Конкурсы для педагогов и детей

Беседа с детьми подготовительной группы. Творчество Чайковского

Конспект занятия для детей 5-7 лет "Детский альбом П.И. Чайковского".
Автор: Тихомирова Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №44 г. Белово.
Описание материала: Материал будет интересен музыкальным руководителям детских садов.
Цель: Знакомство детей с историей создания «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Задачи: Раскрыть содержание "Детского альбома".
Воспитывать у детей желание слушать детские классические произведения.

Ход занятия:
Добрый день, ребята! Сегодня я расскажу о замечательной музыке великого русского композитора П.И.Чайковского. Познакомлю вас с историей создания «Детского альбома» и расскажу о музыкальных произведениях, ставшими детской классикой.
История русской музыки для детей уходит своими корнями в музыкальное творчество народа. Музыкальные народные произведения для детей – песни, прибаутки и присказки, игры с песнями послужили основой для создания русскими композиторами для детей. Много замечательных произведений написали С.Майкопар, А.Гречанинов, В.Рябиков, С.Прокофьев, А.Хачатурян, но основоположником детской музыки в России мы по праву называем Петра Ильича Чайковского.
Это был первый композитор создавший для детей альбом фортепианных пьес.
«Детский альбом» является едва ли не самым любимым произведением маленьких пианистов всего мира.
Сочиняя «Детский альбом» Чайковский осуществлял свой давний замысел – обогатить детскую музыкальную литературу. Этот альбом был написан летом 1878 г. На Украине, в селе Каменке. Там композитор часто гостил у своей сестры.
Все своё свободное время Пётр Ильич проводил в круг своих племянников. «Цветы, музыка и дети, - часто говорил композитор, - составляют лучшее украшение жизни!» И что он только не придумывал для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле, за цветами, грибами, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами.
Любил Петр Ильич слушать как ребята, а их было семеро, занимаются музыкой. Особенно он восхищался Володей Давыдовым – маленьким Бобом, или бобиком, как его ласково называли в семье. Мальчик был любимцем Петра Ильича. Володя подолгу и усердно занимался на фортепиано.
Слушая игру маленького Боба, Петр Ильич не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много. Слишком скучную музыку приходилось играть мальчику – сухие упражнения, серые, безликие пьесы.
Тогда-то и было задумано создать альбом пьес для ребят.
И вот мы перелистываем страницы «Детского альбома»: здесь 24 маленьких пьес, каждая из них – живая детская сценка, а все вместе составляют интересный рассказ о жизни детей далекого от нас времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. В этом альбоме – мысли, чувства, настроения детей, игровые сценки, страшные сказки, мечты. А также картины русской жизни и русской природы, песенки-путешествия.
Молитвой всегда начинался и заканчивался день ребенка. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки. («Утренняя молитва»).
Есть в «Детском альбоме» пьесы, посвященные самым близким и дорогим людям.
«Мама» - это добрый и внимательный взгляд, это полные ласки слова, нежное прикосновение заботливых рук. И мелодия пьесы словно дарена мягкой и светлой улыбкой. («Мама»).
Часть пьес композитор посвящает детским играм и забавам. В пьесе «Марш деревянных солдатиков» слышен ритм чеканного шага и дробь барабана игрушечного войска солдат. («Марш деревянных солдатиков»).
Это игры мальчиков.
Но есть и целая поэма, связанна с играми девочек. В ней три части. Это рассказ о кукле. Она заболела. Грустная, печальная музыка повествует о болезни куклы. Эта пьеса так и называется «Болезнь куклы». («Болезнь куклы»).
Как искренне и правдиво раскрыл композитор горе девочки! Еще более печальна по своему характеру пьеса «Похороны куклы». Совсем по-настоящему скорбна, сдержанно звучит музыка небольшого траурного марша. («Похороны куклы»).
Но вот девочке подарили новую куклу. Каждой девочке знакомо особое чувство, возникающее, когда неожиданно дарят красивую, нарядную куклу. Радость, восторг и ликование мы слышим в «Новой кукле». («Новая кукла»).
Любимыми танцами молодежи того времени были вальсы, мазурки, полонезы, менуэты, польки. В детском альбоме они чередуются один за другим: грациозный «Вальс», задорная, ритмически острая «Мазурка», изящная кокетливая «Полька». («Полька»).
Петр Ильич Чайковский любил путешествовать. Свои впечатления об Италии, Франции, Швеции он отобразил в музыке. В «Детском альбоме» - рассказы-путешествия представлены «Старинной французской песенкой»,»Немецкой песенкой», «Итальянской песенкой» и одной из самых ярких пьес «Детского альбома» - «Неаполитанской песенкой». («Старинная французская песенка»).
Большое место в «Детском альбоме» уделяется картинам и образам русской природы и быта, русским праздникам. Сцены из жизни русской деревни ожидают в пьесах «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская». Каждая из этих пьес по-своему преломляет характерные обороты русских плясовых мелодий, но особенно увлекательна «Камаринская». («Камаринская»).
Но вот и заканчивается долгий день. Пора идти спать. Если хорошенько попросить старую нянюшку, то она обязательно расскажет интересную сказку. Какие только видения не возникают в воображении. Стремительно мчится за кем-то в погоню Баба-Яга. Настойчиво, резко звучат аккорды, рокочущие пассажи в басу словно передают кипящую злобу старой колдуньи. И будто видишь, как летит она над лесами и долами в своей ступне. Пестом погоняют, помелом след заметает. («Баба-Яга»).
Уже начинают смыкаться веки, но так не хочется ложиться в постель. Лучше, забравшись с ногами в дальний угол дивана, помечтать о чем-то очень хорошем и светлом. Мечтой уносишься далеко-далеко. Таким настроением проникнута «Сладка греза». («Сладкая греза»).
Завершается «Детский альбом» суровой и печальной пьесой «В церкви». Молитвой ребенок не только встречал, но и провожал каждый прожитый день, вспоминая о том, какие добрые дела ему удалось сделать.
Выдающийся музыковед Б.В.Асафьев так писал о «Детском альбоме»: «В этой книжке – лирическая музыка. Она и иллюстрирует, и рассказывает, и думает, и мечтает. Своими лирическими мелодиями композитор заставляет инструмент… и петь, и беседовать, и веселиться,… и сказывать сказки».
После отъезда из Каменки Чайковский писал Льву Васильевичу Давыдову, отцу Боба: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картинками, что эти ноты сочинил дядя Петя и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову».
«Детский альбом» стал ценнейшим вкладом в мировую детскую культуру, на котором воспитывается не одно поколение детей.

