Конкурсы для педагогов и детей

Родительское собрание в ДОУ. Конспект

Родительское собрание. Принципы творческой педагогики в семье»
Форма проведения: круглый стол.
Цель: способствовать формированию представлений у родителей о развитии творческих способностей у детей.
Семьи очень разные. По-разному реализуются в зависимости от условий и функции семьи. Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Материальные возможности многих семей резко снизились, появились малообеспеченные семьи, увеличилось число неполных семей. В настоящее время наблюдается снижение внимания родителей к воспитанию детей, сокращение времени на общение с детьми. И все же семья для многих детей по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления, потому что семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего - это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельности по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь - своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. В семье ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется и тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.
Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий, он там СВОЙ:
Любим тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Да, семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви. Эта любовь дает ребенку не проходящее ощущение счастья, надежности существования, чувства защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - авторитетных советчиков, помощников, старших друзей. Но родители всегда должны помнить, что воспитание детей - это воспитание себя. Родители должны помнить, что ребенка воспитывают не нотации, не детский сад, не школа. Детей воспитывает образ жизни, ваш, дорогие родители, образ жизни, образ жизни общества, государства в целом. И что бы не говорилось взрослыми, какие бы мудрые системы воспитания ни применялись, дети будут следовать сложившемуся вокруг них образу жизни большинства людей. Следовательно, получается, что воспитание детей всецело зависит от вашего собственного миропонимания, от того, как живете вы сами, ваши родители и общество в целом. А если общество не здорово, значит, и семья больна. Поэтому, чтобы излечиться, надо, дорогие родители, начинать с себя, то есть изменить свой образ жизни в сторону нашего ребенка.

Тема нашего родительского собрания: «Принципы творческой педагогики в семье», как раз, на мой взгляд, может помочь видоизмениться каждой семье, а значит, и обществу в целом в положительную сторону. Так какие же принципы творческой педагогики можно использовать в семье? Но в начале обратимся к этимологии слова «творчество». Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общественном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто сотворённое в крепком союзе с детьми. Использование принципов творческой педагогики в семье - создать такие ситуации, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон - родителей и детей - к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом будут развиваться не только исполнительные способности: память, внимание, умение копировать, подражать действиям родителей, повторять увиденное или услышанное, что немаловажно для развития ребенка, но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, закономерности.

Успешность использования творческой педагогики, прежде всего, зависит от личностных ресурсов семьи, взрослых и детей. Уклад жизни в семье, вся обстановка решающим образом влияет на детей. Воспитание детей - это 24х часовое занятие, в котором участвуют в основном 2 человека: отец и мать (иногда, к сожалению, мать). Родители несут ответственность за то, каким вырастает их ребенок. Два условия уже с самых ранних лет необходимы для того, чтобы энергия ребёнка и его нервная система укреплялись: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Эти условия зависят от характера окружающей среды. Что такое воспитание в семье? Беседы? Наставления? Нет, и ещё раз нет! Воспитание ребёнка в семье - это образ жизни всей семьи в целом, взаимоотношения между членами семьи, и прежде всего - между родителями. Трудно, пожалуй, найти родителя, который бы не замечал в детях стремление подражать. Вся жизнь вашего ребёнка - с первого шага - это стремление быть похожим на взрослых и прежде всего на тех, кто всегда рядом - папу и маму, дедушку и бабушку. Дети, особенно дошкольники, подчиняясь высокому авторитету родителей, многое делают «как папа», «как мама» - играют в те же игры, любят - не любят читать, мыть посуду, рисовать, делать зарядку, ходить - не ходить в театры, музеи, на выставки. И формируется, либо не формируется строй нравственных качеств и ценностных ориентаций: быть добрым, скромным, честным, порядочным, принципиальным, верным дружбе и товариществу, уважать старших, помогать слабым и младшим, любить беречь природу. Наслаждаться истинно прекрасным, ненавидеть зло.
Родители, понимающие сына или дочь, становятся старшими друзьями, помощниками, советчиками. В общем желанными. А потом, кто раньше, кто позже, приходят к потребности быть опорой и поддержкой стареющим родителям. Таков естественный цикл нравственных взаимоотношений в семье между родителями и детьми, сложившейся веками у многих народов.
Жизнь показывает, что чем богаче и развитее личность родителей, тем больше они занимаются развитием своего ребёнка, тем более у них развита потребность развить и воспитать ребёнка «лучше, чем сам». Вот почему так верна истина: «воспитатель - всегда само воспитатель». У вас в семье один, хорошо, два ребёнка. О чём вы должны думать в первую очередь?! Не то, как одет ваш ребёнок и что он кушает. А о том, какие вы родители. Чему научили, к чему привили любовь, какие песни споёте или уже спели, какие сказки рассказали. Сумели ли научить удивляться морозному узору на зимнем стекле, распускающейся почке? Помните, что главным воспитателем будет ваш дом - пусть скромно обставленный, но аккуратный и чистый, где царят любовь и взаимоуважение, где родители и дети творцы семейного очага.
К огромному сожалению, родители в сутолоке домашних дел и забот (накормить-одеть) не всегда обращают внимание на то, что рядом растёт человек! Папе обязательно нужно прочитать газеты, посмотреть этот матч по телевизору, а маме - простирнуть, сварить, сшить- да мало ли работы! и получается так, что все отмахиваются от вопросов ребёнка («позже», «потом», «пойди поиграй»). А в результате задерживается развитие ребёнка, чахнет его привязанность. Как горько придётся почувствовать это родителям позже!
Психолог Дэвид Льюис, на основании изучения опыта семей, составил список утверждений, которые показывают удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития детей. Эти рекомендации перед вами, пожайлуста, ознакомьтесь.

