Конкурсы для педагогов и детей

Подвижные игры для детей 3 лет

Игровые упражнения для детей третьего года жизни
Интенсивное развитие движений начинается в раннем возрасте (один - три года). Отсюда следует, что ребёнок приходит в детский сад с собственным двигательным опытом. Он уже научился ходить и бегать, с удовольствием играет с мячом со взрослыми, свободно передвигается на четвереньках, а лазанье и ползание - это его любимые занятия. Педагог может продолжать работу по развитию движений детей, а не начинать её с самого начала, с нуля, не обучать тому, что они уже умеют делать самостоятельно (это для ребёнка - «вчерашний день»), а обучать тому, что они ещё делать не умеют.
Развитие движений должно идти, главным образом, в направлении улучшения их качества. Формирование соразмерности, красоты детского тела в значительной степени зависит от правильности выполнения движений.
Более точное представление о двигательной деятельности у детей третьего года жизни формируется в игровых упражнениях. В чём же суть этого средства физического воспитания и почему ему отдаётся пред¬почтение?
В игровых упражнениях развивается активность, формируются элементарные познания о самом движении.Воспитатель по ходу выполнения упражнения оценивает действия каждого ребёнка: «Алёна, ты научилась держать клубочек правильно - пальцами за кончик ленточки (за «хвостик») - и хорошо его раскачивать. Посмотри, как далеко ты его бросила!» (Игровое упражнение «Клубочек с хвостиком».)
«Лиза, как быстро крутится твоя вертушка! Ты дуешь на крылышки сильно и долго. Молодец!»
Дети не только учатся воспринимать движение целиком, но и получают представление о движении отдельных частей тела.
Предметы разной формы и величины предполагают соответствующие способы действия с ними: по-разному раскрываются ладони и поворачиваются кисти рук; пальцы мнут мячик, крутят палочку султанчика и т.д. Чтобы пройти как петушок, нужно высоко поднимать ноги, согнутые в коленях, а чтобы пройти через вертикально стоящий обруч - наклонить голову. Таким образом малыши учатся управлять своим телом. Кроме того, ребёнок узнаёт, что одно и то же движение можно выполнять по - разному: бегать медленно и быстро; врассыпную между предметами, в прямом направлении и по кругу; по гимнастической доске и по дорожке из обручей. Также он усваивает, что с одним и тем же предметом можно выполнять разные действия: катить или вращать обруч, пролезать через него снизу вверх или сверху вниз; если встать в сере¬дину обруча, его можно двигать по полу, подталкивая пальцами ног.
Чем больше способов выполнения движений узнаёт ребёнок, тем разнообразней становится его самостоятельная двигательная деятельность и тем быстрее у него формируется умение переносить освоенные движения в новые условия.
Малыши начинают не только свободно ориентироваться в пространстве зала, но и учатся видеть границы действия с физ-культурным оборудованием. Они узнают, что у скамейки есть край и при выполнении упражнения его нужно видеть, а у обруча - ободок и по нему нужно пройти приставным шагом.
Дети начинают понимать, как изменяется способ выполнения движения в зависимости от размеров пособий и оборудования (они перешагивают через высокие и низкие препятствия; проходят по широкой и узкой доске; бросают вдаль мячи разного размера).
В этом возрасте также формируется представление о свойствах предметов (цвете, форме, весе), а также об их количестве и положении в пространстве. Большой мяч - тяжёлый, его бросают через шнур двумя руками, а «снежки» - лёгкие, их можно взять в горсть и подбросить вверх. Если гимнастическая доска узкая, по ней надо идти не спеша, медленно, а по широкой доске можно и пробежать. Звучащий молоточек можно положить за скамейку, а взять из-под скамейки.
В игровых упражнениях у детей развивается способность обучаться: внимательно слушать объяснения, действовать по указанию взрослого, ставить перед собой задачу.
Чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, увлечь их, обрадовать, удивить, знания, которые мы хотим им передать, следует облечь в образную форму. Поэтому в игровых упражнениях целесообразно использовать игрушки, стихи, сюрпризные моменты.
Игровые упражнения с мячом
Непослушные мячики.
Зайка спрятался в корзине с мячами, но его ушки торчат наружу.
Дети вместе с воспитателем идут по залу, ищут зайчика. Где он может быть? Загляды¬вают под скамейку, за гимнастическую стен¬ку, за бревно, подходят и к корзине с мяча¬ми. Наконец кто-то из детей видит чьи-то ушки. Зайку достают из корзины и сажают на скамейку.
