Конкурсы для педагогов и детей

Музейное занятие для учащихся начальной школы «Уроки старой школы»

Конспект музейного занятия для начальной школы
Описание. Этот сценарий познавательного занятия направленный на воспитание интереса к истории в области краеведения и расширению кругозора младших школьников.
Музейное занятие для учащихся начальной школы. «Уроки старой школы»
Цель занятия: Знакомство с уроками старой школы, расширить кругозор учащихся.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о жизни старой школы;
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;
Развивать связную речь, обогатить словарь детей: однокашник, гимназия, «березовая каша», розги.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории родины, любознательность.
Демонстрирующий материал: иллюстрарации с изображением древней школы.
Раздаточный материал: фотоальбом, колокольчик, тетради, перья, чернильницы, полукафтан гимназистов, фуражка, розги.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картины Б. Кустадиева «Школа в Московской Руси» и беседа по ней, чтение отрывка из исторического рассказа Василия Григорьевича Яна «Никита и Микитка продуктивная деятельность, опрос учеников, подведение итогов, награждение.
Первая часть занятия
В класс входит учитель в длинном строгом платье. Звоном колокольчика извещают о начале урока.
Руководитель.
Здравствуйте дети. Сегодня я буду вашим учителем. Урок наш будет необычный. Вместо оценок за правильные ответы все вы получите памятные подарки. А рассказывать я вам буду про то, как учились наши прабабушки и прадедушки в старину.
Итак, начинаем наш урок. Нужно поприветствовать своего учителя. Для этого необходимо встать.(Дети приветствуют учителя)
Руководитель.
В первой половине урока речь пойдет о старинной начальной школе. Назывались такие школы по-разному. Например: церковно-приходские, народные училища, сельские училища. . Отправиться на 200-300 лет назад нам поможет картина Б. Кустадиева «Школа в Московской Руси». Вы будете внимательно рассматривать эту картину, а я вам буду зачитывать отрывок из исторического рассказа Василия Григорьевича Яна «Никита и Микитка
-Учитель медленно стал поворачивать строгое лицо с жесткой прямой бородой и уставился на ребят. Опершись на стол кулаками, он также медленно, не спуская глаз, начал подниматься и вдруг гаркнул:
- Снять шапку, когда входишь к своему учителю!
В его руке мелькнула длинная гибкая трость и быстро ударила по головам и плечам ребят. Все торопливо сдернули шапки и поклонились в пояс.
Потом отчетливо нараспев, учитель стал говорить:- В школу с молитвой входи и тако же из нее, молясь, выходи. Совершите крестное знамение трижды и поклонитесь до земли. Да поживее! – восклицал он, ударяя тростью и наблюдая, как все мальчики опустились на колени трижды коснулись лбом пола.
…Учитель сел на свое место в красном углу, в конце стола, раскрыл большую рукописную книгу и подождал, пока все мальчики положили перед собой тоже рукописные книжицы и рядом с ними указки. Учитель сейчас же ударил его концом трости по уху.
- Книжицы наши добре храните и указательное деревца (указательное деревцо - указка) в них отнюдь не кладите. Книги свои не очень разгибайте и листов в них напрасно не перебирайте. Книгу аше кто не бережет, таковой души своей не стережет.
Мальчики сидели неподвижно, с опаской посматривая на учителя. Все в нем казалось необычно, и всегда суровое, спокойное лицо, и гибкая трость в руке, и слова, которые он говорил по-особенному, как в церкви.
Руководитель.
В старину грамоте учили по церковным книгам. В церковнославянской азбуке буквы назывались иначе, чем теперь. А – аз, б – буки, в – веди, г – глаголь, д – добро, и – иже, к – како, л – люди, , н – наш и т.д.
По названию первых букв «аз, «буки», - весь порядок букв стали называть азбукой. Азбука – то самое, что и буквенный алфавит.
Названия букв заучивались наизусть. При обучению чтению сначала назывались буквы второго слога и произносился второй слог. затем а этот слог, потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог, и т.д. И только после этого слоги складывались в целое слово. Например, слово баба читалось так: буки . аз –ба ,баба; слово книга : како, наш, иже – кни, глаголь, аз-га, книга.
Все ученики занимались одновременно в одной комнате (в деревнях нередко в крестьянской избе). Средства на школу давали родители, причем учитель занимался одновременно с детьми разных возрастов: одни изучали буквы и читали по складам, другие в это время изучали скоропись.
Кроме чтения и письма школьники обязательно должны были научиться читать ноты и петь. Часть учеников уходила после занятий домой, но многие родители считали полезным, чтобы дети жили, питались при школе – поэтому, художник изобразил большой горшок с кашей
(В гимназический класс входит бабушка в русском народном костюме)
Бабушка. Здравствуйте, ребятишки! Заучились вы совсем, устали, поди.
Да ничего, поработаешь до поту – так и поешь в охоту! Угощение я вам принесла – кашу пшеничную. В старину-то в каждый учебный год начинается с совместной трапезы учеников – все вместе из одного котла, ели кашу. Оттуда и пошло слово однокашник.
Но прежде, чем кашу отведать, придется вам еще немного поработать. Скажите, какие вы знаете пословицы и поговорки об учебе, уме, грамоте.
• В знании – сила.
• Лучше много знать, чем много уметь.
• За ученого двух неученых дают.
• Сперва аз да буки, а потом науки.
• Кончил курс науки, а знает аз да буки.
• Аз, буки, веди страшат.
• Ученье лучше богатства.
• Грамота – второй язык.
• Один ум хорошо, а два лучше.
• Не помучишься – не научишься.
• Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

