Конкурсы для педагогов и детей

Ток-шоу по литературе. Сценарий для школьников 7-9 классов

Ток-шоу «Большая перемена». Читать или не читать?
Автор: Усманова Римма Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Актанышская СОШ №2 с УИОП» Актанышского района Республики Татарстан
Описание. Начавшийся в России Год литературы ставит перед учителем литературы новые задачи: возродить моду на чтение книг, помочь детям окунуться в удивительный мир литературы и научить любить книгу как источник знаний о мире и жизни. Именно этим проблемам посвящено внеклассное интегрированное мероприятие – ток-шоу с учащимися 7-9 классов. Проектирование совместной книги, обсуждение разных точек зрения, презентация выставки редких изданий книг из семейной библиотеки, конкурс «Самый активный читатель».
Цели:
1) создать условия для позитивного восприятия учащимися обсуждаемой проблемы и активного включения их в дискуссию;
раскрыть влияние чтения на формирование развитой личности;
2) способствовать развитию коммуникативной культуры;
3) пробудить интерес к книге, к чтению, к художественному слову.
Дидактическое пространство мероприятия:
- большой макет книги “Энциклопедия умных мыслей”;
- таблица “Что и как читаем” с результатами социологического исследования, проведённого группой учащихся;
- выставка книг, подготовленная родителями и учащимися;
- видеокассета с интервью “Читать или не читать” с жителями Актаныша;
- доска для записей итогов голосований в ходе мероприятия
Подготовительная работа:
- Заранее выбираются участники ток-шоу: родители, учителя, учащиеся, библиотекарь. Знакомят с проблемой и даются им задания:
1) предварительный план выступления;
2) компьютерное оформление одного понравившегося высказывания о книге, чтении для “Энциклопедии умных мыслей”
- социологическое исследование среди школьников 7-9 кл. (готовит группа учащихся)
- организация конкурса “Самый активный читатель среди 9 кл.” и подведение его итогов (совместно с библиотекарями школы)
-подготовить видеосъёмки на улицах села (творческая группа учащихся)
7. Предполагаемые результаты:
-Уже на подготовительном этапе при выполнении индивидуальных и групповых заданий у учащихся начинается самостоятельный процесс обсуждения проблемы.
- Многим учащимся приходится заниматься в библиотеке, непосредственно соприкасаясь с книгой.
- Некоторых могут привлечь и заинтересовать выступления компетентных родителей, учителей и положительно повлиять на точку зрения.
- После такого большого мероприятия у каждого участника формируется обновлённое мнение по проблеме и сдвигается оно хотя бы на чуток в положительную сторону. Если из 50 учащихся человек 10 после мероприятия возьмутся за книгу, пойдут в библиотеку, попросят у друга книгу, то это уже неплохой результа
Ход мероприятия
На сцене большой макет книги « Энциклопедия умных мыслей», на первых страницах которой помещены высказывания (по ходу мероприятия участники становятся составителям книги).
Чтение – вот лучшее учение. А.С. Пушкин
Книги – это друзья. Бесстрастные, но верные. В. Гюго
В книге ищи не буквы, а мысли. Пословица
Вступительное слово учителя: Быть или не быть? Читать или не читать?
Воистину гамлетовский вопрос и по форме, и по содержанию, потому что от его решения во многом зависит духовный облик нашего нынешнего общества, даже в большей мере - будущего.
Сейчас много говорят и пишут о том, что книга и все с ней связанное уходит в прошлое, что на смену книге, чтению, библиотекам приходят новые информационные технологии. Отсюда мода на чтение книг проходит.
Нам предстоит разобраться в этом вопросе и рассеять свои сомнения на этот счет в Год литературы. Хочется, чтобы этот год для всех нас прошёл с пользой, чтобы мы с детьми окунулись в удивительный мир литературы и научили любить книгу как источник знаний о мире и жизни.
•Каково ваше мнение на данный момент: читать или не читать? (голосование в зале «за» или «против»)
Информация к размышлению: (подготовленный ученик знакомит по таблице с результатами исследования)
Опрос среди учащихся 7-9 классов по данному вопросу показал следующие результаты:
-15% опрошенных не читают ничего, кроме книг, необходимых для выполнений уроков
-интерес к чтению понижается с возрастанием класса: 7 кл.-36% учащихся ответили, что читать нравится; 8кл-18%; 9 кл.-10%
•Чтение стихотворения Б. Слуцкого. Человек с книгой (подготовленный ученик с книгой в руке читает наизусть стих).
Человек с книгой. Вообще человек
С любою книгой, в любом трамвае,
В душных залах библиотек
И, даже пальцем листы разрывая,
Это почти всегда к добру:
Плохие книги встречаются редко.
Словно проба идет к серебру,
Идет к человеку книгой метка
Моя надежда- читатели книг,
Хочется высказаться о них.
Они меня больше радуют,
Чем, например, вниматели радио.
Радио - на миг. Газета - на день.
Книга - на всю жизнь.

