Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы в 7 классе. Поэзия Великой Отечественной войны

Урок литературы в 7 классе
Автор: Валентина Германовна Шарапова, учитель русского языка и литературы. Место работы:МБОУ Менильская СОШ с. Менил Игринского района Удмуртской Республики
Конспект урока литературы в 7 классе "Поэзия Великой Отечественной войны"
Цели:
- познакомить учащихся с поэтами и поэзией Великой Отечественной войны;
- рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войн;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, гордости за неё, уважения к памяти тех, кто защищал Родину.
Ход урока.
70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны, от Победы. Всё меньше остаётся ветеранов, очевидцев и участников боёв, которые могут рассказать о том, чем была война для нашей страны. Люди не могут привыкнуть к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передаёт прежде всего поэзия. Лирика военных лет поднимала боевой дух у каждого – и у тех, кто воевал, и у тех, кто трудился в тылу.
Сегодня мы познакомимся с поэзией Великой Отечественной войны. В годы войны было создано много замечательных стихотворений, многие из них стали песнями. Их пели в вагонах, в землянках, на привалах, в тылу. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу.
Наш урок начнём словами А.Т.Твардовского:
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
Звучит песня «Священная война». Музыка. А.Александрова, слова В.Лебедева – Кумача.
Символом единства народа в войне с врагом стала песня на стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война» под эту песню отправляли бойцов на фронт..
• Почему война названа священной? ( Эта война за правое дело, за свою Родину, а защита Отечества – святой долг каждого человека.)
Поэзия Великой Отечественной войны… Это вечная память о героях, спасших мир от фашизма. Поэзия стала самым мобильным и популярным жанром в годы войны. Именно в поэзии нашли отражение самые первые впечатления о войне, высокие патриотические чувства .
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. И вот уже 70 лет над нашей Родиной синее небо, солнце, не закрытое дымом. Время сгладило и затянуло раны минувшей войны. Но человечество никогда не забудет ратный подвиг советских воинов, и новые поколения будут восхищаться массовым героизмом. Подвиг народа бессмертен!
22 июня 1941 года писатели Москвы собрались на митинг. «Писатели Советской страны,- заявил А.Фадеев,- знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой. 1215 писателей ушли воевать с врагом. Каждый третий из них не вернулся с поля боя.
Первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло души участников Великой Отечественной войны в её начале, в первые, особенно тяжёлые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжёлыми боями и большими потерями, было стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», потому что в нём с большой поэтической силой переданы думы, переживания воина в горькую пору отступления, свежо и образно передано чувство Родины.
Звучит стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».
• Почему это стихотворение произвело сильное впечатление на людей, стало любимым в народе?
• В каких строчках выражена основная мысль стихотворения ?
В стихотворении звучит готовность умереть за Родину, за её независимость и свободу.
Когда человек любит и знает, что его любят, он храбро сражается. Обострённое чувство Родины, любви к тому, что осталось за чертой, отделяющей мирную жизнь от войны, нашло выражение в стихотворении К.Симонова «Жди меня.
Звучит стихотворение К.Симонова «Жди меня».
• Какие чувства вызывает это стихотворение? В чём его сила?
• Что помогло людям выжить на войне?
• Что на войне, кроме мужества и отваги, поддерживало бойцов
На войне было очень важно не упасть духом. Веру в победу поддерживала и укрепляла поэзия.
Кто из вас не слышал знаменитую «Землянку»? Эта была одна из самых любимых, популярных песен, она не оставляла никого равнодушным. Что- то близкое, родное звучит в этой песне. Стихотворение написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. Сам А.Сурков говорил, что он не писал специально песню, просто рассказал жене, где находится, о чём думает, какая погода, какая обстановка. Стихотворение не обещает любящим близкой встречи, так как жизнь на войне всегда рядом со смертью.
Звучит песня «Землянка». Музыка К.Листова, слова А.Суркова.
• В каких строчках выражена главная мысль стихотворения.
Август 1941 года. Немцы неистово рвутся к Ленинграду. Ленинградцы строят баррикады на улицах, готовясь, если понадобится, к уличным боям. 900 дней и ночей город был в блокаде, 900 дней держались люди в окруженном городе и не отдали его! За это время более 1 млн. человек погибло от голода, холода и бомбёжек. Ленинградцы стоят насмерть, отбивая атаки врага, днём и ночью стоят за станками, спасают раненых. Ленинград не сдаётся.
