Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока истории древнего мира

Урок истории древнего мира "Царь Хаммурапи и его законы"
Цели урока:
образовательная: учащиеся знакомятся с законами царя Хаммурапи;
развивающая: учатся анализировать до¬кументы, обобщать, делать выводы;
воспитательная: осознают необходи¬мость существования законов, формирует¬ся чувство ответственности за их наруше¬ние, складывается представление о справед-ливых и несправедливых законах.
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочная часть.
Приветствие, контроль настроения, опрос по теме предыдущего занятия.
Преподаватель: что вы узнали для себя нового на прошлом уроке

Хаммурапи правил с 1792 по 1750 г. до н.э.,
Подсчитайте, сколько лет назад начал править царь Хаммурапи? Сколько лет назад он умер? Сколько лет правил? Отметьте на ленте времени годы начала и конца правления Хаммурапи.
Работа с классом. Чем знаменит Хаммурапи?
Покажите на карте территорию Вавилонского государства.

- объединил все Двуречье под своей властью,
- создал могущественное государство.
- Создал законы,

Что такое закон? (Правила, обязательные для всех

Будем изучать законы царя Хаммурапи, постараемся определить, кого они защищали, как наказывали за преступления.

II. Операционно-исполнительный этап.
Изучение законов царя Хаммурапи. Работа в группах.
Группы получает текст со следую¬щими статьями законов и заполняет табли¬цу «Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи».

Отрасли хозяйства
Примеры из законов Хаммурапи

Земледелие: какие культуры выращивали?

Скотоводство: каких животных разводили?

Ремесло: какие ремесленные профессии были известны?

Вывод: что вы узнали о хозяйстве? Какой труд поощряли законы? _Почему в законах проявлена большая забота о системе орошения?

Вопросы к статьям: Что использовали в Древнем Вавилоне в качестве платы за ра-боту или компенсации за ущерб? (Серебро и зерно.) = роль земледелия

Вопросы к документу: какой обществен¬ный строй существовал в Вавилонии, судя по данным статьям? = схема правления

Вопросы к документу: докажите, что за¬коны царя Хаммурапи защищали де¬тей. Почему законы требовали от поддан¬ных официального заключения брака?

Вопросы к документу: объясните проис¬хождение выражения: «око за око, зуб за зуб»? вы считаете, предлагаемые наказа¬ния за преступления слишком суровые или нет?

После того как работа выполнена, учащиеся отвечают на по¬ставленные вопросы. По ходу ответов на доске оформляется запись:
Законы царя Хаммурапи защищали:
- честный и добросовестный труд;
- частную собственность;
- своих подданных от обращения в раб¬ство;
- семью и права детей.
Законы сурово наказывали за преступ¬ления.

III. Рефлексивно-оценочный этап.
Уча¬щимся предлагается просмотреть заранее подготовленную инсценировку сюжета из жизни в Древнем Вавилоне и ответить на вопросы учителя.
Сценка.
Преподаватель. Предположите, какому наказанию согласно законам царя Хаммурапи подвергнется несчастный бедняк? (Бедняка предадут смерти, так как за кражу достояния бога по законам полагается смерть.)

Проверочное задание: приведите в соот¬ветствие преступления с наказаниями, со¬гласно законам царя Хаммурапи.
Преступ¬ления:
1. Если сын ударит своего отца...
2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей...
3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе...
4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей...
5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то...
Наказания:
А) .. .то должно выбить его глаз.
Б) ...то должно выбить его зуб.
В) ...то ему должно отрубить руку.
Г) ...то должен починить за собственное серебро.
Д) ...то должно отрезать ему ухо.
Ключи: 1В, 2А, ЗБ, 4Д, 5Г.
Подведение итогов урока, выставление оценок.


«7. Если человек купит из руки сына че¬ловека (полноправный житель Вавилонско¬го царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хра-нение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы ни было, то этот человек - вор, его должны убить.

42. Если человек арендует поле для обра¬ботки и не вырастит на нем хлеба, то его должны изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.

53. Если человек поленился крепить пло¬тину своего поля, и вследствие того, что пло-тина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, дол¬жен возместить хлеб, который он погубил.

55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен, и вода затопи¬ла поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.