Приложение №1.
Дэвид Льюис считает, что родителям полезно ознакомиться с этими утверждениями и предполагает, что если родители согласны с 20% из предложенных утверждений, то над остальными стоит ещё подумать. Но если родителей устраивают полностью или хотя бы на 90% эти утверждения, то им следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребёнку.
Родители многое могут сделать для формирования личности ребёнка. Например, не обязательно родителям ребёнка быть музыкантами, чтобы привить сыну любовь к музыке и желание играть на каком-либо инструменте. Достаточно только проявлять интерес к музыке и любить её, иногда вместе спеть песенку, послушать детскую песенку, обратить его внимание на поющих и играющих на музыкальном инструменте детей, на красивую мелодию. Замечено, что к музыке наиболее неравнодушны те дети, которых с самого раннего возраста учили слушать звуки: как чирикает воробышек, как мяукает кошка, поёт птичка.
Хорошие родители важнее хороших педагогов. Потому что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. Здесь закон строгий и почти не знающий исключений. Так как именно папа и мама должны «заразить ребенка» любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно организовать эти занятия, отвести в музыкальную школу, наконец. Но и потом (обязательно!) интересоваться занятиями в музыкальной школе. Представьте себе ситуацию: ваш сын учится в музыкальной школе, мечтает показать вам через определенное время, чему он научился. Но... концерта не получается. После первых же тактов папа уткнулся в газету, а потом не дослушав до конца, сказал: «Чем такой ерундой заниматься, лучше бы в бассейн записался или в футбол поиграл с ребятами во дворе. И полезнее и меньше времени отнимает». Какой вывод? мальчик бросит музыкальную школу. Иногда родители считают, что музыкальные задатки развиваются сами собой. Надо только ни во что ни вмешиваться и предоставить детям свободу. Как вы считаете, это правильное суждение? Какое заблуждение! Если задатки специально не развивать, они, увы, увядают и гаснут. Задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности с родителями. Попробуйте ответить на следующие вопросы и определить, как обстоит дело с музыкальным воспитанием именно в вашей семье:

