Конкурсы для педагогов и детей

Развитие словаря у дошкольников в играх

Использование речевых игр с дошкольниками своими руками
Автор: Утюжникова Светлана Сергеевна,учитель-логопед,МАДОУ д/с"Буратино",районный центр Кыра

Слово есть первый признак сознательной,разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира.(К.С.Аксаков)

Успешное речевое развитие зависит от восприятия детьми окружающего мира и от предметной деятельности.Предлагаю речевые упражнения,которые будут полезны педагогам,детям,весь иллюстративный материал рисовали сами,с помощью акварели сделали цветным.В игровой форме дошкольники познакомятся со словообразованием,научатся образовывать новые слова,понимать значение и происхождение сложных слов,выделять родственные слова.Под словообразованием понимается образование от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением.
Цель:развитие словарного запаса у детей;
Задачи:
-научить отличать "родственные" по смысловому значению слова;
-обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов;
-воспитать простейшие навыки словообразования;
Оборудование:предметные картинки своими руками;
Рассмотрим наиболее простые,доступные для детей способы образования новых слов.
Варианты игр с использованием картинок
Игра "Большой-маленький"
Цель:учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных;
Ход игры:
Детям показываются картинки с изображенными на них большими и маленькими предметами и по этим картинкам задаются вопросы,стимулирующие их к самостоятельному образованию слов с нужными уменьшительными суффиксами.Подберите для каждого большого предмета такой же,но маленький.Назовите маленькие предметы ласково.
Например:
Вот это большой дом.А как сказать про маленький?(домик);
Дом-домик

На картинке большой шар.А как сказать про маленький?(шарик);
Шар-шарик

А про маленький гриб?(грибочек);
Гриб-грибочек


Игра"Найди родственников"
Цель игры: развитие у детей представлений о родственных связных слов,овладение навыком подбора родственных слов,уточнение и активизация словарного запаса;
Ход игры:
Разложите картинки.Предложите детям назвать картинки.Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку,которая называется родственным словом.Подберите пары слов по смыслу например:
Чай-чайник
Лист-листья
Хлеб-хлебница
Снег-снеговик
Море-моряк
Рыба-рыбак

Картинка поможет проверить выполнения задания.Для того чтобы установить родство слов,необходимо понимать их,уметь объяснять значения.Попросите детей составить предложения по картинкам.Можно придумать предложения по отдельным картинкам или используя пары родственных слов.

Игра "Словообразование"
Отгадай загадки.Найди и назови картинки-отгадки.
Объясни,из каких слов составлено каждое слово-отгадка.

Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?(самоЛЁТ)


Красивые колёсики
Там их обычно два.
Ещё на нём подножка есть.
Что это,детвора?(самоКАТ)


Руки в боки,как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита,и чайник-
Сам заварит,сам нальет.(самоВАР)


Есть у нас в квартире робот,-
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту,
И гудит,как лайнер:"Туу-у"
С большой охотой пыль глотает,
Но не болеет,не чихает...(пылеСОС)


Игра"Слова-братишки"
Рассмотри и назови картинки.
Где подберезовик?
Где подосиновик? Чем эти слова похожи друг на друга?

Осинки растут в осиннике
И тянутся к небу синему.
Под осинами-подосиновики,
Такие грибы красивые!


Березовые рощи нарядны и светлы,
Березки много света с собою принесли.
Березоньки красивы,растут в березняке,
А березняк тот светлый спускается к реке.


Таким образом,дети в игровой форме познакомились со словообразованием,развивали свой словарный запас,это было интересно,познавательно и увлекательно.

