Конкурсы для педагогов и детей

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ

Статья: "Организация клуба «Гармония» - как средство укрепления и сохранения психологического здоровья педагогов"
автор: Шеремет Татьяна Викторовна, педагог-психолог первой квалификационной категории, МБДОУ "Детский сад "Мастерок"
Назначение: педагоги ДОО.
Путь к мастерству - как подъем в гору с полными ведрами воды. Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию педагога.
Редкая профессия сравнится с педагогической по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель. Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги.
По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.
Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявление синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют и на профессиональную состоятельность педагога и на здоровье детей. Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. Нездоровый педагог не может обеспечить ребёнку необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья, так как в этой работе необходим личный пример. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства. Поэтому, мною как педагогом-психологом был создан клуб для педагогов «Гармония»
Цель клуба: Формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.
Задачи клуба:
Познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;
Обучить способам психической саморегуляции;
Снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
Содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
Сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.
Ожидаемые результаты:
•овладение умениями и навыками психической саморегуляции (анкеты-отзывы; наблюдение; групповое интервью).
снижение уровня психического выгорания (Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей до и после тренинговых занятий; анкеты-отзывы).
•активизация личностных ресурсов (анкеты-отзывы);
• улучшение настроения и самочувствия (анкеты-отзывы модифицированная методика САН в форме протокола «Успешность занятия» до и после каждого тренинга, наблюдение).
Способы и средства проверки ожидаемых результатов
•диагностика уровня психического выгорания (методика К. Маслак модифицированная Н.Е. Водопьяновой «Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей» на первом и на последнем занятии);
•диагностика уровня эмоционального напряжения (модифицированная методика САН в форме протокола «Успешность занятия» до и после каждого тренинга);
•анкеты-отзывы;
•групповое интервью.
Структура программы
Программа включает в себя следующие блоки:
1.Диагностический (знакомство, лекция, групповая диагностика);
2.Основной – тренинговый (тренинги саморегуляции с элементами социально-психологического тренинга);
3.Итоговый (завершающий тренинг, групповая диагностика, рефлексия, рекомендации).

Рекомендуем посмотреть:

