Конкурсы для педагогов и детей

Методическая разработка урока биологии в 8 классе с презентацией. Гигиена питания

Методическая разработка урока по биологии в 8 классе по теме: « Гигиена питания.
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».
Автор: Дыминская Татьяна Владимировна учитель химии и биологии, русского языка и литературы Любимовская ОШ Акмолинской области Есильского района село Раздольное
Описание: конспект урока будет полезен учителям биологии для повторения и обобщения темы «Гигиена питания»
Эпиграф к уроку высказывание И.И.Мечникова: « Болезни легче предупреждать, …чем их лечить».
Цели урока:
Образовательная: в результате урока учащиеся обобщают знания о:
• строении и функциях органов пищеварительной системы;
• гигиенических требованиях к составу пищи;
• мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний;
• влиянии курения, алкоголя на функции пищеварительной системы.
Развивающая: ученики продолжают развивать умения:
• распознавать органы пищеварительной системы на рисунках;
• анализировать, обобщать и обосновывать полученную информацию о гигиенических правилах и профилактике желудочно-кишечных заболеваний;
• оказывать первую доврачебную помощь при пищевых отравлениях и желудочно-кишечных заболеваниях;
• соблюдать правила личной гигиены питания и зубной полости рта.
Воспитательная:
• учащиеся убеждаются в необходимости соблюдения мер по предупреждению кишечных и глистных заболеваний, правил хранения продуктов и приготовления пищи;
• осознают вредное воздействие алкоголя, курения на пищеварение;
• воспитание любви к урокам биологии.
Методы обучения:репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: таблицы, схемы, дидактические карточки, учебники, ИКТ-презентация, продукты: консервная банка, яблоко, стакан воды и куриное яйцо, тесты.
I.Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок, а это значит, что наше занятие началось. Я приветствую всех присутствующих сегодня на уроке. Дети, я рада, что вы пришли на урок биологии, чтобы узнать что-то новое из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки. Крайне сожалению о тех, кто не смог прийти на него, кто болеет, я желаю им скорейшего выздоровления. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня. (Прием обратной связи "Ладошки") Спасибо Вам! Я думаю, что вы будете активны в течение всего урока.
Работать будем по плану:
1 – проверим, как вы усвоили предыдущую тему,
2 – познакомимся с новым,
3 – закрепим, что узнали.
II.Деление на группы ( собрать из кусочков картину – органы «желудок» и «печень»)
1 конкурс «Пищеварительная система».
(по рисунку определить органы и отметить)