Рекомендуем посмотреть:

Настольные логопедические игры для детского сада своими руками Игра - придумывание для старшей и подготовительной группы Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет Логопедическая игра для развития словаря у детей 5-6 лет

Похожие статьи:

Логопедические игры своими руками для дошкольников

Логопедические игры своими руками

Логопедическая игра для старших дошкольников

Логопедическая игра для детей 5 – 8 лет «Кто быстрее»

Участник №16 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 июля по 31 августа 2014 года
Вьетнамская игра головоломка для дошкольников своими руками | Развивающая мозаика для дошкольников своими руками
Опубликовано: 868 дней назад (18 июля 2014)
Просмотров: 12734
+43
Голосов: 43
Ольга Александровна Нечаенко # 18 июля 2014 в 15:24 +5
Интересные игры, позволяющие обогащать словарный запас детей.Голосую "за". Спасибо.
Татьяна Николаевна Хусаинова # 18 июля 2014 в 20:59 +7
Светлана Вами представлены интересные игры для развития словарного запаса у детей. Такие игры очень помогают логопеду и воспитателям обогащать и активизировать словарный запас детей с нарушениями речи. Ведь у таких детей словарный запас очень беден, много аграмматизмов. Наглядный материал, эстетически и ярко оформленный помогает лучше усвоить материал, закрепить его не только словесно, но и зрительно. Ваши игры выполнены очень аккуратно, рисунки крупные и без лишних деталей. Выделены цели и ход игры, использование стихов и загадок стимулирует детей на речевую активность, развитие памяти, мыслительных операции и активизации внимания. Творческих Вам успехов. Голосую +1.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 19 июля 2014 в 07:17 +6
Светлана, извините, что без разрешения заглянула к вам в блог, очень заинтересовал материал. Представленные вами дидактические игры, это находка для начинающего воспитателя. Благодаря интереснейшим дидактическим играм, вы развиваете познавательные и умственные способности. Результат - получение новых знаний, их обобщение и закрепление, расширение имеющихся у дошкольников представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитие памяти, внимания, наблюдательности. Предложенные вами рисунки для игр очень яркие и только привлекают внимание и вызывают у детей интерес к предстоящей работе. Спасибо за предоставленный материал. Желаю вам дальнейших успехов, в вашей педагогической деятельности!
С уважением, Т.Н.
Елена Александровна Хвостикова # 19 июля 2014 в 14:17 +7
Светлана, большое спасибо за приглашение. Мне очень понравилось Ваше методическое пособие. Для начинающих воспитателей это неоценимый материал в их методическую капилку. Для занятия Вы приготовили яркие красивые карточки с крупным рисунком, выполненные очень аккуратно. Если их "заламинировать" скотчем, то их ждет многолетняя творческая жизнь. Для изготовления таких карточек не обязательно уметь рисовать, можно использовать аппликацию, картинок много, нужно только приложить фантазию и руки. Как это сделали Вы! Предложенные Вами, Светлана, речевые упражнения позволяют детям в игровой форме познакомиться со словообразованием,научиться образовывать новые слова, научат понимать значение и происхождение сложных слов. Такие упражнения, только в усложненной форме, полезно давать детям и младшего школьного возраста. Успехов в конкурсе!+1!
Светлана Сергеевна Утюжникова # 19 июля 2014 в 14:31 +5
Спасибо Всем за содержательные комментарии,весь иллюстративный материал рисовали сами с помощью акварели,сделали цветным.
Наталья Будко # 19 июля 2014 в 14:29 +3
Светлана,очень интересная разработка,для развития речи.Замечательные рисунки-подсказки,которые помогут детям сосредоточиться и ответить правильно.Как говорится лучше раз увидеть....Я с малышами не работаю,но ваша разработка мне понравилась,это находка для воспитателей.Порекомендую коллегам-воспитателям.Удачи вам!+1
Ирина Вячеславовна Некрасова # 19 июля 2014 в 23:04 +4
