Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы, 7 класс. Военная лирика Симонова

Конспект урока литературы. Тема: «Военная лирика К. М.Симонова»
Возрастная категория: 13-14 лет
Цель: дать обзор военной поэзии К.М.Симонова; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с лирическим творчеством поэта- фронтовика К.М.Симонова;
Развивающие: развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому ВОВ.
Методические приёмы: лекция учителя, сообщения учащихся, чтение наизусть,показ фрагментов из фильма,показ презентации.

Оборудование урока: записи песен, выставка книг, фотографий, иллюстраций, коспьютер ,презентация Power Point, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА

1. Слово учителя
О войне сказано, наверное, почти всё, немало и мы, люди 21 века, знаем о ней из фильмов и прочитанных книг, рассказов ветеранов и детей войны. Но почему-то снова и снова хочется прикоснуться к той великой эпохе, ощутить героизм тех, кто несмотря ни на что выстоял и победил. Сегодня мы поговорим о том, как поэты-очевидцы, активные участники войны и творцы победы показали нам тяжёлые будни военного лихолетья. Одним из них является К. М. Симонова, все четыре огневых года сражавшийся плечом к плечу с солдатами.
Показ презентации по биографии и творчеству К.М.Симонова
III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
1. Слово учителя
Учитель: Родился Константин Симонов в Петрограде в 1915 году. Детство прошло в Рязани и Саратове. Отчим – кадровый офицер. Жизнь в командировках, общежитиях. Военный быт. И дисциплина в семье строгая, почти военная. Учился В Рязани, а закончил восьмилетку в Саратове, куда перевели отчима. В начале осени 1939 г. К. Симонов отправляется на свою первую войну – он назначен поэтом в газету «Героическая красноармейская» на Халхин-Гол, где в жизнь писателя вошли люди, которым он остался верен до последних дней.
К.Симонов окончил семь классов, затем фабрично-заводское училище, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои стихи. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошёл Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну “изнутри”. Многие его стихотворения наши воины носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на лафете...». С первого дня Великой Отечественной войны поэт на фронте. Вместе с солдатами он прошёл трудными дорогами народного подвига, создавая «стихи, от которых сжимались кулаки, стихи, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами,» - сказал А. Сурков. Лучшие произведения тех лет составляли сборники «С тобой и без тебя», «Лирика», «Война».
Ученик 1: Написанное в 1941 году под непосредственными горькими впечатлениями трагического начала войны, оно отразило боль, страдание, горечь отступления армии с необычайной правдой. Обобщенным образом войны, огромного народного горя видится герой стихотворения «Майор привёз мальчишку на лафете…»
Ученики прослушивают актерское чтение стихотворения «Майор привёз мальчишку на лафете…»
Ученик 2: В это же время Симонов написал стихотворение «Родина», которое лишь через несколько десятилетий приобрело широкую известность. В сознание народа навсегда вошли удачно найденные поэтом определения большой и малой Родины, раскинувшейся между тремя великими океанами.
Чтец (читает стихотворение «Родина»)
Ученик 1: Война, как вор, прокралась в наш дом, оторвала нас от родной земли, разделила семьи, разрушила домашний очаг. Каждый чувствовал, что он, как любимой, лишился родной земли. И каждый повторял: «Жди меня». Но до этого никто не написал этих слов. Их написал Симонов. Писал о своем, но произнес мысль миллионов.
Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было заключено все – вера, надежда и любовь. Такое стихотворение не могло не появиться, т.к. оно призвано было поддерживать народную веру в грядущую победу, веру воюющих в надёжность тыла.
-Чтец читает стихотворение «Жди меня»
-Демонстрация фрагмента из фильма «Жди меня»
Ученик 2: Военные стихи Симонова очень своеобразны: они почти всегда имеют сюжет, героя и конфликт, в них стремительно развивается действие, как в драме. Стихи похожи на маленькие одноактные пьесы или короткие повести, написанные на одном эмоциональном дыхании.
- Чтение стихотворения «Слава».
Ученик 1: Проза К. Симонова – мужская проза. Его война объемна, он видит ее с разных точек и ракурсов, свободно перемещаясь в ее пространстве от окопов переднего края до армейских штабов и глубокого тыла. Довольно часто К. Симонова упрекали в том, что проза его – офицерская, что она лишена крови и пота ежедневного солдатского труда.
Чтение стихотворения «всю жизнь любил он рисовать войну»
Учитель: Его перу принадлежат лирические стихи и поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии, мемуары и дневниковые записки.
Ученик 2: В конце Великой Отечественной войны К. Симонов высказал убеждение, что литература – это история войны, и призвана она рассказать о том, как была выиграна война, какой ценой достигалась победа. Автор остро ощутил теснейшую связь своей жизни с судьбой всей страны. Свои наблюдения, горькие размышления он высказал не только в стихах, но и в прозе. Его роман «Живые и мёртвые» - одно из самых правдивых произведения о войне, честно рассказавших о суровых, кровавых месяцах 1941 года, когда в хаосе и неразберихе армия отступала к востоку.
Ученик 1: Главное достижения автора в романе «Живые и мёртвые» - это отражение несгибаемой воли, духовной силы простого солдата, вынесшего на своих плечах всё, что принесла война. Со страниц романа воины-труженики говорят нам, читателям , сколько всего пережито и сколько жертв принесено; за каждым живым стоят десятки убитых, своей жизнью отплативших эту трудную победу. К нам, живущим, взывают погибшие, напоминая о том, что никак нельзя забыть.
(Демонстрация видеофрагментов из кинофильма «Живые и мертвые».)
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учитель: Наш урок мне бы хотелось закончиться словами ещё одного писателя-фронтовика А. Фадеева: «Эта война – особенная война, освободительная, справедливая война против самых реакционных сил истории, против самых жестоких и зверских из когда-либо бывавших на земле захватчиков и поработителей… В этой войне миллионы людей раскрыли самые сильные, благородные, героические стороны своего характера, встали во весь свой человеческий исполинский рост… это и главное, что должен показать художник.» И Симонову, это, как видим, удалось.



Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Внеклассное мероприятие по литературе для 8-9 класса. Жизнь и творчество Пушкина | Конспект урока литературы, 7 класс. Гоголь "Тарас Бульба"
Опубликовано: 181 день назад (8 июня 2016)
Просмотров: 309
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Тамара Борисовна Вершинина # 9 июня 2016 в 09:53 0
Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Мне понравился конспект вашего урока. Биография дана без лишних фактов, самое основное. Стихи хорошо вписываются в текст. Чувствуется отношение учителя к поэзии К.Симонова. Удачно применён фрагмент фильма. Думаю, что ребят не оставил равнодушными этот урок и стихи поэта и писателя. Примите мой голос.
Татьяна Владимировна Козырева # 12 июня 2016 в 18:32 0
Тамара Борисовна,спасибо огромное за такой теплый отзыв!Очень приятно)
Наталия Николаевна Салата # 9 июня 2016 в 22:25 0
Добрый вечер.Хороший урок.Но я бы добавила рефлексию.
Татьяна Владимировна Козырева # 12 июня 2016 в 18:33 0
Спасибо огромное за отзыв!Попробую ее туда включить)
Елена Борисовна Жданова # 10 июня 2016 в 07:21 +1
Уважаемая коллега! Вы поставили очень хорошую цель к этому уроку, но мне кажется, что одного выразительного чтения замечательных стихотворений Константина Симонова о войне недостаточно для ее достижения. Почему вы не спросили у ребят, что они почувствовали, когда слушали эти строки? Какие именно переживания лирического героя появляются в стихотворениях? В конспекте явно не хватает элементов анализа стихотворений (пусть неглубокого, но хотя бы идеи, образы войны). В целом неплохо, но есть над чем поработать. Успехов вам!
Татьяна Владимировна Козырева # 12 июня 2016 в 18:35 +1
Уважаемая Елена Борисовна!Спасибо за отзыв)В конспекте прописаны не все методы и формы работы на уроке,которые на самом деле применялись мною.Ребята исполняли военные песни, я вела с ними беседу.Вы правы,я действительно забыла это прописать в конспекте.Спасибо за замечания)