Конкурсы для педагогов и детей

Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста

Из опыта работы воспитателя ДОУ
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию опыт работы "Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста"
Информационная карта передового педагогического опыта:
«Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста»
1.Белашова Татьяна Анатольевна воспитатель МДАНОУ д/с №11 МО Кореновский район.
2.Краснодарский край город Кореновск
3.Тема педагогического опыта: " Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста "
4. Уровень опыта по степени новизны: в рационализации, совершенствовании отдельных сторон педагогического труда, в комбинации элементов известных методик.
5. Цель педагогического опыта: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.
6.Актуальность выбранной темы заключается в правильном направлении на фольклор в современной педагогике раннего детства. Познакомившись с литературой о нравственном воспитании, я поняла, что нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью.
7. Краткое описание работы:
Опыт возник и формировался в муниципальном дошкольном автономном некоммерческом детском саду общеразвивающего типа № 11 муниципального образования Кореновского района. Приоритетным направлением работы педагогического коллектива является сохранение психического и физического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.
Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития» (Л.С. Выгодский). Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с народной поэзией. Для реализации поставленных задач разработан перспективный план по воспитанию детей раннего возраста с использованием фольклора в соответствии с принципами:
1. Принцип активности и посильной самостоятельности.
2. Принцип познавательной активности
3. Принцип наглядности
4.Принцип поэтапности
5.Принцип вариативности
Работа с детьми велась по направлениям
1) Использование фольклора на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.
2) Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.
8. Эффективность опыта
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей раннего возраста.
9.Экспертное заключение: Анализ работы педагога по разработанному плану показал, что систематическая и планомерная работа, использование наглядности, игрушек, дидактического материала эффективно помогает развивать активную речь детей, их познавательную и творческую деятельность, способствует нравственному воспитанию детей раннего возраста.
Опыт работы на тему: " Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста "
В основе, данной работы с детьми и их родителями, которые впервые переступают порог дошкольного учреждения лежит формирование у ребенка положительного отношения ко всем процессам, формирование потребности в общении со взрослыми и детьми, развитие различных умений, соответствующих возрастным возможностям.
Содержание:
1. Информация об опыте
2. Технология опыта
3. Результативность опыта
4. Библиографический список
5. Приложение к опыту
6. Приложение №1 Консультация для родителей «Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества»
7. Приложение № 2 Консультация для родителей: «Пальчиковые развивающие игры и развитие речи детей.»
8. Приложение №3 Консультации для воспитателей «Русский фольклор (ранний возраст)»
9. Приложение №4 Консультации для воспитателей
«Фольклор в познавательном развитии детей»
10. Приложение № 5 Конспект интегрированного занятия с элементами фольклора и нетрадиционными методами ИЗО «Во дворе у бабушки»
11. Приложение № 6 Занятие – развлечение для детей раннего возраста «На деревенском двору»
12. Приложение № 7 Занятие с применением народного фольклора
«Мы потешки распеваем и немного поиграем»
13. Приложение №8 Сценарий вечера досуга для детей раннего возраста «Петушок и курочка»
14. Приложение № 9 Развлечение для детей 2-3 лет «В гости к Хозяюшке»
15. Приложение № 10 Занятие по развитию речи с использованием фольклора в 1 младшей группе. «Наша Маша маленька».
16. Приложение № 11 Родительское собрание: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова»
16. Приложение № 12 Проект - "Ладушки, ладушки" (для детей раннего возраста)
17. Приложение № 13 Использование пальчиковой гимнастики при разучивании потешки
18. Приложение №14 Настенная дидактическая кукла " Девица - красавица ". (Элементы фольклора в работе с детьми)
19. Приложение № 15 Педагогический проект в первой младшей группе на тему: Фольклор и малыши»
20. Приложение № 16 Педагогический проект на тему «Путешествие в сказку Теремок».
21. Приложение № 17 Видеоотчёт
22. Приложение № 18 Рецензия педагогического опыта.
Информация об опыте.
Условия возникновения и становления опыта.
Автор опыта: Белашова Татьяна Анатольевна воспитатель первой младшей группы МДАНОУ детский сад №11 МО Кореновский район.
Тема опыта: «Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребёнка раннего возраста».
Условия возникновения опыта, становления опыта:
