Конкурсы для педагогов и детей

Педагогическое общение и его функции

Консультация для педагогов. Педагогическое общение или роль общения в жизни педагога
Деятельность педагога непременно сопряжена с постоянными контактами с детьми, их родителями, с другими педагогами. Поэтому успешность работы педагога напрямую зависит от его умения общаться. В общении педагога с другими участниками педагогического процесса ведущая роль принадлежит, конечно же, самому педагогу, поскольку он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.
Общение представляет собой сложный процесс установления и развития контактов между людьми, передачу информации от одного человека другому.
Под педагогическим общением понимается система взаимодействия педагога с воспитанниками с целью их познания, оказания воспитательных воздействий, а также организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного микроклимата в группе для психического развития ребенка.
Общение является особой потребностью человека во взаимодействии друг с другом.
Выделяется следующие функции общения:
- Первая функция заключается в установлении общности между людьми. Она представляет собой некий знакообмен, позволяющий выделять «своих» среди всех прочих. То есть у каждого существует свой круг общения. Люди общаются только с теми, с кем им нравится общаться, с теми, кто вызывает у них интерес и кто им симпатизирует.
- Вторая функция – регуляция совместной деятельности. Так или иначе, совместное участие в какой-либо деятельности требует от нас определенных знаний, умений и навыков. Дети начинают получать их с самого рождения благодаря общению со старшими.
- Третья функция заключается в интересе к познанию всего на свете. Тяга к неизведанному требует от нас нахождения новой информации, которую можно почерпнуть в результате общения.
- Четвертая функция – осознание своего «Я». В процессе общения ребенок постоянно переходит к выделению своего «Я» среди множества других людей.
- И, наконец, пятая функция – это самоопределение личности в ее мыслях и поступках. Это происходит во время удовлетворения физиологических и психологических потребностей.
На протяжении своих первых семи лет жизни у ребенка последовательно возникают, сменяя друг друга, следующие уровни форм общения со взрослыми:
- Непосредственное эмоциональное общение с самыми близкими родственниками. В основе такого общения лежит потребность ребенка в доброжелательном отношении к нему, во внимании к себе со стороны окружающих. Общение взрослых с младенцем происходит вне какой-либо другой деятельности, представляя тем самым ведущую деятельность ребенка младенческого возраста. Рассматриваемая форма общения имеет огромное значение в психическом развитии ребенка. К основным средствам общения на данном этапе относятся мимические движения.
- Следующий уровень представляет собой ситуативно-деловую форму общения детей со взрослыми (возраст от 6 месяцев до 3 лет). Главная особенность этого вида общения ребенка со взрослыми заключается в практическом взаимодействии ребенка и взрослого. Здесь, помимо потребности к доброжелательности и вниманию, у ребенка раннего возраста появляется потребность в сотрудничестве со взрослым (просьба о помощи, обращение за разрешением, приглашение к совместным действиям). Это в значительной мере помогает ребенку узнавать предметы и осваивать различные способы действия с ними. В это время очень важна для ребенка положительная оценка, так как она оказывает существенное влияние на усвоение определенных действий с предметами.
- Внеситуативно-познавательная форма общения (возраст от 3 до 6 лет). Первыми признаками перехода ребенка к данной форме может служить возникновение у него всевозможных вопросов о предметах и взаимосвязях. На данном этапе важнейшим средством общения является речь.
- Внеситуативно-личностная форма общения (возраст от 6 до 7 лет). Эта форма общения служит целям познания не предметного, а социального мира, мира людей, а не вещей. Данный вид общения существует самостоятельно, представляя собой именно коммуникативную деятельность. Здесь ведущими мотивами общения выступают личностные мотивы. Взрослый человек рассматривается ребенком как особая человеческая личность, что побуждает его искать и находить с ним контакты. Предметом обсуждения при внеситуативно-личностном общении является человек. В его основе лежит потребность ребенка в стремлении к взаимопониманию и сопереживанию, то есть потребность в эмоциональной поддержке.
Необходимые условия, способствующие успешному педагогическому общению
- Искренний интерес к собеседнику, умение преодолеть в общении с ним свой эгоцентризм. Повышенное внимание, тонкая наблюдательность и превосходная память на все, что касается другого человека, - вот, что отличает людей, особо талантливых в общении.
- Умение слушать и слышать других как конкретное проявления своего интереса к людям. Признак хорошего собеседника – это не столько умение говорить, сколько умение слушать. Большинство людей на планете испытывают потребность в том, чтобы говорить, а не слушать. А вот благодарных слушателей как раз очень и очень мало. Достаточно стать хорошим слушателем для того, чтобы привлечь к себе симпатии других людей, которые испытывают сильную потребность выговориться.
Обращение к человеку (ребенку, коллеге и родителям своих воспитанников) по имени. Всегда помните о том, что имя человека – это самый главный и приятный для него звук.
Доброжелательное отношение к людям. Чтобы люди к вам хорошо относились, будьте доброжелательны с ними, так как в сфере общения всегда срабатывает закон взаимного отклика.
Улыбка при общении с людьми. Улыбка играет большую роль в достижении взаимных симпатий.
Удовлетворение необходимой потребности человека в общении. Умение удовлетворять потребности людей очень полезно для завоевания их симпатии. У любого человека есть множество потребностей, их нужно изучать и проявлять интерес к интересам и предпочтениям другого человека. С человеком нужно говорить, прежде всего, о том, что больше всего его интересует. Завоевать авторитет в педагогическом общении поможет умение дать людям почувствовать их значительность и уважение к их мнению.

Рекомендуем посмотреть:

Аппликация Стрекозы для детского сада своими руками Какие книги выбрать для книжного уголка ДОУ Как правильно оценить детские рисунки Как подготовиться к публичному выступлению

Похожие статьи:

Стили педагогического общения

Консультация для родителей на тему: 9 мая - День Победы | Фототерапия в детском саду
Опубликовано: 566 дней назад (24 мая 2015)
Просмотров: 1019
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Анастасия Павловна Байдовлетова # 25 мая 2015 в 12:45 0
Интересная, содержательная статья. Подчеркнула для себя некоторые вещи, на которые раньше не обращала внимания. Спасибо!
Татьяна Викторовна Сухарева # 1 июня 2015 в 20:12 0
Татьяна Викторовна, отличная статья!