Конкурсы для педагогов и детей

Литературная игра для учащихся 7-8 классов

Внеклассное мероприятие по литературе, 7-8 класс
Литературная игра "Мы – детективы"
Автор: Чистова Т. В. - учитель русского языка и литературы МПЛ МБОУ города Димитровграда Ульяновской области, учитель высшей категории, Заслуженный учитель РФ
Описание материала: представлен конспект внеклассного мероприятия по литературе, предполагающий развитие кругозора школьников, формирование их читательского вкуса, развитие логического абстрактного мышления творческих способностей. Данный материал можно применить для работы с учащимися 7-8 классов.
Цели: проверить объём и глубину знаний учащихся по литературе; развивать способности к решению оригинальных творческих задач; развивать лингвистическое чутьё и интуицию; развивать связную речь учащихся; развивать художественные способности ребят; развивать сценические способности школьников (построение мизансцен, проникновение в суть характера литературных героев); формировать умение коллективного обсуждения и индивидуального принятия решения в экспериментальной ситуации.
Условия игры
За 2-3 недели перед игрой ребята образуют две команды, выбирают капитанов. Каждая команда выполняет следующие задания:
- обдумывают представления команд;
- составляют 5 вопросов по книге А. Линдгрен ”Приключение Калле Блюмквиста”;
- перечитывают произведения А. С. Пушкина ”Моцарт и Сальери”;
- готовят инсценировку одной из истории инспектора Вернера и обдумывают свой вариант решения загадки детектива.
Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе.
Реквизит игры:
- листы с кроссвордами для каждой команды;
- улики, колбы, трубы, клетчатая кепка;
- два листа ватмана;
- фломастеры;
- две таблицы Шульте /для конкурса капитанов/.
Ход игры
1.Представления команд.
Сегодня мы проводим литературную игру ”В мире детективов”. Каждый из вас сегодня не просто член своей команды, а детектив, которому предстоит искать преступника, разбираться в уликах, расследовать преступления. И, конечно, у каждой команды есть свой идеал сыщика. Сейчас вы представите его в иносказательной форме, а команда противников должна будет отгадать его имя /это было домашнее задание/.
2. Разгадывание кроссворда.
Для того чтобы двигаться дальше, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете свою профессиональную лексику. За 3 минуты разгадать как можно больше слов. За каждое слово – 1 балл.
По горизонтали:
2.То, с чего начинается детектив /преступление/.
3. Ручной портрет преступника /отпечаток/.
4. Самый “элементарный” сыщик в мире /Холмс/.
5. Браслеты, не украшающие храм /наручники/.
8. Участковый с Дикого Запада /шериф/.
9. Нечто бессмертное /мафия/.
14. Известный борец с морскими головоногими /комиссар Катани/.
По вертикали:
1. Полицейский по-египетски /фараон/.
6. То, что соблюдать не обязательно /закон/.
7. То, что по силам только знатокам /следствие/.
10. Метод расследования, который применял сыщик под №4 /дедукция/.
11. Если это имеешь, спишь спокойно /алиби/.
12. Тет-а-тет по-полицейски /допрос/.
13. Прибор, с помощью которого тайна становится явным- по Холмсу /лупа/.
3.Исповедь преступника.
Очень часто детективам приходится выслушивать различные исповеди. Сейчас вы услышите записанные на магнитофонную ленту рассказы и должны будете определить, кто из литературных героев о себе рассказывает. На обдумывание 30 секунд. Имена нужно записывать на листок и передать жюри.
- Я по национальности швед, родился в простой рабочей семье. Когда началась вся история, мне было 14 лет. Возраст немалый. Однако никто не говорил обо мне:”Смотрите, какой славный парень!” Дёрнуть за хвост кошку, посадить осу корове в ухо, разорить гнездо, обидеть, кто послабее, - всё это было для меня первейшим удовольствием. /Сельма Лагерлёф”Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”, Нильс/.
- 1 сентября 1959 года я взошёл на корабль. Это был тот самый день, в который восемь лет назад я востал против родительской власти и так неразумно распорядился своей судьбой. /Даниель Дефо “Приключение Робинзона Крузо”, Робинзон Крузо/.
- Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор? Учения я не создал, учеников разбросал, мёртвого... не воскресил, и только вы.../Ильф и Петров, Остап Бендер /.
- Не учился в средней школе,
Уходил я от погони.
Так всю жизнь свою хитрил,
Пока в пасть не угодил /Колобок. Русская народная сказка /.
-. По деревни я хожу,
Что не так лежит, найду,
Принесу к себе домой /Гоголь.”Мёртвые. души”. Плюшкин/.
4.Сочинить исповедь. Два человека из команды уходят на 5 минут, для того, чтобы сочинить по две исповеди от любых, известных им литературных героев.
5.Чья это фраза?
Часто преступника приходится узнавать по случайно брошенной фразе. Ваше задание: отгадать источник, откуда пришли в нашу речь следующие афоризмы.
А ларчик просто открывался. /И.Крылов “Ларчик”/
Аппетит приходит во время еды. /Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”/
Блоху подковать. /Лесков “Левша”/
Богат и славен Кочубей. /А.С.Пушкин “Моцарт и Сальери”/

Гуляка праздный. /А.С.Пушкин “ Моцарт и Сальери”/
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой. /А.Пушкин “Руслан и Людмила”/
Око за око, зуб за зуб. /Библия/
( Два человека возвращаются в зал и читают свои исповеди.)
6.Фоторобот.
Нередко преступника видят какие-нибудь люди, свидетели преступления. Тогда с их помощью составляется фоторобот. Задание: за одну минуту нарисуйте портрет автора этого вопроса и постарайся вспомнить его имя.

