Конкурсы для педагогов и детей

Использование мониторинга природной среды в системе экологического воспитания школьников

Статья для учителей химии и биологии
Из опыта работы учителя биологии и химии. Использование мониторинга природной среды в системе экологического воспитания школьников.
Автор: Кащенко Татьяна Васильевна учитель химии КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО.
Анонс. В данной статье рассмотрен вопрос о применении школьного мониторинга в системе экологического воспитания учащихся. Данная работа будет интересна коллегам, занимающимся проектной деятельностью с учащимися среднего и старшего звена.
Цель. Раскрытие основных этапов формирования экологически грамотного и компетентного гражданина.
Задачи:
- показать, как применение мониторинга способствует развитию экологической компетенции;
- раскрыть важность экологического воспитания учащихся старшего и среднего звена через природный мониторинг;
- привлечь внимание учителей к применению исследовательской деятельности в природе как части экологического воспитания.
В последние десятилетия ухудшение состояния окружающей среды не только вызывает опасения ученых, но и переносится в категорию проблем, решаемых на государственном уровне. Осознавая всю серьезность проблемы, Казахстан старается включиться в мировой процесс движения к устойчивому развитию и важную роль в этом процессе отводит образовательным учреждениям.
Согласно выдвинутой концепции устойчивого развития, главной целью экологического воспитания детей становиться формирование экологической культуры как нравственного качества личности.
В школьные годы экологическая культура проявляться, как правило, через ответственный личностный подход к природе, участие в труде по защите природного окружения, пропаганде экологических идей.
Человек, обладающей экологической компетентностью, подчиняет свою деятельность требованиям рационального природопользования, заботится о сохранении и улучшении окружающей среды, не допускает ее загрязнения. Почувствовав и осознав общие закономерности развития природы и общества, он приходит к пониманию того, что природа составляет первооснову становления и существования человека.
Экологическая культура, как важнейший фактор нравственного формирования личности, позволяет преодолеть некоторые негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, природой, самим собой как частью природы.
Отношение к окружающей среде экологически компетентного человека начинает, выражаться в следующих характеристиках личности:
- готовности к ответственному поведению в окружающей среде в соответствии с моральным долгом;
- способности осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную гражданскую позицию,
-выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.
Экологическая культура как качество личности формируется на протяжении всей жизни в процессе непрерывного экологического воспитания, основными этапами которого, так или иначе, становятся:
-семья;
-детские дошкольные учреждения;
-школа;
-внешкольные воспитательные учреждения;
-воспитательная работа в летний период;
-средства массовой информации;
-самовоспитание.
Ведущую роль в воспитании подрастающего поколения на сегодняшний день по-прежнему продолжает играть школа, которая организует и направляет процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеурочную работу.
Поэтому система экологического воспитания, развиваемая в школе должна включать в себя ряд основных принципов:
-единство интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов и практической деятельности по улучшению природной среды;
-систематичность, непрерывность, междисциплинарность;
-взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подходов к экологическим проблемам.
На данный момент экологические проблемы стали настолько серьезными, что для формирования экологического сознания молодых людей встала необходимость использования все каналов воздействия на их личность. Уровень сознания будущего выпускника в дальнейшем может оказаться небезразличным для окружающей среды, даже если в дальнейшем он не станет впоследствии руководителем, принимающим глобальное решение, а будет простым служащим или рабочим. Любой человек должен быть элементарно экологически образован: иметь представления об экологической опасности строительного или промышленного объекта или проекта, продукта, вещества, также уметь высказывать свою позицию, владеть знаниями об экологически обоснованных «зеленых» технологиях, уметь и хотеть их применить. Целью экологического образования должно стать не только формирование нравственного отношения к природе и людям, но и способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, готовности принять необходимое практическое участие в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой. Поэтому, главной целью экологического воспитания в школе должно стать формирование экологической культуры школьников, и использование экологического мониторинга как средства её формирования. Это позволит не только повысить уровень теоретических знаний, но и расширить круг практических умений и навыков по слежению за природной средой, в частности по наблюдению, постановке опытов и экспериментов. Такая работа, будет способствовать более глубокому пониманию взаимосвязей между живой и неживой природой и формированию экологического мышления и сознания, станет мощным стимулом к активной природоохранной деятельности и деятельности по оказанию помощи природе, что в конечном итоге повысит уровень экологической компетенции школьников.
Необходимо помнить учителям, что лишь при сочетании знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями по отслеживанию состояния природной среды и оказанию помощи природе позволит воспитать экологически грамотного и компетентного гражданина. А система образования и общество в целом только выиграют, если наблюдения за окружающей средой доверить и внедрить в систему школьного образования , а также разработать исследовательскую программу школьного экологического мониторинга. Однако, составить такую программу очень трудно: в школе отсутствует специальное оборудование, не хватает методической литературы, а имеющиеся методики часто сложны и неосуществимы в школе.
Отсюда вытекает требования к организации методик школьного экологического мониторинга:
- простота, доступность, целесообразность;
-использование преимущественно визуальных методов слежения за состоянием природы;
- применение краеведческого принципа;
- составление методик мониторинга с учётом возраста учащихся.
Школьников можно и необходимо активнее подключать в работу по отслеживанию экологического состояния природной среды, т. е экологическому мониторингу и на уроках биологии, химии, географии соблюдать целенаправленность и межпредметную интеграцию.
Наиболее доступные и целесообразные подходы к организации мониторинговых наблюдений силами учащихся при школе – средовый, комплексный, биомониторинг.
Средовый предполагает изучение отдельных компонентов природной среды (воды, воздуха, почв).
Комплексный – использование уже известных и новых методик для изучения определенного объекта или явления (здания, пришкольного участка, быта)
Наибольший интерес по нашему мнению у школьников всегда вызывают исследования природной среды, связанные с биоиндикацией. Животные и растения являются важнейшими объектами экологического мониторинга, они чутко реагируют на изменения природной среды, а многие из них способны к накоплению и концентрации загрязняющих элементов. Для этих целей можно использовать почвенных беспозвоночных. Наиболее предпочтительными, среди которых дождевые черви, жуки-щелкуны и их личинки, крупные хищные жужелицы, мокрицы.
Результаты, полученные в ходе школьного экологического мониторинга, могут быть использованы при формировании экологических понятии на уроках физики, химии, биологии, географии, изобразительного искусства, технологии, а также при проведении факультативных занятий, кружка по природному мониторингу, при подготовке статей, выступлений на научных соревнованиях школьников, экологической пропаганде и популяризации основ здорового образа жизни, при составлении экологической карты района школы, города. Фенологические наблюдения могут быть полезны при организации « Эффекта цветения» пришкольного участка, а методические рекомендации по улучшению состояния пришкольного сквера необходимы для восстановления природной среды, создания разнообразия и ухода за древесными и кустарниковыми формами растений.
Проводимые наблюдения могут оказать влияние на формирование экологической культуры, предметной компетенции воспитанников и возможно, не только привлечет их к дальнейшей исследовательской деятельности в природе, но и поможет сформировать чёткую гражданскую позицию.
Литература.
1. Габриелян О.С., И.Г.Остроумов, С.А.Гладков, Н.С. Пурышева, В.И. Сивоглазов Практические работы как основа исследовательской деятельности. журнал «Химия» февраль, март 2013 года.
2. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М., 1984.
3. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. М.,1980.
4. Марфин В.Г. Полевая биоиндикация. Казань , 1995.
6. Менинг У.Дж., Биомониторинг атмосферы с помощью растений: Пер с анг.Л.,1985.
7. Попова Т.А.. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера,2005.-64с.- (игровые методы обучения).

