Конкурсы для педагогов и детей

Олимпиадная школа как форма работы с одаренными детьми

Форма работы с одаренными детьми
Автор: Фадеева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова г. Хабаровска
Описание материала: В статье раскрывается опыт работы с одаренными детьми в рамках летней олимпиадной школы (секция «Филология и искусство»). Предлагается планирование занятий олимпиадной школы. Материалы статьи будут полезны организаторам летнего отдыха учащихся.
Цель: раскрыть методические особенности организации олимпиадной школы как одной из форм работы с одаренными детьми в период летних каникул.
Задачи:
1. Показать возможности олимпиадной школы в организации работы с одаренными детьми.
2. Предложить учителю примерное планирование занятий олимпиадной школы в секции "Филология и искусство".
3. Раскрыть взаимосвязь тем по филологии и искусству в планировании занятий олимпиадной школы.
Олимпиадная школа как форма работы с одаренными детьми
Педагоги и психологи сходятся во мнении, что абсолютно все дети являются одаренными в каких-либо областях. Задача учителя – раскрыть потенциальные возможности ребят, помочь им проявить себя, поверить в свои силы. К сожалению, на уроках не всегда дети могут почувствовать ситуацию успеха. Часто сам факт оценивания знаний не дает ребенку возможности настроиться на успех.
Одной из форм работы с одаренными детьми являются занятия олимпиадной школы, которые можно проводить в каникулярное время. Олимпиадная школа предоставляет каждому учащемуся возможность свободного выбора образовательной области.
Цель олимпиадной школы – организация интеллектуального развития детей, подготовка к олимпиадам и конкурсам по выбранным предметам.
Так как занятия проводятся в период каникул, необходимо совместить обучение по выбранному заранее предмету с отдыхом. Следовательно, учитель должен продумать такую систему занятий в олимпиадной школе, чтобы детям занятия были прежде всего интересны.
Предлагаю план занятий олимпиадной школы для учащихся 7 – 8 классов в секции «Филология и искусство». Объединение предметов этих двух образовательных областей возможно, поскольку литература является видом искусства.
Летняя сессия олимпиадной школы длится две недели, всего 10 занятий по 4 часа. Каждое занятие состоит из трех-четырех взаимосвязанных частей и предполагает использование разных видов работы: знакомство с теоретическим материалом, решение олимпиадных задач по теме, проведение викторин и конкурсов, просмотр научно-популярных видеофильмов, виртуальные заочные экскурсии, подготовка проектов и творческих работ.
Большую помощь учителю в проведении занятий оказывают ресурсы Интернета, в частности, предлагаю использовать видеофильмы и образовательные программы телеканала «Радость моя», которые можно найти на сайте телеканала. Это такие образовательные проекты телеканала, как «Академия занимательных наук. Словесность», «Тайна русского слова», «Грамотные истории».

Планирование занятий.

Занятие № 1
1. Организационные вопросы. Знакомство участников олимпиадной школы друг с другом и с планом работы. Анкетирование учащихся (изучение образовательных потребностей и интересов детей).
2. Теоретическая часть. Происхождение языка. Языки живые и мертвые, естественные и искусственные. Классификация языков.
3. Просмотр видеофильма из цикла «Академия занимательных наук. Словесность» (выпуск № 2, посвященный искусственным языкам).

Занятие № 2
1. Жизнь слова в языке. Лексика и фразеология. Фразеологизмы в разных языках.
2. Просмотр видеосюжетов, посвященных происхождению фразеологизмов.
3. Фразеологическая викторина.
4. Заочная виртуальная экскурсия в Древний Рим. Знакомство с крылатыми выражениями и афоризмами, пришедшими из латинского языка.


Занятие № 3
1. Из истории русского языка. Церковнославянский и древнерусский языки, их основные особенности и отличие. Создание славянской азбуки. Перевод древнерусских текстов.
2. Тайны этимологического словаря. Просмотр видеосюжетов о происхождении слов русского языка.
3. Искусство Древней Руси. Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею (зал древнерусского искусства).
4. Мини-исследование "История одного слова"

Занятие № 4
1. Трудности перевода. Русские слова, которых нет в других языках (валенки, матрешка, авоська и др.). Язык и культура.
2. Просмотр видеофильма из цикла «Академия занимательных наук. Словесность» (выпуск № 7)
3. Интерактивная викторина «Своя игра» по лексике и этимологии.

