Конкурсы для педагогов и детей

Рабочая модульная метапредметная программа факультативных занятий по основам черчения с элементами оригами для 5 класса

Рабочая модульная метапредметная программа факультативных занятий по основам черчения с элементами оригами для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Автор: Маклыгина Татьяна Вячеславовна
Место работы: ГБОУ РМЭ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа города Йошкар-Олы № 2 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».
Пояснительная записка.
В коррекционной школе черчение имеет большое значение в подготовке учащихся к самостоятельной жизни, к трудовой деятельности. Оно помогает им лучше усваивать и выполнять задания на уроках математики и особенно на уроках профессионально-трудового обучения, способствует развитию у школьников пространственной ориентировки.
Полученные знания и навыки применяются при построении чертежей на уроках трудового обучения, в изучении геометрического материала. А оригами помогает закреплению сведений о геометрических фигурах, об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон), признаки их сходства и различия.
Большое внимание на факультативных занятиях уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Учащиеся знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами работы с измерительными и чертежными инструментами. Учатся элементам конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ. Приобретают навыки работы с технологическими картами, графической грамотности, что помогает развитию анализа последовательности выполняемых работ.
Во время приобретения опыта создания творческих работ у обучающихся формируется стойкий интерес к творческой деятельности, что позволяет проявить конструктивные, оформительские, театральные способности. Работа над творческим проектом содействует развитию технического мышления, познавательных способностей обучающихся и развитию речи. Последнее возможно с помощью увеличения словарного запаса, знакомства со специальной терминологией. Во время урока учащиеся учатся анализировать, сравнивать, выделять главное, решать поставленную задачу, сотрудничать, давать адекватную оценку своей и чужой деятельности.
Занятия по черчению и оригами направлены на развитие мелкой моторики, на развитие внимания, зрительной памяти, ассоциативного, визуально – пространственного мышления, воображения, связной грамотной речи, следовательно, воздействует на развитие интеллекта в целом. Кроме того, такие занятия оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, учат быть усидчивым, ответственным. Это все необходимо обучающемуся для успешного вхождения в социум.
Цель:
Развитие графической культуры обучающихся, формирование у них умения «читать» и выполнять несложные чертежи. Создание условий для самореализации обучающихся.
Задачи:
• Обучить навыкам геометрических построений.
• Научить применять полученные на занятиях знания, умения и навыки, в процессе выполнения практических работ.
• Развивать и корригировать логическое и творческое мышление, исследовательские умения обучающихся;
• Развивать умение самостоятельно приобретать и применять знания на основе технологических карт;
• Воспитать инициативность, уверенность, аккуратность.
Организация работы факультатива.
Факультативные занятия проводятся один раз в неделю. На каждом уроке создается ситуация успеха, которая дает обучающимся мотивацию к дальнейшему изучению материала. Итогом усвоения изученного материала является защита индивидуального или группового творческого проекта.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
• Правила оформления чертежа;
• Названия и способы применения чертежных инструментов;
• Правила нанесения размеров на чертеже;
• Понятия о масштабе;
• Условные обозначения в оригами;
• Приемы складывания бумаги;
• Правила чтения схем и инструкционных карт.
• Базовые формы классического оригами.
• Базовую форму модульного оригами.
• Этапы творческого проекта.
Обучающиеся должны уметь:
• Рационально работать с чертежными инструментами;
• Выполнять построения основных геометрических фигур по заданным размерам;
• Снимать размеры несложной детали;
• Делить окружность на 3, 4, 6, 8 равных частей;
• Выполнять несложные чертежи в разных масштабах;