233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен почи¬нить стену за собственное серебро.

274. Если человек нанимает мастеров, то наемную плату... кирпичного мастера... плату ткача... плату камнереза... плату сто¬ляра... плату кожевника, плату плотника-плату корзинщика... плату строителя... В день он должен давать».

«59. Если человек (полноправный жи¬тель Вавилонского царства) срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины (мина-0,5 кг) серебра.

237. Если человек нанял лодочника и суд¬но и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил суд-но и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он пото¬пил, и все, что он погубил в нем.

245, Если человек наймет быка и причи¬нит ему смерть небрежностью или побоя¬ми, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.

259. Если человек украл плуг с обрабаты¬ваемого поля, то он должен платить хозяи¬ну плуга 5 сиклей (сикль - 8,4 г.) серебра.

260. Если человек украл сошник или же борону, то он должен хозяину заплатить 3 сикля серебра,

261. Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров (гур -252,6л) зерна в год».

«15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба, или рабыню мушкенума (свобод¬ного, но неполноправного подданного), то его должно убить.
19. Если человек держит беглого раба в своем доме, и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.
115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложником, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.
116. Если заложник умрет в доме взявше¬го в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить... и, если взятый в залог - сын человека, должны казнить его (ростовщика) сына.
117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую ка¬балу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупа¬теля или заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу».

«128, Если человек возьмет жену и не за¬ключит письменного договора, то эта жен-щина не жена.
«168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: «Я изгоню мо-его сына», то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.
177. Если вдова, имеющая малолетних де¬тей, вознамерится войти в дом другого, то она не может войти без ведома судей. Когда она входит в дом другого, судьи должны ис¬следовать дело дома ее первого мужа и долж¬ны поручить дом ее первого мужа ее второ¬му мужу и этой женщине, и взять с них до¬кумент. Они должны хранить дом, а также воспитывать малолетних детей.
185. Если человек усыновит малолетне¬го, находившегося в пренебрежении, и вы-растит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.
186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает сво-его отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца».

«1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвине¬ние в убийстве, и не докажет этого, то обли¬чавшего должно убить.
6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.
14. Если человек украл малолетнего ре¬бенка другого человека, то его должно убить.
195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.
196. Если человек выколол глаз сыну че¬ловека, то должны выколоть ему глаз.
200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб,
202. Если человек ударил по щеке чело¬века, высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании во¬ловьей плетью 60 раз.
203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить ему одну мину (0,5 кг) серебра.
205. Если раб человека ударил по щеке сы¬на человека, то ему должны отрезать ухо».,
Сценка.
Кража в храме богини Иштар. Действующие лица: судья, бедняк.
Стражник ведет бедняка, толкает его, тот падает на колени.

Судья (грозно). Это ты похитил одежду богини Иштар?

Бедняк (жалостливо) О, господин! Злые демоны помутили мой рассудок. Бедняку лучше умереть, чем жить. Расскажу обо всем без утайки. Ночью шел я мимо храма богини Иштар и вспоминал. Когда в моем доме был хлеб, то не было соли; когда была соль, то не было хлеба. Всю жизнь меня терзал голод. «О, смилуйся надо мной, добрая богиня Иштар», - взмолился я и вошел в храм. Мне по¬чудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак. Я подошел ближе и стал снимать со статуи дорогое покрывало. А в голове мелькнула мысль: у богини мно¬жество одежд, а я наг и умираю от голода!

Судья. Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, указует: если кто - либо украдет имущество храма и царя, то...

Рекомендуем посмотреть:

Цели применения ИКТ на уроках истории Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни". Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I Урок – игра по истории средних веков «Звездный час»

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

КВН по истории Казахстана

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Сценарий торжественной линейки, посвященной 15 – летию Книги - Мемориалу воинов – оренбуржцев, погибших при защите Родины в годы ВОВ | Экспертное заключение аттестации педагогических работников
Опубликовано: 3583 дня назад (7 июня 2014)
Просмотров: 5762
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Светлана Сергеевна Чумакова # 1 декабря 2015 в 14:24 0
Интереснейший урок! Огромное спасибо педагогу за идею и ценный материал.
Очень хочется провести такой урок!