Очень нужный материал Вами,Светлана Сергеевна, представлен.Он является замечательным подспорьем воспитателю при развитие речи у детей.Такие игры можно проводить и вовремя занятия, и в паузах между режимными моментами. Я с удовольствием беру ваш материал в закладки. Примите мой голос +1. Желаю Вам творческого вдохновения и всего самого наилучшего!
Светлана Николаевна Ефименко # 20 июля 2014 в 05:52 +5
Доброе утро,Светлана Сергеевна. Благодарю Вас за приглашение в свой блог. Внимательно ознакомилась с предложенными Вами речевыми упражнениями, которые позволяют в игровой форме познакомить дошкольников со словообразованием, научить образовывать новые слова,понимать значение и происхождение сложных слов, выделять родственные слова. Работая воспитателем в логопедической группе, я хорошо понимаю особую ценность и актуальность всей Вашей работы. С Вашего позволения беру её в закладки.
Примите мой голос.
Алёшина Марина Леонидовна # 20 июля 2014 в 08:02 +4
Материал интересен для всех, кто заинтересован в умственном развитии ребенка-педагогам,мамам ,бабушкам,папам,дедушкам!!!Дидактический материал понятно объяснен и красочно изображен!!!Спасибо!!!+1
Ольга Михайловна Гневанова # 20 июля 2014 в 08:09 +4
Доброе утро Светлана. Представленный методический материал замечательный. Написано в стихах, что позволяет ребенку лучше запомнить материал, а значит обогатить свой словарный запас в игровой форме. Мы знаем, что ребенок познает окружающий мир через игру. В итоге - познавательное и увлекательное занятие. Спасибо. БЕРУ СЕБЕ В КОПИЛКУ.
Регина Сириновна Сабирзянова # 20 июля 2014 в 12:26 +4
Светлана! Представленные Вами дидактические игры имеют большое значение в формировании речи у дошкольников. Наглядность просто изумительная и не оставит равнодушным ни одного маленького человечка, напротив, вызовет в нем стойкий познавательный интерес к занятиям, которые, благодаря Вашей разработке смогут провести как воспитатели и логопеды, так и родители. +1
Татьяна Геннадьевна Битюгова # 20 июля 2014 в 21:30 +5
Данный материал ценен тем, что сделан собственными руками (картинки получились очень красивыми!) и для того, чтобы он дольше прослужил его обязательно необходимо заламинировать. Начинающие логопеды и воспитатели изготавливали такой материал в огромном количестве, сейчас на помощь педагогам приходит интернет и книжки-малышки.
Татьяна Галютина # 20 июля 2014 в 22:16 +4
Светлана Сергеевна, спасибо за приглашение!Игры имеют огромное значение для развития детей. У детей с самого раннего возраста идет усвоение норм словообразования, но не все дети умеют правильно образовывать слова,а дидактические игры ,предложенные Вами помогут многим педагогам и родителям. +1!
Светлана Владимировна Иванова # 21 июля 2014 в 00:45 +4
Здравствуйте, Светлана! Я никогда не работала с дошкольниками, но считаю Ваше занятие познавательным. Оно, безусловно, способствует развитию умственных способностей малышей, их речи, памяти, наблюдательности. Примите голос.
Светлана Сергеевна Утюжникова # 21 июля 2014 в 06:00 +5
Благодарю коллег за внимание,за интерес к практическому,речевому,наглядному материалу через игровую деятельность с детьми.Желаю Вам везения,творческого вдохновения,пусть улыбается Вам удача,мир будет полон теплоты и воплощаются все ваши мечты.
Светлана Алексеевна Шевченко # 21 июля 2014 в 14:18 +5
Спасибо, Светлана за приглашение на мастер-класс по развитию речи. Материал хороший, полезный, да и наглядность, как я заметила нарисована своими руками, красиво и понятно.Детям нравятся яркие и понятные изображения предметов. Такие занятия способствуют не только речевому развитию, но и умственному,а также развивают логику, воображение и память.
Мой голос Вам +1. Удачи Вам и новых творческих идей!
Анна Николаевна Москаленко # 21 июля 2014 в 14:20 +3
Здравствуйте, Светлана. Наглядный материал хороший, картинки яркие. Занятия в игровой форме усваиваются легче. 1+
Евгения Петровна Шохтина # 21 июля 2014 в 14:24 +4
