Конкурсы для педагогов и детей

Этнокультурный праздник. Сценарий, посвящённый году семьи

Этнокультурный праздник «Мой род – моя крепость»
Добрый день! Мы рады вас приветствовать на нашем этнокультурном празднике, посвященном году семьи.
В народе говорят: счастлив тот, кто счастлив в доме. Есть такая притча. Поселил Бог женщину и мужчину в поле. Научил их строить шалаш. Дал мужчине лопату, а женщине горсть зерна: «Живите и продолжайте род человеческий. Приду через год, посмотрю, как тут у вас. На следующий год приходит Бог рано утром на восходе солнца. Видит: сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними колыбель, а в ней ребенок, мужчина и женщина смотрят то на небо алое, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда их глаза встречались, Бог видел в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля, прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог. Красота эта до того потрясла Бога, что он сказал: «Как же так? Я слепил человека из глины и вдохнул в него жизнь, но не смог создать такой красоты. Откуда же она взялась и что такое эта красота? Это любовь! Именно она соединила ваши судьбы в одну. Это любовь! Это она дала жизнь вашим детям. И именно благодаря любви у вас создалась здоровая, крепкая, дружная семья. Вот это и есть счастье!»
На Руси это издавна чтимо Что в нашей, наверное, крови Чтобы женщина шла за мужчиной В испытаниях, в скитаньях, в любви. Чтоб, его признавая начало, Все тревоги в себе затая, Все же исподволь вспоминалась Мы не просто вдвоем - мы семья!
Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда. Наши предки считали имя важной частью личности каждого человека. Оно имело таинственный смысл и во многом определяло дальнейшую жизнь каждого ребенка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки... Ребята подготовили значение слов.
Имена, имена, имена В нашей речи звучат не случайно. Как загадочная эта страна, Так и имя - загадка и тайна.
Песня «Здесь озерная синь ...»
Живет наш край холмистый и красивый,
Блистает синью рек своих, озер,
Я думаю, что средь земель России
Не всякий край вот так ласкает взор.
Сегодня здесь живут чуваш и русский,
Мордвин, башкирин, немец и казах.
Хохол, поляк и турок с белорусом,
Татарин, армянин, коряк.
Не перечесть все нации в двух строчках.
Мы - россияне! В этом слове - все,
Красногвардейскою землей гордимся очень,
Ей не дадим уйти в небытие.
Мы сеем хлеб, мы строим, нефть качаем.
Растим мы скот. Мы на земле живем...
Красногвардейский край в стихах мы воспеваем,
Ему свою мы душу отдаем!
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Всякое дерево имеет свои корни, которые питают дерево, связывают его с землей.
А корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет тому назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. «Народ, не имеющий глубоких корней - бедный народ» Сегодня у нас в гостях представители разных национальностей, которые живут не только в Красногвардейском районе, но и в нашем селе.
Краткая историческая справка об истории заселения района и визитная
карточка семей. (Алина, Женя, Андрей, Таня)
Татары - Абдрашитовы
Башкиры - Ялмурзины
Русские - Чебруковы
Украинцы - Слоквенко
Национальность не гордость. Национальность - это долг сохранить в себе и передать своим детям язык и культуру своих дедов и прадедов.
Я рожден в предгориях Урала.
И в лугах притоков Салмыша
Краски многоцветия вбирала
Вольная славянская душа.
Вольные и полные отваги.
Здесь неслись, копытами стуча.
Пьяные и шумные ватаги
В пору Емельяна Пугача.
Край России посмешал немало
Этносов, обычаев, кровей.
Синь Руси спокойно задремала
Под татарским сумраком бровей.
А порой в ордынском косоглазии
Скажутся рязанские черты.
И между Европою и Азией
Нет уже границы и черты.
Тут потомок ссыльнопоселенцев
С киевской фамилией Недуй
С визгом азиатские коленца
Весело отхватит в сабантуй.
Я и сам, на титулы неброский,
Напишу без кучерявых слов.
Что мужик по матери тамбовский,
По отцу из харьковских хохлов.
И ковыльный воздух оренбургский
Я воспринимаю как судьбу.
Ну, а то, что я по духу русский,
У меня написано на лбу.
Традиционно сохраняемые мир и согласие в многонациональном Оренбуржье - наше общее богатство и достояние. Мы живем во взаимопроникновении и взаимовлиянии различных культур. Только возрождение национальных культур со знанием их истории, традиций и самобытности, а также сохранение родных языков могут стать прочным фундаментом единения людей всех национальностей.
Полноценной личностью является человек, умеющий создавать духовные и материальные ценности. Именно в семье ребенок расширяет свое сознание и стремится к гармонии внутренней и внешней.
Каждый наш современник должен уметь различать добро и зло, жить в мире с соседом независимо от его веры и национальности. Он должен нести ответственность за все происходящее вокруг, потому что от его поступков напрямую зависит благоденствие не только соседей, но и всего общества и даже жизнь будущих поколений.
Отношение наших предков к еде заслуживает особого разговора. Различна национальная кухня народностей, но главным мерилом всех является хлеб. Преломление хлеба за трапезой было сродни церковному причастию. Вкусившие одного хлеба, каши, земных плодов или дичи люди в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками.
Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на помощь хозяина, но и сам уже не смел причинять ему зла.
Хлеб-соль, которыми по русскому обычаю встречают гостей — не что иное, как мирный договор между сторонами.
К вам обращаюсь, сыновья. Свои или чужие:
Отчизна. Хлеб. Любовь. Семья - Понятия святые!
Вносят хлеб-соль, угощают гостей.
Знакомство с народной культурой начинается еще тогда, когда ребенок был в колыбели. Над ним тихо пела мама свои наставления. Засыпая под пение колыбельной, младенец учился своему родному музыкальному языку.
Спи, пока забот не знаешь, баюшки-баю!
Подрастет твоя душа Все узнаешь не спеша, баюшки-баю!
В людях солнышком светись, уму-разуму учись, баюшки-баю! Почитай отца и мать, ближних бойся осуждать, баюшки-баю!
Поет колыбельную Луиза.
Слово «культура» происходит от слова «культ», вмещающего в себя веру, обычаи и традиции предков
Устное слово, древние рассказы, переходящие от поколения к поколению из уста в уста, были началом, из которого через тысячелетия выросли мифы, сказки и былины, а затем и истории, наука и литература.
Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость, народное знание»; это устное народное творчество, это все то, что создано нашими предками на протяжении многих веков; сказки, были¬ны, народные сказания (мифы), песни, загадки, пословицы и многое другое.
Не нужен клад - когда в семье лад.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
Без имени ребенок - чертенок.
Чем богаты, тем и рады.
Один в поле не воин.
Хлеб - батюшка, а вода - матушка.
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
По одежке встречают - по уму провожают.
Эта поговорка пришла к нам из глубокой старины. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его положение и обществе. Многие ученые считают, что в те времена «гардероб» любителей покрасоваться тоже был весьма богат и разнообразен. Славились в старину наши мастерицы вышивкой и узором.
Большой интерес для ученых-этнографов представляет старинная одежда, национальные костюмы. Узоры на вышитой одежде таят в себе немало тайн. Это не просто украшение, а волшебные обереги, защищающие человека от болезней, бед и всякой нечисти. У всех народов есть свое орнаментальное искусство, но есть и общие символы: вода, солнце, цветы, священные животные.
Да, умел гулять народ...Было, было дело.
Так плясал и песни пел. Что земля гудела.
Времена давно не те, праздники другие.
Но обычай старины помним, любим, чтим мы ...
Концертная программа
Средь полей ходить - землю познавать
Средь людей ходить - народ узнавать