Приложение №2
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть предателем, лжецом...
Известный педагог В.А. Сухомлинский, исследуя образ жизни, привычки, увлечения подростков - правонарушителей, отметил, что они в большинстве своем не знали и не любили серьезную музыку. «Человек, взявший в руки скрипку, - гласит народная пословица, - не способен совершить ничего плохого». Музыка учит добру.
А чтобы полюбить музыку, чтобы понимать её, надо прежде всего её слушать. Музыка откроет вашему ребёнку целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Она сделает их духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке ваши дети найдут в себе новые силы, прежде им неведомые. Так стоит ли не заниматься музыкой!? В семье? Помните, музыка начинается в семье.
А теперь, пожалуйста, дорогие родители, ответьте на вопрос: рисует ли ваш ребёнок, любит ли это делать, рисуете ли вы с ним, хранятся ли рисунки вашего ребёнка, когда он был ещё дошкольником?
Хорошо, если на эти вопросы вы ответите положительно.
Только в рисовании дети с самого начала свободны от ограничений, и по этому рисование им ближе всего. И ребёнок рисует потому, что он не может не рисовать. Это, пожалуй, самая ценная особенность детского творчества - в этом они совершенно равны с великими художниками. Рисующий ребёнок поначалу кажется чудом., талантом, гением. Из всех способностей, какие только есть у ребёнка, первой проявляется способность к рисованию - по этому она эта способность и должна волновать родителей. Почему? Да потому, что по рисунку своего ребёнка вы впервые можете получить возможность заглянуть во внутренний мир своего чада. Оказывается, он видит окружающую его жизнь совсем не так как вы. И родители должны всматриваться в первые листочки с «каракулями», расспрашивать: «Что это он нарисовал? Почему так нарисовал?». Родители должны постичь логику детского рисунка. Детские рисунки иногда кажутся нелепыми, в них явно и видимо нарушается так называемая правда жизни. Ребёнок по собственной воле меняет пропорции, может нарисовать коня с гривой до самого хвоста или синего, или красного. А на вопрос взрослого: «Почему ты так нарисовал?» скорее удивиться. Кажущуюся родителям нелепость рисунка, сына или дочки прежде всего выразительность, необычность, отсутствие стандартизации. Иногда, всматриваясь в рисунок ребёнка, родители говорят: «Так не бывает». Приведу один пример: Л.Кассиль в своей книге «Ранний восход» рассказывает о юном художнике Коле Дмитриеве: ему задали композицию на тему «Три богатыря», а он нарисовал три мощных конских крупа и трёх богатырей, сидящих спиной к нам. Когда мальчика спросили, от чего он выбрал такое странное решение, он ответил, что «богатыри - наши защитники. Мы за их спиной. А если нарисовать их смотрящими на зрителей, так что же выйдет - они против нас? Мы их враги?» То, что для взрослого рисунок, то для ребёнка - действительность. И получается, что ребёнок чувствует не только то, что изображено на его рисунке, но и то, чего на его рисунке нет. Нужно помнить родителям, если из их ребёнка и не вырастет художник, то в нём разовьётся человек, способный, как всякий истинный художник, внимательно замечать всё, что происходит вокруг него, и обострённо реагировать на жизнь. Человек, который не потеряет с возрастом, а утвердит в себе детскую способность быть художником в душе. Поэтому, дорогие родители, будем ценить детство за детство, а не за то, что оно обещает нам в будущем! Любой ребёнок иметь возможность попробовать свои силы в области рисования. И именно в этом, прежде всего, и должна заключаться ваша родительская помощь, которую ждёт от вас ваш ребёнок, потому что рисование - путь в глубь души вашего ребёнка, единственная возможность воочию увидеть, как ребёнок думает, потому что для него рисовать и думать одно и то же. Когда ваш ребёнок рисует, даже дома, даже совсем для себя, он словно говорит что-то. А говорят всегда кому-то. В первую очередь - вам родители. Посмотрите, что рисует ваш ребёнок, постарайтесь «прочитать», что он вам нарисовал.
Но самое главное в семье, и с этого, наверное, нужно было начинать разговор трудовое воспитание, потому что, как сказал В.А.Сухомлинский: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашёл в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком». Трудовое воспитание ребёнка начинается в семье, когда ему ещё очень мало лет, где-то с 2-3х лет. И поэтому, кто вырастет в вашей семье, труженик или лентяй, напрямую зависит от трудового воспитания в семье ещё в дошкольном возрасте. В школу ваш ребёнок придёт уже любящим труд для других, или любящим труд других для него. Самое раннее трудовое воспитание - это очень ценный период для воспитания трудолюбия, уважения к человеческому труду.
И если упустить время, то к 4-5ти годам обычно угасает желание трудиться. Основным родительским принципом трудового воспитания ребёнка должен быть: не делать за ребёнка то, что он сможет сделать сам, что ему самому нужно сделать и, следовательно, что он должен сам сделать. «Дай я тебе помогу», а не «Дай я тебя одену». Конечно, это, дорогие родители, потребует большого терпения, выдержки, но всё же дайте ребёнку возможность делать то, что он сможет сделать сам. Это породит самостоятельность вашего ребёнка. Надо систематически вести ребёнка к осмысливанию жизненной необходимости трудовой деятельности, настойчиво воспитывать у ребёнка трудолюбие. Для положительного отношения к труду важен, в первую очередь, ваш родительский пример. Воспитание интереса и уважения к труду взрослых начинается в семье со знакомства с домашним трудом. Пятилетний должен без напоминания убирать постель, поддерживать в порядке свой костюм, обувь, причёску. Родителям нужно использовать любую возможность, которая побуждает вашего ребёнка к самообслуживанию. И ещё у ребёнка должны быть трудовые поручения в семье. Конечно, поручения должны быть посильными для ребёнка и интересными. Вот некоторые из них: (на столах)
