Конкурсы для педагогов и детей

Литературно-музыкальная композиция. Сценарий для 9-11 класса

Внеклассное мероприятие по литературе для старшеклассников. Сценарий
Литературно-музыкальная композиция "Я люблю, значит, я живу!"
Автор: Чистова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МПЛ МБОУ
г. Димитровграда Ульяновской области, Заслуженный учитель РФ
Описание работы: В основу данной литературно-музыкальной композиции положено произведение А. Барбюса «Нежность»; один мальчик сидит в кресле и по мере развития сюжета включает свет на своем журнальном столе, берет письмо и читает дату, а девочки - текст письма (на фоне тихой музыки). Небольшая театрализация придает живость и необычность привычным литературно-музыкальным монтажам. Данная композиция рекомендована для учащихся 9-11 классов.
Цели: вызвать восхищение способностью человека любить;
воспитание чувства ответственности, такта, бережного отношения к влюбленным, любящим и любимым;
развитие артистических способностей учащихся.
Оформление урока: рисунки учащихся.
Музыкальное оформление урока:
в данной композиции были использованы композиция И. Крутого "Без слов" и песни местного барда Дейч И. В., их «живое» исполнение, несомненно, украсило урок; если такой возможности нет, можно использовать другие песни (они указаны в сценарии).
Предварительная работа: инсценирование эпизода из книги М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (встреча Мастера и Маргариты, т. 1 гл. 13, со слов «Она несла в руках ...» до слов « ... Вы, конечно скажете, сумасшедший?»; действующие лица в сцене: Мастер, Маргарита и автор; по мере развития действия кто-то из ребят наводит фонарик на мимозы в руках Маргариты, услышав от Мастера ответ «Нет» она выбрасывает цветы, свет фонарика ведется за ними).
Эпиграф:
Любовь всесильна: нет на земле
ни горя - выше кары ее, ни счастья - выше наслаждения служить ей.
В. Шекспир
Ход мероприятия
Первый ведущий:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви. - то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.
Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, Не радуется неправде, а сорадуется истине; Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
1-е Коринфянам Второе соборное послание Святого Иоанна Богослова
Второй ведущий:
Любовь пришла в наш мир в глубокой древности. Около острова Кифары из белоснежной пены морской родилась Афродита. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Юные оры отвели богиню на Олимп. С тех пор в ее руках судьбы не только смертных, но и богов.
На величественном Олимпе были богиня правосудия и бог войны, богиня плодородия и бог театра... Но только у Любви было 2 повелителя: она - Афродита и он - Аполлон.
Странности фантазии греков не трудно понять. В любви всегда бывают двое -он и она, и конечно же, то что их объединяет - их любовь, тайна которую разгадывают нимфы поэзии и музыки, сопровождающие богиню Афродиту.
Первый чтец:
Мне кажется, что ты сама поймешь.
И я об этом говорить не буду...
Бывает, что словами отпугнешь
Любовь - единственное в мире чудо.

Чуть двинувшись, рука тебя нашла...
Сближаются уста, дрожат ресницы...
И - обрела два голубых крыла,
И устремилась ввысь, как птица!

Пьянящая бескрайность бытия!
Восторг и боль! Вся мощь и хрупкость жизни!
Навеки, да? Ведь лишь об этом я мечтаю,
Как изгнанник об Отчизне!

Давай побудем молча полчаса.
Безмолвие рождает чудеса.
Э. Гольдернесс
Третий чтец:
Любовь - это боль. Не до книг,
Друзей, тополиного ворса!
К руке бы любимой приник
Навек. Остальное - притворство.

Любовь - это боль. Не до лип
И рифм перекрестных и парных.
К руке бы любимой прилип
Навек. Остальное - бездарно.

Любовь - это боль. Не до скал,
Облизанных ветром и влажных.
К руке бы любимой припал
Навек. Остальное - неважно. А.Кушнер
Четвертый чтец:
Любовь - это плоть и кровь.
Цвет, собственной кровью полит.
Вы думаете, любовь-
Беседовать через столик?

Часочек — по домам?
Как те господа и дамы?
Любовь, это значит...
Храм?
Дитя, замените шрамом.
На шраме! -
Под взглядом слуг
И бражников?
(Я без звука: «Любовь - это значит лук
Натянутый - лук: разлука?)

