Конкурсы для педагогов и детей

Конспект обобщающего урока по географии, 8 класс. Внутренние воды России

Обобщающий урок по географии в 8 классе «Внутренние воды России»
Автор: Сидорова Татьяна Николаевна, учитель географии МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1» р.п. Ардатов,Нижегородская область
Описание работы: Конспект предназначен для учащихся 8 класса. Данный материал будет полезен для учителей географии и географического краеведения. Позволяет повторить за один урок материал темы: Внутренние воды и водные ресурсы России».
Конспект обобщающего урока по географии «Внутренние воды России»
Тип урока: урок обобщающего повторения
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая
Цель: обобщить и закрепить знания по изученной теме.
Задачи урока:
Образовательные: повторить основные термины, понятия по теме; главные особенности внутренних вод России; особенности размещения вод по территории страны; взаимосвязи между внутренними водами и рельефом, климатом; экологические проблемы, связанные с внутренними водами.
Развивающие: применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, в условиях новых учебных задач максимально используя творческие способности детей; развивать географическое мышление школьников.
Воспитательные: воспитывать в детях чувства товарищества; умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы к уроку: атласы, физическая карта России, карта «Загрязненность поверхностных вод», картины художников – С.Жуковского «Весенняя вода», И.Левитана «Свежий ветер Волги», «Весна – большая вода», схемы.
Ход урока.
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха
тебя невозможно описать.
Тобой наслаждаются, не ведая; что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни,
Ты сама жизнь.
Антуан де Сент-Экзюпери
1.Организационный момент
Учащиеся делятся на группы и занимают свои рабочие места в группах. Каждому ученику выдается «листок - оценок».
2.Повторение пройденного материала.
Учитель. Мы с вами изучили особенности природы России. Изучили рельеф, климат. Также мы изучили и внутренние воды нашей страны.
И поэтому сегодняшний урок – это урок обобщающего повторения темы «Внутренние воды России», на котором мы вспомним особенности рек, озер, болот и других вод нашей страны.
Учитель. Что относится к внутренним водам России?
Что такое река?
После ответов учащиеся начинают выполнять 1 задание.
Задание 1.
Учащимся раздается схема, на которой они должны подписать части реки.
Учитель. Посмотрите на схему реки. Какие части на ней нам даны.
Учащиеся подписывают части реки, а затем проверяют по большой схеме, размещенной на доске.
А теперь на листок – оценок выставляем за первое задание оценку.
Задание 2.
Учитель. А теперь, давайте вспомним основные понятия и особенности темы «внутренние воды».
Для этого каждая группа получает карточки с заданиями (в них вопросы делятся по сложности.
1.Самые простые.
2.Сложнее.
3.Самые сложные.
Во время ответов все следят за ответами и выписывают себе в тетрадь, определения, чтобы получилась поговорка (определения идут не по порядку).
Карточка 1
1 в. Превышение истока реки над устьем, выраженное в метра это…
2 в. Величина отношения падения реки к ее длине.
Отчего зависит падение и уклон реки.
3 в. Объем воды, протекающий через поперечное сечение реки в
единицу времени это …
4 в. К бассейнам, каких океанов относятся реки России. Назовите и
покажите крупные реки этих бассейнов.
Учащиеся: показывает крупные реки бассейнов.
Река.
Река, из чащи вырастая
Немая, светлая, густая,
Как бы, литая из стекла,
Едва текла
Пора разливов миновала.
Река ничем не выдавала,
Что целый мир
В глубинах вод
Она несет.
Свое пружинистое тело,
Закутав в мягкие леса,
Она белела и алела,
И отражала небеса.
В.Павлинов
Учитель. Определите, горную или равнинную реку описал автор в
данном отрывке.
5 в. В чем отличие горной реки от равнинной (посмотрите на картины
русских художников, которые изображали горные, равнинные реки)
и дайте ответ.
Какие русские поэты посвящали стихотворения рекам?
Например:
Лермонтов - Терек воет, дик и злобен
Меж утесистых громад
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят
Есенин - Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны
Карточка 2
1 в. Количество воды, которое река выносит за год- это…
Самый большой сток у….
2 в. Изменение уровня воды в реке по сезонам года – это…
3 в. Какие вы знаете источники питания рек? Какое питание преобладает
у рек России?
4в. В чем понятия половодья и паводок совпадают и в чем различаются?
5 в. Самый низкий уровень воды в реке называется …
Какие трудности вы могли бы испытать на реке, оказавшись на ней
во время межени?
Карточка 3
1 в. Какие трудности вы могли бы испытать на реке оказавшись на реке
во время наводнения?
2 в. Охарактеризуйте реки с весенним половодьем и паводковым
режимом (с примерами у карты)
3 в. Охарактеризуйте реки с летним половодьем, реки муссонного
климата (с примерами у карты)
4 в. Весь переносимый рекой материал называется….
У какой из рек России он наибольший, от чего он зависит?
5 в. Затопление местности из-за подъема уровня воды в реке называется
Карточка 4
1 в. Скопление воды в природном углублении на суше называется…
По происхождению озерных котловин в России располагаются
следующие озера….(показ озер по карте у доски)
2 в. Какие озера считаются сточными, какие бессточными?
3 в. Исскуственные водоемы с громадными запасами воды – это …
Назовите крупные и покажите их на карте России.
4 в. Участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший
влаголюбивой растительностью – это…
Как образуется. Виды болот в России, чем они отличаются.
5 в. Кого называют водопотребителями?
Карточка 5
1 в. Расскажите о современном оледенении.
2 в. Вода, находящаяся в земной коре называется…
3 в. Что такое многолетняя мерзлота? Где на территории России
располагается многолетняя мерзлота.
Назовите причины образования многолетней мерзлоты.
4 в. Все воды, которые могут быть использованы человеком в своей
деятельности называются…
Учитель. Вот такие особенности имеют воды нашей страны.
А теперь посмотрите на поговорку, которая должна у вас
получится.
(Делу время, потехи час)