Формативное оценивание (взаимооценивание групп)
2 конкурс «Да- нет»
Вам даны высказывания о пищеварительной системе, если вы согласны с высказыванием, то пишете цифру 1, если не согласны -0.
1. Сыр, мясо, молоко- это питательные вещества.
2. Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функции.
3. Глотка является частью пищеварительного тракта.
4. В состав эмали зуба входят соли кальция
5. У каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка.
6. В ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию, обеззараживанию
7. Переход питательных веществ и воды в кровь и лимфу, т. е. всасывательная функция, выполняется слизистой оболочкой отдельных участков пищеварительного канала.
8. Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок.
9. Аппендикс- это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит.
10. В глотке пищеварительный путь совмещается с дыхательным путем.
Правильные ответы: 0111011001
Формативное оценивание (взаимооценивание групп)
А сейчас попрошу я вас написать на листках ваши любимые блюда и продукты питания
Дети пишут, затем листочки вывешиваются на доске
Теперь давайте сравним ваши пищевые пристрастия с рекомендациями врачей-диетологов.
Продукты, рекомендуемые к употреблению:
Груши, яблоки, апельсины, капуста, зеленый перец, свекла, кабачки, шпинат, морковь, репа, несладкие соки, супы домашнего приготовления (без соли), арахис в скорлупе, травы, лимон, лук в качестве приправ, курица, индейка, вермишель, коричневый рис, хлопья, йогурт низкой калорийности, рыба, бобы, хлеб, кукуруза, темный хлеб, обезжиренное молоко, картофель, растительное масло
Продукты, употребление которых нужно ограничить:
Расфасованные промышленным способом сухие супы, бульонные кубики, подливки, соления, квашенная капуста, заправки для салатов, бекон и ветчина, пищевая сода и пекарский порошок, переработанное мясо, гамбургеры, жареный картофель и чипсы, конфеты, мороженое, желе и джем, шоколадный соус, пудинги, безалкогольные газированные напитки, какао-порошок, печености, сыр, сливки, масло, шоколад, сосиски, мясные консервы, пицца, растительное масло, цельное молоко, майонез, торты, пироги.
Учитель: Эпиграфом нашего урока будет высказывание И.И.Мечникова: «Болезни легче предупреждать, …чем их лечить».
А как вы понимаете это высказывание? /ответы уч-ся/
А какие проблемы мы должны решить в ходе урока? /ответы/
Сегодня человека беспокоит глобальная проблема: как нужно питаться без риска?
По данным Научно-исследовательского института питания РАМН, в России лишний вес имеют около 60 процентов женщин и 50 процентов мужчин старше 30 лет. Именно тучность является причиной множества заболеваний, приводит к сокращению жизни в среднем на 10 лет.
Есть и другая сторона медали – чрезмерная худоба. От истощения страдают не меньше, а умирают еще раньше, чем от ожирения.
Прямая зависимость между нашим питанием и развитием самых серьезных заболеваний прослеживается в 60-70 процентах случаев.
Для решения данных проблем вы выступите в роли молодых исследователей в области здравоохранения, и попытаетесь дать ответы на эти вопросы.
[u]Создание проблемных ситуаций: [/u]
Ситуация 1.
Учитель. Покупая продукты питания, надо смотреть на маркировку, то есть информацию на упаковке пищевых продуктов.
Для чего?
-Нужно убедиться в том, что срок хранения данного продукта не истек (ребята должны практически, используя различные упаковки, показать маркировку и определить, не испорчен ли данный продукт).
Учитель. Если же не посмотрели и употребили несвежий продукт. К чему это может привести?
-Употребление несвежих продуктов может привести к пищевому отравлению.
Учитель. Что же делать, если все же отравились?
-. Вызвать рвоту. Для этого необходимо выпить несколько стаканов теплой воды и ложкой или другим удобным предметом раздражать корень языка.
Учитель. Спасибо за информацию.
Ситуация 2.
Учитель. Почему не всякую пищу надо есть сырой (например, мясо, рыбу)?
-В сырой рыбе могут быть личинки глистов. А в сыром мясе личинки бычьего цепня сохраняются живыми и, съев такое мясо можно заразиться.
Учитель. В чем вред бычьего цепня?
-. Бычий цепень выделяет ядовитые вещества, от которых у человека появляются кишечные расстройства, и развивается малокровие.
Учитель. Как избежать заражения?
-Нужно употреблять в пищу хорошо проваренные или прожаренные мясо и рыбу.
Учитель. Спасибо.
Ситуация 3.
Учитель. К чему приводит пренебрегание элементарными гигиеническими правилами?
-С немытыми овощами, фруктами, через грязные руки в пищеварительный канал могут попасть болезнетворные микробы и вызвать такие заболевания, как дизентерия, брюшной тиф, холера. Яды, выделяемые возбудителями этих болезней, отравляют организм. Также в организм могут попасть яйца глист, что приводит к кишечным расстройствам и головным болям.
Учитель. Что делать в данной ситуации? Как этого избежать?
- нужно мыть перед едой руки, есть чисто вымытые овощи и фрукты.
-Готовить в чистой посуде и есть из чистой посуды.
Учитель. Что делать, если заражение все-таки произошло?
-Дизентерия, брюшной тиф очень заразны. Поэтому заболевших людей нужно сразу отправить в больницу и в их квартирах произвести дезинфекцию.
Учитель. Спасибо.
Ситуация 4.
Учитель. Нужно ли бороться с мухами?
- Да! Так как они могут быть переносчиками возбудителей кишечных заболеваний.
Учитель. Как этого избежать?
-Нужно держать пищу закрытой, уничтожать мух (липучки, специальные ядовитые вещества), убирать гниющие остатки и нечистоты, пригодные для развития личинок мух.
-. Никогда не оставлять на столе грязную посуду, убирать все, мыть.
Учитель. Спасибо.
ИКТ-просмотр. (Презентация)
Физ.минутка – для глаз

