Конкурсы для педагогов и детей

Развитие речи ребёнка через театрализованную игровую деятельность

Методическая разработка «Развитие речи ребёнка через театрализованную игровую деятельность»
"Искусство актера заключается в речи и в движении тела." И. Гёте
Пояснительная записка
Деятельность педагога дополнительного образования в современных условиях изменяющейся среды и средств поддержки образовательного процесса должна быть исследовательской, так как развитие образовательных систем требует от педагога серьезной комплексной подготовки. Сегодня интеллектуальное богатство, педагогическое мастерство, творческое осуществление функций педагога во многом зависят от его самообразования.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий. Самостоятельная работа по самообразованию позволяет педагогу пополнять и конкретизировать свои знания, расширяет кругозор.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Многолетний опыт работы доказывает, что речь у большинства детей младшего школьного возраста страдает многими недостатками: нарушение произносительной стороны речи, невысокий уровень культуры устной речи, эмоциональная бедность языка. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, организации совместной деятельности детей, приобщает к духовному богатству. Л.С.Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему программы по самообразованию я выбрала: «Развитие речи ребёнка через театрализованную игровую деятельность».

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты.
Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игровая деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Цель: Повысить теоретический и практический уровень знания педагога о роли театрализованной деятельности в развитии речи детей
Задачи:
1. Привлечь внимание педагога к проблеме развития речи детей в театрализованной деятельности ,
2. Повысить компетентность педагога, в создании психологически комфортной атмосферы на занятиях
3. Активизировать деятельность педагога и словарный запас,
4. Развивать умения и практические навыки работы с различной театрализованной деятельностью в области развития речи детей.

Профессиональное саморазвитие – это сложная функциональная система, состоящая из четырех основных этапов:
-самопознание, которое предполагает изучение требований, предъявляемых к педагогу, самоизучение уровня компетентности, рефлексию собственной профессиональной деятельности, ее самооценку;
-планирование состоит из определения цели и задач, разработки программы саморазвития, выбора личных правил поведения, форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой;
-реализация предполагает непосредственную практическую деятельность;
-самоконтроль и самокоррекция включают в себя рефлексию деятельности, ведение дневника, анализ результатов труда – обученность и воспитанность учащихся, и повышение собственного уровня профессиональной компетентности.
Ожидаемые результаты:
Работа над программой профессионального саморазвития, поможет:
- повысить свой теоретический, научно-методический уровень;
- профессиональное мастерство и компетентность.

Рекомендуем посмотреть:

Как развивается речь ребёнка до года Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности для детей с ОНР Как развивать речь ребенка с раннего возраста Развитие речи ребенка в норме до 3 лет

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей от 3 до 8 лет

Как научить ребёнка говорить

Скороговорки для детей

Проект. Здоровые семьи-будущее России | Юбилей клуба. Сценарий
Опубликовано: 620 дней назад (26 марта 2015)
Просмотров: 4550
+3
Голосов: 3
Ольга Михайловна Подгорных # 27 марта 2015 в 07:55 0
спасибо за интереную и познавательную консультацию!+1
Ольга Ивановна Косова # 27 марта 2015 в 17:19 0
Спасибо за интересную консультацию.Затронутая вами тема привлечения педагогов к проблеме развития речи детей в театрализованной деятельности актуальна в дошкольном возрасте. Спасибо! Голос!
Ольга Геннадьевна Жук # 13 ноября 2015 в 07:41 0
Спасибо за материал. моя тема самообразования похожа на вашу.Если сможете, порекомендуйте литературу по театрализованным играм.