Любовь - это значит - связь.
Все врозь у нас: рты и жизни,
(Просила ж тебя: не сглазь!
В тот час, в сокровенный, ближний,
Тот час на верху горы
И страсти. Память (Momenta) - паром!
Любовь - это все дары
В костер, и всегда - задаром!
М. Цветаева
Письмо первое
25 сентября 1893 года
Мой дорогой маленький Луи!
Все кончено. Мы с тобой больше не увидимся... Будь в этом также уверен, как я... Ты этого не хотел. Ты готов был сделать все, чтобы мы были вместе. Но расстаться было необходимо. Тебе нужно устроить свою жизнь.
Я не жалею о том, что не противилась этому решению, не противилась тебе, себе, нам и когда ты вчера рыдал, зарывшись головой в подушку, и тогда, когда ты дважды поднимал ко мне свое горящее лицо, и, наконец, когда вечером, в сумерки, я уже не видела твоих слез и только чувствовала, как они падали на мои руки...
Сейчас мы невероятно страдаем. Все это кажется мне кошмаром. В течение нескольких дней этому трудно будет поверить, и еще долгие месяцы будет больно... Потом наступит выздоровление. И вот я начинаю тебе писать - ведь мы решили, что я буду время от времени поддерживать с тобой связь. Мы об этом твердо договорились... Правда, это будет односторонняя связь - от меня к тебе, - так как ты никогда не будешь знать моего адреса, но эта связь - единственное, что помешает нашей разлуке превратиться в полный разрыв.
Я обнимаю тебя в последний раз, так нежно, так ласково... и на таком огромном расстоянии!..
Второй ведущий:
«Тайна сия велика есть...» - повторяем мы порой старинную, возвышенную формулу любви, повторяем часто бездумно, а нередко и иронично...
А это действительно тайна. И она в самом деле велика. Тайна встречи двоих людей - его и ее.
Пятый чтец:
Мне эта женщина никто,
А вот на сердце, как ни странно,
От голоса ее светло,
От нежности ее туманно.

Она умеет принимать
Жизнь благодарными глазами.
И в удивленье замирать,
И разговаривать с цветами,

В ее глазах на все ответ.
Глядит - и душу озаряет,
Как будто превратиться в свет
Ей ничего не составляет.

Не то чтоб раньше был я слеп,
Но только нынче ясно стало:
Не эта женщина - и мне б
Всю жизнь любви не доставало. И. Ляпин

Инсценирование эпизода из книги Булгакова М. М. «Мастер и Маргарита» (фон - тихая лирическая музыка).
Четвертый чтец:
Наконец-то встретила
Надобного - мне:
У кого-то смертная
Надоба - во мне.

Что для ока - радуга,
Злаку - чернозем -
Человеку - надоба
Человека-в нем.
Мне дождя и радуги
И руки - нужней
Человека надоба
Рук - в уке моей.

Это в шире Ладоги
И горы верней -
Человека надоба
Ран - в руке моей.

И за то, что с язвою
Мне принес ладонь -
Эту руку - сразу бы
За тебя в огонь!
М. Цветаева
Пятый чтец:
Вечер ветреней. Звезд миганье.
И накрывает слегка.
Близко-близко твое дыханье,
Близко-близко твоя щека.

Локон. Искорки дождевые,
Рук озябших твоих тепло.
На душе у меня впервые
Так тревожно и так светло.

Как доверчиво, дорогая,
Ты прильнула к моей груди.
Ну какая звезда такая
Помогла мне тебя найти?

Что-то шепчешь ты, будто в плаче.
Я не вслушиваюсь в слова.
Я уверен, что не иначе,
Что, любимая, ты права.

Тополь машет нам влажной веткой...
Ну скажи ты мне, ну скажи,
Как я мог без тебя, без этой
Одинокой такой души?
И. Ляпин
Четвертый чтец:
Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола
И в маленькой деревенской гостинице тонкий звон
Старинных часов - как капельки времени
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды -флейта
И сам флейтист в окне. И большие тюльпаны на окнах.
И, может быть, вы бы даже меня не любили...
М. Цветаева

Песня (можно использовать песню на стихи
М. Цветаевой «Вот опять окно»)
Письмо второе
25 сентября 1894 года
Я снова говорю с тобой, я тебе это обещала...
Вот уже целый год, как мы - больше не «мы»... Я хорошо знаю, что ты меня не забыл. Мы еще слишком вместе, чтобы я перестала ощущать твою боль, как свою, когда я думаю обо всем, что было... Но 12 месяцев, которые прошли, сделали свое дело. Они окутали прошлое дымкой печали... Да, уже дымка!.. Уже многие и маленькие события меркнут в памяти, многие детали умерли. Это замечаешь - не правда ли? - когда что-либо случайно возникает в памяти...
Я пытаюсь вспомнить выражение твоего лица таким, каким оно было, когда я увидела тебя в первый раз. И - не смогла!.. Попробуй ты вспомнить мой первый взгляд, и ты убедишься в том, что все на свете проходит...
Недавно я улыбнулась. Кому, чему? Никому и ничему. Это был солнечный луч, мелькнувший па аллее. Он заставил меня улыбаться! Я хочу, чтобы все чаще и чаще - пусть без всякой причины - просто потому, что хорошая погода, или думая о лучшем будущем - ты поднимал голову и улыбался!..

