Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Зрительные функции и их развитие у детей школьного возраста

Зрительные функции и их развитие у детей школьного возраста с разными зрительными диагнозами
Автор: Парфенова Татьяна Владимировна, тифлопедагог.
Данные рекомендации будут полезны педагогам, классным руководителям общеобразовательных учреждений, воспитателям, родителям. Ознакомившись с рекомендациями, можно вспомнить об основных функциях зрения, о нарушениях той или оной функции.
В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения.
К основным функциям зрения относятся:
- острота зрения,
- цветоразличение,
- поле зрения,
- характер зрения,
- глазодвигательные функции.
Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.
1. Нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.
Нарушение функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) и проявиться в виде миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (изменение преломления оптической системы глаза в различных меридианах).
Нарушение остроты зрения может быть вызвано также функциональными расстройствами зрительного аппарата. Нарушение зрения, связанное с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины, называется амблиопией.
2. Нарушения функции цветоразличения.
Одной из важных функций глаза является цветоощущение — способность различать цвета. Это происходит благодаря смешению в разных сочетаниях красного, зеленого и синего цветов.
Современными исследованиями доказано, что восприятие того или иного цвета зависит от длины излучения. Выделяют длинноволновые цвета (красный, оранжевый), средневолновые цвета (желтый, зеленый), коротковолновые цвета (голубой, синий, фиолетовый).
Все многообразие цветов разделяется на две группы: ахроматические (белый, серый, черный), и хроматические (все цвета спектра). В свою очередь, хроматические цвета отличаются друг от друга по трем признакам: цветовому тону (цвету спектра), яркости (светлое, т. е. близости к белому), насыщенности (густоте, плотности цвета).
Нарушения функции цветоразличения обуславливают возникновение трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.
Известны врожденные и приобретенные расстройства цветового зрения. Врожденные расстройства называются дальтонизмом (не восприятие красного цвета).
Расстройства цветоощущения выявляются с помощью специальных полихроматических таблиц и приборов.
3. Наличие нарушений функции поля зрения .
Под полем зрения понимается пространство, которое воспринимается одновременно при неподвижном (фиксированном) взгляде. Наличие нарушений функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.
4. Нарушение бинокулярного характера зрения.
В норме человеку свойственно видеть двумя глазами одновременно. Такая способность получила название бинокулярного зрения, или пространственного зрения.
Нарушение бинокулярного характера зрения, приводящее к снижению способности видеть двумя глаза¬ми одновременно и воспринимать рассматриваемый объект как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.
В случае же даже незначительного смещения изображение раздваивается становиться неясным. Одной из причин, вызывающих смещение изображения является нарушение глазодвигательных функций. Наиболее распространенными нарушениями глазодвигательного аппарата является косоглазие и нистагм.
5. Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к возникновению косоглазия.
В результате косоглазия появляется понижение остроты зрения, развивается амблиопия косящего глаза, нарушается бинокулярность зрения, т. е. нарушается характер зрения. Под амблиопией понимается понижение зрения без видимой анатомической или рефракционной основы.
Анизометропия – неодинаковая рефракция обоих глаз, в результате которой наблюдается неодинаковая величина изображения предметов на сетчатках обоих глаз. Это препятствует слиянию обоих изображений в один зрительный образ.
При наличии нарушений глазодвигательных функций в виде нистагма, характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия.
Амблиопия и косоглазие меняют бинокулярный характер зрения на монокулярный (работа одним глазом) или альтернирующий (работа правым и левым глазом попеременно) и неизбежно влекут за собой снижение зрения, что обусловливает снижение скорости, точности, дифференцированности восприятия, а также трудности в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов, выполнения практических действий в овладении измерительными навыками, в редуцировании некоторых свойств зрительного восприятия, в отставании формирования познавательных интересов и т. д.
Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей с нарушениями зрения позволяет утверждать, что такие дети испытывают серьёзные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве. Поэтому так важна для детей с нарушениями зрения помощь специалистов.

Рекомендуем посмотреть:

Коррекционная работа в начальных классах Конспект урока по «Развитию речи и коммуникации» в 0 классе коррекционной школы Сценарий закрытия фестиваля "Обучение без ограничений" Конспект урока по предмету логопедия во 2 классе коррекционной школы VIII вида
Аппаратное лечение для детей с нарушением зрения
Опубликовано: 3259 дней назад (27 апреля 2015)
Просмотров: 2787
+2
Голосов: 2
Наталья Владимировна Клюева # 28 апреля 2015 в 12:20 +1
Спасибо большое за приглашение и вашу работу. Несомненно, ваша работу будет интересна и полезна педагогам, классным руководителям общеобразовательных учреждений, воспитателям, родителям. Ознакомившись с данной информацией, можно расширить знания об основных функциях зрения, о нарушениях той или иной функции.
Татьяна Владимировна Парфенова # 28 апреля 2015 в 13:29 +1
Благодарю Вас, Наталья Владимировна, за добрые слова! Мне очень приятно!
Любовь Алексеевна Устинова # 29 апреля 2015 в 07:35 +1
Доброго времени суток, Татьяна Владимировна! Материал по теме развития зрительных функций грамотно и удачно подобран, спасибо что ещё раз освежили эту информацию в моей памяти!
Татьяна Владимировна Парфенова # 29 апреля 2015 в 09:52 +1
Любовь Алексеевна, большое Вам спасибо за позитивный комментарий и оценку к моей работе! smile