Воспитатель высыпает мячи из корзины так, чтобы они укатились как можно дальше оттого места, где стоят дети. Малыши дого¬няют их и кладут в корзину. Но мячам не нравится лежать в корзине - они выпрыги¬вают из неё, раскатываются по залу.
«Какие непослушные мячи! Они убегают от вас и быстро-быстро катятся. Но ваши ножки быстрее, вы их догнали!» - объясня¬ет воспитатель.
Действия с мячами повторяются. В конце игры дети собирают мячи, гладят их, обни¬мают, кладут в корзину: «Мячи устали, им нужно отдохнуть».
Выбери мяч.
В корзине лежат мячи одного размера (диаметр 12-15 см).
Воспитатель обращается к детям таинст¬венным голосом: «Посмотрите, какая боль¬шая корзина, в ней что-то лежит. (Потря¬хивает корзину, мячи стучат о стенки.) Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами?» (Высказывания детей.)
Неожиданно резким движением воспита¬тель выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить об¬ратно.
При повторении игры в корзину нужно положить мячи двух размеров (диаметр 6-8 и 12-15 см). Дети получают задание прине¬сти мячи определённого размера.
Если ребёнок ошибся, воспитатель спра¬шивает, какой мяч он принёс (большой или маленький), и ещё раз повторяет задание. В конце игры все мячи складывают в корзину.
Варианты игры.
1. Использовать мячи трёх размеров (диаметр 6-8, 12-15 и 18-20 см). Дети прино¬сят мячи в определённой последовательно¬сти: сначала маленькие, затем побольше и наконец большие (или наоборот: большие, поменьше, маленькие).
Большие мячи дети несут на голове, по¬меньше - за спиной, а маленькие - перекла¬дывая из руки в руку. Чтобы ребёнок не пе-рекатывал мяч из одной ладони в другую, воспитатель показывает, как широко нужно разводить руки.
2. Положить в корзину мячи одного раз¬мера (диаметр 6-8 см) и среди них - не¬сколько массажных мячей - «ёжиков».
Дети приносят мячи, которые называет воспитатель, и выполняют с ними опреде¬лённые действия: массажный мяч перека¬тывают в ладонях, а обычный переклады¬вают из руки в руку. Воспитатель должен следить за точностью выполнения зада¬ния.
При многократном повторении упражне¬ния развивается зрительное и слуховое внимание.
Прокати мяч.
В корзине находятся знакомые детям иг¬рушки. Под ними лежат мячи, но малыши их не видят. Каждый ребёнок берёт одну игруш¬ку, а воспитатель называет, кто что взял: «У Алёны - зайка с длинными ушками, Максим выбрал мишку Топтыжку, а у Саши - собачка с чёрным носиком и длинным хвостиком».
Игрушки нужно поместить в домик - ле¬жащий рядом обруч.
Дети выполняют задание.
Затем воспитатель медленно высыпает из корзины мячи и поясняет, что они делают: падают, прыгают, катятся по полу. («Как да¬леко они укатились, нужно их догнать!») Когда каждый ребёнок поймает мяч, воспи¬татель даёт новое задание («Покажите, как умеет катиться ваш мяч») и объясняет по¬следовательность действий: «Положите мяч на пол и сильно толкните его двумя рука¬ми». Если кто-то пытается мяч бросить, вос¬питатель ещё раз напоминает последова¬тельность действий. Таким образом, дети уз¬нают одно из свойств мяча - он катится.
Упражнение повторяется несколько раз.
Скати мяч с горки.
На некотором расстоянии одна от другой установлены две горки (каждая представля¬ет собой модуль или деревянный скат, одна сторона которого приподнята на 25-30 см). Рядом в обруче лежат мячи (диаметр 10-15 см). На некотором расстоянии от горок ле¬жит большой мяч (диаметр 30-40 см).
Сначала воспитатель предлагает поиграть с большим мячом: пошлёпать по нему ладо¬нями, погладить его. Затем показывает, как мяч умеет прыгать, и, отбивая его об пол, ве¬дёт к горке, приговаривая: «Прыг-скок, прыг-скок!». «Неожиданно» мяч запрыгива¬ет на горку и катится по ней вниз.
Воспитатель предлагает детям взять ма¬ленькие мячи и скатить их с любой горки.
Малыши выбирают нужный мяч и, подражая взрослому, выполняют задание. Если кто-то затрудняется, воспитатель повторяет после-довательность действий, подсказывает, куда нужно поместить мяч, чтобы он скатился вниз, при необходимости выполняет движе¬ния вместе с ребёнком.
Примечание. Чтобы дети не мешали друг другу, не позволяйте им входить на горку и скатывать мяч с её середины.
Варианты игры.
1. В обруче находятся два мяча - большой и маленький. «А где же остальные?» - спрашивает воспитатель. Дети оглядывают зал и видят лежащие недалеко мячи. Они собирают их и кладут в обруч.