• Выполнять геометрические орнаменты в круге, квадрате;
• Выполнять изделие с опорой на инструкционную карту;
• Выполнять творческий проект по оригами;
• Защитить свой творческий проект.
Учебно-методическое планирование.
Содержание программы.
Раздел 1. Вводное занятие. (1 час)
Теоретический материал.Что такое черчение. Связь черчения с другими предметами. Применения черчения в жизни человека. Разновидности материалов, чертежных инструментов и принадлежностей. Их предназначение. Маркировка простых карандашей и способ их заточки.
Практическая работа:
- Заточка карандашей.
- Провести линии карандашами разной твердости.
Раздел 2. Линии, чертежный шрифт, рамка. (3 часа)
Теоретический материал. Виды линий: сплошная основная, сплошная тонкая, пунктирная, штрихпунктирная. Параллельные прямые линии и перпендикулярные прямые. Характер начертания букв и цифр. Правила оформления рамки чертежа. Основная надпись чертежа.
Практическая работа:
- Провести параллельные прямые линии, перпендикулярные линии.
- Провести линии разные по толщине используя карандаши разной твердости.
- Вычерчивание рамки и граф основной надписи.
- Написание букв и цифр чертежного шрифта. Написание своей фамилии, имя и даты рождения.
- Выполнение основной надписи чертежным шрифтом.
Раздел 3. Построение геометрических фигур. (5 часов)
еоретический материал.Т Разновидности углов (прямой, тупой и острый). Правила построения квадрата, прямоугольника с помощью угольника. Их сравнение. Правила построение равностороннего треугольника с помощью циркуля и угольника. Правило построение разностороннего треугольника с помощью циркуля.
Орнамент в квадрате.
Практическая работа:
- Вычерчивание углов (прямого, тупого и острого).
- Построение квадрата, прямоугольника.
- Построение равностороннего треугольника по заданным размерам.
- Построение разностороннего треугольника по заданным размерам.
- Выполнение орнамента в квадрате.
Раздел 4. Окружность, деление окружности. (7 часов)
еоретический материал. ТУстройство циркуля. Понятие об окружности. Центр, осевая линия окружности. Радиус. Диаметр. Хорда. Условные обозначения. Зависимость диаметра от радиуса. Способ деления окружности на 4 и 8 равных частей. Способ деления окружности на 3 и 6 равных частей.
Практическая работа:
- Построение окружностей разных диаметров.
- Построение окружностей и полуокружностей.
- Выполнение узора с применением окружностей и полуокружностей.
- Деление окружности на 4 и 8 равных частей.
- Деление окружности на 3 и 6 равных частей
- Выполнение орнамента в круге.
Раздел 5. Многоугольники. (3 часа)
Теоретический материал. Многоугольники. Построение правильного шестиугольника на основе деления окружности. Ромб. Его характеристика.
Практическая работа:
- Построение правильного шестиугольника.
- Выполнение геометрического орнамента в шестиугольнике.
- Построение ромба, его штриховка.
Раздел 6. Размеры. Нанесение размеров. (2 часа)
Теоретический материал. Габаритные размеры детали. Метрические меры. Правила измерения деталей. Способ измерения отверстий. Правила нанесения размеров на чертеже.
Практическая работа:
- Снятие с натуры размеров несложной детали прямоугольной формы.
- Нанесение размеров на чертеже.
Раздел 7. Масштаб. (5 часов)
Теоретический материал. Понятие о масштабе. Увеличение масштаба. Уменьшение масштаба.
Практическая работа:
- Выполнение чертежа «плоской» технической детали в масштабе 1:1.
- Выполнение чертежа «плоской» детали прямоугольной формы в масштабе 1:2.
- Выполнение чертежа детали круглой формы «прокладка» в масштабе 2:1.
- Выполнение чертежа детали квадратной формы с круглым отверстием по середине.
Раздел 8. Оригами. (8 часов)
Теоретический материал. История возникновения оригами. Требования к бумаге. Условные обозначения. Приемы складывания. Приемы выполнения складок. Чтение схем и инструкционных карт. Базовые формы. Модульное оригами. Творческий проект. Этапы творческого проекта.
Практическая работа:
- Сгибания квадрата.
- Выполнение птицы с опорой на инструкционную карту.
- Выполнение цветов на основе базовой формы «Воздушный змей».
- Выполнение поделки в технике модульного оригами.
- Выполнение творческого проекта по оригами.
- Защита творческого проекта.
Учебно-тематическое планирование.

