Конкурсы для педагогов и детей

Фонетический разбор слова

Памятка для фонетического разбора слова

Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
А, О, У, Ы, Э - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч'], [щ'] – всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч'ащ'а], часы [ч'асы].
Я, Ё, Ю, И, Е - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м'ата], тёрка [т'орка], мюсли [м'усл'и], мел [м'эл], лес [л'эс], жир [жыр], ширь [шыр'], цифра [цыфра].

• Буквы Я, Ё, Ю, Е - йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я – [а], ё– [о], ю – [у], е – [э] :
Мяч[м'ач], тёрн [т'орн], тюль [т'ул'], пена [п'эна].
Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й'] и соответствующий гласный, если они стоят
в начале слова: яма [й'aма ], ёлка [й'олка], юла [й'у ла ], ель [й'э л'];
после гласных: маяк [май'ак], поёт [пай'от], поют [пай'ут], поел [пай'эл];
после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д'ир'эв'й'а ], объём [абй'ом], вьюга [вй'уга], съезд [сй'эст].

• В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
• Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч'й'и], лисьи [лис'й'и]
• [й'] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”
Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
Согласные звуки.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
• Звонкие
образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
Б, В, Г, Д, Ж, З – звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б'], [в'], [г'], [д'], [з'], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные: Мы же не забывали друга.
• Глухие
произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
П, Ф, К, Т, Ш, С – глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п'], [ф'], [к'], [т'], [с'] имеют парные звонкие;
X, Ц, Ч, Щ – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
«Степка, хочешь щец?» – «Фи!»
Фока, хочешь поесть щец?

Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
• Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
• Мягкие: [б'], [в'], [г'], [д'], [з'], [й'], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф'], [х'], [ч'], [щ']. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком ['].
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] – моль [мол'], угол [угол] – уголь [угол'], нос [нос] – нёс [н'ос].

Порядок звуко-буквенного разбора слова
1) Сколько в слове слогов?
2) На какой слог падает ударение?
3) Гласные звуки:ударные и безударные. Какими звуками обозначены?
4) Согласные звуки: звонкие и глухие парные - непарные,твердые и мягкие парные-непарные.Какими звуками обозначены?
5)Сколько всего букв и звуков в слове?

Фонетический разбор
ОБРАЗЕЦ:
Семья– 2 слога
с - [с'] – согл., глух., парн., мяг., парн.
е - [и] – гл., безуд.
м - [м'] – согл., звон., непарн., мяг., парн.
ь –
я - [й'] – согл., звон., непарн., мяг., непарн.
[а] – гл., уд.
__________________________
5 б., 5 зв.

Ведёшь – 2 слога
в - [в'] – согл., звон., парн., мяг., парн.
е - [и] – гл., безуд.
д - [д'] – согл., звон., парн., мяг., парн.
ё – [о] – глас., уд.
ш - [ш] – согл., глух., парн., твёр., непарн.
ь –
__________________________
6 б., 5 зв.

Яков – 2 слога
я - [й'] – согл., звон., непарн., мяг., непарн.
[а] – гл., уд.
к - [к] – согл., глух., парн., твёр., парн.
о – [а] – гл., безуд.
в - [ф] – согл., глух., парн., твёр., парн.
__________________________________
4 б., 5 зв.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого урока по русскому языку в начальной школе. Употребление синонимов и антонимов в р Занимательный материал на уроках русского языка в начальной школе
Опубликовано: 296 дней назад (16 февраля 2016)
Просмотров: 3232
+5
Голосов: 5
Инна Олеговна Цымбаленко # 16 февраля 2016 в 18:02 +1
Все так просто и отлично расписано.Замечательная памятка!
Елена Владимировна Иванова # 16 февраля 2016 в 22:57 +1
Такая памятка будет полезна ученикам и особенно их родителям, помогающим с домашними заданиями. Все четко прописано и логически выстроено. Для себя открыла интересный способ определения количества слогов в слове по ударам подбородка по ладошке. Обязательно использую на практике. Примите голос №4.
Ирина Владиславна Боровая # 17 февраля 2016 в 10:53 +1
Хорошо, что Вы опубликовали свою памятку для фонетического разбора. Это такой хороший помощник в работе. Когда у меня будет свой блог, я поделюсь с Вами своей памяткой. Спасибо за материал!
Елена Борисовна Жданова # 19 февраля 2016 в 16:38 +1
Спасибо за качественную подборку материала по теме. Я много лет преподавала русский язык и знаю все проблемы этого вида разбора у школьников. Действительно, чем качественнее поработает учитель начальных классов,тем меньше потом нужно исправлять в среднем звене. Удачи вам!
Мария Александровна Лангер # 19 февраля 2016 в 19:46 +1
Памятки - это очень удобно, мы с детьми с удовольствием пополняем наши копилки новыми правилами. Недавно озадачилась памяткой по ФР, а благодаря Вам, у меня теперь будет свободное время для другой работы. Буду рада, если и мои наработки будут Вам полезны
Любовь Владимировна Лычангина # 21 февраля 2016 в 14:02 +1
Валентина Александровна, поздравляю с первой публикацией!
Хорошую памятку Вы предоставили. У меня для Вас есть рекомендации по оформлению разработок на будущее - работа всегда начинается с описания, далее следуют слова "автор", "цель", "задачи" и так далее. Требования у сайта к оформлению работ строгие. По опыту знаю. angel Я желаю Вам дальнейших успехов и вдохновения!
Голосую за Вас с удовольствием!