Для выполнения упражнения ребёнок выбирает мяч любого размера. Воспитатель спрашивает, какой величины мяч он взял и с какой горки хочет его скатить. Советует: «Поставь большой мяч двумя руками на край горки». После выполнения упражнения хвалит ребёнка: «Как далеко укатился твой мяч!».
2. Вплотную к наклонной плоскости горки стоит дуга - воротики (высота 40 см), рядом лежат мячи (диаметр 18-20 см). Воспита¬тель напоминает последовательность вы¬полнения упражнения и обращает внимание на то, что мяч должен прокатиться под воротиками.
Один ребёнок скатывает мяч с горки, остальные стоят около дуги и наблюдают, как мяч проходит в воротики.
Упражнение повторяется два-три раза, чтобы дети более чётко поняли конечный результат.
При усложнении задания развивается зрительное внимание; дети учатся ориенти¬роваться в изменившейся ситуации.
Прокати мяч по дорожке
Ребёнок должен прокатить мяч, энергич¬но отталкивая его от себя двумя руками и прослеживая взглядом его путь.
На некотором расстоянии один от другого лежат два мата (ширина 50 см, дли¬на 100-120 см). В центре каждого мата сто¬ит дуга - воротики (высота 40 см). Это цель, до которой должен докатиться мяч, если его сильно оттолкнуть.
Дети стоя прокатывают облегчённые мя¬чи (диаметр 15-18 см).
Воспитатель показывает, как нужно по¬ложить кисти рук на поверхность мяча, поставить мяч на мат, при прокатывании наклониться вперёд, немного сгибая ко¬лени.
Чтобы помочь ребёнку правильно выпол¬нить упражнение, можно использовать сле¬дующие методические приёмы:
- воспитатель держит ребёнка за руки и выполняет задание вместе с ним, сопровож¬дая все действия пояснением;
- воспитатель сидит рядом с ребёнком (у каждого в руках мяч), называет упражнение, выполняет действие, объясняя его; малыш, подражая, повторяет.
Усложнение задания.
- Поставить на середину мата две дуги на расстоянии 30-40 см одна от другой.
- Постепенно увеличивать расстояние от начала мата до воротиков.
- Поставить дуги в конце мата.
Ножки – воротики.
Дети берут мячи (диаметр 12-15 см). «А где же воротики, под которыми можно их прокатить? Оказывается, - объясняет воспи¬татель, - сделать воротики очень просто: нужно встать спиной к игрушкам, которые находятся у противоположной стены комна¬ты, и поставить ноги пошире».
Затем дети вместе со взрослым выполня¬ют следующие действия:
- наклоняются, кладут мяч на пол перед собой;
- сильно толкают мяч назад двумя руками так, чтобы он прокатился между ног.
Самое трудное для малыша - понять, в ка¬ком направлении должен катиться мяч, и со¬гласиться с тем, что его широко расставлен¬ные ноги и есть воротики.
Чтобы ребёнок понял все действия («по¬ставь ноги пошире», «толкни мяч назад», «прокати мяч между ног»), нужно, чтобы эти
слова были повторены несколько раз и сов¬падали с действиями.
Варианты упражнения.
- Расстелить в зале несколько цветных до¬рожек. Ребёнок выбирает любую, встаёт спи¬ной к началу дорожки, кладёт на неё мяч и выполняет упражнение.
- Ребёнок выполняет упражнение, стоя на середине дорожки.
- Установить в конце каждой дорожки од¬ну дугу.
Ты бросай и я бросаю.
Две гимнастические скамейки отгоражи¬вают небольшое пространство зала, где сто¬ят дети. За скамейками разбросаны мячи (диаметр 6-8 и 10-12 см).
Воспитатель. На скамейке сидит петушок и поёт:
Я красивый петушок,
У меня красный гребешок,
Очень звонкий голосок.
Я песенки пою,
Вас играть зову!
Петушок приглашает вас поиграть. По¬смотрите, как много мячей он рассыпал - и больших, и маленьких!
Задание. Перелезть через скамейку, взять мяч, вернуться назад и бросить мяч как мож¬но дальше или в названную цель. (Дети са-мостоятельно решают, каким способом выполнить упражнение.)
При выполнении задания воспитатель обращается к каждому ребёнку по имени: «Дима далеко бросил большой мяч!»; «Ка¬тя, ты взяла большой мяч, бросай его миш¬ке!».
Чтобы поддерживать интерес к действию, воспитатель бросает несколько мячей детям.
Когда игра закончена, малыши переле¬зают через скамейку, собирают мячи и кладут их в корзину. Воспитатель спраши¬вает каждого ребёнка, какой величины мяч он принёс. Помогает собирать мячи, так как малыши устают от однообразных действий.
Ай да мячик!
К малышам приехала машина, в кузове которой лежат маленькие мячи. Воспитатель показывает новое движение - бросить мяч о стенку: «Мячик о стенку стук - и покатил¬ся!» Делает несколько бросков и каждый раз произносит: «Стук!». Это слово как бы подтверждает действие.