(После этой игры Бабушка угощает «ученик» кашей. Звон колокольчика извещает о продолжении урока.)
Вторая часть урока
Учитель
Со временем школа менялась, развивалась. Появились школы, в которых учили не только письму, чтению и счету, но и истории, географии, иностранным языкам. Назывались они гимназиями. Еще древние греки так называли свои школы. По-гречески это звучала «гимнасий», так как в перерывах между науками они занимались гимнастикой.
В России первые гимназии появились 200 с лишним лет назад. Мальчики и девочки ходили в разные гимназии, обучение было раздельным. Когда мальчику исполнялось 8 лет, родители отдавали его в приготовительный класс гимназии. С семи лет принимались дети только с крепким здоровьем и хорошо развитые. После окончания приготовительного класса и сдачи экзаменов, дети поступали в 1-ый класс гимназии, так же как и дети, бывшие на домашнем обучении.
В гимназии уроки начинались в 9 часов и заканчивались в 14.30. урок длился 50 минут, первая и последние перемены по 10 минут, вторая, предназначенная для завтрака – 20 минут, на третья перемена, длительностью – 40 минут.
Гимназисты носили полукафтаны для торжественных случаев и для ношения в обществе. Полукафтан был из темно-синего сукна, однобортный, застегивающийся на 9 посеребренных пуговиц. Со стоячим скошенным воротником.
Фуражка гимназиста из темно-синего сукна с белыми выпушками вокруг окольша и тульи: на окольше – посеребренный знак из двух лавровых листьев и заглавными буквами учебного заведения.
В каждом классе выбирался дежурный. Поэтому я назначаю дежурным мальчика в форменной одежде гимназиста. Дежурные были обязаны наблюдать за внешним порядком в классе и исполнять поручения классного наставника.
При встрече с директором гимназии гимназист обязан был становиться во фронт (т.е. становиться по стойке смирно) и прикладывать руку к головному убору.
За нарушение правил поведения следовали наказания. За обман полагалось наказывать временным недоверием, за дерзость по отношению к учителю – резким неласковым обращением. На партах за которыми сидели гимназисты были небольшие углубления. Догадайтесь для чего они были нужны. Правильно для перьев и чернильниц. В старину были перья гусиные, а позднее металлические.
Дежурный раздай, пожалуйста, всем тетради и перья. Сейчас мы выполним упражнения по чистописанию (такой предмет был в начальных классах гимназии). Ваша работа должна быть выполнена чисто и аккуратно, разборчиво и грамотно.
А сейчас послушайте одно из правил поведения гимназистов:
«… в отношении ко всем своим товарищам ученики обязаны быть вежливыми, доброжелательными и дружелюбными. Ссоры, брань, драки строго воспрещаются».
А теперь запишем в своих тетрадках часть этого правила:
«Ссоры, брань, драки строго воспрещаются».
(за самые лучшие работы по чистописанию руководитель дарит призы).
Опрос учеников. Руководитель задает вопросы:
1. Что такое азбука?
2. Что означает выражение «березовая каша»?
3. Сколько лет учились гимназисты?
4. Как гимназисты приветствовали директора гимназии?
Подведение итогов.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект познавательной беседы в начальной школе по теме: Число семь Конспект открытого занятия для учащихся 1- 5 классов «Кто такие скауты?» Познавательное развлечение для младших школьников «Разгадай загадку» Внеклассное занятие в начальной школе на тему: Формула счастья

Похожие статьи:

Конспект открытого занятия для школьников 3-5 классов по теме «Качества человека»

Воспитательная работа в начальной школе

Ученическое самоуправление в начальной школе

Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе

Интересная информация для младших школьников

Сценарий праздничного концерта ко Дню Победы 9 мая для старших класов | Родительское собрание в начальной школе «Семья – сердце общества и родина ребенка»
Опубликовано: 940 дней назад (12 мая 2014)
Просмотров: 4108
Рубрика: Уроки в музее
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!