Похоже ли поколение 70-80 годов на героя строк Б.Слуцкого? Как оно относится к чтению?
I участник- родитель (рассказывает о времени и о высоком интересе к книге и помещает высказывание в «Энциклопедию»)
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д.Дидро
•Ведущий проводит блиц-опрос среди зрителей по следующим вопросам:
1. Назовите книгу, которую читаете сейчас.
2. Когда в последний раз ходили в библиотеку?
3. Любите ли заниматься чтением в свободное время?
Ведущий: Приглашаем на ринг 2-ого участника-ученика 9 класса (мотив его выступления – сегодня можно обходиться без книг)
Он помещает в книгу высказывание:

Дурные книги могут также испортить нас, как и дурные товарищи.
Г. Филдинг
• Обсуждение в зале двух точек зрения на чтение. Индусское изречение гласит: (вывешивает ведущий цитату в «Энциклопедию».) Какой прок в книге тому, кто не обладает собственным умом? Разве зеркало в помощь слепому?
Ведущий: Наш разговор ведется в чисто татарской среде. Известно, что в районе 98,07% населения составляют татары. Поэтому логично поговорить о любви к чтению на татарском языке.
•Просмотр видеосъёмки группы учащихся на улицах Актаныша:
Опрос среди жителей района на вопрос “Читать или не читать?”
Как наши дети читают на родном языке?
3 участник (выступление учителя татарского языка и литературы) Высказывание в «Энциклопедию»:
Какое богатство мудрости и добра рассыпано по книгам все народов и времен. А. Н. Толстой.
Ведущий: Почему же так мало стали читать? Главное объяснение заключается в том, что пока общество увлечено новыми затейливыми игрушками (компьютерами), различными развлечениями. Выбор, особенно для молодых людей, необъятен. И книга не всегда выдерживает конкуренцию.
Значит ли это, что она постепенно уйдет в небытие? Нет, конечно. Все возвращается на круги своя. Вот хотя бы для подтверждения Франкфуртская книжная ярмарка.
Информационный блок: (сообщение - подготовленный ученик о Международной Франкфуртской книжной ярмарке)
Международная Франкфуртская книжная ярмарка считается в мире таким же важным событием в мире культуры, как, например, Каннский кинофестиваль. И участвовать в ней весьма престижно, так как она является старейшей и крупнейшей в мире книжной ярмаркой.
Первое упоминание о ней относится ко времени изобретения книгопечатания Иоганном Гуттенбергом . Открытие ярмарки состоялось в 1574г .
А в 1949г вновь возобновилась книжная ярмарка, с тех пор она проводится каждую осень.
Тысячи людей со всех концов съезжаются сюда, чтобы увидеть, что сейчас читают. Авторы в оживлении. Издательства полны оптимизма. Читать будут всегда… Книги открывают нам мир, как в дни выставки они открывают нам Россию. Франкфуртская книжная ярмарка Frankfurter Buchmesse — это съезд профессионалов. Сюда приезжают наладить контакты с распространителями на другом континенте, приобрести права на издание популярного текста, ознакомиться с типографскими инновациями. Но и простой любитель литературы найдет, чем занять себя на ярмарке.
Здесь представлены книги, журналы, газеты и другие печатные и периодические издания, атласы и карты, электронные средства информации, календари, комиксы, предметы искусства, будет также освещено библиотечное дело. На выставке Frankfurter Buchmesse можно встретить издателей, агентов, продавцов, писателе, переводчиков, иллюстраторов, представителей библиотек, институтов и других специалистов. Помимо выставки, в рамках Frankfurter Buchmesse организуются семинары, круглые столы, концерты и другие культурные мероприятия.
По традиции, на выставке одна из стран присутствует в качестве почетного гостя. В 2009 году это был Китай, в 2010 — Аргентина, в 2011 — Исландия, в 2012 году — Новая Зеландия, в 2013 — Бразилия. В 2013 году - Финляндия.
Около 276000 посетителей было зарегистрировано на Франкфуртской книжной ярмарке 2013 года, которые ознакомились с экспозициями около 7300 экспонентов из более 100 стран. Общая площадь экспозиций — 172000 кв. м В 2014 году в ярмарке приняли участие около 7000 экспонентов, 270000 посетителей и 9000 журналистов.
В 2015 году Франкфуртская книжная ярмарка пройдет с новой концепцией организации стендов. Это будет самая масштабная за последние 15 лет реорганизация. Ее главным элементом будет перенесение англоязычных стендов в центр ярмарки и «сближение» всех основных стендов для оптимизации потока посетителей
И еще немного статистики: в России сегодня активно работают 5-6 тысяч издательств более чем в 300 городах. Для сравнения: во всем СССР на февраль 1991 года действовало всего 281 издательство.
Так что опасения, будто с распадом Союза книжное дело России умрет, не оправдались. Это подтверждает и книжная ярмарка во Франкфурте.
На этой ярмарке было много сенсаций в книжном мире. Была представлена самая маленькая книжка с иллюстрациями размером в 1 миллиметр- чеховский «Хамелеон» и самая большая и самая тяжелая в мире книга «Революция и живопись» (весит 34 килограмма).
Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф. М.Достоевский
•Ведущий: В нашем зале организована учащимися школы совместно с родителями выставка редких изданий книг. Со своей коллекцией энциклопедий знакомит одна семья (выбрана семья по результатам опроса).
4 участник-семья рассказывает о необходимости чтения, пролистывания страниц энциклопедий и справочников.
Заполняет страницу "Энциклопедии" словами:

Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книгах В.Я. Брюсов.
Ведущий: Какие книги вы любите читать? Фантастику? Мелодраму? Детектив? Сказки? А кто интересуется поэзией?
•Поэтическая разминка (новое поколение против поколения 70-80г.: предлагается прочитать наизусть любимые лирические строки. Кто больше?)
Ведущий: Свободный час - в библиотеку,
Им книга- воздух для души.
Она влечет могучей властью
Вселенной раскрывает ширь
О ком говорится в стихе? Конечно, о книголюбах.

С любителями книг нас познакомит школьный библиотекарь.
5 участник- библиотекарь подводит итоги конкурса на "Самого активного читателя" и награждает их медалями "Книголюб года") Музыкальная пауза. Высказывание в книгу:

Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы ни прочли хотя бы одной страницы из новой книги. К. Паустовский.
Информация: (подготовленный ученик)
Что ждет библиотеку в будущем? Будет ли она исключительно виртуальной?
Специалисты полагают, что компьютер и Интернет во многом потеснят книгу. Однако, скорее всего, они будут дополнять друг друга. Фактические сведения удобнее и быстрее получать через глобальные компьютерные сети, но вряд ли художественная литература переместится на дисплей.
«Компьютер вряд ли заменит книгу так же, как книга не заменила речь. Никакие технические средства не могут заменить радости общения с книгой», - считает руководитель библиотеки Ватикане Л.Бойл.
(высказывание помещает в «Энциклопедию умных мыслей»)
•Повторное голосование в зале: за и против чтения, сравнение и анализ цифр.
Ведущий: Как книги бывают разные, большие, маленькие, так и читатели. В гости пригласили самого маленького читателя- ученика 1 класса.
•6 участник-первоклассник (мини-интервью с юным читателем проводит подготовленный ученик):
1. Нравится ли тебе учиться в школе?
2. Первая книга твоей жизни.
3. Хочешь ли поближе познакомиться со сказками А.С. Пушкина?
4. Что бы написал в нашу книгу?
Будешь много читать - будешь много знать. Пословица
Ведущий: Когда Президент Америки приехал в Россию и 1сентября побывал в одной из московских школ, то решил обратиться к первокласснику с вопросом:
“Зачем ты идешь в школу?” Тот ответил: «Хочу научиться хорошо читать, чтобы прочитать Пушкина».
Президент рассмеялся: «А американский мальчик ответил бы: «Хочу научиться читать, чтобы прочитать факс». Вот этот Малец, идущий к Пушкину, и есть главная надежда России. Только нельзя позволить ему заблудиться. Значит, не все еще потеряно. Есть надежда!
Книга- это жизнь! Книга играла и будет играть просветительскую, интеллектуальную, эстетическую роль, несмотря на развитие любых технологий. Книгу ничто и никогда не заменит.
Каждый человек - в высоком смысле - живет, лишь пока читает, духовно развивается, сопереживает и сочувствует прочитанному. И так будет всегда. Хочется верить, что Россия и в будущем останется самой читающей страной мира, а вы - самыми активными читателями.
Обобщение учителя: обращает внимание на изданную совместно книгу, комментируя некоторые из цитат, и пополняет «книгу» высказыванием о чтении:
Нет развлечения дешевле чтения и нет удовольствия более длительного. М. Монтегю.
•Торжественная передача школьной библиотеке совместно изданной книги (участники мероприятия оставляют автографы в новой книге)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия. Культурные традиции и обычаи Белгородчины Внеклассное мероприятие 7-8 класс. Виртуальная экскурсия на промышленное предприятие Сценарий игры по станциям для 6 - 7 классов Проектно – исследовательская работа на тему: День Победы, 5 класс
Внеклассное мероприятие по экологии, 5-7 класс. Сценарий
Опубликовано: 636 дней назад (9 марта 2015)
Просмотров: 1727
+2
Голосов: 2
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 9 марта 2015 в 22:48 0
Ознакомилась со всеми вашими работами. Материал насыщенный. Очень трудно читать сплошной текст.
Любовь Сергеевна Резанова # 10 марта 2015 в 05:39 0
Римма Александровна, спасибо за интересное мероприятие! Материал очень актуальный и полезный. Беру себе в закладки. Мой голос!
Валерий Григорьевич Вершинин # 10 марта 2015 в 12:41 0
Римма Александровна! Очень понравилось ваше мероприятие.Примите голос. Но мне не хочется его называть Ток-шоу.Это что-то другое. Идея превосходная. Вы молодец. На будущее , надо, наверное,точнее определиться с целью и задачами С уважением, Валерий Григорьевич.
ВВР # 10 марта 2015 в 18:33 0
Здравствуйте! Очень понравился ваш материал. Просто класс.