Приложение №3
Дорогие родители, именно в семье должен быть заложен фундамент трудового воспитания, чтобы ваш ребёнок понимал, что «труд - основа жизнь человека, основа его развития в любом возрасте». Должна быть создана такая атмосфера в семье, где каждый член семьи - труженик. Современная практика показывает, к сожалению, на вопрос вашему ребёнку: «Где работают родители?» Многие отвечают: «Не знаю». Или в лучшем случае называют предприятие, но в качестве кого вы там работаете, не знают.
И ещё, уважаемые родители, я не могу понять, почему наши дети мусорят на улице, в детском саду? Кто виноват? Может трудовое воспитание в семье, не уважение к чужому труду, не заложено в раннем детстве? Может быть, «ваши - наши» дети видят, как взрослые мусорят в общественных местах, видят, как загажены наши дворы, как «утопает» наш посёлок в мусоре, особенно по весне? Помните, чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Значит на вопрос «Кто виноват?» ответ однозначен - взрослые, то есть родители, общество в целом. Где же выход?
Что бы изменить ситуацию в положительную сторону, нужно не мусорить самому. Это ведь так элементарно, но в то же время это невозможно: для этого нужно изменить сознание, а для этого помнить, что трудовое обучение, уважение к чужому труду начинается в самом раннем возрасте, а значит, в семье.
И, наконец, о главном, на мой взгляд, принципе творческой педагогики в семье . Напомню один анекдот.
- Твоя любимая книга?
- Телевизор.
Как ни горько это осознавать, но современные дети в своём большинстве не читают. Почему? Да потому, что сегодня не читают в семье. Зачем? Почти в каждой семье есть компьютер, в каждой телевизор с видиодисками.
Я перескажу одно из выступлений С.Михалкова, думаю, оно будет «в тему»". ' Однажды он услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому на сорок больше.
- Ты читал «Тома Сойера»?
- Нет.
- А «Вия»?
- Нет.
- Счастливый, - с завистью сказал старший.
И правда, можно было позавидовать. Мальчишке ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с Марком Твеном. Он только ещё будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Все у него будет это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги. По-моему, _ пишет далее писатель, какой бы интересной ни была домашняя или школьная жизнь ребёнка, не прочти он этих прекрасных книг - он обворован! Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книгу сегодня или через год - разница не так велика. В детстве же счёт времени ведётся иначе, тут каждый день - открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Вот почему страшно потерять напрасно хоть час! в пору этих золотых лет. Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы. А в конце статьи С.Михалков пишет:- А не была бы богаче детская душа, если бы они знали стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве и отрочестве, сущность человека со всей его психологией остается грубой и неотесанной".
Комментарии, я полагаю, излишне, уважаемые родители. А теперь вновь небольшая анкета:
Приложение №4
Сомневаюсь, если найдется хоть один родитель, который на все вопросы ответил бы положительно. Из этого делаем вывод. Вольно или невольно, сознательно или бессознательно вы, уважаемые родители, обворовываете своих детей духовно. Домашнее чтение очень сближает детей и родителей. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мнениями. Если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в ваш дом. Есть ли в вашей семье полочка книг, прочитанных всей семьей вместе и вслух?! Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? Но ведь находится оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор. Разве дорогие родители, иногда не просиживаете перед ним часами? А ведь страница книги - это огромный экран, который " не снился '' самому лучшему телевизору. Советую вам, прошу вас, уговариваю - попробуйте! Попробуйте читать дома и вслух. Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. Словом, уважаемые родители, попробуйте, и не пожалеете об этом.
Ещё важным является изучение вашего творческого мышления. У родителей с высоким творческим потенциалом дети добиваются хороших результатов. Если же родители не проявляют своих творческих способностей, то даже творчески одарённые дети не раскрываются, не реализуют своих возможностей. Поэтому предлагаю оценить себя: проверить свой творческий потенциал, используя тест «Каков Ваш творческий потенциал?»
Приложение №5.
Почти приближаясь к завершению разговора, хочу расставить акценты. Тема нашего родительского собрания "Принципы творческой педагогики в семье''. И, я опиралась на два ключевых слова: " творческой '' и " в семье''. Ведь именно воспитание в семье покажет, какого человека получило общество, школа же покажет, кем он будет, институт - хороший или плохой специалист. Если в семье приобщение к музыке, рисованию, совместному труду, чтению литературы, походам в театр, совместным экскурсиям, " вылазкам'' на природу будет придан характер сотворения союза детей и родителей, то в какой семье вырастет, обязательно вырастет ЧЕЛОВЕК, человек, способный и достойный жить в здоровом обществе.
Так каким же будет решение нашего родительского собрания?
Решение:
1. поддерживать инициативу детей к творчеству в детском саду и дома.
2. Помочь детям определить направления своего развития и записаться в учреждения дополнительного образования.
3. Организовать в группе мероприятия, способствующие развитию творческого потенциала детей и родителей. Это могут быть творческие проекты, тематические недели, организация конкурсов(чтецов, художников…)

