Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока физики. Колебательное движение, 9 класс

Тема урока: Колебательное движение.
Класс: 9 класс
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока:
образовательная:
• познакомить учащихся с колебательным движением, его особенностями и характеристиками: амплитудой, периодом, частотой;
сформировать умение наблюдать и анализировать физические явления;
развивающая:
• развивать логическое мышление;
• стимулировать развитие умений аргументировать свой ответ;
воспитательная:
• вооружить учеников рациональным методологическим подходом к познавательной деятельности.
Оборудование: шарик на нити; груз на пружине.
Наглядное пособие: блок-схема, заготовленная для каждого ученика

План урока
Этапы Время Приемы и методы
1. Организация начала урока 1 мин Приветствие, пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы
2. Мотивация учебной деятельности 5 мин "Визитная карточка", Обсуждение: Что вызывает у Вас заинтересованность в изучении предложенной темы?
3. Определение цели урока 2 мин
Что мы будем изучать на уроке? Обсуждение и формулировка цели урока вместе с учениками.
4. Усвоение новых знаний
5. Первичное закрепление знаний 20 мин.

Беседа, демонстрации, записи на доске, заполнение блок-схемы.

"Лишнее словосочетание".
"Свои примеры", "Сортировки". Работа в парах, взаимопроверка.
6. Контроль и самопроверка знаний 7-8 мин. "Цветная феерия" (штриховка блок-схемы разными цветами).
Самостоятельная работа в малых группах (складывание вопросов к игре за темой урока)
7. Подбивание итогов урока 7-8 мин. Игра "Алфавит"
8. Рефлексия 1 мин. Рисование "смайлика" - настроения.
9. Информация о домашнем задании 1 мин. Комментарий учителя; записи на доске и в дневниках (обязательная часть, творческое задание " Синквейн ")
Ход урока
1. Организация начала урока
2. Мотивация учебной деятельности
В Сибири относительно защиты диких пчел, которые строят свои ульи в дупле дерева, от медведя, лесники вешают на крепкой бечевке колоду. Ее размещают немного ниже дупла, именно на пути медведя. Медведь, влезая на дерево, отталкивает колоду в сторону.
Вопрос к классу 1. Что происходит дальше?
Действительно, колода возвращается и больно бьёт медведя. Это продолжается многократно, пока обессиленный медведь не падает с дерева.
Вопрос к классу 2. Как одним словом назвать движение, осуществляемое колодой?
Действительно. Это колебание. Оно и будет объектом нашего изучения на уроке.
1. Визитная карточка (оформляется на отдельном листе, зачитывается учеником или учителем).
• Колебания широко представлены как в живой, так и в неживой природе.
• Они проявляют себя и в масштабах атома, и в масштабах Вселенной.
• Колебания жизненно необходимы: благодаря им мы слышим, дышим, говорим.
• Они же могут стать причиной разрушений и катаклизмов;
• Знание о колебаниях необходимы специалистам при сооружении мостов и домов, судов и самолетов, радиотехнической и звуковой аппаратуры и так далее;
Вопрос к классу: Интересна ли вам предложенная тема, считаете ли вы ее важной, или вы отводите себе роль медведя?

