Конкурсы для педагогов и детей

Лекционно – семинарская форма обучения на уроках географии

Из опыта работы учителя географии. Лекционно – семинарская форма обучения на уроках географии
Автор: Татьяна Николаевна Устянская, учитель географии ГБОУ СОШ №43
Цель: Рассмотреть преимущества лекционно-семинарской формы обучения на уроках географии
Введение
Всему, что понадобиться в жизни учащемуся, учитель научить не сможет. А вот научить самостоятельно добывать знания, их применять на практике можно. Поэтому в настоящее время стоит задача формирования активной личности, которая будет свободной от стереотипов, стремящейся к постоянному самообразованию. Учителю необходимо сформировать такие качества у своих учеников. Обучение старшеклассников планированию своей деятельности, свободному ориентированию в информационном потоке, интенсивной работе не только индивидуально, но и в коллективе имеет очень большое значение на данном этапе образования. Актуальность этой темы заключается в том, что в настоящее время выдвигаются новые требования к современному уроку: использование различных форм и систем обучения, их нестандартное сочетание. Все эти требования прекрасно сочетает в себе лекционно-семинарская система обучения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ПЕРЕД ШКОЛОЙ

Урок –основная форма организации учебного процесса. До недавнего времени в школах преобладала классно-урочная система, которая была не лишена недостатков. Ведь наряду с нерациональным использованием времени на проверку домашних заданий наиболее трудоемкие задания по овладению знаниями и навыками выносились на домашнее усвоение. Но для того, чтобы воспитать у школьников самостоятельность, творческий подход к получению знаний необходимо использовать лекционно-семинарскую систему организации учебного процесса. Ведь здесь процесс обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, помогая ученику продвинуться от незнания к знанию, от знания частичного, отрывочного к знанию наиболее полному и точному. Необходимо использовать такие элементы лекционно-семинарской системы как: лекции, практикумы, семинары, зачеты. Их нужно адаптировать к условиям школы, а также к возрастным особенностям учащихся. А самостоятельная подготовка учащихся будет способствовать глубокому усвоению умений и навыков теоретического мышления, мысленного экспериментирования, интерпретации и обобщения фактических данных результатов опытов и наблюдений.
ГЛАВА 2. НЕМНОЖКО ИСТОРИИ
В истории педагогики и образования наибольшую известность получили три основные организационные системы обучения, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учащихся, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебным процессом со стороны учителя: индивидуальная, классно-урочная и лекционно-семинарская системы[3]. Лекционная система обучения берет свое начало с зарождения первых университетов, где лекция являлась основной формой обучения. Первоначально текст просто читался, сопровождался разъяснениями и замечаниями, но постепенно лекция становилась свободной и более продуманной. Обсуждение «спорных вопросов» проводилось в виде диспутов, где сначала формулировалась проблема, потом излагались и обосновывались мнения, давался ответ, и в итоге следовало решение профессора. Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. Дальнейшее развитие семинары получили в университетах Западной Европы, где с 17 в. они предназначались главным образом для работы студентов над источниками. С начала 19 в. семинарские занятия введены на некоторых кафедрах в русских университетах. С начала 20 в. университетские семинары стали способствовать расширению общего научного кругозора студентов, ознакомлению их с важнейшими проблемами и исследованиями в избранной отрасли науки.
В последние годы элементы лекционно-семинарской системы обучения стали использоваться в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы.
ГЛАВА 3. ФУНКЦИИ ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ СИСТЕМЫ
Лекционно – семинарской системе свойственно много функций, главными из которых являются: информационная, мировоззренческая, методическая. Рассмотрим эти функции подробнее. Информационная функция выражается в передаче учащимся отобранного к определенному уроку материала. Учебный материал структурируется особым образом. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование определенной системы знаний, которые небходимо усвоить учащимся. Мировоззренческая функция содержит решение тех задач, которые связаны с формированием мировоззрения учащихся. Здесь учитель не только умело раскрывает логику развития науки и решения ее проблем, но и умело управляет мышлением учащихся. Это приводит к активности учащихся на уроке. Особое место здесь занимает раскрытие методологии науки. И, наконец, методическая функция. Означает она методическое руководство деятельностью учащихся. Осуществляется оно и через логику науки, и непосредственно введением на уроках методических рекомендаций по работе над учебным материалом. В условиях рассматриваемой лекционно-семинарской системы эти все функции должны быть неразрывно связаны друг с другом, должны постоянно взаимодействовать.