Примечание. Не огорчайтесь, если дети первоначально мяч не бросают, а стучат им по стене. Важно, чтобы мяч коснулся стены. Постепенно малыши поймут, где и как нужно встать, чтобы бросить мяч о стену.
Цветные кружки.
К стене на высоте 80 см от пола крепятся кружки основных цветов (диаметр 15 см) - это вертикальные цели. Их должно быть боль¬ше, чем детей. Расстояние между кружками не менее 20 см. Мячи (диаметр 8-10 см) ле¬жат в обруче.
Воспитатель предлагает детям подойти к кружкам, потрогать их, постучать по ним ла¬донью. Объясняет: «В кружок можно бро¬сить маленький мяч».
Затем показывает, как нужно бросать мяч в цель. Повторяет упражнение два-три раза и при каждом броске называет цвет кружка. Спрашивает детей, смогут ли они попасть мячом в кружок, и предлагает им показать своё умение.
Главное в этом упражнении - создать ус¬ловия для многократного повторения дви¬жения в разных вариантах.
Самое трудное для детей при выполнении задания - не заходить за линию старта. По¬ложите вплотную к стене мини-мат шириной 50 см и объясните: нужно стоять перед ма¬том, а не на нём; мяч в кружок нужно бро¬сать, а не стучать им по стене.
Усложнение упражнения.
- Постепенно увеличивать высоту распо¬ложения кружков (от 100 до 120 см).
- Уменьшать диаметр кружков до 10 см.
- Использовать кружки разного диаметра и предложить детям самостоятельно вы¬брать цель.
- Изменять форму цели.
- Бросать мячи разного диаметра (от 8 до 15 см).
- Предоставить ребёнку возможность самостоятельно выбрать размер мяча и способ бросания.
Попади в «окошко».
Бросать мячи или набивные мешочки (вес 150-200 г) можно не только в горизонталь¬ную (корзина; лежащий на полу обруч) или вертикальную цель (цветные кружки), но и между перекладин гимнастической стенки - «в окошко».
Чтобы детям было легче ориентировать¬ся в ограниченном пространстве и они по¬няли, что «окошек» много (внизу, чуть вы¬ше, высоко, очень высоко), закрепите на пе¬рекладинах, ближе к стойкам, цветные лен¬ты. Например, красными лентами обозначь¬те «окошки» наверху, жёлтыми - в центре, зелёными - внизу.
Дети должны понять, что у лестницы, по которой они лазали, есть «окошки». Най¬ти их можно по цветным лентам. Объяс¬ните, что в «окошко», которое они выбе¬рут, можно бросить мяч или набивной ме-шочек.
Дети берут мешочки (мячи), самостоя¬тельно выбирают цель, ориентируясь по цветной ленте, и одновременно выполняют упражнение по сигналу воспитателя.
Воспитатель спрашивает, какое «окошко» ребёнок выбрал и попал ли его мешочек (мяч) в цель. Такие вопросы ставят перед детьми конкретную задачу, помогают сосре¬доточить внимание на самом действии и его конечном результате.
Забрось мяч в обруч.
При выполнении этого упражнения дети, опираясь на приобретённый опыт и ориен¬тируясь на слова воспитателя, должны само¬стоятельно принять решение.
Воспитатель держит обруч (диаметр 1 м) параллельно полу, выше роста ребёнка на 5-10 см и предлагает забросить в него мяч (диаметр 10-15 см). Чтобы выполнить уп¬ражнение, ребёнок должен принять исход¬ную позу для броска и придать нужное на¬правление полёту мяча.
Дети по несколько раз забрасывают мяч в обруч. Воспитатель оценивает их действия, помогает советами: «Тот, кто встал очень близко к обручу, не сможет замахнуться и оттолкнуть мяч. Лучше бросать мяч двумя руками. Попасть в обруч легче, если хорошо прицелиться. И т.п.». При изменении рас¬стояния от обруча до пола меняется не толь¬ко исходное положение, но и мышечные усилия, затрачиваемые ребёнком.
А вы догадались!
Воспитатель. Ваши глазки всё видят, ва¬ши ушки всё слышат, умеют ручки мячик ка¬тать, умеют ручки мячик бросать! А вы до-гадливые? Чтобы это проверить, выполним интересное упражнение!
Задание. По залу раскатились мячи (диа¬метр 12-15 см). Надо взять мяч и подойти к воспитателю, который держит большой об¬руч (диаметр 1 м) параллельно полу, выше роста ребёнка. Затем подбросить мяч двумя руками так, чтобы он пролетел в обруч.
Воспитатель. Кто догадается и покажет, как надо встать около обруча и как подбро¬сить мяч?
Детям нравится самостоятельно решать поставленную задачу. Они начинают дейст¬вовать, пытаются принять исходное положе¬ние и совершают броски.
Воспитатель. Молодцы! Догадались!
Упражнения с мячом возбуждают детей. Чтобы успокоить их, можно попросить спря¬тать мяч в ладонях, покачать его немножко и положить в обруч: «Тише, тише, не шумите, мячи отдыхают!». При этом малыши подносят палец к губам и стараются произнести: «Ш-ш-ш!».
Играйте с детьми - это очень интересно.
Желаю УДАЧИ!!!!!!!!!