3. Формулировка цели урока
(Обсуждение и формулировка цели урока вместе с учениками)
Постановка учебной цели: в результате знакомства с физическим процессом колебаний, необходимо заполнить блок-схему, которая содержит основные виды колебаний, и их характеристики.
4. Этап усвоения новых знаний и первичное закрепление
Беседа
Колеблются деревья в лесу, пшеница в поле, струны музыкальных инструментов, мембрана телефона, ритмично сокращается наше сердце.
Упражнение
1. Приведите свои примеры колебаний.
2. Найдите в предложенном ряду лишнее словосочетание:
движение поплавка на поверхности воды; движение Луны вокруг Земли; движение качелей; движение пилы при распиловке дров.
(Предложенные словосочетания являются примерами колебаний, за исключением движения Луны - это вращательное движение).
Учитель. Шарик на нити, груз на пружине, колода на бечевке - это примеры колебательных систем. В начальный момент времени колебательная система находится в положении равновесия
Вопрос к классу. Как заставить шарик на нити осуществлять колебание? (отклонить шарик в сторону от положения равновесия).
Демонстрация 1. Колебание шарика на нити.
Вопрос к классу: Какая особенность у этого вида движения? Как двигается шарик? (Движения шарика периодически повторяются, шарик по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия)
Формулируем определение: Механические колебания - это периодически повторяемые движения, при которых тело по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия. (учащиеся заполняют блок 1)
Во время колебаний тело периодически отклоняется от своего положения равновесия. Это отклонение называют смещением, которое можно измерить.
Вопрос к классу: В каких единицах может быть измеренно смещение?
[x]= 1 м,
Максимальное отклонение тела от положения равновесия называют амплитудой колебаний (А)
[A]= 1м,
Колебание - это периодический процесс, и характеризуется периодом и частотой.
Вопрос к классу: Что называют периодом вращения? Что называют частотой?
Задание классу :
1. По аналогии с периодом и частотой вращения дайте определение периоду и частоты колебаний.
2. Записать формулы определения Т, ν и связь между ними.
Период (Т) - время одного полного колебания
[T] = 1с Т = t/ N
Частота (ν) - количество колебаний за единицу времени
[ν] = 1Гц ν =N/t T = 1/ ν
Ученики заполняют блок 2.
Все колебания можно разделить на свободных и вынужденных.
Демонстрация 2. Колебание шарика на нити и поршня.
Вопрос к классу: Чем отличаются эти колебания? Какое, с вашей точки зрения, является свободным? Вынужденным? Почему?
(Шарик колеблется сам, без внешнего воздействия, эти колебания являются свободными; поршень колеблется в результате внешнего воздействия, его колебания является вынужденными).
Задание классу: Выберите из предложенных вариантов определение свободных и вынужденных колебаний.
1.Колебания, которые происходят в колебательной системе за счет внутренних сил после выведения системы из положения равновесия.
2.Колебання, какие происходят в колебательной системе под действием периодических внешних сил.
Ученики заполняют блоки 3, 4.
Упражнение "Сортировки" (работа в парах, взаимопроверка): Из приведенных примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний, дополнит своими примерами (по одному примеру каждого вида) : движение иглы в швейной машинке;
движение цветка под действием ветра; движение автомобильных "дворников"; движение качели;
движение "куклы - Неваляшки"; движение пилы при распиловке дров.
Колебания могут затухнуть и быть незатухающим.
Вопрос класса: что состоится спустя некоторое время с колебаниями шарика на нити? Почему?
(Амплитуда колебаний будет уменьшаться и постепенно колебания прекратятся через наличие в системе трения).
Учитель. Такие колебания называются затухающими. Следовательно, свободные колебания затухают.
Вопрос классу: вынужденные колебания можно назвать затухающими? Почему?
(Нет. Их амплитуда остается постоянной, пока действует сила. То есть они не затухают).
Запись в блоке 2, 3. Свободные колебания затухают, вынужденные колебания являются незатухающими.
Колебание можно записывать: прибор сейсмограф записывает колебания земной коры, которые передаются очень чувствительному самописцу. Кардиограф записывает колебание сердца, оставляя след на подвижной ленте бумаги.

Демонстрация 3. Графическая запись колебаний груза с фломастером в сквозном отверстии.
Линия начерчена фломастером при колебании груза - это график колебаний. Линия называется синусоидой, с ней Вы будете знакомиться в старших классах.
На графике, используя обозначение величин, можно показать смещение в любой момент времени, амплитуду колебаний, период и определить вид колебаний.
Задание классу: При записи колебаний получены два графика. Определить, который из них отвечает свободным, а который вынужденным колебанием? Почему?
1) 2)


(Свободные колебания затухают, им отвечает график (1). На нем амплитуда уменьшается, и колебания прекращаются. Вынужденные колебания являются незатухающими, то есть происходят с постоянной амплитудой, им отвечает график (2).)
Ученики заполняют блоки 3,4

6. Контроль и самопроверка знаний.
1. Вправа "Цветная феерия":
Заштриховать разными цветами элементы блок- схемы и показать учителю.
Красный - "все понятно";
Оранжевый - "почти все понятно"
Желтый - "50*50"
Зеленый - "кое-что понятно"
Синей - "ничего не понятно".
[Если преобладают красно-оранжевые тона, то можно переходить к следующему этапу.
Наличие сине-зеленых говорит учителю о необходимости повторить объяснение нужного блока].
2.Работа в группах.
Класс разбивается на 5 групп (5-6 учеников в группе).
Задание группам записанные на отдельных листах.
За 5 минут ученики должны сложить 5 вопросов из темы урока, ответы на которые начинаются на заданную букву. Преимущество отдается вопросам на определение величин, их обозначения, единицы измерения, характеристики, примеры. Если вопросов на какую-то букву нет, то учитель задает супер-вопрос. Это может быть задание, разрешимое устно, вопрос на трактовку физического смысла величин.