Опыт возник и формировался в МДАНОУ д/с №11 МО Кореновский район. Приоритетным направлением работы педагогического коллектива является сохранение психического и физического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, оказание помощи семье в воспитании, адаптации к жизни в обществе. Продолжительность воспитательно - образовательного процесса осуществляется с 2-х до 7 летнего возраста.
В МДАНОУ д/с №11 МО Кореновский район функционирует 6 групп, из них, в настоящее время 1 группа раннего возраста. В группе раннего возраста работаю более 11 лет. Ранний и дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания нравственных качеств личности. Начав работу в группе раннего возраста в 2005 году, я обратила внимание, что в силу своего возраста дети совершенно не могут играть вместе, уже у таких малышей присутствуют такие качества как: злость, жестокость. Дети дерутся, толкаются, забирают игрушки, кусаются, а пожалеть обиженного не спешат, то есть нравственные качества у многих отсутствуют. Передо мной стала задача, как научить малышей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.
Актуальность опыта. Познакомившись с литературой о нравственном воспитании, я поняла, что нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с этими произведениями всегда обогащают и облагораживают. Именно эта возникшая проблема и определила тему моего педагогического опыта. Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому. А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому, что искусство, литература – богатейший источник, побудитель чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).
Актуальность, направленная на фольклор в современной педагогике раннего детства, подтвердила важные положения.
Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.
Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.
Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Мой многолетний опыт позволяет утверждать: черты самостоятельности и произвольности поведения формируются у детей только при целенаправленной педагогической работе. Всё то, что приобрёл ребёнок на втором году жизни в частности, возможность общаться с помощью речи, свободно перемещаться в пространстве, создаёт лишь предпосылки перехода на качественно новую ступень развития. Дети способны овладевать высокими для данного возраста навыками умственной деятельности, обнаруживая феномен ускоренного развития. Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных тестов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса. Первые сказки – “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”, “Колобок” – понятны ребёнку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.). Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяется успешностью его общего и нравственного развития в дошкольный период детства, закладывается в раннем возрасте. На мой взгляд, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящие огромные дидактические возможности.
Теоретическое обоснование опыта: Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора. Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: "У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой". Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Поздним наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы ("Ночь пришла, темноту привела", "Солнышко-ведрышко", "Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят", на небе появилась радуга-дуга "высока и туга"), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи).
Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинка горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей. Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя "зону ближайшего развития" (Л.С. Выгодский). Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с народной поэзией.
Фольклорно-игровые занятия с малышами - деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет привнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровые занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с малышами. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим я больше использую словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьирую методическими приемами.
Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль. При исполнении народного произведения я стараюсь обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление. На фольклорно-игровых занятиях использую прием действенного соучастия детей, привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности, развиваю их фантазию. Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми раннего возраста, учитываю, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Я использую потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, в адаптационный период использую такие потешки как, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка. или:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший!
Ванечка - пригожий!

Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ,топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом,
Топ, топ!
Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Травка - муравка, сосна поднялась,
Птица - синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку, мышка - за корку,
Детки - за молоко.
При подготовке детей ясельных групп ко сну желательно использовать потешки:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам...
Спят - поспят, всему миру спят велят.
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдет,
Наденем калошики;
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач".
Так же я ввожу в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве "Моя доченька" малыши слышат уже знакомые им "Баю-баюшки-баю", "Катя, Катя маленькая...".
В развлечении "Солнышко, загляни в окошечко":
Солнышко, солнышко,
Загляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить.
В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
В раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
В предметно-развивающей среде моей группы подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке размещены книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же размещены фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения. Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку - "пшеничный колосочек, лазоревый цветочек" и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка.
Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью мы с детьми обыгрывем малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя. Возможно, для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играет. Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котенка или щенка, мишку, зайчика, птичку, и конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть " металлофон, бубен, барабан, треола, дудочка, треугольник. Внимание, необходимое на занятии, будет зависеть от того, на сколько вы заинтересуете малыша, увлечете ребенка своими действиями. Большое внимание мы уделяем русской народной сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего возраста, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам. Для того, чтобы создать сказочную атмосферу, мы используем образ Бабушки-сказочницы, в который несложно превратится, стоит только накинуть шаль на плечи, и сказать детям: «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать». Малыши встречали меня радостно, приглашали сесть и, конечно же, с нетерпением ждали новой сказки. Слушая сказочный голос, дети запоминали сказку, а потом пересказывали, манипулируя игрушками, имитируя нашу интонацию. Мы старались учить ребятишек находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, побуждали их к выразительности диалогов, используя при этом мимическую гимнастику («Фотография», «Веселая зарядка», Походка и настроение»), пособие «Угадай настроение». Под впечатлением услышанной сказки у детей возникало естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка, для этого разыгрывали с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождали меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту, простодушная, добрая. Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, мы создали соответствующую развивающую среду в группе детского сада. В интерьер группы включили пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских национальных костюмах, различные виды театров, фотографии.
Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, расцветет всеми цветами радуги, заложит предпосылки высоких человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду. По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения малышей к фольклору на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка в жизни, становление его как личности.
Технология опыта
Одна из центральных задач педагогики раннего детства -изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Эта проблема очень актуальна, ей посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А.Н. Леонтьев, А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова, Н.М. Аксарина, В.В. Гербова, Л.Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через устное народное творчество. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересно исследование Л.Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что различные формы устного народного творчества - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Цель моего опыта - выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.
Задачи:
- подобрать методику по изучению особенности воспитательной роли различных форм устного народного творчества;
- выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
- выявить условия формирования воспитательной роли фольклора; Для реализации поставленных задач разработан перспективный план по воспитанию детей раннего возраста с использованием фольклора . При составлении плана я руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип активности и посильной самостоятельности.
Этот принцип предполагает, что на занятии создаются все условия, чтобы у малышей двух лет возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.
2. Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей
3. Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.
4.Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.
5.Принцип вариативности позволяет закрепить и расширить знания детей.(Принцип вариативности - повторение занятий в несколько изменённом варианте).
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому я решила использовать фольклор в воспитании детей. В своей работе я выделиаи два направления:
1) Использование фольклора на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.
2) Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.
Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой проводим по программе «Детство» В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки. Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни.
Занятия с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных занятий.
Занятия строю на активном при соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываю усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. На занятии создаю условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения - что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот" и т. п.), но эта речевая активность возникает только в том случае, если дети заинтересованы занятием. Стараюсь вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Передавая смысловое содержание текста, пытаюсь заразить малыша своим настроением. Предлагаю малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т. д.). Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений использую все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.
На занятиях использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые ( иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. На занятиях использую прием инсценирования произведения с помощью картинок, ширмы, игрушек. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания. Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста. В работе так же использую прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагаю позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь. Ещё один приём используемый на занятиях - динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке - «масляна головушка», привожу в движение именно часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано в стаёшь, голосисто поёшь?» приводим игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подаем голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки. Использую малые формы фольклора не только на занятиях по развитию речи, но и других продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку), обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На занятии лепка - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». На рисовании рисуем «колобок». Для того, чтобы вызвать положительный настрой к занятию используем загадку, обыгрываем песенкой. Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала. Мною разработано перспективное планирование по использованию произведений фольклора в нерегламентированной деятельности.
Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться. Для выполнения этих задач подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях.
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешкам. Так, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Ане личико»». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики. Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произношу: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую». Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пою песенки «Баю, баюшки, баю». Одевание - сложный режимный процесс.
Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они - сапожки». Использую потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку”. Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривает: “Не плачь, не плачь, куплю калач”. Напеваю колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поем, но и сами поют куклам - и про кота-воркота, и про гулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи. В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др. Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, я стала подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей - “Дочка моя - куколка”. Дети укладывали кукол спать под русскую колыбельную “Катенька, баю, бай”, учили их ходить и ритмично приговаривали ходушку. Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда мы появляемся в роли бабушки-забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают наш костюм, корзиночку, которую мы держим в руках. С восторгом встречают игру “Коза рогатая” и уже знакомую “Ладушки”. Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой-забавушкой, рассказывать ей о козе.
Опыт работы подсказал, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно и поступаю. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.
Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому я рассказывала родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Составила перспективный план по работе с родителями. Провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместили в папку-передвижку Для родителей оформила папки-передвижки: «Потешки при одевании и раздевании», «Для плачущего ребенка», «Потешки при укладывании спать», «Потешки при умывании», «Потешки во время еды». Также оформила и провела консультацию в родительский уголок «Пальчиковые игры в развитии речи детей». Провела анкетирование с родителями. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в группах раннего возраста позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.
Результативность опыта: Благодаря занятиям в специально подготовленной предметно-пространственной среде у детей возросло умения выполнять имитационные движения по показу взрослого (на 15%); договаривать новые слова, фразы; знание потешек, пестушек, сказок, колыбельных песен формирует у детей эмоциональную отзывчивость на произведения народного творчества. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Малые формы устного народного творчества способствуют быстрому развитию предметной деятельность, ситуативно-деловому общению ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе знакомства со сказкой у детей развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, название животных, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Основная форма мышления у детей раннего возраста - наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. При регулярном использовании в совместной деятельности и на занятиях устного фольклора позволяет детям легко обучатся способам действия с предметами и нормам поведения.
Результативность опыта:
Благодаря занятиям в специально подготовленной предметно-пространственной среде у детей возросло умения выполнять имитационные движения по показу взрослого; договаривать новые слова, фразы; знание потешек, пестушек, сказок, колыбельных песен формирует у детей эмоциональную отзывчивость на произведения народного творчества. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Малые формы устного народного творчества способствуют быстрому развитию предметной деятельность, ситуативно-деловому общению ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
В ходе знакомства со сказкой у детей развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, название животных, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Основная форма мышления у детей раннего возраста - наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. При регулярном использовании в совместной деятельности и на занятиях устного фольклора позволяет детям легко обучатся способам действия с предметами и нормам поведения.
Библиографический список
1. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”, 1999.
2. Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре - Вып.1, 1995.
3. Тарланов З.К. “Русские пословицы: синтаксис и поэтика”. Петрозаводск, 2001.
4. Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998.
5. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 2000, №4.
6. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004.
7. Сергеева Д. “А как речь - то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание, 1994, №9
8. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание, 1995, №9.
9. Новицкая М. “Фольклорная школа” Дошкольное воспитание, 1993г. №9.
10. Никитина М.А. “Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников”, Минск, 2002.
11. Мартынова А.Н. “Детский поэтический фольклор” СПб, 1997, №608
12. Лопухина И.С. “Звуки, буквы и слова”, “Дельта”, 2000.
13. Грухих В.М. “Словопроизводство в пословицах и поговорках” Русский язык в школе, 1997.
14. Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 2000.
15. Бахтин В.С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре - Л., 1988.
16. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология, 1997.
17. Усова А.П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение, 1999.
18. Флерина Е.А. “Эстетическое воспитание дошкольников”. М., 2004.
Р Е Ц Е Н З И Я
на материалы педагогического опыта
" Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста "
Белашовой Татьяны Анатольевны
воспитателя МДАНОУ д/с№ 11 МО Кореновский район


Автор представляет опыт работы об особенностях воспитательной роли и форм устного народного творчества. Формирование потребности в общении со взрослыми и детьми, развитие различных умений, соответствующих возрастным возможностям.
Опыт может быть рекомендован для изучения и внедрения в практику работы педагогам ДОУ, родителям. Эффективность опыта
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Задачи:
- подобрать методику по изучению особенности воспитательной роли различных форм устного народного творчества;
- выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
- выявить условия формирования воспитательной роли фольклора; Для реализации поставленных задач разработан перспективный план по воспитанию детей раннего возраста с использованием фольклора . При составлении плана я руководствовалась следующими принципами: резултативностьПри регулярном использовании в совместной деятельности и на занятиях устного фольклора позволяет детям легко обучатся способам действия с предметами и нормам поведения.

Заведующий МДАНОУ д/с №11
МО Кореновский район С.А. Максименко

продолжение следует.....

Рекомендуем посмотреть:

Использование игр в экологическом воспитании дошкольников
Дидактические игры для детей раннего возраста своими руками | Конспект занятия и презентация по развитию речи для детей группы раннего возраста
Опубликовано: 256 дней назад (28 марта 2016)
Просмотров: 1397
+1
Голосов: 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!