Конкурсы для педагогов и детей

Викторина "Умники и умницы" по русскому языку с презентацией для 5-6 класса

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ для учащихся 5-6 класса «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Автор: Мирошникова Татьяна Викторовна, воспитатель ГКОУ РО Школы-интерната VIII вида п. Орловский.
Описание материала: Предлагаю вам конспект викторины по русскому языку для детей 5-6 класса школы VIII вида по темам «Парные согласные», «Непроверяемые гласные», «Состав слова», «Части речи». Данный материал будет полезен учителям и воспитателям для проведения «Недели русского языка».
Цель: повышение интереса детей к изучению русского языка;
Задачи:
- образовательная: расширять знания детей о русском языке, его истории; закреплять знания детей по пройденным темам;
- развивающая: повышать культуру речи, расширять словарный запас детей, образность мышления;
- воспитательная: воспитывать уважение к своему языку, культуру общения.
Оборудование: слайды по теме, карточки с заданиями, картинки. Карточки с текстами-заданиями.
Место проведения: класс с интерактивной доской.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
Ведущий: Ребята, сегодня мы проведём викторину «Умники и умницы» по русскому языку. Вам нужно раздели¬ться на две команды и вступить в борьбу за звание победителя. Деление на команды проведём способом жеребьёвки: вы должны вытянуть у меня из руки по одному элементу букв, соединить их в целые буквы и сложить два слова из букв одинакового цвета. Эти слова определят, к какой команде вы принадлежите.

(Дети составляют слова: «буква» и «слово». Элементы предлагаемых букв с одной стороны белого цвета и при выборе повёрнуты ею к детям, а с другой стороны окрашены в два разных цвета. Составляя слова, буквы нужно поворачивать цветной стороной к зрителям.)

Ведущий: Ваши команды называются «Дети деда Буквоеда» и «Грамотейки». Прочтите девизы ваших команд. Команда «Дети деда Буквоеда», ваш девиз.
Дети: «Пусть острей кипит борьба, начнём соревнование.
Успех решает не судьба, а только наши знания!»

Ведущий: Команда «Грамотейки», ваш девиз.
Дети: «Соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьям.
Свой язык усердно учим, и победу мы получим!»

2. Вступительная беседа.
Ведущий: А начнём мы нашу викторину с небольшой экскурсии в историю развития языков. Как вы думаете, люди всегда умели писать? Что вы об этом знаете?
(Ответы детей.)
Конечно, прошло не одно столетие, пока человек изобрёл буквы и научился записывать ими слышимые звуки и слова своей речи. Дорога к письменности была длинной и трудной. Сначала люди пользовались разными сигналами для передачи сообщений. Это мог быть дым костра, звук барабана, свист. (Слайд 1.)

Потом они стали пользоваться рисуночным письмом. (Слайд 2.)

Это могли быть какие-то символы. В китайском языке до сих пор пишут иероглифами.
Жившие две с лишним тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы только для согласных звуков.(Слайд 3.)

В их языке этим можно было обойтись. Но мы с такой азбукой не отличили бы на письме слова «луна» и «Лена», «дыра» и «дура». И древние учёные потратили немало сил, создавая буквы. В греческом алфавите, например, сначала учёный Пеламед придумал 16 букв. Потом учёные следующих поколений прибавляли кто 2, кто 3, а один - даже 6 букв. Учёные понимали, что знание - свет, и хотели дать людям этот свет.
Лишь во второй половине X в. братья Кирилл и Мефодий, учёные родом из Греции, создали славянскую азбуку и дали славянским народам возможность читать и писать на своём родном языке. (Слайд 4.)

Сам же русский язык возник из древнеславянского языка (наряду с украинским и белорусским). В резуль¬тате трудов монахов, потом учёных, писателей и поэтов русский язык стал одним из развитых, гармоничных языков мира. Вот что о нём говорят великие писатели.
«В русском языке, - говорил Николай Васильевич Гоголь, - все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».
Сравните слова «гром», «рог», «ракета» и «лисичка», «миленький», «песня». Слышите, как наш язык звучен и мелодичен. В нём много способов образования новых слов, такой богатый их запас, что легко можно выразить все наши мысли и чувства. Просто нужно овладеть этим богатством. А добьётесь вы этого только через чтение разных книг.
«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов», - говорил Константин Георгиевич Паустовский.