Библиографический список:
1. Виноградова Г.Г. Дидактический материал по черчению для 5-6 класса вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
2. Гончар В.В. Модульное оригами. – М.: «Айрис-пресс», 2008
3. Занимательное черчение. Воротников И.А. - М., 1977
4. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
5. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. Эк В.В., Перова М.Н. - М., 1993.
6. Оригами. Игры и конкурсы / Ступак Е.А. – М.: Айрис-пресс, 2008
7. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. М., 1992.
8. Сборник задач по черчению. Ботвинникова А.Д
9. Соколова С.В. Оригами. Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2009.

Рекомендуем посмотреть:

Оригами для младших школьников Мастер – класс аппликация с использованием элементов оригами. Рябина в вазе Мышка в технике оригами своими руками Рабочая программа по технологии (девочки), 5 класс ФГОС

Похожие статьи:

Программа «Алёнушкина избушка» для 1-4 классов коррекционной школы

Оригами цветы

Оригами. Конверт

Кусудама. Мастер-класс

Сердечко в технике оригами. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 652 дня назад (21 февраля 2015)
Просмотров: 2200
+8
Голосов: 8
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 22 февраля 2015 в 09:19 +2
Татьяна Вячеславовна, спасибо за приглашение познакомиться с материалом.
Разработка будет полезна в работе многим педагогам, как говорится - бери и работай. Я бы вам посоветовала в пояснительной записке акцентировать внимание на то, что адресована рабочая программа для 5 класса и если она авторская об этом тоже необходимо уточнить. Желаю вам успехов!
С уважением, Т.Н.
Татьяна Вячеславовна Маклыгина # 22 февраля 2015 в 09:23 +2
Спасибо за совет, обязательно это учту!
Ирина Анатольевна Князева # 22 февраля 2015 в 17:54 +1
Татьяна Вячеславовна! С большим удовольствием познакомилась с вашей публикацией! Думаю, что многие педагоги воспользуются вашим творческим проектом и с успехом применят его в своей работе! Вам творческих успехов! Удачи!ГОЛОС!
Татьяна Вячеславовна Маклыгина # 22 февраля 2015 в 20:08 0
Спасибо!
Вера Александровна Орехова # 22 февраля 2015 в 19:59 +1
Татьяна Вячеславовна, благодарю за приглашение. Очень нужная и познавательная публикация, которая заинтересует многих педагогов.
Голос +1.
Желаю творческих успехов!!!
Татьяна Вячеславовна Маклыгина # 22 февраля 2015 в 20:09 0
Спасибо! И вам творческих успехов!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 22 февраля 2015 в 21:54 +2
Добрый вечер Татьяна Вячеславовна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашим занятием по основам черчения с элементами оригами. Интересный, нужный материал вы подготовили. Думаю, что многих педагогов заинтересует ваш материал. Готовое занятие бери и проводи. Такие занятия развивают и корригировают у детей логическое и творческое мышление, исследовательские умение, умение самостоятельно приобретать и применять знания на основе технологических карт, а также воспитывает инициативность, уверенность, аккуратность. Желаю вам дальнейших творческих успехов. Примите мой голос.
Сидорова Зоя Григорьевна # 23 февраля 2015 в 17:50 +1
Татьяна Вячеславовна! Ваша публикация даёт возможность определить цели и задачи организации занятий на определенную перспективу, анализ способов их реализации. Таким образом Вы предусматриваете будущую организацию конкретных видов деятельности. По каждой теме Вы планируете несколько видов деятельности с детьми. Публикация замечательная, думаю, что многим педагогам пригодится. Спасибо, удачи Вам! Голос!
Зоя.
Регина Сириновна Сабирзянова # 23 февраля 2015 в 18:03 +1
Татьяна Вячеславовна! Ваша разработка поможет коллегам в планировании работы! Примите голос! Успехов!
Наталья Борисовна Щипцова # 24 февраля 2015 в 12:20 +1
Добрый день, Татьяна Вячеславовна. Спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашим материалом. Полезная разработка программы, она безусловно будет полезна педагогам. Единственное я бы указала общее количество часов программы.
Желаю вам успехов, голосую.
С уважением. Н.Б.
Татьяна Вячеславовна Маклыгина # 27 февраля 2015 в 19:09 0
Спасибо за подсказку, общее количество часов пропустила!