Гиперактивные и замкнутые дети Советы для молодых педагогов ДОУ Особенности развития детей младшего дошкольного возраста Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников
Родительское собрание в 1-й младшей группе. Конспект
Опубликовано: 763 дня назад (8 ноября 2014)
Просмотров: 3159
Рубрика: Психология
+28
Голосов: 28
Елена Викторовна Багрова # 8 ноября 2014 в 20:15 +17
Татьяна Викторовна, Ваш материал нужный и своевременный. Спасибо! Хочется дать совет, в Вашей работе отсутствует "шапка". Зайдите в блог более опытного блогера, посмотрите, как правильно оформить работу и отредактируйте. Спасибо! Мой голос! Если есть время, прочитайте и прокомментируйте мою статью http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-viktorovna-bagrova/statja-kak-podgotovit-reb-nka-k-shkole.html Мне важно, заслуживает ли она внимания.С уважением Е.В. Можете прочитать мои притчи и стихи. Если понравиться, смело голосуйте, буду рада!
Татьяна Викторовна Шеремет # 8 ноября 2014 в 20:20 +15
Спасибо за совет!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 8 ноября 2014 в 21:02 +17
Татьяна, спасибо за приглашение!
С большим интересом познакомилась с вашей публикацией, очень важно организовывать работу в данном направлении, так как нам педагогам, ох как важна психологическая помощь. Проведение психологических тренингов и многое другое, солидарна с вами, что обязательно снизят уровень психического выгорания и эмоционального напряжения педагогов.
Соглашусь с пожеланием Елены Викторовны, оформление публикации необходимо доработать. Желаю вам успехов!
С уважением, Т.Н.
Вера Алексеевна Гашкова # 8 ноября 2014 в 21:54 +16
Познакомилась с Вашей работой. Все правильно написано о работе учителя и какую психологическую нагрузку несет на себе учитель. В школе необходима психологическая служба не только детям , но и педагогам.Спасибо.Мой голос.
Надежда Владимировна Рябиченко # 8 ноября 2014 в 22:07 +16
Да, сейчас, когда педагоги загружены не только работой с детьми, а еще и разными бумагами, отчетами и т.д. очень важно укреплять и сохранять их психологическое здоровье. Хорошо, что в Вашем ДОУ Вами, педагогом-психологом организован клуб «Гармония», где проводятся диагностика, тренинги, даются рекомендации по данному вопросу.
Согласна с коллегами, отредактируйте свою работу.
Наталья Александровна Ермакова # 9 ноября 2014 в 03:45 +15
Татьяна Викторовна,интересная идея!Обязательно расскажу коллегам,мне нравиться.+1
Галина Петровна Аношкина # 9 ноября 2014 в 10:51 +16
-Татьяна Викторовна, добрый день! Какая интересная идея! Просто замечательная! Всё своё рабочее время, и не только, думаем о своих учениках. А о нас кто подумает? И вот нашёлся человек, который предложил как бы элективный курс для самих учителей. Педагогов, если не хотят, нужно силой вести на такие занятия. Выгорание учителя - чревато и для учеников, и для самого учителя. Но, наверное, без хорошего, опытного педагога здесь не обойтись. Постараемся воспользоваться вашей идеей. Спасибо Вам огромное!
Марина # 10 ноября 2014 в 13:33 +15
Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. По мнению Е. С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.
Ольга Семёновна Тутукова # 12 ноября 2014 в 16:33 +15
У нас в городке шесть школ, городок военный и наша администрация, ГОРОО совсем не интересуется бытом своих учителей. Вот кто бы у нас организовал такой клуб. Замечательная идея. ГОЛОС!
Татьяна Викторовна Шеремет # 12 ноября 2014 в 18:05 +15
Спасибо!
Ольга Матвеевна Баль # 15 января 2015 в 10:05 +14
Очень понравилось Ваше мероприятие! Вы - творческий человек! Всё хорошо продумано Вопросы есть интересные, возьму себе на заметку.Голосую за Ваше мероприятие!
Ирина Александровна Брякотнина # 17 января 2015 в 06:41 +15
Здравствуйте, Татьяна Викторовна! Спасибо за приглашение! С интересом прочитала Вашу работу. Клуб Ваш - это хороший помощник педагогам в решении некоторых их проблем, связанных с профессиональной деятельностью. Ведь от психологического состояния педагога зависит многое (если не сказать всё) в его деятельности. Порой педагог сам не может определить причину своей несобранности, усталости и т. д. У него нет времени просто посидеть и "покопаться" в себе, в своих чувствах, эмоциях, понять причину своего напряжения и, возможно, некоторой агрессивности... Участвуя в работе вашего клуба такая возможность у него появляется. А, разобравшись в себе и поучаствовав в тренингах, педагог сможет понять, как снимать напряжение и предотвратить эмоциональное выгорание. Я работаю в "Центре детского творчества" и у нас два года проходил семинар - практикум по этой же проблеме. Он очень помогал укреплять своё психологическое здоровье и снижать уровень эмоциональных нагрузок. В вашей статье много полезного, но мне хотелось бы увидеть в ней что то практическое: тренинги, анкеты и т.д. Спасибо Вам за желание поделиться опытом!
Лилия Алексеевна Ахмадиева # 18 января 2015 в 16:21 +15
Очень интересную работу проводите. Я с удовольствием посетила ваш клуб. В связи с частой смены места жительства, я работала воспитателем в трех городах. Ни в одном городе ничего подобного я не встретила. Спасибо.
Светлана Васильевна Новоселова # 29 января 2015 в 06:45 +13
Татьяна Викторовна,очень важно организовывать работу в данном направлении.Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность.Поэтому считаю актуальной Вашу работу. Хотелось бы увидеть и практическую часть работы. Буду признательна, если Вы оцените работу моей ученицы. Спасибо, успехов.
Людмила Александровна Зайцева # 13 февраля 2015 в 22:23 +13
Давно интересуюсь темой профессионального выгорания, очень хорошая, Татьяна Викторовна, у Вас получилась презентация клуба, а главное само название "Гармония" уверена вселяет в воспитателей надежду и желание достичь гармонию в своей профессиональной жизни. Успехов!!!
Елена Михайловна Алахвердиева # 2 августа 2015 в 20:01 +13
Здравствуйте, Татьяна Викторовна! Вы очень важную тему затронули. Проблема "выгорания педагога" опасна для воспитанников этого педагога. Такой педагог ничему хорошему детей не научит, а сделает их неврастениками. Гигиена психологического здоровья педагогических кадров - одна из главных целей психолога ДОУ. Вы четко и ясно поставили в своем конспекте мероприятия цели, задачи, краткие тезисы выступления. Вы молодец! Еще пожалуйста добавьте Ваши рекомендации на эту злободневную тему. Не обязательно в этот конспект. Он уже зачтен. Хочется продолжения.Голос мой - Ваш голос! +1.
Ираида Ивановна Ларионова # 5 августа 2015 в 09:10 +14
Ваша тема как никогда актуальна!Больших усилий требуется. чтобы не выгорать на работе, а если это происходит. большие усилия нужны. чтобы восстановиться.Ваши рекомендации были бы очень ценны.
Майя Михайловна Копыльцова # 6 августа 2015 в 15:57 +11
Татьяна Викторовна! изучила ваш материал, действительно, тема очень актуальная. На носу новый учебный год, и встретить его нужно с новыми силами и новой энергией!
Татьяна Викторовна Шеремет # 25 августа 2015 в 09:01 +13
Спасибо, Майя Михайловна.
Надежда Викторовна Макарова # 25 августа 2015 в 23:31 +13
Здравствуйте, Татьяна Викторовна. Приятно осознавать, что есть люди, которых заботит психологическое состояние педагогов. Ваш клуб - это настоящая палочка-выручалочка! Педагог привык отдавать всего себя: любимой работе, деткам, своим творческим порывам... Конечно, достижения вдохновляют... Но Ваш клуб дает еще и душевное равновесие и эмоциональную устойчивость, а это очень важно))) Спасибо за познавательный материал, который постараюсь донести до руководства))) Может и у нас будет свой клуб для педагогов)))
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Лилия Владимировна Капчигашева # 10 января 2016 в 12:19 +11
Татьяна Викторовна, спасибо большое за интересный и поучительный материал!
Людмила Викторовна Захаренко # 27 января 2016 в 06:46 +11
Я согласна с Лилией Владимировной. Тема профессионального выгорания очень актуальна в наше время. Тем более она интересна, что просматривается через работу клуба. Спасибо.
Елена Александровна Шашенко # 11 марта 2016 в 15:54 +1
Добрый вечер !!!! Татьяна Викторовна , спасибо большое за очень интересный ,поучительный материал ,желаю Вам! творческих успехов в вашей работе ,удачи !!!!!