К глубокому сожалению множество людей, как взрослых, так и молодых, загрязняют свою речь вульгарными выражениями, нецензурными, даже матерными словами. Настолько они бедны в речи, не развиты, что не могут подобрать подходящих приличных слов и, поэтому, заслуживают только жалости. Задумайтесь над этим.

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». (Александр Иванович Куприн)
Вот сейчас-то мы и будем проверять ваши знания в языке па прочность с помощью интересных заданий. Для достижения успеха вы должны думать сообща, уметь выслушать версию товарища и вести себя сдержанно, а в случае неудачи не сдаваться, не останавливаться на полпути.
3. Основная часть.
Ведущий: Русский язык наш богат не только многообразием слов, но и множеством метких и ёмких выражений, отточенных веками, содержащих народную мудрость. Как называем мы такие выражения?
Дети: Пословицы и поговорки.

КОНКУРС 1. Разминка «Угадай поговорку».
Ведущий: Верно. Проведём перекрёстный бой-разминку «Угадай поговорку». Я задаю вопрос, вы отвечаете известной поговоркой. В случае ошибки право отвечать переходит к другой команде. Получаете по баллу за каждую поговорку.
1. Какому животному гусь - не товарищ? ( Гусь свинье не товарищ.)
2. Чего не выкинешь из песни? ( Слова из песни не выкинешь.)
3. Какому подарку в зубы не смотрят? (Дареному коню в зубы не смотрят.)
4. Если собрать со всего мира по нитке, что можно сделать голому? (С миру по нитке - голому рубаха.)
5. С чего должна слезть баба, чтобы кобыле стало легче? ( Баба с воза - кобыле легче.)
6. Чего может лишиться дитя у семи нянек? ( У семи нянек дитя без глаза.)
7. Без чего не бывает дыма? (Дыма без огня не бывает.)
8. Чего лишилась Варвара, придя на базар? (Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
КОНКУРС 2. «Вышибалы».
В словах «краска», «склон», «горсть», «полк», «всласть», «тепло», «беда», «экран», «крот» за 1 минуту зачеркни 1 букву и получи новые слова. Команда, справившаяся быстрее, зарабатывает два очка.
КОНКУРС 3. «Собери шары».
Вы знаете, что в некоторых словах безударные гласные проверить нельзя ударением, их надо запомнить. Выбегая к доске, вы должны в слово поставить на пустое место нужный шар с пропущенной буквой. Какая команда быстрей и правильно выполнит задание, та получит два балла.
Слова для первой команды: верстак, матрос, болото, верблюд, физкультура, природа.
Слова для второй команды: защита, беседа, ботинки, ракета, охрана, до свидания.
Физкультминутка. Мы походим на носках, а потом на пятках.
Повращаем головой и сведём лопатки.
Носом вдох и выдох ртом, дышим глубже, а потом -
Марш на месте не спеша. Как разминка хороша!

КОНКУРС 4. «Куда причалят лодки?»
Ведущий: Продолжим состязание. Отгадайте загадку.

Воздух рвёт преграды, шум получается. Голоса нет совсем, но звук прорывается. Как называется звук такой? Этот согласный звук... глухой.

