можно использовать. В вашем конспекте я "подсмотрела" кое-что! smile Спасибо, за предоставленный материал!
Татьяна Николаевна Хусаинова # 26 июня 2014 в 20:07 0
Спасибо за оценки и комментарии моей работы. smile
Алла Викторовна Терехова # 24 июня 2014 в 16:34 +1
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! С интересом познакомилась с конспектом Вашего занятия по развитию речи.Благодаря упражнениям ребята закрепляют представление об овощах,уточняют, расширяют и активизируют словарь по теме «Овощи» ,совершенствуют грамматический строй речи, учатся употреблять глаголы, развивают внимание, память.
На занятие формируются навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников. Предусмотрены разнообразные виды деятельности детей: отгадывание загадок, артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Спасибо за достойный материал!
Татьяна Николаевна Хусаинова # 26 июня 2014 в 20:08 0
Спасибо огромное за Ваш лаконичный комментарий и оценку. smile
Ирина Валерьевна Мучкаева # 2 июля 2014 в 22:00 +1
Татьяна Николаевна!С большим удовольствием познакомилась с конспектом вашего занятия.Конечно,составление описательного рассказа очень сложно формирующиеся процесс у дошкольников старшего возраста.Вы смогли ввести интеграцию многих образовательных областей!Спасибо за профессиональный подход к данной теме!
Татьяна Геннадьевна Рыжова # 24 июля 2014 в 10:25 +1
Татьяна Николаевна, занятие лаконично,последовательно, грамотно составлено, четко подобраны цели и реализованы по ходу занятия. Сразу видна рука мастера, желаю вам в работе всего самого лучшего и интересного.
Татьяна Александровна Бакулина # 3 августа 2014 в 15:22 +1
Замечательный конспект НОД!Интересные и полезные задания! Мой голос!
Юлия Викторовна Бутова # 28 августа 2014 в 21:53 +1
Интересная идея!!!
Ольга Сергеевна Сидорова # 7 сентября 2014 в 21:59 +1
Здравствуйте Татьяна Николаевна. Составление описательных рассказов является моей темой по самообразованию. Я в этом году давала открытый показ НОД по теме "Насекомые" и проводила семинар-практикум для педагогов по теме " Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов с использованием опорных схем". Эта тема очень интересна, а главное очень продуктивна. Спасибо за ваш конспект, обязательно возьму его себе в копилочку.
Людмила Леонидовна Кивилева # 19 сентября 2014 в 20:34 +1
Составление рассказов - это проблема наших детей.Многие из них не могут дать даже полного ответа на вопрос,какие уж там рассказы.А ваше занятие поможет в этом детям.Такую форму работы можно применить и при изучении любой темы. Спасибо за опыт.Мой голос.
Наталья Евгеньевна Вострикова # 5 октября 2014 в 15:03 +1
Здравствуйте Татьяна Николаевна! Очень понравился ваша разработка, и как уже отметили,составление четкого, правильного рассказа (ответа) для ребенка, очень трудное задание. Именно ваша разработка помогает развивать речь, дыхательную систему, артикуляционный аппарат. Спасибо!
Светлана Валерьевна Паничева # 1 ноября 2014 в 15:35 +1
Татьяна Николаевна, не перестаю удивляться сколько в Вас энергии, Вы настоящий ПРОФЕССИОНАЛ в своем деле! С огромным удовольствием ознакомилась с вашей методической разработкой занятия. Вами проделана очень большая подготовительная работа: подобран интересный, познавательный материал. Голосую за такой полезный материал+1
Ольга Антоновна Куршова # 4 ноября 2014 в 14:35 +1
Татьяна Николаевна! С большим интересом познакомилась с вашим занятием. Дети получают большой материал по теме: Овощи». У них совершенствуется грамматический строй речи, они употребляют правильные глаголы, что способствует развитию памяти. Дети отгадывают загадки, тем самым развивается воображение, внимание, память. Творите, дальнейших Вам покорений творческих вершин.
Миронова Марина # 14 ноября 2014 в 23:37 +1
Очень интересно! Обязательно возьму себе на заметку! Спасибо!
Елена Ивановна Шабарова # 4 декабря 2014 в 13:52 +1
Здравствуйте, Татьяна Николаевна ! Я в восторге от Вашего занятия! Какой богатый и насыщенный материал! Как активны дети. Какие интересные задания. Я ставлю Вам 5+. Молодцы! Мой голос +1.
Валентина Николаевна Трофимова # 8 февраля 2015 в 22:56 +1
Здравствуйте,обалденная работа, материал познавательный, интересный. Думаю ваши дети были в восторге от задании! Спасибо за идею!
Марина Фёдоровна Смирнова # 6 февраля 2016 в 21:59 +1
Татьяна Николаевна! Прочитала Ваш конспект, в целом - хорошо! Но тема называется:"Составление описательного рассказа", а сколько места в конспекте (занятии) составило само описание какого-либо овоща? Очень мало. Не показана схема рассказа, о скольких овощах Вы рассказывали? Не было образца рассказа. Большое количество коррекционных упражнений - это хорошо, но основная часть времени должна была быть отведена именно составлению рассказа. Я аттестовалась по теме развития связной речи и много читала об этом. Надеюсь, что не обидела Вас своими заметками. С уважением - М.Ф.
Галина Александровна Смекалова # 1 сентября 2016 в 11:38 +2
Здравствуйте!
Познакомилась с Вашим материалом и нашла много для себя интересного! Будем работать с дочкой по Вашей методике!Спасибо за опыт! Наш голос для Вас! Успехов! Радуйте нас своими работами!