Первый ведущий.
О том, кто любит, говорят иногда, что новое состояние души делает для него окружающий мир нереальным. Точнее было бы утверждать, что этот человек видит в окружающем его мире новые реальности. Любящий видит в любимом то, чего не видят другие, «не ослепленные» любовью люди. Они видят уголь, он - алмаз; они - «ничего особенного», он - чудо из чудес. Он не замечает иронических улыбок искушенных жизнью мудрецов, понимающих, чем кончится этот «эмоциональный шок» любви.
Третий чтец:
Простишь ли ты мои упреки,
Мои обидные слова?
Любовью дышат эти строки,
И снова ты во всем права!

Мой лучший друг, моя святая!
Не осуждай больных затей;
Ведь я рыдаю, не рыдая,
Я, человек не из людей!..

Не от тоски, не для забавы
Моя любовь полна огня:
Ты для меня дороже славы!
Ты - все на свете для меня!

Я соберу тебе фиалок
И буду плакать об одном:
Не покидай меня! - я жалок
В своем величии больном. И. Северянин

Пятый чтец:
Я о тебе, кто мне дороже,
Боюсь писать стихи. Вдруг, их прочтя,
Другой, меня достойней и моложе,
Тебя полюбит тоже не шутя.
Я о тебе, кто мне всего дороже,
Боюсь писать. Вдруг кто-нибудь любя,
Заговорит с другой, любимой тоже,
Словами, что нашел я для тебя. Р. Гамзатов

Пятый чтец:
Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя - сушь,
Мне и в жару без тебя - глушь.
Мне без тебя каждый час - с год;
Если бы время мельчить, дробя!
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.
Я ничего не хочу знать -
Бедность друзей, верность врагов.
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.
Н. Асеев
Песня, возможно исполнение песни «Любовь – обманная страна…»
Третье письмо
/ 7 декабря 1899 года
Вновь я с тобой, мой маленький Луи.
Не правда ли, я похожа на сон, потому что появляюсь, когда мне это нравится, но всегда в подходящий момент - когда пусто и темно... я иду и прохожу совсем близко, однако ко мне нельзя прикоснуться.
Я не грустна. Ко мне вернулось мужество. С каждым новым утром, с каждой сменой времени года солнце кажется мне все более приветливым.
Один раз я танцевала. Теперь я часто смеюсь. Сначала я могла сосчитать те дни, когда я смеялась. Потом сосчитать их уже нельзя было.
Вчера я любовалась каким-то празднеством. В лучах вечернего солнца толпа была прекрасна, как сад. Я чувствовала себя счастливой тем, что я была там, среди этих радостных и довольных людей.
Я пишу тебе, чтобы сказать, что у меня появилось новое, особенное чувство к тебе: нежность... мы когда-то с тобой говорили о нем, еще не зная, что это такое. Поверим в это в глубине души!..

Второй «едущий:
«Когда любишь женщину, - писал Дидро Софи Волан, - надо быть безумно в нее влюбленным, как я безумно влюблен в Вас». Любить человека... как это трудно. Любить его таким, какой он есть, со всеми его пороками, грехами, робкого и смелого, грубого и нежного. Любить просто за то, что он рядом с тобой. И пронести эту любовь через всю жизнь, через все испытания, не потеряв веры и надежды...
Третий чтец
Когда ты была со мной,
Когда ты была со мной, -
Миром моим,
Всей судьбой земной
Ты была одна,
И казалось мне,
Что по твоей милости,
Из-за тебя
Я ничего не успел,
И лишаюсь всего,
И отстаю от всех важных дел.