А другая группа звуков как называется? ... (Звонкие.)
Вы уже знаете, что есть согласные звуки двойняшки, которые отличаются лишь присутствием голоса, а по работе органов речи они совершенно одинаковы. Давайте назовём их: Б-П, В-Ф, Г- К, Д-Т, 3-С, Ж-Ш.
А теперь заселите на этаж звонких согласных и глухих согласных недостающих жильцов. (Дети доставляют буквы Л, М, Н, Р и Ц, Ч, Щ.)
Вот эти двойняшки очень неуверенные в себе звуки и вечно поддаются влиянию тех согласных звуков, которые идут за ними. И в словах возникают ошибка-опасные места. И лишь перед волшебниками «Л», «М», «Н», «Р» да ещё «В» и перед гласными звуками наши двойняшки чувствуют себя уверенно и пишутся так, как произносятся. Поиграем с двойняшками «Ж» и «Ш». Куда должен причалить кораблик с «Ш», а куда с «Ж», чтобы получились правильные слова. Впишите нужную букву в слова с пропусками: лягу-ка, кру-ка, стару-ка, подру-ка, ло-ка, но-ка, сторо-ка, моро-ка. Команда, справившаяся быстрее и правильно, получает два балла.
КОНКУРС 5. «Построй словечко».
Ведущий: Всё на свете состоит из чего-то: лес из деревьев, облака из капелек воды, стены из кирпичиков. А из чего состоят слова? (Ответы детей.) Из четырёх строительных блоков – морфем: приставки, корня, суффикса и окончания. Сейчас вы будете строить слова. Команда, выполнившая задание первой, получает балл. За правильно составленное слово, команды получают тоже по баллу.
Загадка первой команде. Его корень находится в слове ВЯЗАТЬ, приставка - в слове ЗАМОЛЧАТЬ, суффикс - в слове СКАЗКА, окончание - в слове РЫБКА. (ЗАВЯЗКА)
Загадка второй команде. Его корень находится в слове СНЕЖИНКА, приставка - в слове ПОДЪЕХАЛ, суффикс - в слове ЛЕСНИК, окончание - в слове УЧЕНИКИ. (ПОДСНЕЖНИКИ)
Ведущий: А сейчас давайте сочиним маленький рассказ о двух Пушистиках с данной картинки. (Слайд 5.)

Вам нужно будет использовать самые различные приставки, указывающие на направление движения, но они не должны повторяться.
КОНКУРС 6. «Восстанови текст».
Ведущий. Как люди на земле живут в разных государствах, так все слова в русском языке по своему значению, по признакам делятся на большие группы - части речи. Какие части речи вы уже знаете? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ и ПРЕДЛОГИ.)
Чем отличается приставка от предлога? (Приставка - часть слова, а предлог – часть речи, отдельное слово. Приставка пишется слитно, а предлог - отдельно. Между предлогом и словом можно поставить другое слово или задать вопрос.)
Поиграем. Вы должны в предложенном тексте в выделенных словах правильно найти, где приставка, а где предлог. Справившаяся команда получает очко и очко за скорость.

Текст первой команде: Солнце прячется (за) бор. Котофей Иваныч залезает на (за) бор прогуляться на ночь. Я (про) лил молоко, а Вася сочинил (про) это стихи.
Текст второй команде: «Лентяй». Сидел он на (о) кошке и размышлял (о) кошке. Вдруг подумал: « А (у) сов есть усы, иль нет (у) сов?»

Ведущий: Что за часть речи ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ? (Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы КТО? ЧТО?) А что обозначают глаголы, прилагательные? На какие вопросы они отвечают?
Проведём игру. Я говорю слово, если оно существительное - вы поднимаете руку, если глагол - топаете ногами, если прилагательное – покачиваетесь, если предлог – соединяете ладонь с ладонью.
• Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
• Снежное покрывало покрывало вспаханное поле.
• Ведро дало течь - вода стала течь.
Ведущий: Грамотно писать, различать части речи, знать правила правописания - это лишь полдела для грамотного и вежливого человека. Нужно ещё уметь красиво и правильно выражаться в общении с людьми. Поэтому последним заданием для команд будет придумать вежливые ответы в следующих ситуациях и разыграть их.
• У вас попросила одноклассница дать ей ручку, а ручка нужна вам самим. Придумайте свою версию отказа.
• Вы опаздываете на репетицию, просите кого-то из ребят подежурить за вас. Этот человек не хочет, так как у него свои дела.
5. Подведение итогов.

