Конкурсы для педагогов и детей

Сценарий внеклассного занятия для учащихся 5 класса «Сказки и легенды мордовского народа»

Внеклассное мероприятие для школьников 4-5 класса «Сказки и легенды мордовского народа»
Автор: Митрофанова Валентина Дмитриевна, учитель биологии, химии
Место работы: МАОУ СШ№19 города Димитровграда Ульяновской области
Описание работы: предлагаю вашему вниманию сценарий занятия кружка для учащихся 5 классов (я руководитель кружка « Культура, быт и традиции мордовского народа»). Материал направлен на расширение знаний учащихся о сказках и легендах мордовского народа, о вечных ценностях людей любой национальности.
Цель:
показать, что при всех национальных различиях: идеалы, жизненные ценности у разных народов очень сходны, что запечатлено в их творчестве.
Таким образом, необходимо подвести детей к пониманию, что есть вечные и
незыблемые человеческие ценности, и именно они должны быть определяющим в отношениях между людьми.
Задачи:
продолжить знакомить учащихся с устным мордовским творчеством: сказками и легендами, научить отбирать материал, делать выводы, воспитывать интерес к мордовской народной культуре, прививать интерес к мордовскому языку, продолжить учить слова на мордовском языке.
Методы и приёмы:
активные; дидактические игры; работа в парах; применение приобретенных знаний; закрепления; методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
Оборудование:
компьютер с видеопроектором, карточки - задания.
Ход занятия:
I. Мотивация образовательной деятельности (организационный момент)
1. Организация класса и постановка познавательных задач;

Шумбрачи! Здравствуйте!
На доске рисунки ребят со сказочными персонажами.
Какие сказочные персонажи изображены на рисунках?
Какая тема нашего занятия?
Сказки и легенды мордовского народа.
II. Основная часть
Давайте выполним небольшие задания в парах.
Задание 1
Назовите того, о ком идет речь в тексте? Вставьте это слово в текст на месте пропусков. Дайте полный аргументированный ответ.
… по представлениям наших предков это дух, хранитель дома. Существо таинственное, способное быть добрым и не очень. В толковом словаре В. Даль называет и другие его имена: дедушка, постень, лизун, доможил, хозяин, жировик... суседко, батанушка, дух хранитель и обидчик дома.
Русская печь считается излюбленным местом пребывания …
Часто бросали мусор за печку, чтобы "не перевелся … ".
Он также мог обитать в углу, у порога, на чердаке, в подполе, чулане или за стеной. А вот в баню или ванную комнату вообще никогда не заходит, так как там хозяйничали совсем другие существа. Он сам выбирает себе место в квартире или доме, а, выбрав, никогда в жизни его не покинет.
Задание 2
Опишите, каким вы представляете себе хозяина дома – Домового по плану. План.
1. Внешность:
а) лицо;
б) волосы;
в) глаза;
г) рост.
2. Одежда.
3. Повадки.
Посмотрите на слайды презентации вот как художники изображают домового.
Задание 3
А теперь посмотрим сказку о Кудате – домовом. Дети смотрят сказку.
В каждом доме было свое божество. Наряду с добром Кудатя мог совершить зло. При переезде в новый дом домового обычно звали домой, в противном случае оно могло прийти и навлечь на семью неприятности.
После просмотра сказки, беседа с учащимися.
Что вы узнали о Кудате? Что он есть в каждом доме. Кудатя любит печку и что к нему можно обратиться за помощью, если что-то потерялось в доме, но вначале ему надо подарить красивую ленточку, которой завязывают ножку стола.
Как нужно обратиться к Кудате, чтобы потерянная вещь нашлась?
Кто- нибудь из вас обращался к домовому и с какими словами?
Домовой, домовой поиграл и отдай.

Задание 4
А теперь смотрим следующую сказку о Кельме Ате – Дед Морозе. Дети смотрят сказку.
Это божество может быть и жестоким, и добрым. Живет в ледяном доме, любимое место – за трубой. В сказочных сюжетах за содеянное зло Кельме Атя старается отплатить добром.
Чтобы расположить божество к себе, ему предлагают мучной кисель, который в каждом доме ставят на край подоконника, просят не дать погибнуть урожаю, не заморозить человека. Взрослые оставляют топленное молоко, сливки, овсяной кисель на подоконнике, а сами уходят, чтобы дать детям всем этим полакомиться.

После просмотра сказки, беседа с учащимися.
О каком сказочном персонаже вы сейчас узнали? Чем угощают сейчас детей? Что полезнее овсяной кисель, топленное молоко или сладости: конфеты, печенье, торты? Что нужно делать, чтобы Кельме Атя был добр к вам? А, чтобы окружающие вас люди были к вам добры, что нужно делать?