ГЛАВА 4. ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Преимущества использования лекционно-семинарской системы обучения в школе очевидны, так как она позволяет осознать школьниками процесс учения; даёт возможность активного включения в него; позволяет планировать учебную деятельности; позволяет учителю строить учебный процесс на разных уровнях сложности и использовать нетрадиционные формы обучения.
Лекционно-семинарская система вводится, как правило, в старших классах с последующим принятием индивидуальных зачетов по каждой теме. Успешно применяется при изучении многих дисциплин, в том числе – географии. Такую систему обучения в географии лучше практиковать в 9-10-х классах, а отдельные ее элементы в 6-8-х классах.
ГЛАВА 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕКЦИОННО- СЕМИНАРСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Лекционно – семинарская система обучения имеет такие особенности:
1. Соответствие различных компонентов содержания определенным формам организации обучения, составляющих лекционно-семинарскую систему. Главное место в системе занятий занимает лекция, поэтому именно с лекции начинается изучение курса, раздела, темы. Именно на лекциях учителем закладываются основные теоретические знания. Основой содержания практикумов являются эмпирические знания, поэтому здесь формируются специальные экономико-географические умения и навыки работы с тематическими картами, статистическими и графическими материалами, а также составлении описаний и сравнение объектов. Семинар необходим для обобщения учебного материала, выделения основных проблем современности. На таких уроках формируются навыки самообразовательной работы учащихся. Зачет дает возможность учителю контролировать усвоение знаний учеников, их готовность к изучению следующих тем курса, раздела, и, наконец, всей темы. На зачете легко можно выявить, что не усвоено учащимся в процессе работы над темой. На семинаре и на зачете особое внимание уделяется умению учащегося самостоятельно делать выводы, анализ и синтез прочитанного материала.
2. Соотношение теории и практики, лекций семинаров в учебном процессе. Структура лекционно – семинарской системы обучения будет зависеть от темы, куда вносится основная часть новых для учащихся теоретических знаний, требует лекционной подачи материала. Лекции занимают очень большой объем учебного времени, только небольшая часть объема выносится на практикумы и семинарские занятия. В некоторых разделах тем требуется детализация, конкретизация, углубление уже полученных знаний. Осуществить это целесообразно на основе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации. Для такой организации работы имеются все необходимые условия: это и потребность учащихся старшего возраста в самостоятельном приобретении знаний, и наличие сформированных умений пользоваться различными источниками информации, и привлекательность для учащихся современных знаний о жизни разных стран и народов. Можно на первых занятия семинара, например, провести работу по отбору материала из какого-либо источника и подготовить сообщения, на следующих занятиях неплохо было бы написать реферат, выступить с рецензией, доказательством, оценкой какого-либо явления или процесса, а вот на заключительном семинаре можно поучаствовать в дискуссии. Функции учителя меняются от преимущественно информационной к преимущественно организаторской, контролирующей.
3. Использование специально разработанного учебно-методического комплекса. Здесь можно использовать логические опорные конспекты к лекционным занятиям. С их помощью можно компактно графически отобразить тему, ее логическую структуру. Такие конспекты способствуют созданию у учащихся четкого и наглядного представления изложенного материала, также помогают учащимся разобраться в его структуре, выделить главное и частное, определить причинно следственные связи, осмыслить и запомнить основной теоретический материал. Также необходимы сборники дифференцированных заданий к практикумам. Поскольку сборники содержат постепенно усложняющиеся задания для учащихся , а также справочные статистические, картографические и текстовые материалы, поэтому такие сборники ориентированы на реализацию дифференцированного обучения, оптимальную организацию индивидуальной или коллективной работы учащихся. Хорошим дополнением будет и рабочая тетрадь. Она предназначена для фиксации результатов самостоятельной работы, выполнения итоговых работ и для подготовки к семинару и зачету. С целью осуществления текущего, тематического и итогового контроля используются сборники контрольных заданий, которые содержат разнообразные задания и вопросы .
ГЛАВА 6. ПРАКТИКА ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ
Использование лекционно-семинарской система обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ:
