Конкурсы для педагогов и детей

Планирование тренировочного процесса в спортивном плавании

Автор: Писарев Валентин Николаевич
Назначение работы: эта работа может быть полезна для тренеров по спорту, спортивных психологов, родителей и студентов спортивных ВУЗов.
Введение. Быть тренером - это нечто больше, чем элементарно готовить отдельных спортсменов или обучать изолированным навыкам. Тренерское искусство предполагает умение соединять отдельные навыки в целостную деятельность и объединять отдельных пловцов в эффективную группу не только на единственной тренировке, в недельном курсе, но часто и в течение всего года. Успешность выступления в сезоне зависит от профессиональной компетентности тренера, уровня развития физических качеств пловца и в некоторой степени от условий работы, инвентаря и оборудования. Другим важнейшим фактором процесса, который часто может склонить чашу весов от поражения к успеху и наоборот, является взаимодействие и взаимовлияние тренера и пловцов, а также пловцов между собой. Известно, что соревнования одерживают победу не в сам день представления. Победы готовятся в течение многих часов дней и месяцев напряженного и интенсивного труда. Следовательно, именно качество этих тренировок играет важнейшую роль в успешности выступления пловца.
Содержание. Существует несколько центральных ориентиров, которые проходят через тренировочный процесс и по-разному влияют на окружающий психологический и социальный климат. На базе эффективно проводимого тренировочного процесса лежат основательные принципы обучения. Они основаны на знаниях об обучении движениям, переносе двигательного навыка с суши на воду, с последующим сохранением и т.д. Тренер должен планировать тренировочный процесс еще до того, как он встретиться со своими учениками. В этом планировании должны быть отражены индивидуальные особенности и потребности различных пловцов, сезон, в течение которого предполагается тренироваться , а также характер предстоящих соревнований. Составление точного и продуманного плана является важнейшей частью работы тренера, хотя следует предусмотреть возможность внесения соответствующих коррективов при неожиданных изменениях ситуации. При разработке тренировочных планов необходимо учитывать определенные требования, которые включают следующие положения:
1. В тренировочном процессе нужно предусмотреть не только физическую, но и психологическую разминку для подготовки к более тяжелой работе. Пловец может разминаться самостоятельно, общаясь с товарищами в группе и привыкать к социальным и физическим условиям, в которых ему предстоит работать.
2. В ежедневных тренировках должно присутствовать новшество. Плохо когда в тренировочном процессе присутствует утомительное однообразие.
3. До начала предполагаемой тренировки тренер должен информировать своих учеников об ее интенсивности и длительности. Когда спортсменов дезинформируют или вообще ничего не говорят о предстоящей работе, то в самом начале тренировки их усилия и старания будут скорее всего минимальными.
4. Время, отводимое на целостные действия и отдельные упражнения на тренировках должно быть сбалансировано.
Основные принципы проведения тренировок. Целый ряд важных принципов, вытекающих из психологических и социальных исследований, применим непосредственно к тренировочному процессу. Тренера интересуют три главные вещи: интенсивность, с которой работают пловцы, качество их деятельности и общая продолжительность всей тренировки.
С психологической точки зрения перед напряженной работой целесообразно проведение разминки. Ведь влияние разминки на последующую деятельность свидетельствует о разноречивости. Трудно определить , есть ли какая-либо реальная физическая необходимость разминки перед спортивной деятельностью. Однако специальная разминка может вызвать положительные психологические эффекты. Спортсмены, которые верят в необходимость разминки, действительно приносит большую пользу.
Тренировка должна быть хорошо организована и проходить в деловой и рабочей обстановке. Каждый пловец в группе должен чувствовать, что тренер знает, о чем говорит, и может сосредоточиться на самом важном в данный момент, а не искать и придумывать, что делать дальше или как это делать.
Тренер должен обращать внимание на общий темп и ритм тренировки. Период разминки обеспечивает психологическую акклиматизацию к тренировке. После этого в большинстве тренировок происходит нарастание интенсивности, а затем период «остывания», за которым могут следовать упражнения для развития определенных качеств.
Во время тренировок следует разумно и своевременно применять всевозможные виды поощрений и наказаний. Тренер должен учитывать, что его воспитанники постоянно «читают» его мимику, жесты и просто позы во время тренировочного процесса. Тренер может не достичь положительного или отрицательного эффекта похвалы или неодобрения, если будет пользоваться ими слишком часто.
Совершенствование и рост достижений спортсмена будут зависеть от того, насколько часто во время тренировки на него обращают внимание и насколько часто он получает информацию о своих ошибках и успехах. Во время тренировки тренер должен быть очень внимателен, исправлять ошибки своих учеников по мере их проявления и не допускать их закрепления. Спортсмены не нуждаются в постоянных указаниях или похвале непосредственно во время работы, и им это не помогает. Им нужен прежде всего профессиональный, умный и конструктивный совет в критический момент тренировки, особенно в начале сезона, когда еще только формируются и начинают совершенствоваться важные умения и навыки.
Завершение реальной тренировки не должно означать прекращение умственной работы. Спортсменов на всех уровнях их квалификации следует обучать как думающих, сознательных людей, а не как роботов. Если есть возможность, желательно практиковать совместные выводы и разбор отдельных ошибок.
Планирование последующих тренировок должно начинаться сразу после завершения предыдущей тренировки. Оценка достигнутого и того, что еще предстоит сделать, а также выявление индивидуальных различий в результате проделанной на конкретной тренировке работы поможет сделать последующие тренировки еще более эффективными.
Выводы: Эффективные тренировки должны быть грамотно спланированы и интересны, а их цели и задачи и содержание материала известны спортсменам. Хорошими упражнениями являются такие, в которых учитываются все параметры соревновательных двигательных навыков, совершенствуемых в ходе тренировок. Тренировки, интересные для пловцов и, следовательно, более продуктивные, включают элементы новизны, оптимальное соотношение упражнений. Поведение тренера на тренировках должно быть деловым. Он должен обеспечивать необходимую поддержку пловцам и давать им своевременную информацию. Эффективное обучение на тренировках предполагает учет индивидуальных различий в освоении материала и двигательных возможностей спортсменов.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 5 классе Сценарий спортивного развлечения «Весёлые старты» в средней группе Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка
Соревнования по плаванию(положение) | Соревнования по комплексу ГТО. Положение
Опубликовано: 370 дней назад (29 ноября 2015)
Просмотров: 505
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!