Занятие № 5
1. Ономастика – «наука об именах». Разделы ономастики (топонимика, антропонимика, зоонимика и др.).
2. Работа со словарями русских личных имен и фамилий, подготовка мини-проекта «Тайна моего имени».
3. О чем могут рассказать имена литературных героев? Литературная игра «Отгадай литературного героя!»
4. Заочная виртуальная экскурсия в Государственный Русский музей по теме «Портрет в русской живописи»



Занятие № 6
1. Происхождение стихотворной речи. Стихи и проза. Учимся анализировать лирическое произведение.
2. Литературная викторина «Откуда эти строки?»
3. Экскурсия в парк. Сбор языкового материала для творческой работы.
4. Творческая работа. Создание лирической пейзажной зарисовки, стихотворения.

Занятие № 7
1. «Очень важные детали». Художественные детали и символы в литературном произведении.
2. Литературная игра «Что в черном ящике?» (о каком предмете из художественного произведения русских писателей 19 века идет речь?)
3. Символы и аллегории в живописи. Жанр натюрморта. Роль символических деталей в натюрмортах голландских мастеров.
4. Просмотр видеофильма «Живопись Голландии 17-18 веков».



Занятие № 8
1. Стили в литературе и других видах искусства. Сравнительный анализ произведений разных видов искусств.
2. Индивидуальный авторский стиль. Литературно-художественная викторина «Отгадываем автора!»
3. Как говорить, чтобы быть услышанным? (Знакомство с приемами ораторского искусства)
4. Определение темы группового итогового проекта.

Занятие № 9
Работа над проектом
Примерные темы: «Зачем нужно изучать филологию?», «Искусство открывает мир…»

Занятие № 10
Защита проектов.
Устные выступления по итогам работы олимпиадной школы. Вручение сертификатов.


В данной статье был предложен опыт организации летней олимпиадной школы. Занятия олимпиадной школы можно проводить также во время осенних и весенних каникул, но уже в меньшем объеме.
Такая форма организации работы с одаренными детьми показывает свою эффективность: дети, посетившие занятия олимпиадной школы, впоследствии успешно участвуют в олимпиадах и конкурсах, повышается мотивация учащихся к изучению школьных дисциплин.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий спортивного праздника в подготовительной группе «Вперёд к Олимпиаде по безопасной дороге!» Работа психолога с одаренными детьми Формирование психолого-физиологической стойкости, профилактика стрессов и эмоциональных перегрузок Как выявить одаренных детей в школе

Похожие статьи:

Викторина для старшеклассников с ответами. Тема: Олимпийские игры

Участник №111 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Педагогическая ценность русских литературных сказок | Эссе, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Опубликовано: 664 дня назад (10 февраля 2015)
Просмотров: 1456
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Татьяна Викторовна Гусева # 10 февраля 2015 в 15:21 +1
Вопрос о том, как готовить ребят к олимпиадам, которых сейчас огромное количество, волнует меня очень давно. Систематизировать подобную работу достаточно сложно, так как ребята, которые принимают участие в олимпиадах, также принимают участие везде. Оргаизовать такую деятельность в условиях летнего отдыха (например, ЛДП) - очень интересная идея! Спасибо за ценный опыт. Попробую реализовать во время работы нашего лагеря.
С уважением, Гусева Татьяна Викторовна
Ольга Яковлевна Алексейцева # 12 февраля 2015 в 12:31 -1
В статье был предложен опыт организации летней олимпиадной школы, думаю не совсем уместен. Летом мало кто хочет заниматься в школе. А в осенние и зимние каникулы одними олимпиадами заниматься сложно (есть и другие виды деятельности).
Татьяна Викторовна Фадеева # 12 февраля 2015 в 15:04 0
Ольга Яковлевна, думаю, Ваше мнение не совсем верно. В статье представлен апробированный опыт, дающий положительные результаты. В каждой школе, гимназии, лицее есть ребята, желающие на каникулах не только отдохнуть, но и с пользой провести это время. Если Вы внимательно прочитали статью, то заметили, что при планировании занятий учитывается принцип соединения обучения и отдыха. Напрасно вы лишаете Ваших учеников возможности интеллектуального роста.