Я спросил у русской песни,
Чем ей дорог этот воин.
Этот юноша башкирский
Из далекой старины.
И ответила мне песня:
Значит он того достоин.
Все народы перед песней
Одинаково равны!


Делами предков, стариною.
Туманной славы сединою,
Заслугами былых времен
Гордимся я и ты, и он.

Стихотворение Настя читает.
Около двух веков назад возник в Оренбурге пуховязальный промысел. Путем длительного отбора и селекции, была в этих местах выведена особая порода коз. Назвали ее «оренбургской». Со временем животные распространились по соседним районам, а слава об их пухе разлетелась по свету.
Вывозили оренбургских коз за границу. Только там, через несколько лет пух у них исчезал, и они становились грубошерстными. Оказывается, для того, чтобы под козьей «шубой» образовывался мягкий и густой подшерсток, нужны жестокие морозы, ветры и снегопады. Именно такая погода держится зимой в предгорных степях Южного Урала.
В 1867 голу паутинки - так называют шкурные платки - впервые были представлены на всемирной выставке в Париже. С тех нор они регулярно экспонируются за рубежом и получают высокие оценки.
Плотной, без узорной вязки или ажурной, с множеством разных рисун¬ков, оренбургские платки славятся повсюду и не зря. Они и нарядные, и изящные, и теплые, и легкие. Каждый платок изумителен, неповторим. Вяжут их вручную, без трафарета. А ажурный орнамент - это фантазия и мастерство вязальщицы.
Из поколения в поколение передаются секреты этого мастерства. Оренбургский платок можно с уверенностью назвать платком мира, так как его можно увидеть на плечах любой женщины, независимо от национальности.
Песня «Оренбургский пуховой платок»
Человек может сам моделировать свою жизнь, строить дом, растить детей, но от своих предков, своих корней, своей истории ему не уйти. Каждый человек должен гордиться свом родом, какой бы ни была его история. Ведь он когда-нибудь сам станет этой историей, и, наверное, ему захочется, чтобы им гордились. Ведь не случайно говорят: «Мой дом - моя крепость»
Вот и подвезен итог кашей сегодняшней встречи. Как бы не было трудно, каким неустроенным и беспокойным не был бы окружающий нас мир, только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод. Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, только забота близких делает нас богаче, чище, добрее.
Семья — это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Так будем добрее и внимательнее к своим близким.

Рекомендуем посмотреть:

Влияние литературного творчества на духовное развитие личности Образно - эмоциональная основа в обучении истории Дополнительная образовательная программа для работы в пришкольном лагере Сценарий торжественной линейки, посвященной 15 – летию Книги - Мемориалу воинов – оренбуржцев, поги
Роль ИКТ в образовательном процессе | Дополнительная образовательная программа для работы в пришкольном лагере
Опубликовано: 913 дня назад (7 июня 2014)
Просмотров: 1380
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!