Работа талантливых и одаренных ( задание было дано на дом)
1.Составить правила правильного питания
Вредно съедать за один раз много пищи.
Необходимо принимать пищу в одни и те же часы.
Большая часть пищи должна употребляться в вареном или жареном виде.
За обедом полезно съедать сначала салат и суп.
Необходимо тщательно пережевывать пищу.
Во время еды вредно разговаривать и читать.
Чрезмерное заполнение желудка ухудшает пищеварение, пища не переваривается.
(повесить на доске и запомнить)
2. Перед вами лежат продукты (на столе консервная банка, яблоко, стакан воды и куриное яйцо или картинки). Как вы думаете, что их объединяет?
1) Консервная банка.
Следует проявлять осторожность с консервированными продуктами, т.к. в них могут содержаться бактерии ботулизма. На что обращаем внимание при выборе консервов? (Срок годности, нет ли вздутия.)
2) Яйцо.
Может стать причиной сальмонеллеза и брюшного тифа. Заражение происходит чаще в летнее – осеннее время через зараженные продукты (яйца, мясо, молоко). Что делать? (Варить, жарить, мыть руки.)
3) Стакан воды.
Да, это просто вода. Но в ней может содержаться холерный вибрион – возбудитель холеры! Он долго сохраняется в воде, но быстро гибнет при нагревании и обеззараживании. Как поступим? (Кипятить воду, не пить воду из водоемов, не купаться в запрещенных местах.)
4) Грязное яблоко.
Оно, конечно, не отравленное, как в сказке о мертвой царевне, но может вызвать неприятное заболевание – дизентерию. Ее еще называют “болезнью грязных рук”. Что делать? (Мыть фрукты, посуду, руки.)
3. Какой вред оказывает алкоголь и никотин на процесс пищеварения?
Отрицательное влияние на процесс пищеварения оказывает алкоголь и никотин. Попав в желудок, они раздражают желудочные железы, усиливая сначала их работу. Однако очень скоро деятельность желудочных желез нарушается, уменьшается выделение желудочного сока, от которого зависит аппетит. У людей, часто выпивающих, аппетит вовсе исчезает, затрудняется переваривание и усвоение пищи. Развивается заболевание слизистой оболочки желудка, протекающее с болями, -- гастрит. Алкоголь нарушает работу и других органов пищеварения, например печени. Так, печень под его влиянием разрушается. Развивается заболевание – цирроз.
III.Закрепление материала
Тестирование
Взаимооценивание
IV. Рефлексия
Урок заканчивается и мне хотелось бы взять у Вас интервью. Ответьте на любое незаконченное предложение.
Сегодня я почувствовал(а), что …
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Я почувствовал, что …
Меня удивило, что …
Я приобрел …
V. Домашнее задание:Учитель комментирует задание, а учащиеся записывают в дневник: изучить параграф учебника 43, ответить на вопросы к параграфу , творческие задания по выбору учащихся: выпустить сан.бюллетень о кишечных инфекциях и их профилактике, придумать сказку о роли пищеварения в жизни человека.
VI. Итог урока.Заключительное слово учителя. Учитель рассказывает притчу. Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, - скажет он, - если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?”Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу.Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в твоих руках!” Ваше здоровье, дети, в ваших руках. Будьте здоровы!
Презентация на тему: Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока биологии по теме: Хищные птицы 8 класс Конспект урока биологии в 8 классе. Общие признаки пресмыкающихся Конспект урока - игры по биологии в 8 классе на тему: Животные Исследовательский проект по биологии и экологии с презентацией, 8 класс

Похожие статьи:

Методическая разработка урока биологии для учащихся 8 класса «Состав и функции крови»

Конспект интегрированного урока биологии и ОБЖ в 8 классе

Викторины с ответами по биологии для 7- 8 класса

Участник №37 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
Принятие в пионеры. Сценарий
Опубликовано: 219 дней назад (3 мая 2016)
Просмотров: 513
+5
Голосов: 5
Ирина Ивановна Гончарова # 6 мая 2016 в 21:14 0
Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Спасибо за приглашение на урок биологии. Вами затронута актуальная проблема. Гигиена питания важна для подрастающего поколения уже хотя бы тем, что на прилавках наших магазинов под красочными обёртками продают заведомо опасные продукты. Предупреждён - значит вооружён. Материал познавательный, приводятся факты, созданы условия для актуализации знаний учащихся. Примите голос.
Ольга Константиновна Макарова # 7 мая 2016 в 10:38 0
Материал, представленный Вами, актуальный, интересный и познавательный! Примите голос и пожелание удачи!
Алевтина Николаевна Чукреева # 15 июля 2016 в 19:07 0
Представленный материал может быть использован на уроках, принят к сведению педагогов, родителей, знакомых. Спасибо, что поделились опытом преподавания материала, который не всегда интересует детей в силу их непонимания важности проблемы. Говорить и учить этому надо!
Алевтина Николаевна Чукреева # 17 июля 2016 в 07:49 0
Представленный материал может быть использован на уроках, принят к сведению педагогов, родителей, знакомых. Спасибо, что поделились опытом преподавания материала, который не всегда интересует детей в силу их непонимания важности проблемы. Говорить и учить этому надо!