Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по лепке со слепыми дошкольниками в детском саду

Конспект занятия по лепке (со слепыми дошкольниками) Тема: «Узор»
Автор: Якимченкова Татьяна Петровна, воспитатель дошкольного отделения, ГБОУ РК «Симферопольская специальная школа-интернат №1»
Описание материала: данный материал будет полезен специалистам, работающим с детьми с глубокими нарушениями зрения.
Тема: «Узор»
Цель: Учить детей создавать последовательный узор на полоске бумаги, чередуя сплющенный шарик и кольцо.
Закреплять умение понимать и запоминать содержание своей работы, используя усвоенные ранее способы лепки.
Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.
Коррекционная цель: развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, умения работать обеими руками, в ходе работы самостоятельно сравнивать свою работу с предложенным образцом.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить представление об узоре, как элементе украшения.
- познакомить с разными узорами.
-учить фиксировать внимание детей на форме, фактуре предложенного узора.
-способствовать развитию речи, как средству общения.
-упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности дощечки для придания предмету необходимой формы.
Развивающие:
-развивать интерес к продуктивной деятельности.
-развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-воспитывать наблюдательность, доброжелательность, коммуникативные навыки, усидчивость, интерес к окружающему , вызывать положительные эмоции от выполненной работы.
Закреплять умение передавать форму шара, лепить шары разного размера.
Коррекционная цель:
развитие мелкой моторики, координации речи с движением, развитие умения планировать свою работу, доводить дело до конца.
Ожидаемый результат:
Дети имеют устойчивое представление об узоре, понимают, что узор можно выполнить разными способами, из разного материала. Умеют выделять последовательность фигур в узоре, соблюдают эту последовательность в ходе выполнения задания по памяти и с опорой на образец.
Оборудование: образцы закладок из картона разной фактуры, пластилин, доска, салфетка, образец.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости придет сказочный персонаж, но для начала я загадаю вам загадку про него. И вы должны отгадать кто это? Готовы?
Загадка
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?.
Дети: Буратино.
Воспитатель: Правильно ребята, к нам в гости пришёл Буратино.
Играет музыка, заходит Буратино, дети здороваются, обследуют его руками, трогают нос, колпак и т.д.
Буратино: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуй Буратино.
Буратино: Ребята мне нужна очень сильно ваша помощь.
Воспитатель: Буратино мы конечно поможем тебе, но ты для начала расскажи нам, что случилось, какая тебе помощь нужна. А мы с ребятами, чем сможем, тем и поможем. Правда, ребята?
Дети: Да.
Буратино: Хорошо. Ребята, вот смотрю у вас в группе много книг, вы, наверное, любите их читать. Правда, любите?
Дети: Да.
Буратино: Я тоже очень люблю рассматривать книги. Ребята у меня вот в руках книга с яркими рисунками, который подарил мне папа Карло в школу. Но вот беда, по дороге со школы, домой я всё забываю постоянно, то есть я не помню, какую страницу мы смотрели в школе, ни как не могу найти мне нужную страницу. А мне ведь надо учиться. Вот, я хочу попросить у вас помощи, чтобы я помнил, какая мне страница нужна, чтоб всю книгу не перелистывать.
Воспитатель: Ребята чем мы можем помочь Буратино?
Дети: Изготовить закладку .
Воспитатель: Верно, для того чтобы не терять страницу в книге можно использовать закладку.
Воспитатель предлагает детям обследовать разные виды закладок.
Воспитатель: Пощупайте, ребята, какие закладки красивые, фактурные, для украшения, то есть создания узоров, закладок могут быть использованы разные геометрические формы и круглые и квадратные и треугольные.
Рассказ об узоре.
Варианты закладок:
1. На полосе из картона чередуются квадраты из ковролина и прямоугольники из бархатной бумаги.
2. На полосе из картона чередуются квадраты и ромбы из гофрированной бумаги.
3. На полосе из картона чередуются круги из гофрированной бумаги, которые чередуются разным направлением полос.
В ходе обследования необходимо подвести детей к пониманию последовательностей в узоре, определению следующего элемента.
Также необходимо четно прощупать все фигуры, вспомнить их свойства.
Воспитатель: А перед работой мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Неделя доброты».
Если пальчики грустят -
Доброты они хотят. (Пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут -
Их обидел, кто-то значит. (Трясем кистями) .
Наши пальцы пожалеем -
Добротой своей согреем. («Моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем, (Поочередно, 1 вверху, 1 внизу) .
Гладить ласково начнем. (Гладим ладонь другой ладонью) .
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. (Скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро легко стучат. Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. Каждый палец зажимаем в кулачке) .
Воспитатель: Молодцы, а теперь проходим и садимся за рабочие места и приступаем к работе.
Сегодня у нас лепка, и поэтому мы с вами будем делать необычные закладки, мы их будем лепить из пластилина.
Обследование образца, выделение основных элементов, закономерностей в узоре, проговаривание этапов работы.
Ход работы:
Воспитатель: Ребята, давайте обследуем пальчиками полоску, заготовку для образца.
Определим, какой она формы, где верх (срезанный верхний левый угол), края (верхние и нижние), середина (провести пальчиком).
Сравним с образцом, определим, где будут располагаться элементы узора.
Давайте еще раз вспомним и потрогаем, из каких элементов состоит узор, и какая последовательность расположения фигур. Обратите внимание на интервалы между фигурами.
Воспитатель: Какая фигура первая? Как мы ее будем лепить?
Дети проговаривают: первая фигура- круг, мы вылепим кар и сплющим его, чтоб получился круг, следующая фигура- кольцо, мы вылепим колбаску, соединим ее концы и получится кольцо, его мы положим на полоску, после круга и сплющим.
Необходимо следить за соблюдением интервалов между деталями.
Чтоб нам было веселей работать, прежде чем приступать к работе, следует отдохнуть и сделать физкультминутку. Выходите из-за своих рабочих мест.
Физминутка «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Дети выполняют работу, постоянно сличая свою работу с образцом.
Деление пластилина на куски, удобные для лепки:
Вот перед вами брусок пластилина, разделите его на три равные части, два куска уберите в верхний левый угол, а третий разломите на два одинаковых по размеру и из них мы сейчас вылепим первые два элемента узора нашей закладки.
Нахождение правильного расположения заготовки:
Положим заготовку правильно, найдем левый верхний (срезанный) угол.
Далее дети сверяют с образцом и определяют первый элемент узора.
В ходе выполнения работы необходимо следить за тем, чтоб дети не забывали про центр заготовки, выкладывали элементы работы правильно, не спешили.
Воспитатель: Какие вы молодцы, какие у вас у всех получились замечательные закладки. Буратино тебе нравится?
Буратино: Очень, теперь я буду знать, на какой странице нужно делать домашнее задание, спасибо вам ребята.
Воспитатель: Ребята вы также можете сделать закладки и подарить их своим старшим сёстрам и братьям.
Воспитатель: Ну что ж ребята, а нам пора прощаться с Буратино, давайте скажем ему до свидания.
Дети: До свидания.
Подведение итога:
Вопросы детям:

1.Что мы сегодня делали?
2.Что такое закладка?
3. Что такое узор?
По окончании занятия дети обмениваются работами и сами оценивают работу друг друга.

На что педагогу необходимо обращать внимание в ходе занятия:
1. На осанку;
2. На использовании обеих рук при обследовании образца, выполнении узора;
3.На ориентировку ребенка по заготовке и образцу (соблюдение интервалов, соотношение размеров деталей, соблюдение расположения узора и т.д.)
4.На физическое и эмоциональное состояние ребенка.
Всю деятельность ребенка нужно сопровождать речью: «что ты лепишь?», «Какая деталь будет следующая?», «Где центр полоски?»

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра как средство коррекции слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с Развитие регулятивных УУД у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Профилактика нарушений зрения и осанки в семье Использование ИКТ в работе со старшими дошкольниками с ОНР
Формы и методы проведения занятий по изобразительной деятельности со слепыми дошкольникам
Опубликовано: 194 дня назад (27 мая 2016)
Просмотров: 679
+6
Голосов: 6
Ирина Александровна Синавбарова # 28 мая 2016 в 09:56 +1
Спасибо. Ребятам будет очень интересно. На данном занятии дети узнают о прямоугольнике и квадрате. Конспект выполнен со всеми этапами. Мой голос тебе.
Татьяна Петровна Якимченкова # 29 мая 2016 в 10:09 +1
Спасибо!!
Наталья Викторовна Бардина # 29 мая 2016 в 00:35 0
Татьяна Петровна, примите голос за конспект занятия. Конспект разработан с учётом системно-деятельностного подхода, соблюдены все этапы, использованы здоровьесберегающие технологии.
Но мне кажется, что идея с пластилиновой закладкой не совсем удачна. От пластилина на книге останутся жирные круги.
Цель у вас сформулирована не верно. Цель, как правило, одна и определяется она существительным от глагола: создание, формирование, воспитание, укрепление и т.п.
Желаю удачи!
Татьяна Петровна Якимченкова # 29 мая 2016 в 10:23 +1
Наталья Викторовна, здравствуйте. Я с вами согласна, что такая закладка не практичная, но в работе с нашими детьми я ориентируюсь на их возможности и развивающий характер деятельности, мы часто используем пластилин как клеящий компонент, так как это удобнее чем клей, который размазывается по всей работе, конечно мы обсуждаем с детьми правила работы с книгами, и они знают, что такая закладка не годится. Относительно цели могу сказать, что так расписываю чтоб ни чего не упустить, работу продумываю очень тщательно, так как не имею права работать с детьми поверхностно. Благодарю Вас за отзыв и проявленный интерес.
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 29 мая 2016 в 10:05 0
Татьяна Петровна,здравствуйте!
Какой тяжкий труд - учить слепых детей! Трудно даже представить, как выдерживает психика нормальных людей каждодневного общения с детьми-инвалидами. Но видеть , что такой ребёнок чему-то научился - наверняка огромное счастье для человека, сумевшего сделать это! Честь Вам и хвала за тяжёлый труд! Голос!!!
Татьяна Петровна Якимченкова # 29 мая 2016 в 10:29 +1
Спасибо за отзыв. Скажу Вам, что с моими детьми работать одно удовольствие, это прекрасные, любознательные, веселые и жизнерадостные ребятишки. Они открыты новому опыту, всегда с интересом выполняют предложенные задания. Они очень отзывчивые к чужой беде, сопереживают друг другу и радуются успехам товарищей.