Однако мне тоже хочется, господа, загадать всем вам одну загадку. Стоит четырёхэтажный дом, в каждом этажа по восьми окон, на крыше — два слуховых окна и две трубы, в каждом этаже по два квартиранта. А теперь скажите, в каком умерла у швейцара бабушка? /Бравый солдат Швейк/.

7.Конкурс болельщиков.
Отгадать размер оставленного преступником следа /след оставлен на листе бумаги/.
8.Псевдонимы.
Преступники, скрываясь от своих преследователей, меняют свои имена. Задание: написать настоящие фамилии писателей и их псевдонимы.
1) “Он появился на тротуаре с ведром извёстки и длинной кистью в руках. Оглядел забор, и всякая радость отлетела от него, а дух погрузился в глубочайшую тоску...” /Самуэль Клеменс — Марк Твен/
2) У лукомонрья дуб зелёныйзлатая цепь на дубе том.../А.С.Пушкин — Феофилакт Косичкин/
3)Автор рассказа “Хамелеон”, “Толстый и тонкий”, “Жалобная книга”, “Лошадиная фамилия”. /А.П.Чехов — Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезёнки/
4) Главный герой известного всем произведения, авторов которого надо вспомнить, в минуту отчаянья восклицал: “Не надо оваций! Графа Монте Кристо из меня не вышло. Придётся переквалифицироваться в управдомы”. /Илья Файнзильбер — Ильф, Евгений Катаев — Петров/
9.Кают-кампания.
Детективу необходимо быть очень внимательным человеком. Нельзя, чтобы он пропустил даже самую мелкую деталь. Следующий конкурс - кают-компания. Два человека, по одному из каждой команды, садятся друг напротив друга и задают по 5 вопросов, составленных ими по книге А. Линдгрен “Приключение Кале Блюмквиста”. При ответе один раз можно пользоваться помощью команды.
10.Портрет преступника.
Скрываясь, преступники изменяют не только свои имена и фамилии, но и свою внешность, делая её иногда невероятно странной. Задание: по полученному описанию нарисуйте портрет преступника и объясните, почему он изменил свою внешность именно так.
- Рубашка у мальчика без пуговиц и с солдатским галифе.
- На груди у него красная рубашка и ноги в лаптях.
- На голове у него шляпа и расстёгнутый пиджак.
/Листок с предложением вытягивает капитан команды/
11.Конкурс болельщиков.
По пародиям, написанным авторами “Парнаса дыбом”, отгадать имя пародируемого автора.
12.Загадочные ситуации.
Детективы, разыскивая преступников, попадают в различные ситуации, из которых им необходимо выйти с достоинством, разгадав тайные замыслы злодеев. Задание: по ситуации отгадайте произведения и его автора.
1) Лень. Диван Никчёмность. /И. А. Гончаров “Обломов”/
2) Малыш. Стая. Огонь. Возвращение. /Р. Киплинг “Маугли”/
3) Священнослужитель. Сельхозрабочий. Жадность. Нечистая сила. Полёт. /Н.В.Гоголь “Вечера на хуторе...”/
4) Тайна. Болото. Покушение. Собачья смерть. /К. Дойль “Собака Баскенрвиллей”/
5) Мальчик. Необычный дом. Проделки. Сладости. /А. Линдгрен “Малыш и Карлсон”
6) Монастырь. Гроза. Богатство. Смерть. /М. Ю. Лермонтов “Мцыри”/
12.Улики.
Перед вами улики: попытайтесь восстановить картину преступления /Улики покрыты салфеткой, команды сами выбирают и открывают салфетки/.
- билет до Ялты, накладные усы;
- женская туфелька, пояс от пальто;
- доллар, закапанный кровью, отпечаток помады на фужере;
- три окурка в пепельнице, один со следами губной помады, разбитое зеркало;
- бутылочка из-под снотворного, обгоревшее письмо;
- баллончик с газом, клочок волос;
- магнитофонная кассета, галстук.
Команда выбирает по “3” улики и по одной — команды болельщиков.
13.Конкурс на лучшего Шерлока Холмса.
Перед вами вещи: скрипка, колбы, трубка, кепка. Кому бы они могли принадлежать? /Шерлоку Холмсу/
Задание: восстановить письмо, присланное Шерлоку Холмсу.
“Сегодня вечером, без четверти /восемь/ к вам придёт /джентельмен/, который хочет получить у вас /консультацию/ по очень важному делу. Услуги, оказанные вами недавно одному из /королевских/ семейств Европы, показали, что вам /можно доверять/ дела /чрезвычайной/ важности. Такой отзыв о вас мы со всех /сторон/ получали. /Будьте/ дома в этот /час/ и не подумайте ничего /плохого/, если ваш посетитель будет в /маске/.
/ “Скандал в Богемии”/
14.Конкурс болельщиков. Изобразить пантомимой.
- скульптуру, прославляющую труд следователя;
- скульптуру, прославляющую труд криминалиста;
- скульптуру, прославляющую труд постового;
- скульптуру группы захвата.
15.Расследование преступления.
Наконец-то мы подошли к самому интересному: расследованию самого преступления.
а) Почему Сальери бросил яд в стакан Моцарта после слов “Гений и злодейства — две вещи не совместимые”?
б) Домашнее задание: инсценировка историй инспектора Вернера. Команда противников должны дать ответ на вопрос, заданный в конце каждой истории.
1) Запах газа, пробивавшийся из квартиры господина Альмуса, привлёк внимание соседа, который не спал эту ночь, занятый срочной работой. Вызвавшиеся по телефону инспектор Вернер и сержант Фитт прибыли очень быстро. Альмус был жив, его отправили на “Скорой помощи”.
— Убийца допустил промажку, — констатировал инспектор, указывая на перчатку, лежащую в передней на стуле и не принадлежащую хозяину /об этом сказал он сам, прежде чем его отнесли в машину/.
— Этот тип пробрался сюда, чтобы открыть газ, а потом впопыхах забыл перчатку. Возможно, он вернётся, чтобы замести следы, не подозревая, что попытка убийства не удалась, — размышлял Фитт.
Детективы выключили в квартире свет и приготовились к появлению “гостя”. Действительно, дверь через полчаса скрипнула, и кто-то тихо вошёл в передюую, освещая себе дорогу спичкой.
— Руке верх! — произнёс инспектор. Сержант включил свет и обратился к вошедшему:
— Вы пришли за своей перчаткой, не так ли?
Незнакомец не стал отрицать, но решительно отверг обвинение. Инспектор Вернер задумался, отвёл сержанта и сказал:
— Этот ночной визит действительно крайне подозрителен, но я не думаю, что этот человек покушался на жизнь Альмуса.
Почему инспектор пришёл к таким выводам?

