Конкурсы для педагогов и детей

Эстетическое воспитание школьников в процессе комплексного воздействия учителя и родителей

Эстетическое воспитание школьников в процессе комплексного воздействия учителя и родителей.
Автор: Маклыгина Татьяна Вячеславовна
Эстетическое воспитание во вспомогательной школе — неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе.
В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию, прежде всего, происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления.
Эстетическая воспитанность предполагает:
1) эмоциональное отношение ко всему окружающему;
2) осмысление содержания и средств выражения прекрасного;
3) наличие эстетических и нравственных суждений;
4) стремление к самостоятельному художественному творчеству.
Эстетическое просвещение учащихся на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности. Это — беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, клубы друзей искусства и др.
Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу, эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников. Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы.
Методами эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), положительный пример окружения подростка в обществе и в семье.
Родители с учетом своих возможностей используют те же средства и методы эстетического воспитания, что и школьные педагоги. По возможности, родители создают благоприятные условия для эстетического развития детей. К этим условиям относятся: художественно оправданная обстановка в доме и вокруг него; подобранные со вкусом предметы искусства, библиотека, телевизор, музыкальные инструменты, компьютер и др. А главное, семейные отношения, отвечающие требованиям эстетики и морали. Но условия оказывают развивающее влияние лишь при активном отношении к ним детей. В этом случае даже минимально необходимые условия успешно формируют эстетическую культуру учащихся.
Наиболее эффективными являются воспитательные воздействия родителей на детей, осуществляемые в труде и досуге.
Совместная уборка и украшение интерьера квартиры, посадка деревьев и цветов у дома и другой труд радуют и восхищают детей своим результатом.
Большое эстетически-воспитательное значение в семье имеют общие и семейные праздники. Дети с увлечением рассказывают об этих увлекательных событиях. У них на всю жизнь остаются в памяти красиво сервированный стол, музыка, совместные прогулки, песни, стихи и др.
С приходом в каждый дом телевидения заметно отступило на задний план семейное чтение художественной литературы. А между тем чтение как средство эстетического воспитания ничем заменить нельзя. Но существуют театры и кинотеатры, где дети и родители могут получить эстетическое наслаждение от художественного слова и совместного проведения свободного времени.
Телевизор объективно является действенным средством художественного образования и воспитания детей в семье. Но таковым он становится при условии его разумного использования, а именно: избирательного просмотра передач, их детьми с помощью родителей.
Всеми доступными средствами родители должны приобщать детей к музыке, исполняемой на музыкальных инструментах или слушанием различных направлений в музыки. Родители могут контролировать музыкальный выбор, регулировать частоту слушания и громкость воспроизведения музыки.
Во многих семьях стало хорошей традицией проводить выходные дни за городом в лесу, у реки, а зимой на лыжах. Опытные родители, обучая детей умению беречь природу, не упускают случая подчеркнуть: «Смотри, как это красиво!» Большое эстетически-воспитательное значение имеют семейные посещения художественных и краеведческих музеев и выставок, театра и кинотеатра.
Эти формы эстетического воспитания обладают возможностью показать детям красоту окружающего мира, эстетику поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Непременным условием успеха родителей в эстетическом развитии детей является постоянная связь со школой и сотрудничество с учителями и воспитателями.

Рекомендуем посмотреть:

Цели и задачи воспитания школьников Труд как основа духовно-нравственного человека на материале русской и зарубежной литературы Как нельзя воспитывать детей Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников

Похожие статьи:

Духовно-нравственное воспитание учащихся

Воспитание ребёнка в семье

Как правильно воспитывать ребёнка в семье

Применение ИКТ в коррекционной школе VIII вида | Новогодний подарочный мешочек из флиса своими руками
Опубликовано: 750 дней назад (20 ноября 2014)
Просмотров: 830
+1
Голосов: 1
Ирина Павловна Хатинская # 21 ноября 2014 в 10:06 +1
Здравствуйте. Статья обобщает формы, средства и методы эстетического воспитания детей во вспомогательной школе. Описывает целенаправленное взаимодействие детей и родителей в семье, способствующее эстетическому развитию.Хорошая пословица соответствует данной тематике: "Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому". А дети, нуждающиеся в корректировке развития, поддаются любому воспитанию только тогда, когда с ними общаются и занимаются постоянно, в обстановке доброжелательности и внимания,в обстановке доверия и практического взаимодействия.
Анна Викторовна Мисюра # 21 ноября 2014 в 11:32 +1
Спасибо за статью! О роли эстетического воспитания сейчас мало говорят... к сожалению(((, но забывают о том, что творческая деятельность это язык на котором, очень легко разговаривать с детьми, а следовательно их воспитывать. Всё начинается из дома... Вы,Татьяна Вячеславовна, об этом хорошо и доступно рассказали.+1