6. Заключительная часть.
Ведущий. Хочу вам пожелать успехов в изучении русского языка. Чтобы ваша речь была чистой, умной и красивой. А закончу я наше занятие словами пожелания от лица И. Тургенева:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
Презентация на тему: Викторина "Умники и умницы"

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий интеллектуальной игры о животных для 5-6 класса Интеллектуальная игра по поэме "Руслан и Людмила" для 5-6 классов Классный час - игра в 5 классе Сценарий интеллектуального шоу "Ворошиловский стрелок" для 5-8 классов

Похожие статьи:

Сценарий внеклассного мероприятия для 5 класса по Пушкину

Интеллектуальная игра-соревнование в 5-6-7 классах

Интеллектуальная игра по английскому языку «Слабое звено», 5 класс

Интеллектуальная игра по экологии для 5 класса

Интеллектуальная викторина с ответами для 4-5 класса

Сценарий внеклассного занятия в начальной школе. День Земли | Аппликация из пластилина своими руками для младших школьников. Рябина
Опубликовано: 424 дня назад (8 октября 2015)
Просмотров: 2620
+6
Голосов: 6
Наталия Леурда # 8 октября 2015 в 13:26 +3
Замечательная викторина!+
Татьяна Викторовна Мирошникова # 8 октября 2015 в 20:12 +1
Спасибо за оценку!
Анастасия Олеговна # 8 октября 2015 в 20:53 +2
Замечательная работа! Очень интересная и поучительная викторина, которая затрагивает довольно актуальный вопрос на сегодняшний день, связанный с загрязнением русского языка не только нецензурными выражениями, но и замещением русских слов английскими. Что делает нашу речь более скудной. 5+
Лидия Александровна Петрова # 8 октября 2015 в 21:48 +2
Здравствуйте! Викторина поучительная, занимательная, составлена грамотно: укрепляет и расширяет знания детей о русском языке, повышая тем самым интерес к изучению русского языка. Закрепление пройденного материала на основе викторины пройдет намного активнее! Творческих Вам успехов!
Елена Григорьевна Полякова # 9 октября 2015 в 11:27 +2
Уважаемая Татьяна Викторовна, примите голос!
Хорошая викторина, расширяющая знания и развивающая детей.
Вы проделали большую, кропотливую работу. Немного нужно
"подтянуть" оформление текста в соответствии с правилами Сайта.
Активно используйте шрифты для выделения текста. В правилах
оформления всё можно прочитать. Желаю новых творческих удач!
С уважением, Е.Г.
Вера Викторовна Янченко # 9 октября 2015 в 14:00 +2
Доброе время суток, Татьяна Викторовна. Познакомилась с Вашей новой разработкой, рада вновь увидеть Ваши работы на нашем сайте! Хорошая разработка, интересная, познавательная, красочный фотоматериал, правильно поставлены цель и задачи, которые достигнуты по ходу мероприятия. Единственно, не могу не согласиться с Еленой Григорьевной, смелей пользуйтесь редактором при оформлении публикации, выделяйте подзаголовки, а в целом работа мне очень понравилась!
Примите голос +1! Удачи Вам и ждем новых интересных разработок!
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 9 октября 2015 в 14:19 +1
Здравствуйте, Татьяна. У меня дочь - ученица 5 класса. Ей было очень интересно. Мой голос)))
Татьяна Викторовна Мирошникова # 10 октября 2015 в 17:33 0
Всем огромное спасибо за комментарии и голоса. Мне важно мнение коллег. smile
Светлана Алексеевна Шевченко # 10 октября 2015 в 22:06 +1
Добрый вечер, Татьяна Викторовна! Вами представлена хорошая викторина, развивающая и расширяющая знания детей.
Вы проделали большую, кропотливую работу,начиная с экскурсии в историю развития языков и до наших дней. Вам уже заметили, что нужно немного
"подтянуть" оформление текста в соответствии с правилами Сайта, по оформлению всё прописано.
Активнее используйте шрифты для выделения текста. Мой голос Вам +1. Удачи и успехов!
Мария Юрьевна Жиличкина # 17 декабря 2015 в 08:58 0
Здравствуйте, Татьяна Викторовна! Вы познакомили нас с очень интересной и познавательной викториной. Вы проделали большую работу по ее подготовке, но с помощью викторины закрепление пройденного материала по русскому языку пройдет намного активнее и полезнее для детей. Спасибо Вам за предложенную презентацию. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!