1.Годовой сток
2.падение
3.многолетняя мерзлота
4.уклон
5.водохранилище
6.расход
7.режим рек
8.межень
9. «Я»
10.половодье
11.наводнение
12.болото
13.подземные воды
14. «Х»
15.водные ресурсы
16. «И»
17.паводок
18.твердый сток
Поставили себе листок оценки.
Задание 3
Учитель. Делу время, которое мы не будем терять и перейдем к 3-му заданию (работа с картой).
Проводится географический диктант.

Учащиеся группы №1, №2 на листках дают ответы на вопросы.
Учащиеся группы №3 – эти ответы под цифрами (номера вопросов) отмечают на контурной картах.

1 в. Назовите самую многоводную реки России (Енисей).
2 в. Вместо лука мальчик держит в руке очертания озера России.
Назовите это озеро (озеро- фигура Байкала)

3 в. У тебя, краса – река, женское обличье,
Даже имя у тебя нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря окрестили словом,
Несмотря что родилась ты в краю суровом.
(Лена)

4 в. По своим размерам это самое большое пресноводное озеро в Европе.
В годы ВОВ по льду этого озера была проложена « дорога жизни» -
(Ладожское озеро)

5 в. Что это за объект ( показывается картинка Рыбинского
водохранилища)

6 в. Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
Летом – вся блестя, зимой – белея,
Верная подруга Иртышу,
Ты течешь на север смело.
(Обь)
7 в. Не приметен ничем, не широк
По просторам Валдаского края
Еле слышно журчит ручеек
К морю озеру Каспию убегая
( Волга)

8 в. В старинной казачьей песне поется: «Ой, ты, наш батюшка, Тихий
(Дон)
9 в. Какая река разливается летом, благодаря муссонным дождям
(Амур)
10 в. Соленое озеро на юге Западно-Сибирской равнины (оз. Чаны)

11 в. Назовите реку России, название которой женского рода,
расположенную на севере Русской равнины (Печора)
Учитель. Проверяем и выставляем оценки на листок - оценок.

