Конкурсы для педагогов и детей

Патриотического воспитания младших школьников в современной России

Актуальность патриотического воспитания младших школьников в современной России
Предназначена для планирования воспитательной работы учителей начальных классов

Актуальность патриотического воспитания младших школьников в современной России.
Вопрос гражданско-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения др.. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
В современном обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, непродуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Условия, в которых сегодня находится российское общество , в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные по характеру.
Поэтому школа, семья, общество и все государство в целом должны быть призваны формировать гражданскую компетентность школьников. Главной целью гражданского воспитания является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, необходимых для участия в общественно-политической жизни своей республики и государства в целом. Гражданское воспитание в рамках воспитательной системы школы должно опираться на общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Таковыми являются следующие фундаментальные понятия:
Земля - общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой природы.
Отечество - единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой и доставшаяся ему от предков.
Семья - начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.
Труд - основа человеческого бытия, вид деятельности, адекватный сущности человека.
Знания - результат усердного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.
Культура - духовное и материальное богатство, накопленное развитием человеческих цивилизаций.
Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
Человек - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», объект, субъект и результат воспитательной системы школы.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.
Центральное место в воспитательной системе школы должно занимать формирование гражданского сознания: ответственного отношения к людям, природе, к себе, как составной части природы и общества, к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание. В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе исторических достижений многонационального народа Российской Федерации., а также культурных и исторических традиций родного края. Гражданское воспитание должно представлять собой единый комплекс, стержнем которого является нравственное образование, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы.
В начальной школе у детей закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя как часть общества. Данный этап в жизни маленького человека является особо значимым в воспитании будущего гражданина своей родины. В начальной школе содержание гражданского образования должно реализовываться на всех уроках, особенно на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка, калмыцкого языка, на уроках краеведения, технологии и изобразительного искусства. Именно на них школьники могут усвоить идеалы и ценности общества, семьи, дружбы, взаимопонимания и уважения, патриотизма. Важное значение в реализации задач гражданского воспитания имеют и проведения классных часов на патриотические темы, и беседы с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов тыла, ветеранов труда. Патриотическое воспитание должно отражаться на всех уроках, в любой деятельности школьника.
Основой патриотического воспитания учащихся является сохранение памяти о героическом прошлом нашего народа.
Гражданско-патриотическое воспитание должно включать познавательно-разъяснительную работу и патриотическую деятельность учащихся:
- встречи с Героями России, ветеранами Великой Отечественной войны,
- исследовательские работы детей, выставки рисунков, сочинений, фотовыставки по данной теме,
- уроки калмыцкого языка и краеведения,
- экскурсии в Музеи Боевой и трудовой Славы города,
- уроки Мужества и Чести,
- патриотические литературные произведения,
- работа с семьей
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.
Формирование ценностных ориентаций учащихся, системы их установок и убеждений не может происходить с помощью авторитарного навязывания мнения педагога, оно должно строиться на взаимном сотрудничестве и заинтересованности общим делом.
Игра, как средство приобщения детей к духовным ценностям
Одним из наиболее естественных средств приобщения детей к ценностям, по нашему мнению, является игра, в процессе которой особенно ярко проявляется активная деятельность, свобода в действиях и поступках, творчество и стремление к познанию, красота природы, любовь к Родине, дружеские отношения, уважение семейных устоев, любовь к окружающим, укрепление здоровья и т.д. – ценности доступные пониманию в любом возрасте. Нам видится необходимым объединить усилия педагогов и родителей и обратиться к народным играм, праздникам, поскольку « как русский, так и калмыцкий народ всегда проявлял большую заботу о своих детях. Он бережно копил национальный опыт, передавал из поколения в поколение ценностные устои и традиции воспитания, постоянно сохранял все самое лучшее». Особенностями народных игр и праздников являются: природосообразность, использование родного языка и фольклора (песен, считалок, припевок и т.д.), нравственная основа, так как игроками уважается благородство, взаимопомощь, стремление к совершенству и красоте, гуманность и демократизм. В нашей школе работают целые классы национального фольклора (калмыцкого и славянского). Дети выступают на всех народных праздниках: Цаган Сар, Зул, Масленица, Пасха и т. д.