Очень хороший развивающий словарь в игровой форме.Использование стихов и загадок, стимулирует детей на речевую активность.Спасибо за приглашение. Голос
Елена Николаевна Черепанова # 21 июля 2014 в 15:53 +6
Светлана, спасибо за приглашение и за очень ценный материал. Сама обожаю речевые игры, особенно наглядные. Тем более, сделанные своими руками, такие игры несут тепло и позитив, что помогает детям наиболее эффективно их усвоить. Голос с удовольствием )))
Галина Ивановна Нилова # 21 июля 2014 в 15:58 +5
Речевое развитие важно для детей. И Вы, Светлана Сергеевна, помогаете им познать окружающий мир. В игровой форме дошкольники знакомятся со словообразованием, учатся образовывать новые слова, понимать значение и происхождение сложных слов, выделять родственные слова. Понравился объёмный иллюстративный материал. Удачи Вам в конкурсе. +1
Гюзель Нуримановна Галлямутдинова # 21 июля 2014 в 17:28 +5
Спасибо за отличный наглядный материал, позволяющий легче нашим деткам усвоить образование новых слов, сходных по значению.Обязательно буду дополнять и использовать для развития речи дошкольников.
Ирина Евгеньевна Науменко # 21 июля 2014 в 18:19 +7
Светлана, Ваша разработка по развитию словарного запаса дошкольников в играх подготовлена профессионально. Занятие, проведенное по данному пособию, обязательно достигнет поставленной цели. Детей привлекут яркие, красочные картинки, пробудят интерес и любознательность, позволят активно запоминать материал. Дополнительно будет стимулировать детей на качественное восприятие нового использование интересных стихов и загадок. Очень понравилась Ваша работа. +1!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 21 июля 2014 в 19:31 +8
Светлана спасибо за приглашение.Вы представили интересные игры для развития словарного запаса у детей. В игровой форме дети знакомятся со словообразованием, учатся образовывать новые слова это просто замечательно. Занятия в игровой форме усваиваются легче. Мой голос.
Ирина Юрьевна Ручина # 21 июля 2014 в 21:05 +9
Светлана, большое спасибо за приглашение. Мне очень понравилось Ваше методическое пособие. Материал хороший, полезный, да и наглядность, как я заметила нарисована своими руками, красиво и всё понятно. Детям нравятся яркие и понятные изображения предметов и с удовольствием занимаются. Занятия в игровой форме усваиваются легче. Творческих Вам успехов и удачи. Примите мой голос. +1!!!
Ольга Николаевна Таганова # 21 июля 2014 в 21:20 +7
Светлана! Ваши игры полезны и интересны детям! очень ценно то,что они изготовлены лично вами,
Раиса Ивановна Больба # 21 июля 2014 в 23:34 +8
Светлана Сергеевна! Очень хорошая подборка стихов, игр для развития речи ребенка, расширения словарного запаса. Картинки подобраны замечательно. Мне кажется, у Вас гораздо больше наглядного материала, чем Вы представили. есть надежда, что будет следующая методическая разработка. Удачи Вам!
Сауткина Елена Ивановна # 22 июля 2014 в 05:05 +7
Светлана! Спасибо за прекрасную работу.Полезный и необходимый материал для работы с детьми.Рисунки яркие.добрые,загадки замечатедьные - детям,я думаю,очень понравится это занятие.Мой голос +1 с пожеланием удачи и творческих успехов!
Юлия Владимировна Мещерякова # 22 июля 2014 в 17:50 +6
Светлана Сергеевна,материал хорошо продуман ,подобран согласно дошкольного возраста,является ценной помощью для педагогов.Подобраны хорошие игровые формы для достижения поставленной цели обучению детей,повышению мыслительной деятельности,расширению словарного запаса.Занятия в форме игры для детей просто необходимы.Хорошо,что материал сделан собственными руками.Творческих Вам успехов.Отдаю свой голос+1.
Вера Александровна Орехова # 22 июля 2014 в 21:06 +4
Спасибо за хороший, объемный и познавательный материал. С вашего разрешения возьму себе в копилку. Очень интересные речевые упражнения, которые направлены на развитие речи детей, обогащение словарного запаса.Наглядные картинки подобраны хорошо, сделаны своими руками.Благодаря такой игровой форме, детям легко научиться словообразованию.Спасибо за приглашение, с удовольствием отдаю вам голос. +1 Удачи!