Рекомендуем посмотреть:

Беседа с детьми подготовительной группы на тему "Цветение луга" Конспект беседы в подготовительной группе на тему «Приметы и поговорки про осень» Творческая встреча Майи Николаевны Шиловой с воспитанниками детского сада Экологическая беседа о лесных опасностях для старших дошкольников (5-7 лет)
Физкультминутка для дошкольников | Праздник валенка для детей средней группы в детском саду. Сценарий
Опубликовано: 630 дней назад (17 марта 2015)
Просмотров: 6840
+2
Голосов: 4
Мурзагулова Гульберген # 17 марта 2015 в 19:58 0
Елена Дмитриевна! Спасибо вам за полезную информацию.Я искала историю создания этого альбома.Мы очень часто используем детский альбом, но историей создания ещё не знакомились.спасибо вам за информацию, беру в закладки.
Валерий Григорьевич Вершинин # 18 марта 2015 в 00:01 +1
Здравствуйте, Елена Дмитриевна! Невозможно в одном занятии в детском саду выполнить такие разные цели и задачи:Знакомство детей с историей создания «Детского альбома» П.И.Чайковского и
Раскрытие содержания "Детского альбома". Тем более, что для детей важнее желание слушать классические произведения. Ваша история создания изложена непонятным для детей языком, перепутаны фамилии композиторов(МайкАпар, РЕбиков ), название пьес(Неаполитанская песенка почему-то стала Французской). Детям можно давать слушать на одном занятии с предварительным рассказом 3-4 пьесы(частично). Важно, чтобы детки поделились своими впечатлениями: что понравилось и почему. Есть замечательный мультфильм о " Детском альбоме" П.Чайковского. Мне кажется, что вашу работу стоит переделать.
Елена Дмитриевна Тихомирова # 18 марта 2015 в 19:01 0
Здравствуйте, Валерий Григорьевич! Чуть ошиблась... Спасибо, что указали на ошибки. Конечно, для одного занятия много информации. В практике разбивала на несколько занятий...
Мария Александровна Лангер # 18 марта 2015 в 20:22 0
Вы пожалуйста не обижайтесь, но это у вас не конспект занятия, а реферат по истории создания "Детского альбома". Даже взрослому человеку, особенно неподготовленному, сложно будет воспринять такой поток информации.
В свое время на методике музыке нас учили чередовать на уроках разные виды деятельности - под "Марш деревянных солдатиков" можно маршировать, где-то можно использовать детские муз. инструменты, и тд. Нет ни одного вопроса детям, язык изложения очень сложный, нет никакой наглядности. Детям нужно рассказывать на доступном им языке. Дать в руки куклу, попросить рассказать про свои игрушки, а потом уже рассказывать про пьесу. Есть прекрасный материал адаптированный именно детей.

Кстати, по музыке из "детского альбома" снят великолепный мультфильм

. Можно его фрагменты также использовать.

Удачи Вам, Лена!
Элина Дамировна Калинова # 29 марта 2015 в 10:52 0
Спасибо за мультфильм! dance
Элина Дамировна Калинова # 29 марта 2015 в 10:48 0
Елена Дмитриевна! Спасибо за статью. Переработав, в соответствии с комментариями с выше изложенным, переработаю и буду использовать. Но статья Ваша в этом году 2015 - м очень актуальна. Ведь П. И. Чайковскому 7 мая исполнилось бы 175 лет. Мой голос Вам.
Елена Дмитриевна Тихомирова # 30 марта 2015 в 17:52 0
Спасибо smile