Конкурсы для педагогов и детей

Развитие креативных способностей как путь социализации детей с ОВЗ

Из опыта работы учителя музыки «Развитие креативных способностей как путь социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Музыка, как вид искусства, дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Знакомство с музыкальными произведениями, исполнение песен и танцев не только положительно влияют на эмоциональный мир, но и развивают слух, чувство ритма, образное мышление, тренируют память, способствуют творческому развитию каждого ребенка.
Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Музыкальная деятельность способствует формированию эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни. И чем раньше ребенок с нарушениями в развитии включится в музыкально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения.
Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями.
Специфика моей работы заключается в том, что я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которым нужны особые формы воспитания, обучения, развития и коррекции.
Основной формой непосредственно являются музыкальные занятия, именно они, могут способствовать развитию креативности у детей.
Под креативностью мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности, исполнении, игре на музыкальных инструментах, размышлении о музыке. Но не менее важна заинтересованность каждого ребенка в продолжение музыкального развития, поэтому большую работу я веду в свободное от занятий время.
Музыкально педагогический опыт показывает, что хоровое и сольное исполнение песен, постановка детских музыкальных спектаклей, участие в массовых мероприятиях как внутри школы, так и за его пределами благотворно сказывается на развитии детей. На этих занятиях музыка помогает преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или наоборот, активизировать его, настроить, заинтересовать, а также развивает коммуникативные и творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья. Такой вид деятельности дает положительные эффекты использования музыки в работе с такими детьми:
музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие, снимает страхи и напряженность, ребенок испытывает положительные переживания;
замкнутые дети становятся более общительными;
развивается координация движений, мелкая моторика пальцев, чувство метроритма, повышается общий жизненный тонус;
развивается эмоциональная отзывчивость, расширяется кругозор;
в каждом ребенке раскрывается творческий потенциал;
формируется любовь к музыке, вырабатываются элементы вкуса.
Занимаясь музыкой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я не ставлю задачу развития собственно музыкальных способностей. Моя цель заключается в том, чтобы стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий. Ввести музыкальные игры и упражнения как средство развития у них слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и главное, коммуникативных, социальных навыков для коррекции отклонений в поведении детей.
Но учитывая что дети, воспитанники школы-интерната для умственно отсталых детей, необходимо решать коррекционные задачи:
• корригировать отклонения интеллектуального развития;
• активизировать творческие способности, развивать музыкально-исполнительские навыки;
• формировать знания о музыке;
• развивать слуховой самоконтроль, речевую активность, координацию рук во время игры на музыкальных инструментах.
Для этого я использую следующие формы занятий:
групповые занятия, где дети присутствуют всей группой. Здесь я формирую культуру хорового пения, которое расширяет кругозор детей, формирует положительное отношение к музыке, стимулирует развитие интереса к музыкальным занятиям. Работаю по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки, большое внимание уделяю речевым, пальчиковым играм, играм на шумовых инструментах;
индивидуальные занятия, на которых мы не только учимся играть на шумовых музыкальных инструментах, но и развиваем вокальные данные.
Очень мало наших детей имеют от природы хорошие вокальные данные, развитый музыкальный слух, чувство ритма и чистоту интонации. И все же они есть. Таких детей я привлекаю на индивидуальные занятия.
При применении шумовых музыкальных инструментов у детей формируется умение выполнять действия с ними под определенные музыкальные отрывки. Это в свою очередь способствует развитию музыкальных навыков - ладотонального слуха (тихо- громко, ритмического слуха, темпового (быстро-медленно) и тембрового восприятия (низко-высоко). С помощью шумового музыкального инструмента у детей улучшается слуховое внимание и восприятие, слуховая память, координация рук, обогащается эмоциональная сфера.
Цель моей работы с ансамблем: научить детей игре на шумовых инструментах. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
вырабатывать умения и навыки правильной игры на шумовых инструментах, учитывая индивидуальные особенности детей;
дать определенный объем знаний в области народного творчества;
развивать творческие способности, музыкальный вкус, общую культуру личности;
воспитывать любовь и бережное отношение к русскому народному творчеству.
Для достижения поставленных задач использую следующие методы:
• объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора) ;
• репродуктивный (разучивание, закрепление материала) ;
• исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка) ;
• метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности) .
Для каждого из них игра в ансамбле - это большая радость, это возможность проявить себя, показать свои лучшие способности, свою индивидуальность, возможность выступить самостоятельно.
Непосредственная работа над песенным материалом включает в себя:
знакомство с песней, пушивание в моем исполнении либо на диске или аудиозаписи;
дается краткая характеристика ребенком и если нужно дополняется мной;
работа над текстом, заучивание;
выработка четкого произношения текста, дикция;
правильная вокализация текста, распевы, работа над чистотой интонирования;
правильное воспроизведение ритмического рисунка, при этом можно использовать разные музыкальные инструменты, или хлопки в ладоши.
Итогом моей работы является то, что дети принимают активное участие в праздниках и концертах не только внутри школы, но и становятся лауреатами районных и областных фестивалей:
В дни концертов дети вливаются в совершенно другие условия, в условия социума. Они встречаются с учащимися общеобразовательных школ и коррекционных учреждений, смотрят, как ведут себя другие дети, стараются им подражать, с интересом наблюдают за всем происходящим.
Наши дети понимают, что становятся частью общества, они выступают на большой сцене наравне со всеми, эти условия их дисциплинируют.
Таким образом, музыкальные занятия способствуют развитию творческих способностей, дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями, благотворно сказываются на нравственном и эстетическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Чтобы по-настоящему помочь детям, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом.

Рекомендуем посмотреть:

Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки Координация между музыкальным слухом и голосом Организация домашних занятий Обучение игре на курае в учреждениях дополнительного образования детей

Похожие статьи:

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Конспект урок музыки для 4 класса. Танцы | Активизация формирования музыкальных способностей детей с ОВЗ на уроках музыки и во внеурочное время
Опубликовано: 381 день назад (19 ноября 2015)
Просмотров: 643
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!