Сейчас тебя нет,
Сейчас тебя нет,
И временя - вволю,
И важных дел вволю,
Но я сижу и пальцем не шевельну,
Да и к чему это,
Я так ничего и не начну,
Да и зачем мне что-то делать,
Когда вдруг
Все лишилось значенья и смысла,
И померк белый свет,
Когда тебя нет,
Когда тебя нет. Г. Эмин
Первый чтец
Не отрекаются, любя,
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
А ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
Когда в окно ударит вьюга,
Когда припомнишь, как давно
Не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
Не полюбившейся когда-то,
Что переждать не сможешь ты
Трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
Трамвай, метро, не знаю, что там.
И вьюга заметет пути
На дальних подступах к воротам.
А в доме будет грусть и тишь,
Хрип счетчика и шорох книжки,
Когда ты в двери постучишь,
Взбежав наверх без передышки
За это можно все отдать,
И до того я в это верю,
Что трудно мне тебя не ждать,
Весь день не отходя от двери.
В. Тушнова
Второй чтец:
Тысячу раз я решался
Бросить тебя, уйти.
Тысячу раз возвращался
С половины пути.
Тысячу раз ты жестоко
Сердце мне жгла огнем,
Но в мгновение ока
Я забывал о том.
Вот и сегодня я вышел,
Чтоб не вернуться вновь,
Но на пороге услышал
Зов твой, моя любовь!..
Смерть настигает повсюду,
Где угодно судьбе.
Даже и мертвым я буду
Думать лишь о тебе.
Страшно уйти из-за взора:
Вдруг умру... и тогда
Наша короткая ссора
Длиться будет всегда.
Г. Эмин
Песня «Время лечит»
Четвертое письмо
6 июля 1904 года.
Проходят годы... Одиннадцать лет!.. Я уезжала, потом вернулась н снова уезжаю. Наверно, у тебя уже есть дом - я не сомневаюсь в этом, мой возмужавший Луи! - семья, для которой твоя жизнь очень важна... А ты сам... Какой ты сейчас? Я представляю себе твое лицо - оно пополнело; твои плечи стали шире... Возможно, у тебя появилась седина... Но, бесспорно, ты сохранил свою особенность: твое лицо, как прежде, озаряется внутренним светом перед тем, как ты улыбнешься!..
А я ... Я не буду тебе рассказывать, какой стала я... Женщины старятся быстрее, чем мужчины. Если бы нам можно было сейчас стать рядом, могли бы принять за твою мать - и по внешнему виду, и по всему тому, что светится для тебя в моих глазах.
Ты видишь, как мы были правы, когда расстались, потому что спокойствие вернулось и потому, что вот сейчас ты едва узнал мой почерк на конверте этого письма.

Первый ведущий:
Любовь для многих любящих была не утехой и не бытом, а поиском великой истины в человеческих отношениях и битвой, порой трагической, за сокровища человечности. Истинно любящие всегда борются до последнего мига за душу любимого человека - за ее восхождения. И они эту битву выигрывают ее, даже умирая...
Первый чтец:
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого, что лес - моя колыбель, и могила - лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою - как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —
Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, - я ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя - замолчи! -
У того, с которым Иаков стоял в ночи.

И пока тебе не скрещу на груди персты -
О проклятие! - у тебя останешься - ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир, -
Оттого этот мир - твоя колыбель, и могила - мир!
М. Цветаева
Второй чтец:
Застонал я от сна дурного
И проснулся, тяжко скорбя;
Снилось мне — ты любишь другого
И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.

Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам темным,
Как по руслам высохших рек.

Вот стою перед дверью твоею,
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.

Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я все-таки умираю
Пред твоим закрытым окном. Н. Гумилев
Пятый чтец:
Я сто несчастий в жизни отведу,
Прикрою от печали и кручины,
Но где бессильны сильные мужчины,
Останови, любимая, беду.

Когда бушуют яблони в цвету
И девочка в песочнице смеется,
И смотрит день, сощурившись, на солнце,
Останови, любимая, беду.

Я в брод любое горе перейду,
Во всех невзгодах выстоять сумею,
Но в миг счастливой нежностью своею И. Ляпин
Останови, любимая, беду.
Песня «Мосты»