2) “Серый шевроле”.
Получив сообщение о том, что серый “шевроле” с номером на “6”, сбил женщину и скрылся. Инспектор Вернер и сержант Фитт выехали к вилле господина Нилендера, машина которого как будто соответствовала описанию. Не прошло и получаса, как они были на месте.
Серый “шевроле” стоял перед домом. Завидев полицейских, хозяин спустился к ним прямо в пижаме.
— Я никуда не выезжал сегодня, — заявил он, выслушав инспектора.
— Да и не мог бы: вчера я потерял ключ от зажигания, а новый будет готов только в пятницу.
Фитт, успев тем временем осмотрев автомобиль, прошептал инспектору:
— Видимо, он говорит правду. На машине нет никаких следов столкновения.
Инспектор, облокотясь на капот автомобиля, отвечал:
— Это ничего не значит, удар был несильным, ведь потерпевшая жива. А ваше алиби, господин Нилендер, кажется мне чрезвычайно подозрительным. Где вы спрятали ключ от зажигания и почему пытаетесь скрыть от меня, что только что приехали сюда на этой машине?
Что дало инспектору повод заподозрить Нилендера во лжи?

15. Конкурс капитанов. Из таблицы Шульте за 1 минуту выбрать как можно больше слов.
16. Подведение итогов игры, награждение победителей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы 8 класс. Духовное становление Петра Гринева Конспект урока по литературе для 8 класса. Концепция любви в творчестве писателей конца XIX – начала Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс

Похожие статьи:

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Дидактические материалы по литературе, 10 класс
Опубликовано: 904 дня назад (16 июня 2014)
Просмотров: 3368
+4
Голосов: 4
Селина Татьяна Владимировна # 16 июня 2014 в 19:05 +1
Селина Татьяна Владимировна
Татьяна Викторовна, с огромным удовольствием прочитала Вашу разработку. Предложенная Вами игра- это настоящий увлекательный детектив с поиском улик, псевдонимов, фоторобота, расследованием преступлений. Очень интересные вопросы, чувствуется тонкий юмор в кроссворде, а какие разнообразные творческие задания! В каждом раунде игры есть элемент неожиданности. Работа в группах, вариативность заданий, инсценировки, работа с текстами - всё это помогает раскрыть интеллектуальный потенциал детей. Как много интересных идей в одном материале! Очень-очень интересная и полезная разработка. Браво!.
Татьяна Викторовна Чистова # 16 июня 2014 в 19:17 +1
Большое спасибо за добрые слова! Буду очень рада, если Вам пригодится этот материал в Вашей работе! Посмотрите другие материалы на моем блоге, может быть, они тоже Вас привлекут.