Конспект урока по ИЗО на тему: "Народные промыслы: золотая хохлома" для 3 класса
Тема урока: «Народные промыслы: золотая хохлома»
Автор: Бельды Валентина Александровна, учитель ИЗО и технологии, МБОУ СОШ №85 г. Хабаровск Цель: познакомить с одним из самых знаменитых русских народных художественных промыслов – Хохломской росписью. Задачи:
Образовательные:
* познакомить учащихся с новым понятием: хохломская роспись;
* рассказать об истории возникновения хохломской росписи;
* изучить этапы данной росписи;
Развивающие:
* творческую фантазию;
* развивать мелкую моторику рук, живописные навыки и умения.
Воспитывающие:
* воспитывать интерес и любовь к народному искусству. Тип урока: урок изучения нового материала, урок формирования умений и навыков. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор. Оборудование для ученика:
бумага, простой карандаш ТМ, ластик, гуашь/акварель, кисти круглые художественные №2,3 (белка, пони, коленок), палитры, стаканчики для воды, трафареты посуды, листок с кроссвордом. Наглядно-демонстрационный материал:
• презентация на данную тему;
• педагогический рисунок «Золотая хохлома»;
• посуда с хохломской росписью. Музыкальный ряд: русская народная музыка План урока:
1. Организационный момент (1-2 мин.)
2. Актуализация опорных знаний (2-3 мин.)
3. Изложение нового материала (5-6 мин.)
4. Практическая работа (23- 25 мин.)
5. Физминутка (1 мин.)
6. Закрепление знаний. Подведение итогов (5 мин.) 7. Домашнее задание (0,5 мин.) Ход урока 1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку, проверка посещаемости. Перед уроком учитель раздаёт по 2 трафарета на парту. 2. Актуализация опорных знаний
Учитель записывает тему урока «Народные промыслы: золотая хохлома», демонстрирует изделия из Хохломы и просит ответить на вопросы (слайд 1).
– Посмотрите на хохломские изделия и определите, из какого материала они сделаны?
Ответ учеников: Из дерева.
– Теперь обратите внимание на тему урока. Как характеризуется хохлома? (слайд 2)
Ответ учеников: Как золотая хохлома
– Послушайте стихи о хохломе.
«Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя хохлома!»
– Автор стихотворения тоже называет хохлому золотой. 3. Изложение нового материала
Формулирование проблемы
– Так на какой вопрос мы должны сегодня ответить?
Ответ учеников: Почему хохлому называют золотой? (Возможен другой вариант проблемного вопроса).
Выдвижение гипотез
– Как вы думаете, почему?
Отвечают (учитель записывает на доске ключевыми словами версии детей).
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
– Рассмотрите хохломские изделия (слайд 5-6).
– Какие элементы узоров используются в росписи?
Ответ учеников: Листья, ягоды, цветы, завитки
– Какие цвета используют мастера Хохломы?
Ответ учеников: Золотой, красный, чёрный, зелёный.
Учитель читает текст с слайда 7, дети тоже читают про себя и следят за текстом.
После чтения:
– Чем знаменита хохлома? (слайд 8)
Ответ учеников: Ею пользовались в царских палатах; она была популярна за границей; для росписи использовался старинный способ золочения.
Учитель предлагает рассмотреть схему росписи изделия на слайде 9 и описать этапы росписи.
Выполняют (слайд 10):
1. Рисунок узора на поверхности.
2. Тонирование поверхности золотистым цветом.
3. Нанесение основного фона (красного или чёрного).
4. Роспись элементов орнамента.
Выражение решения проблемы
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него (слайд 11).
Отвечают. 4. Практическая работа
Применение знаний (продуктивные задания)
А теперь представим себя народными умельцами - художниками, а наш кабинет станет мастерской по росписи посуды.
Сегодня мы будем расписывать изделия.
У вас на столах имеются трафареты.
Наша задача: Расписать изделия, используя мотивы хохломской росписи.
Показываю слайд 12-13.
– Раскрасить орнаменты
Включаю музыку. 5. Физминутка
Приступим к упражнениям.
В основу положены оздоровительные системы Японии, Кореи, Китая.
1. Хлопки (Стремиться к плотному соприкосновению кистей).
2. Похлопывания всех участков тела (Начинаем с плеч до стопы с двух сторон).
3. Готовим руки к массажу.
а) «Умывание рук».
б) Интенсивное растирание.
в) Массаж пальцев (От основания ладошки к ногтю по внешней стороне).
г) Интенсивные встряхивания. 6. Закрепление знаний. Итог урока. Рефлексия
Показываем выставку работ гостям и зрителям. Посмотрите, какие великолепные изделия получились у вас. Вы действительно настоящие мастера.
Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать технологию оценивания по следующему алгоритму (слайд 14):
– Что тебе нужно было сделать?
– Ты выполнил работу?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью?
– Что бы ты хотел изменить в своей работе?
– Как бы ты оценил свою работу? 7. Домашнее задание
Принести на следующий урок альбом, краски (акварель/гуашь), кисточки, непроливайка, палитра, простой карандаш и ластик.
На столе у вас лежат листочки, который вы должны заполнить дома. Когда разгадаете кроссворд, вклейте этот листочек в альбом. И это вам останется на память о нашем уроке. Литература:
1. Ростовцева Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на уроках рисования. М., 2006
2. Чухман Е.К. Роль искусства в развитии способности школьника. М.: Педагогика, 2003.
3. Костерин Н.П. «Учебное рисование». М. Просвещение 2006.
4. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей. М.: Просвещений, 1997.
5. Орлова Л.В. «Хохломская роспись» Рабочая тетрадь по основам народного искусства М."Мозаика-Синтез" 2005.
Презентация на тему: Народные промыслы: золотая хохлома
Здравствуйте, Валентина Александровна! Хочу поблагодарить Вас за урок! Занятие было очень красочным. Мне помогло это понять Ваше оформление урока. Выставка посуды с хохломской росписью, презентация и, конечно, музыка.Ваше краткое объяснение содержит исчерпывающую информацию по росписи. Чувствуется подготовка ребят к работе. Не только об этой росписи знают ваши дети. Спасибо за урок!
Спасибо автору за мероприятие. Этапы Вами продуманы и понятны как взрослым так и детям. Разные виды деятельности развивают ребят.Продумано музыкальное содержание и физминутка