Задание 4
У воды нет ни вкуса, ни цвета, и запаха тоже нет.
Но без нее на свете не может жить человек!
Куда используют воду рек?
Вы должны мне дать ответ.

Доклады по использованию вод.

Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая.
Но мы любили, дети,
Ее – она ведь первою была,
Для нас и значит лучшую на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез.
Как будто люди целью задались
И своего добились.
С.Викулов

Доклады о загрязнении внутренних вод.
Что нужно сделать, чтобы не было загрязнения внутренних вод.

Охрана
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастет тиной
Тот берег, на котором я стою
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните, речку светлую мою!
Э.Огнецвет

Учитель: А, теперь, давайте подведем итого сегодняшнего урока .
Мы повторили тему: «Внутренние воды России», установили, что воды размещены по территории страны неравномерно, распространение зависит от рельефа и климата; мы увидели, что в России есть горные и равнинные реки, разные виды озер, болот, ледников и все эти воды имеют свои особенности, с которыми мы и познакомились.
Мы также разобрали экологические проблемы вод России.

Домашнее задание.
Используя карты атласа, опишите географическое положение объектов.
1 гр. – Онежское озеро
2 гр.- р. Северная Двина
3 гр. – р. Камчатка
4 гр. – озеро Чад
5 гр.- Рыбинское водохранилище

Оценки
А сейчас поставьте себе итоговую оценку за работу на сегодня.

И в заключение мне хотелось бы повторить то, о чем говорили еще энциклопедисты прошлых веков; сбрасывание нечистот в воду, которую мы используем для питья, приготовления пищи, нельзя назвать иначе, чем «Чудовищной дикостью». И если мы всем миром в самое ближайшее время не поймем этого и не покончим с этой дикостью, то «чудовищная дикость» покончит с нами.

Урок окончен.

Рекомендуем посмотреть:

Урок географии в 8 классе. Тема: «Реки Казахстана» Итоговое занятие по географии 8 класс Конспект урока географии в 8 классе Памятники природы Волгоградской области

Похожие статьи:

Конспект урока географии в 8 классе

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Викторины с ответами по географии для 7- 8 класса

КВН по географии для школьников 7-8 класса

Игра по географии для учащихся 7 класса
Опубликовано: 507 дней назад (22 июля 2015)
Просмотров: 2099
+1
Голосов: 1
Вера Александровна Полушкина # 23 июля 2015 в 18:31 0
Здравствуйте Татьяна Николаевна. Ваша разработка обобщающего урока по теме "Внутренние воды России" насыщена разнообразными заданиями. Это повышает её практическую ценность, а поэтические строки, использование географических загадок и разгадывание пословиц способствует развитию интереса учащихся к предмету. Разработка мне понравилась, творческих успехов Вам в дальнейшем!
Татьяна Николаевна Сидорова # 23 июля 2015 в 18:40 0
Здравствуйте Вера Александровна! Спасибо за отзыв о моем уроке. Очень приятно услышать лестный отзыв о моей разработке урока. Надеюсь она будет полезной для учителей.
Наталья Александровна Власова # 29 января 2016 в 14:03 0
С большим интересом познакомилась с вашей разработкой, Татьяна Николаевна.
Современный подход в образовании всегда даёт положительные результаты, ваш урок тому подтверждение. Использование разнообразных приёмов только лишь положительно влияют на активизацию познавательной деятельности, наглядность увлекает и повышает интерес к процессу обучения. Спасибо за урок!
Татьяна Николаевна Сидорова # 22 февраля 2016 в 17:59 0
Добрый вечер,Наталья Александровна!
Большое спасибо за отзыв!