Сидорова Зоя Григорьевна # 23 июля 2014 в 17:33 +4
Светлана! Формировать умение правильно строить предложение, отвечать полным предложением, развитие речи детей - это очень важно для общего развития. Всем хочется красиво и правильно говорить, но этому надо учиться. Да и словарный запас детей оставляет желать лучшего. Все основные умения закладываются с детства. Спасибо Вам за материал, за творчество, инициативу, интересные и познавательные игры. Удачи!
Зоя.
Ольга Викторовна Артемьева # 23 июля 2014 в 23:53 +1
Светлана, очень красочный, аккуратно оформленный дидактический материал. Отличное пособие для развития речи дошкольников, решается множество задач и на лексику и на грамматику. Голосую.
Ольга Леонидовна Максимова # 24 июля 2014 в 15:57 +1
Большую часть информации дети воспринимают наглядно, представленный вами материал обязательно поможет им расширить словарный запас!+1
Светлана Владимировна Бузмакова # 24 июля 2014 в 16:03 +2
Светлана, большое спасибо за приглашение. Вы представили интересный нужный материал. Дидактические игры снабжены наглядным материалом высокого качества, что позволяет детям хорошо и с интересом воспринимать новый материал. Обязательно беру себе в копилку. Голосую.
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 24 июля 2014 в 18:47 +1
Спасибо за грамотно представленный материал хорошего качества. Очень понравилось.
Елена Николаевна Тихонова # 24 июля 2014 в 20:44 +2
Спасибо за разработку, очень понравилась. У меня маленький ребенок, но уже хорошо разговаривает. Я думаю ей понравится. Разнообразные игры, яркие иллюстрации. Особенно понравилась игра "найди родственников". Большой и интересный материал. Будет полезен и воспитателям детских садов и родителям. Важно заниматься с ребенком с раннего возраста.
Евгения Александровна Акентьева # 25 июля 2014 в 14:39 +1
Разнообразная интересная работа!!!! Не удержалась и заглянула к вам, простите, что без приглашения. zst Яркие картинки, простота использования, все что нужно для работы с детьми. Проблемы с речевым развитием у детей очень часто встречаются в моей работе, ваша разработка мне очень пригодится.
Гюзель Нуримановна Галлямутдинова # 25 июля 2014 в 16:35 +1
Спасибо за отличный наглядный материал, позволяющий легче нашим деткам усвоить образование новых слов, сходных по значению.Обязательно буду дополнять и использовать для развития речи дошкольников.
Клара Дильмухамедовна Маркова # 25 июля 2014 в 21:52 +2
Спасибо за приглашение! Добрый вечер,коллега!Замечательный иллюстративный материал по лексико-грамматическому разделу,который поможет в доступной форме вести коррекционную работу с детьми.Наглядность яркая, доступная. Речевой материал к картинкам интересный.Разработка представляет практическую ценность и выполнена с учётом требований . Спасибо,Светлана Сергеевна!
Рита Шотаевна Чобанян # 16 августа 2014 в 10:20 +1
Очень интересная разработка для речевого развития!
Наталья Михайловна Дашкина # 6 октября 2014 в 20:58 +1
Добрый вечер, Светлана Сергеевна! Ознакомилась с Вашим материалом. Очень интересная разработка для развития словарного запаса у детей. Замечательно подобран материал для игр, красочные, яркие картинки, которые помогут деткам лучше запомнить его. ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ Вам! smile
Екатерина # 25 октября 2014 в 17:11 0
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, а для какой это возрастной группы. Может я не внимательно смотрела,но я не нашла.
любовь дернова # 3 ноября 2014 в 11:19 +1
Добрый день,Светлана Сергеевна. Материал игр подходит дошкольникам с 3-4 лет, доступен их пониманию. Я бы посоветовала объединить предметные картинки с родственными слова в сюжетную, это помогло бы активизировать внимание детей.Голос.
Снежана Анатольевна Колесникова # 16 марта 2015 в 20:10 0
Светлана Сергеевна, здравствуйте! Мне очень понравились Ваши пособия. Замечательные красочные картинки!