Рекомендуем посмотреть:

План-конспект урока английского языка в 6 классе Социальный проект в школе Проектная деятельность в 4 классе Проект для школьников по домоводству

Похожие статьи:

Проектная деятельность на уроках английского языка

Проектная деятельность в школе

Проект: Наше будущее, 7-9 класс

Инновационные подходы к обучению одаренных детей на уроках химии

Конспект урока химии для 9 класса
Опубликовано: 711 день назад (23 декабря 2014)
Просмотров: 1249
+5
Голосов: 5
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 23 декабря 2014 в 10:15 +2
Татьяна Васильевна, спасибо огромное за приглашение!
Познакомилась с большим интересом, материал познавателен и полезен для многих педагогов. Последнее время экологическому воспитанию уделяется особое внимание как в учебных образовательных учреждениях, так и в дошкольных, поэтому статья актуальна как никогда. Сама недавно участвовала со своими учащимися в городском конкурсе экологических проектов, где стали победителями. Желаю и вам продолжать также активно работать в этом направлении. Успехов! С наступающим новым годом!+1
С уважением, Т.Н.
Татьяна Васильевна Кащенко # 23 декабря 2014 в 18:58 +1
Большое спасибо, Татьяна Николаевна, за то, что нашли время просмотреть мою статью и за комментарий. Пока я только начинаю работать с проектами, и мне очень важно и ценно сейчас мнение коллег. Благодарю Вас. Поздравляю с предстоящими новогодними праздниками.
Светлана Владимировна Некрасова # 23 декабря 2014 в 13:42 +2
Татьяна Васильевна, спасибо, что вновь обратились к экологической проблеме. В статье приводите хорошие рекомендации по организации детей. Можно использовать на факультативах по краеведению.
Татьяна Васильевна Кащенко # 23 декабря 2014 в 18:52 +1
Большое спасибо, Светлана Владимировна, за то, что нашли время просмотреть мою статью и за комментарий. Я новичок, и мне очень важно и ценно сейчас мнение коллег. Благодарю Вас.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 23 декабря 2014 в 19:16 +2
Татьяна Васильевна, спасибо за приглашение на знакомство со статьёй «Использование мониторинга природной среды в системе экологического воспитания школьников». В Вашей работе мне понравились аргументы, которые Вы приводите, для чего необходимо применение мониторинга и как это способствует развитию экологической компетенции. Ведь говорить о важности экологического воспитания, проводить беседы это одно, но вот когда ребята проведут исследование, пусть и небольшое, получат результаты, они реально увидят вред, того или иного явления, или пользу другого. Работа оформлена грамотно. Поздравляю с первой публикацией на сайте! +1
Наталья Сергеевна Катаева # 24 декабря 2014 в 21:43 +2
Татьяна Васильевна! В своей статье Вы верно выделили основные принципы экологического воспитания,акцентировали внимание на такие требования к организации методик школьного экологического мониторинга как доступность, целесообразность, использование визуальных методов слежения за состоянием природы.
Согласна с Вами, что важно применение краеведческого принципа, на его основе мы с учениками, например, даже делаем научные работы.
Использование мониторинга природной среды в системе экологического воспитания школьников играет важную роль.
Тамара Николаевна Тишкова # 2 января 2015 в 22:49 +1
Очень познавательная статья, где выделены основные принципы экологического воспитания- очень важного в нынешнее время. Спасибо за статью.
Елена Николаевна Кашникова # 4 ноября 2015 в 16:05 0
Проблема экологического воспитания сейчас, как никогда, важна.В школе необходимо заниматься воспитанием экологического самосознания на всех её уровнях: на классных часах, на уроках, на внеклассных мероприятиях. Очень заинтересовал предложенный вами метод биоиндикации природной среды. Этот метод позволяет учащимся ознакомиться с реакциям живых организмов на условия окружающей среды,узнать разнообразие живых организмов.