7. Итог урока.
Подведение итога проводится в форме игры "Алфавит". В игре участвуют 5 учеников: по одному представителю от каждой группы. При затруднении игрок может брать помощь группы, но, при условии, что ответ будет показан жестами.
Например:
А- размах колебаний (амплитуда)
Б - колебание сердца, пульса (битье);
В - два вида колебаний (свободные и вынужденные);
Г - единица измерения частоты (герц);
Д - количество колебаний за 1 секунду, если период равняется 0,5 сек. (два);
Е* - количество колебаний за один период (одно);
Ж - десерт, который колеблется (желе);
Из - свободные колебания называются (затухающими);
И - колеблется в швейной машинке (игла);
К - периодически повторяемые движения (колебания);
Л - осуществляет колебание на ветке дерева (лист);
М - осуществляет колебание в часах (маятник);
Н - название буквы, которая помечает частоту (ню);
О - еще один периодический вид движения (вращение);
П - время одного полного колебания (период);
Р - амплитуда по существу (размах)
С - единица измерения периода (секунда);
Т - причина угасания колебаний (трение);
В - колеблется с ответом около доски (ученик);
Ф - помогал записывать колебание на уроке (фломастер);
Х- период, амплитуда, частота - одним словом (характеристики);
Ц - возникают в океане в результате колебаний земной коры (цунами);
Ч - количество колебаний за единицу времени (частота);
Ш* - частота колебаний 1 герц, что это значит (1 колебание за секунду);
Щ - предмет гигиены, который осуществляет колебание утром и вечером (зубная щетка);

8. Рефлексия.
Нарисовать смайлик настроению.

9. Домашнее задание
§ 23,24
СР - задачи 12, 13 стр. 6-7
ДР, ВР - задачи 34-36
Используемая литература:
1. Физика. 9кл. Перышкин, Гутник_2014 -320с
2. Физика. 9кл. Контрольные работы в новом формате_Годова И.В_2011 -96с
3. Контрольные и самост. работы по физике. 9кл. К учебн. Перышкина, Гутник_Громцева О.И_2012 -160с

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики в 7 классе по теме: Строение вещества План - конспект урока физики по технологии сотрудничества, 9 класс. Свободное падение Конспект урока физики в 9 классе по теме: Высота, громкость, тембр звука Конспект урока физики в 9 классе. Состав атомного ядра

Похожие статьи:

Конспект урока физики 9 класс

Конспект обобщающего урока физики в 9 классе по теме: Законы Ньютона

Внеклассное мероприятие по физике для 9 класса

Технологическая карта урока физики 9 класс по ФГОС

Конспект урока физики 8 класс

Конспект урока. Инерция, 7 класс
Опубликовано: 688 дней назад (16 января 2015)
Просмотров: 4542
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Елена Васильевна Бондырева # 16 января 2015 в 19:28 +1
Александр Анатольевич! Интересный материал урока,удачно построены этапы урока.Очень интересные задания. Творческих Вам успехов!
Любовь Ивановна Ермакова # 16 января 2015 в 19:43 +1
С интересом познакомилась с вашей работой. Мне очень понравились ваши педагогические задумки. Работа оформлена аккуратно и грамотно.Очень понравились задачи. Желаю вам творческих успехов!
Мария Александровна Бодрова # 16 января 2015 в 19:51 +1
Уважаемый Александр Анатольевич! С интересом прочитала Вашу разработку. Потрясающе! Все продумано до мелочей. Удачи Вам и Вашим ученикам!
Вера Петровна Дёмина # 16 января 2015 в 21:15 0
Александр Анатольевич! Всегда с интересом знакомлюсь с Вашими наработками. Спасибо за Вашу работу! Интересные задания разного характера, познавательный материал. Обязательно возьму его себе на заметку. Спасибо за материал!
Людмила Ивановна Абрамова # 30 января 2015 в 09:12 0
Интересный материал! Понравились задачи!Желаю Вам творческих успехов!)