III. Подведение итогов
Чему учат сказки и легенды?
Значит, сказки и легенды нас учат добру.
Поэтому, уместным здесь будет слова поэта В.Высоцкого:
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем!
Вам понравилось наше занятие? Что вам особенно понравилось, а что не понравилось? Нарисуйте домового. И пусть улыбающееся лицо домового покажет ваше хорошее настроение, если же вы остались чем, то не довольны, то нарисуйте сердитого домового. Кто нарисовал сердитого домового? Если есть такие, то обязательности спросить, почему он уходит с занятия с плохим настроением и помочь поднять его.
Спасибо за занятие!

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 5 классе Сценарий спортивно – познавательной программы для 5-7 классов Посвящение в пятиклассники. Идеи по проведению праздника Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию»

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов

Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Жители леса

Внеклассное мероприятие для школьников ко Дню России

Классный час на тему животные для 5, 6 класса

Опубликовано: 59 дней назад (13 октября 2016)
Просмотров: 274
+17
Голосов: 17
Оксана Анатольевна Данильченко # 14 октября 2016 в 13:28 +3
Здравствуйте!
Спасибо за приглашение! Ваш сценарий мне очень понравился! Только не хватило текстов сказок о которых идет речь и иллюстраций! Я очень люблю сказки и эта тема мне близка. Успехов! Голос1
Ольга Андреевна Ильичева # 14 октября 2016 в 14:19 +1
Здравствуйте!
Прочитала ваш сценарий - мне очень понравился, так как тема сегодня очень актуальна. Все очень логично и понятно . Желаю вам успехов в вашей работе!+1!
Татьяна Михайловна Обливанцева # 14 октября 2016 в 17:32 +2
Здравствуйте! Спасибо прекрасный сценарий занятия. Желаю Вам дальнейших успехов. Голосую: +1.
С уважением Татьяна Михайловна Обливанцева.
Олеся Владимировна Пантеленко # 14 октября 2016 в 17:53 +2
Здравствуйте, Валентина Дмитриевна! Спасибо за приглашение! Очень интересный сценарий. На самом деле сказки учат нас добру. И все хорошее в нашем мире тоже начинается с добра. поэтому тема добра сейчас актуальна.Желаю Вам творческих успехов!+1
Валентина Евгеньевна Вишнякова # 14 октября 2016 в 18:40 +2
Валентина Дмитриевна, Ваша работа интересная, очень полезная и нужная!
Наталия Валентиновна Кузнецова # 14 октября 2016 в 20:43 +2
Здравствуйте, Валентина Дмитриевна! Спасибо за приглашение в удивительный мир сказок! Мне было очень интересно познакомится с легендами и сказками мордовского народа. Желаю творческих успехов!
Светлана Алексеевна Егорова # 15 октября 2016 в 20:46 +2
Валентина Дмитриевна, ваше занятие мне понравилось, доступность и простота для детей это очень не плохо. В каждом возрасте ребенок воспринимает по новому. Мне кажется ваша работа как раз напомнила 4-ыми 5-ым классам их совсем маленький возраст и моменты когда их со сказками знакомили родители. Возможно немного иллюстраций бы и не помешало но и без них тоже все отлично.Спасибо.
Светлана Сергеевна Топчиева # 15 октября 2016 в 21:15 +2
Валентина Дмитриевна, познакомилась с Вашим внеклассным мероприятием. Очень интересный материал!Мероприятие включает в себя просмотр и анализ сказок. В конце мероприятия используется изобразительная деятельность - неотъемлемая часть литературных произведений. Сказки вводят детей в мир приключений. Спасибо!
Наталья Викторовна Мишина # 15 октября 2016 в 22:19 +1
Здравствуйте, Валентина Дмитриевна, спасибо за приглашение. Интересное мероприятие, замечательный материал, познавательные сказки, очень хорошо что вы используете изобразительную деятельность, так лучше закрепляется материал. С удовольствием отдаю свой голос.
Елена Владимировна Иванова # 16 октября 2016 в 00:17 +2
Валентина Дмитриевна, здравствуйте! В наше время важно как можно чаще напоминать детям о человеческих ценностях, которые и должны определять отношения между людьми. Ваше занятие направлено как раз на это. А изучение сказок и легенд - замечательный способ добраться до сути. Разрешите дать совет по оформлению материала: цель должна быть одна, отвечать на вопрос "что?", а несколько иллюстраций сказочных национальных героев украсили бы ваш конспект. Примите голос. Поздравляю с первой публикацией!