Рекомендуем посмотреть:

Подвижные игры для детей дошкольного возраста Игры для младших дошкольников по теме Животные Организация и проведение подвижных игр в разных видах деятельности Развивающие игры для детей 3 лет

Похожие статьи:

Что такое сюжетно – ролевая подвижная игра?

Подвижные игры для ребёнка от 1, 2, 3 лет

Подвижная игра для детей «Перелетные птицы»

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Подвижные игры для дошкольников в детском саду

Картотека: Подвижные, малоподвижные игры для детей. Старшая группа | Сценарий праздничного концерта посвященного Дню Матери для детского сада
Опубликовано: 940 дней назад (12 мая 2014)
Просмотров: 1679
+4
Голосов: 4
Наталья Алексеевна Мухина # 12 мая 2014 в 14:36 +2
Хороший и очень полезный материал, пригодится начинающим воспитателям и родителям, а если добавить к этим игровым упражнениям художественное слово. то вообще будет замечательно!
Виктория Петровна Илюхина # 20 мая 2014 в 20:51 +1
Материал полезный возьму на вооружение!!! СПАСИБО.
Наталия Александровна Кондратьева # 2 июля 2014 в 01:18 +1
Некоторые игры показались интересными, поиграем с малышами. Татьяна, здорово, если Вы, используя свой материал, сделаете буклет для родителей. Некоторые родители мало играют с детьми, потому что не знают, как это делать. Важно не просто дать ребёнку в руки, к примеру, мяч, а нужно ещё его научить играть, да так, чтобы эта игра развивала и была интересной! Удачи!
Татьяна Андреевна # 2 июля 2014 в 21:25 0
Большое спасибо за Ваше мнение!!!! dance