- осознанность школьниками процесса учения;
- возможность активного включения в него;
- планирования ими своей деятельности;
- возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности;
- возможность широко использовать нетрадиционные формы обучения
Лучше всего использовать эту систему в старших классах с последующим принятием индивидуальных зачетов по каждой теме. В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Она может занимать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его, поэтому она требует записи.
В начале лекции необходимо сообщить тему и записать план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо указывать, что записывать, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи.
Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащихся к восприятию. Это может быть повторение необходимых разделов программы, выполнение наблюдений и упражнений и т.п.
Семинарские занятия проводятся в старших классах. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.
Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка. Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Структурно семинары довольно просты. Они начинаются с краткого вступления учителя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомились с содержанием сообщений.
Особой формой семинара является семинар-диспут. Его отличие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-диспут имеет и особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.
Практикумы, или практические занятия проводятся в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем.
Лекции лучше приспособлены для демонстраций. Лекционная форма приучает школьников к ведению конспектов, что делает более плавным предстоящий им переход к вузовской форме обучения. Заменяя урочную систему обучения в школе на лекционно-семинарскую, учитель должен ставить перед собой цель: приблизить условия учебы старшеклассников к ВУЗовским условиям обучения, формировать творческую личность, способную рационально организовать свой труд.
В условиях лекционно-семинарской системы обучения учащихся 10-11 классов изучение географии, отдельной темы или раздела, строится по следующей схеме, в следующей последовательности:
-урок-лекция
-урок-практикум
-урок-семинар
-урок-консультация
-урок-зачет.
В зависимости от количества часов данной темы, от ее своеобразия, меняется количество тех или иных форм уроков, их последовательность. Но общая схема от лекции к зачету выдерживается обязательно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лекционно-семинарская система обучения практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. В последние годы элементы лекционно-семинарской системы обучения стали использоваться в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы. Использование лекционно-семинарской системы обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ: осознанность школьниками процесса учения; возможность активного включения в него; планирования ими своей деятельности; возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности и широко использовать нетрадиционные формы обучения. Лекционно-семинарская система организации учебного процесса дает возможность ученику многократно, на разных уровнях познания, поработать над изучаемым материалом. Выполняемые на уроках действия прежде всего помогают интенсифицировать процесс обучения, обеспечивают всестороннее и прочное усвоение знаний каждым учащимся в соответствии с его индивидуальными возможностями и развитием. Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах и системах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов. Использование лекционно-семинарской системы в школе не только возможно, но и необходимо, она позволяет качественно улучшить учебный процесс, повысить прочность полученных знаний, значительно развить навыки самостоятельной работы школьников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Блинков С.И., Блинкова Л. В. и др. Организация УВП страшей школы в условиях лекционно-семинарской системы обучения. Якутск – 1998
1)Гузик Н.П., Пучков Н.П. Лекционно-семинарская система обучения. - Киев, 1979.
2)Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998.
4)Журналы “Вестник образования” № 9 1998г., № 14 2000г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь» Интеллектуальная игра для 10-11 классов "Географическое казино" Урок географии в 8 классе. Тема: «Реки Казахстана» Конспект урока по географии в 6 классе «Реки»

Похожие статьи:

Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс

План-конспект урока географии 6 класс

Конспект урока географии в 8 классе

Программа элективного курса по географии для 9 класса

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Технология коучинга на уроках обществознания | Конспект урока географии для 6 класса. Мировой океан
Опубликовано: 153 дня назад (4 июля 2016)
Просмотров: 388
Рубрика: география
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!