Нина Пантелеймоновна Петрова # 16 октября 2016 в 02:08 +2
Валентина Дмитриевна, добрый день. Спасибо за занятие. На сегодня актуальная тема, когда нравстенность отодвигается на второй план, а иные и забыли что это. Кто как не мы будет играть на струнах детских нежных душ. Параллельно дается культура, самобытность, фольклор народа. Стоит только радоваться. Чуть фотографий бы с занятия или иллюстраций героев, было бы замечательно. Удачи Вам!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 16 октября 2016 в 07:17 +2
Валентина Дмитриевна, спасибо за приглашение! Я как будто сама побывала на Вашем уроке. Так всё живо и жизненно. Ведь на самом деле - доброта сегодня присуща не всем. Мы живём в мире, где люди редко идут на встречу друг другу. Школьникам средних классов просто необходимо прививать это человеческое качество - доброту.
Раскрытый урок, доступный для детей и очень интересный материал. Спасибо!
Лариса Андреевна Иванова # 16 октября 2016 в 08:18 +1
Мило, почитала. Познакомлю своих детишек. Спасибо Вам.
Валентина Дмитриевна Митрофанова # 16 октября 2016 в 08:20 +1
Доброе утро! Всем большое спасибо за ваши отзывы о работе. К занятию подготовлена красочная презентация, видео со сказками, на доске были вывешены рисунки детей с персонажами сказок, но не смогла загрузить картинки.
Ольга # 16 октября 2016 в 11:21 +2
Методически грамотно разработанное мероприятие. Мотивационный момент в начале урока привлечет внимание учащихся к занятию. Работа по алгоритму во время описания героя. Интересно познакомиться со сказками.
Ольга Андреевна Сутолкина # 16 октября 2016 в 12:20 +2
Здравствуйте!
Спасибо за приглашение! Ваш сценарий мне очень понравился!
Елена Викторовна Багрова # 16 октября 2016 в 13:51 +2
Здравствуйте, Валентина Дмитриевна!
Спасибо за приглашение! Сказки любят все: и взрослые, и дети!
Поэтому знакомство с ними всегда интересно и увлекательно!
Примите голос! Успехов!
С уважением!!!
Елена Викторовна Багрова # 16 октября 2016 в 13:51 +1
Здравствуйте, Валентина Дмитриевна!
Спасибо за приглашение! Сказки любят все: и взрослые, и дети!
Поэтому знакомство с ними всегда интересно и увлекательно!
Примите голос! Успехов!
С уважением!!!
Светлана Владимировна Полякова # 16 октября 2016 в 15:16 +2
Здравствуйте, Валентина Дмитриевна! Спасибо Вам за приглашение познакомиться с занятием кружка.Дети знакомятся со сказками и легендами мордовского народа, учат слова на мордовском языке. Это очень интересно! Примите мой голос! Удачи Вам!
Елена Тимофеевна Осадчая # 16 октября 2016 в 15:57 +2
Здравствуйте, Валентина Дмитриевна. Спасибо за приглашение. Очень интересно было узнать как на мордовском языке звучат такие слова, как домовой, дед мороз. Задумка занятия оригинальная. Знакомство с фольклором происходит в ненавязчивой форме. Прослеживается связь русского народного творчества и мордовского. Всё занятие способствует воспитанию доброты. На доброжелательной нотке и подведены итоги. Примите мой голос.
Ангелина Николаевна Васильева # 16 октября 2016 в 18:02 +1
Здравствуйте, Валентина Дмитриевна. Спасибо за приглашение.Как приятно вернуться к сказкам не только школьникам, но и взрослым!Мне было очень интересно познакомится с легендами и сказками мордовского народа.В наше время воспитание доброты как никогда очень актуально! Творческих успехов вам"
Лисунова Ольга Михайловна # 16 октября 2016 в 21:27 +1
Здравствуйте,Валентина Дмитриевна!Спасибо за приглашение.Очень интересный материал .Спасибо.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 18 октября 2016 в 18:42 +2
Валентина Дмитриевна, спасибо за приглашение. Интересный сценарий внеклассного мероприятия для школьников 4-5 класса «Сказки и легенды мордовского народа» вы представили. Много различных приёмов и методов использовано при построении занятия, все способствуют привитию интереса к родному языку, к народным традициям. По оформлению работы: две-три картинки со сказочными персонажами украсили бы вашу работу. Успехов! Поздравляю с первой публикацией! Голосую +1