Приложение №2
1. Слушаете ли вы с детьми музыку?
2. Обмениваетесь ли вы впечатлениями о прослушанной музыке?
3. Поете ли вы с детьми?
4. Есть ли у вас детские музыкальные инструменты?
5. Играете ли вы сами на каком-либо музыкальном инструменте?
6. Любите ли серьезную музыку?

Приложение №3
• Поливать цветы в своей комнате (если она у ребёнка есть) или во всей квартире
• Вытирать пыль на подоконниках, со «стенок»
• Накрывать на стол перед обедом (конечно, в тех случаях, когда вся семья в сборе)
• Свою комнату (или уголок, отведённый для него) держать в порядке
• Кормить котёнка или собаку
• Пришивать на своей одежде оторвавшиеся пуговицы
• Если в семье есть дача, отвечать за определённый её участок, как в плане посева, так и ухода за ним и сбор овощей, фруктов
• Помогать матери в определённых хозяйственных функциях (генеральная уборка квартиры, стирка белья, приготовления обеда и т.д.)

Приложение №4
- читает ли ваш ребенок?
- Читаете ли вы с вашим ребенком?
- Устраиваются ли в вашей семье домашние чтения с последующими размышлениями о прочитанном?
- Знаете ли вы список предлагаемой художественной литературы для вашего ребенка на лето?
- Предпринимаете ли вы действия, чтобы рекомендуемая литература была прочитана вашим ребенком?

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в старшей группе детского сада Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Родительское собрание во 2 младшей группе. Конспект Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: «Здоровый образ жизни»

Похожие статьи:

Сценарий родительского собрания по ПДД в ДОУ

Родительское собрание в детском саду. Мой ребёнок

Конспект родительского собрания в первой младшей группе

Конспект итогового родительского собрания во второй младшей группе

Сценарий родительского собрания в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»

Протокол родительского собрания в старшей группе | Памятка для родителей детского сада по ПДД
Опубликовано: 948 дней назад (5 мая 2014)
Просмотров: 6247
+2
Голосов: 2
Ольга Михайловна Подгорных # 7 мая 2014 в 12:43 0
Интересная, я бы сказала, что необычная форма работы с родителями.
Людмила Валерьевна Петрова # 10 мая 2014 в 12:55 0
Замечательно! Побольше бы таких сценариев, как у вас.