Роль литературных произведений в гражданско-патриотическом воспитании школьников
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника и его гражданско-патриотическом воспитании принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. При чтении литературных произведений учителю стоит обращать внимание на характер главного героя, который несет в себе духовно-нравственное начало. Учителю необходимо вовлечь детей в процесс переживания ситуаций в книге, выделить главную мысль произведения, постараться так эмоционально преподнести материал, чтобы ребенку захотелось вновь и вновь перечитывать строки этого произведения. Каждая из программ в начальной школе содержит большое количество произведений на патриотические темы: чтение пословиц, поговорок, былин, сказок о богатырях, чтение древнерусской литературы, чтение произведений А.П.Гайдара, В.В. Маяковского, К.Д. Ушинского, А.П.Чехова и т.д.
Живой пример в воспитании будущих граждан России
Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Примеры доброты и милосердия мы видели во время трагических событий в нашей стране и радовались тому, как много в мире хороших людей. Классные часы, уроки Мужества, праздники, посвященные “Дню Победы”, литературные чтения, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.
Ученики начальной школы постоянно поддерживают связь с ветеранами войны и труда. У нашей школьной семьи есть ветераны войны, которые часто посещают уроки мужества, классные часы в нашей школе. Это Томбеев Арслан Сангаджиевич, Лобанов Василий Иванович, Мирошниченко Александр Григорьевич, Рачинская Галина Евгеньевна, Кутыгин Тимофей Яковлевич, Михайленко Стефан Егорович. Они охотно делятся с детьми своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне, посещают наш школьный музей Славы, а ученики старших классов ведут шефскую работу над нашими ветеранами.
Роль уроков краеведения в воспитании патриотизма подрастающего поколения.
Много интересного ученики узнают о своей малой родине на уроках калмыцкого языка и краеведения. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “природоведение”. Здесь, на мой взгляд, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе своего родного края, учителя выбирают разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы. Таким образом, в основу каждого урока можно и необходимо включать национально-региональный компонент.
Работа с семьей
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве.
Семья, в отличие от школы, является специфической сферой (микроколлективом), в которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается: уважение к родителям и родословной семьи, к ее боевым и трудовым традициям, любовь к своему дому, деревне, городу, к Родине. Именно в непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств. И тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.
Рассказы и беседы-воспоминания о семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины — это хорошие уроки мужества для детей. . Роль семьи в этом вопросе неоценима, поэтому работа с родителями должна быть поставлена на высоком уровне.
В современной ситуации, как никогда необходимо возрождение духовности, особенно молодежи, в духе любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости, не свойственного нам образа жизни.
Создание исследовательских работ, выставок рисунков, сочинений на патриотические темы
Большое значение в воспитании будущих граждан России имеют создания детьми выставок поделок, рисунков, сочинений по данной теме: сочинения «Сыны Отечества», «Я- гражданин России», рисунки: «Мой дом – мое Отечество», « Дружат дети на планете» и т.д. Дети с удовольствием участвуют в неделях памяти, создают свои исследовательские, творческие работы о своих близких- участниках боевых действий во время ВОв, афганской , чеченской войн. Темы исследовательских работ заслушиваются на заседаниях клуба «Надежда».

Рекомендуем посмотреть:

Успешность в обучении младших школьников Духовно-нравственное воспитание младших школьников Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели» Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе

Похожие статьи:

Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Проверочная работа по математике 2 класс. Решение задач на сравнение | Здоровьесберегающая среда школы
Опубликовано: 613 дня назад (1 апреля 2015)
Просмотров: 2803
0
Голосов: 0
Анна Станиславовна Куйдина # 2 апреля 2015 в 09:56 0
Здравствуйте Татьяна Владимировна! Вы коснулись одной из самых актуальных проблем современного общества, Ваш опыт очень полезен при планировании воспитательной работы не только с младшими школьниками, но и с дошкольниками, и как основа с детьми более старшего возраста.