Пятое письмо
25 сентября 1893 года
Мой дорогой!
Прошло двадцать лет, как мы расстались... Мой дорогой Лун, прошло двадцать лет с тех пор, как я умерла.
Если ты жив сейчас и читаешь это письмо, которое будет тебе отправлено теми же преданными и верными руками, пересылавшими тебе и предыдущие мои письма в течение всех этих лет, - ты меня уже почти забыл, и ты простишь мне, что я покончила собой на другой день после того, как мы расстались... Я не могла я не знала, как жить без тебя...
Это было вчера, это вчера мы расстались...
Посмотри получше на дату в начале этого письма, на которую ты не обратил внимания.
Это вчера ты рыдал в нашей комнате, зарывшись головой в подушки, ослабевший от горя большой ребенок... Это вчера в сумерки возле полуоткрытого во двор окна твои слезы падали на мои руки... Это вчера ты плакал, а я не говорила ни слова, крепясь как только могла...
И вот сегодня я пишу тебе, сидя за нашим столом, в окружении всех-всех наших вещиц, в обстановке, такой близкой нашим сердцам, - пишу четыре письма, те, которые ты получал через длительные промежутки, и - заканчиваю это, последнее.
Вечером я отдам все необходимые распоряжения, чтобы эти письма приходили к тебе в обозначенные числа, а потом сделаю так, чтобы меня никогда не нашли. Я исчезну из жизни. Не хочу говорить тебе - как. Тягостные подробности могут огорчить тебя и причинить тебе новые страдания даже через столько лет.
Самое главное в том, что мне удалось избежать грубого, ранящего разрыва и расстаться с тобой ласково и осторожно. Я хотела в письмах пережить себя только для того, чтобы самой довести все до конца... Разрыва не было. Ты, с твоей чувствительностью, возможно, не перенес бы его. И вот я возвращалась. Щадя твое сердце, возвращалась достаточно часто, и вместе с тем достаточно редко, чтобы постепенно угаснуть в твоей душе. А теперь, когда я говорю тебе всю правду, я выиграла нужное время для того, чтобы ты не так остро почувствовал, что означает для тебя моя смерть.
О мой маленький Луи! Есть какое-то страшное откровение в этом нашем последнем разговоре сегодня, когда так тихо и так издали мы говорим, и слышим друг друга: ты - меня, которой уже давно нет, а я - тебя, который не знал, чем была я все эти годы... И как невыразимо различно звучит слово «сейчас», слетая с моих губ, которые его шепчут, когда пишутся эти строки, и с твоих, когда ты произносишь его, читая это письмо сейчас.
И вот сейчас, спустя столько времени, сквозь вечность - хоть это может казаться невероятным - я тебя по-настоящему обнимаю!..
Я заканчиваю на этом, потому что я не смею (из-за боязни быть грустной, а значит, злой по отношению к тебе) рассказать тебе о всей своей огромной, безумной любви, о которой можно только мечтать, и о нежности, которая еще больше этой любви...
Песня «Женский романс»,
возможно исполнение романса из кинофильма Э. Рязанова «Жестокий романс»
Первый ведущий
Была сильная буря, она повалила мачты и паруса, матросы изнемогали от усталости, корабль без руля был отдан на волю волн и ветра, который гнал его на рифы. Люди ожидали крушения, и тут один матрос нашел в трюме старый парус, истлевший, испещренный дырами; он натянул его, как мог, и тем самым спас корабль: потому что новые паруса под напором массы ветра рвутся, как бумага, этот же устоял в борьбе с ветром — потому что был дырявым - повел корабль...
Когда читаешь стихи и слушаешь песни о любви, кажется, что достаешь из трюма тот самый спасительный старый парус.
А раны в нем - раны в человеческом сердце, которые, как ни странно, помогают нам жить и учат любить...
Презентация на тему: Литературно-музыкальная композиция "Я люблю, значит, я живу!"

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для написания сочинения-рассуждения Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Конспект интегрированного урока литература + МХК для 9 класса: Печорин - кто вы? Внеклассное мероприятие по литературе, 9-11 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе

Дидактические материалы по литературе, 10 класс | Внеклассное мероприятие по литературе, 9-11 класс
Опубликовано: 906 дней назад (16 июня 2014)
Просмотров: 3031
+4
Голосов: 4
Светлана Анатольевна Савостьянова # 16 июня 2014 в 21:01 +2
Татьяна Викторовна, прочитала Вашу работу "Я люблю, значит, я живу!" на одном дыхании. Шикарная литературно - музыкальная композиция! Не читала произведение А. Барбюса, поэтому последнее письмо в инсценировке для меня было откровением, такая кульминация впечатлила - сильное завершение композиции . Композиция эмоционально насыщенная: подборка стихов, музыкальное сопровождение, 2 инсценировки. Такое мероприятие требует тщательной подготовки, настроя, но оно того стоит - вызывает восхищение способностью человека любить. Извините, но, сколько времени занимает его проведение? Спасибо за интересную работу! Мой голос
Татьяна Викторовна Чистова # 16 июня 2014 в 21:06 +2
Спасибо за теплые слова! Действительно, готовить это мероприятие нужно долго, потому что все должно быть прочувствовано детьми. Вместе с песнями - час с небольшим. У меня есть готовая презентация, но я не могу ее здесь выложить. Если Вас интересует, могу выслать на электронный адрес.