Конкурсы для педагогов и детей

Игровые задания для детей 5-6 лет на автоматизацию звуков [Ш]- [Ж] в словах

Плоскостное ориентирование со звуками для старших дошкольников 5-6 лет
Автор: Светлана Сергеевна Утюжникова, учитель-логопед, МАДОУ д/с «Буратино», районный центр Кыра
Совместная деятельность учителя-логопеда с дошкольниками-это не только школа обучения и воспитания, но и занимательное игровое путешествие.
Чтобы преподнести ребёнку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному выговариванию слова, необходимо использовать игровые упражнения. Существует много вариантов, рассмотрим один из них, как плоскостное ориентирование по автоматизации шипящих звуков [Ш]-[Ж] в словах.Данный игровой материал,будет полезен педагогам,родителям для работы с детьми.
Цель игры: автоматизация шипящих звуков в словах;
Задачи:
-развивать слуховое восприятие, внимание, речь, мышление, творческие способности, мелкую моторику рук;
-активизировать словарный запас;
-учить ориентироваться на плоскости, считать по клеткам;
-воспитывать стремление добиваться положительного результата;


Для автоматизации звуков в словах, предлагаю использовать таблицы, состоящие из клеточек и фишку. Фишку следует поставить на букву и передвигать её по инструкции учителя-логопеда. Таблицы созданы в программе PowerPоint, где подобран наглядный материал для автоматизации звуков. В одной клетке напечатана буква, обозначающая автоматизируемый звук. В других клетках-изображения предметов, в названиях которых есть автоматизируемый звук. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то следует предложить ребёнку самостоятельно придумать слово с данным звуком. Необходимо помнить, что буквы мы видим, а звуки произносим и слышим. Рассмотрим игровое пособие по автоматизации звуков [Ш]-[Ж];
Звук Ш. Буква Ш


Слова для справок:бабушка,лягушка,кошелёк,дедушка,кошка,мешок,лошадка;
Слова для справок:матрёшка,мишка,камыш,машина,вишня,мышка,шары;
Особенности артикуляции звука [Ш]
Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Характеристика звука [Ш]
Звук [Ш]
- согласный, глухой, всегда твёрдый. Звук обозначается синим цветом.
Звук Ж. Буква Ж


Слова для справок:мороженое,подснежник,жилет,ёжик,жираф,лыжник,пирожное;
Слова для справок:художник,жук,снежинка,ежевика,дождь,ножницы,рыжик;
Особенности артикуляции звука [Ж]
Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика звука [Ж]
Звук [Ж]
- согласный, звонкий, всегда твёрдый. Звук обозначается синим цветом.
Задания для игры
- «Назови предмет, к которому ты придёшь, если передвинешься от буквы на три клетки вправо»;
- «Назови предмет, к которому ты придёшь, если будешь двигаться от буквы на одну клетку вниз и на одну клетку вправо»;
- «Назови предмет, к которому ты придёшь, если будешь двигаться от буквы на одну клетку вниз, на три клетки вправо и на одну клетку вверх»;
Кроме мотивации найти и назвать предмет, ребёнок учится ориентироваться на листе бумаги.
Таким образом, как показывает практика, использование таких игровых упражнений при автоматизации звуков речи и активизации словарного запаса у детей, способствует развитию речи, формирует навыки плоскостного ориентирования.
Презентация на тему: Игровые задания на автоматизацию звуков [Ш]-[Ж] в словах

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет Игры с прищепками на логопедических занятиях в подготовительной группе Логопедические игры для дошкольников 4-6 лет Составление описательных и повествовательных рассказов по иллюстрациям художника Рачева к сказкам
Учебно-игровые пособия для детей 5-8 лет
Опубликовано: 166 дней назад (20 июня 2016)
Просмотров: 1097
+12
Голосов: 12
Юлия Васильевна Шалева # 20 июня 2016 в 13:33 +2
Здравствуйте. очень хороший, красочный материал. Только в особенностях артикуляции звуков забыли добавить положение зубов "Заборчик" или зубки на зубки.Голосую.
Юлия Николаевна Юрьева # 20 июня 2016 в 13:33 +3
Добрый день, Светлана Сергеевна. С большим интересом просмотрела Вашу работу. Материал, предложенный Вами, превращает монотонную и однообразную работу по автоматизации звуков[ш]и [ж]в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звуков у детей формируются навыки плоскостного ориентирования и развиваются речь и мелкая моторика. Очень хороший материал! Удачи! Примите мой первый голос!
Елена Александровна Шашенко # 21 июня 2016 в 16:27 +2
Добрый день, Светлана Сергеевна !!! С большим интересом просмотрела Вашу работу работа очень красочная ,яркая ,интересная .Спасибо ВАМ ,за приглашение .Желаю ВАМ,творческих успехов ! Голос ВАМ!
Валентина Петровна Чурепкина # 21 июня 2016 в 17:47 +2
Светлана Сергеевна, чтобы вызвать желание ребенка правильно выговаривать звуки и научить его правильно говорить слова, вы используете в обучении занимательные игровые путешествия, замечательный, яркий, игровой дидактический материал; преподносите игровой материал так, чтобы заинтересовать детей. Данные игровые задания на автоматизацию звуков в словах будет полезен педагогам для работы с детьми.
С уважением голосую за вашу работу и желаю УСПЕХОВ в работе. v
Елена Викторовна Багрова # 21 июня 2016 в 21:01 +2
Светлана Сергеевна, здравствуйте!
С интересом ознакомилась с Вашей публикацией Игровые задания на автоматизацию звуков [Ш]- [Ж] в словах.
Играя, дети учатся правильно произносить звуки в словах.
Материал полезный для логопедических занятий и будет востребован коллегами.
Работа оформлена грамотно, яркие таблицы можно использовать в работе.
Спасибо за опыт! С удовольствием голосую! успехов!
с уважением!!!
Дарья Анатольевна Пахомова # 26 июня 2016 в 08:26 +1
Здравствуйте, Светлана Сергеевна!Прекрасная работа, очень нужная и актуальная. Яркие и красочные иллюстрации. С удовольствием воспользуюсь вашей идеей!Спасибо Вам за работу!
Светлана Михайловна Радулова # 29 июня 2016 в 17:56 +1
Здравствуйте, Светлана Сергеевна! Таблицы по автоматизации шипящих звуков в словах многофункциональные и решают сразу несколько задач. Картинки подобраны с автоматизируемым звуком в разной позиции, доступные, красочные. В каждой таблице есть буква, связывающая ее графическое изображение со звуком. Игровое пособие актуальное, востребованное. Примите голос!
Снежана Анатольевна Колесникова # 3 августа 2016 в 17:31 0
Знакомлюсь с очередной Вашей работой. После прочтения сначала скачала презентацию, только потом комментирую. Понравилась задумка с игровыми полями.
Единственное, что я бы на свой взгляд изменила, так это оставила бы на всех полях белый тон. Иначе, мне кажется, у детей возможна путаница. Оба звука [Ш] и [Ж] обозначаем синим цветом. А чуть позже, в школе, дети узнают, что существует 2 слова в русском языке, в которых звук [Ж] произносится мягко: вожжи и дрожжи.
Отличная работа! Примите голос +
Любовь Алесандровна Бурнашева # 4 ноября 2016 в 15:18 +1
Все доступно для работы, игровые поля просто класс! Молодцы!