Ольга Фёдоровна Берггольц всю войну работала на ленинградском радио, создавая произведения, рассчитанные на восприятие «с голоса» .Все они посвящены защитникам блокадного Ленинграда.
Звучит стихотворение Ольги Берггольц «Я говорю с тобой под свист снаряд
Н.Н.Скатов о творчестве Ахматовой писал: «В «военных» стихах А.А.Ахматовой поражает отсутствие неуверенности, сомнения, казалось бы столь естественных в таких тяжких условиях… У Ахматовой сознание судьбы, доли рождает прежде всего готовность вытерпеть и выстоять».
Клятва
И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
Июль 1941 г, Ленинград
Звучит стихотворение А.Ахматовой «Мужество».
В мае 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось во двор фашистской тюрьмы Моабит. Там уже никого не было – ни охраны, ни заключённых. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг. Один из бойцов обратил внимание на листок с русскими буквами. Он поднял его и прочитал следующие строки: «Я, известный татарский поэт Муса Джалиль, заключён в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадёт эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам-писателям в Москве». Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского поэта Мусы Джалиля.. Под «топором» палача писал он Моабитские тетради, свои последние песни, свои последние стихи, полные любви к Родине, веры в её победу и личного мужества.
Звучат стихотворения Мусы Джалиля «Палачу» и «Варварство».
Одной из самых кровопролитных битв не только в Великой Отечественной войне, но и за всю историю человечества стала битва под Ржевом. Согласно официальным данным в боях подо Ржевом погибло более миллиона советских солдат и офицеров, но по неофициальным данным потери составили более 2-х миллионов.
Звучит песня в исполнении Михаила Ножкина «Ржев» и строки из стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом»
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налёте.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,-
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна ни покрышки.
И во всём этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастёрки моей.
……………………………
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю:
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было всё на кону.
…………………………….
И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она – спасена.
А.Твардовский писал: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения».
Тяжелее всего на войне простому солдату. Именно ему, вынесшему все тяготы войны, посвящает С.Орлов стихотворение «Его зарыли в шар земной». Значение подвига солдата вселенского масштаба, поэтому Земля ему как мавзолей. Образ мавзолея – образ вечности, благодарной памяти.
Звучит стихотворение С.Орлова «Его зарыли в шар земной»
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
1944
Много было пройдено дорог. Много было потерь. Свыше 26 млн. человек наша страна потеряла во Второй мировой войне. Человечество заплатило высокую цену – это не только миллионы человеческих жизней, но и не рождённые поколения. Каждая наша семья испытала горечь потери.
Закончилась война сокрушительным поражением гитлеровской Германии. Советский народ и советский солдат отстояли свободу и независимость Родины. Именно наша страна вынесла на своих плечах основную тяжесть войны.
Спасибо вам, ветераны,-
Солдаты минувшей войны
За ваши тяжёлые раны,
За ваши тревожные сны.
За то, что Отчизну спасли вы,
Сыновьему долгу верны,
Спасибо, родные, спасибо,
От тех, кто не знает войны!
Сбылось всё, во что мы свято верили, во имя чего боролись. Давно на полях , где шли ожесточённые бои, колосятся хлеба, растут новые города и сёла, поэты-фронтовики сняли гимнастёрки. Но поэзия той поры остаётся в строю. И вам, ребята, Расул Гамзатов адресует слова:
Всё, что мы защищали,
И вам защищать,
Всё, что мы завещали,
И вам завещать.
Суровые бои прошли, но не проходит тревога за судьбу Земли.
Люди!
Покуда сердца
стучатся,-
помните!
Какою ценой
Завоёвано счастье,-
Пожалуйста,
помните! (Р. Рождественский. Реквием)
Мы гордимся своим народом, своей армией, сумевшими не покориться врагу, выстоять в страшной той войне , гордимся поэтами, создавшими такие произведения, такие стихи, песни, которые спустя много лет после войны не оставляют человека равнодушным.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Участник №203 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Опубликовано: 598 дней назад (21 апреля 2015)
Просмотров: 2556
+1
Голосов: 1
Татьяна Вячеславовна Долженкова # 24 апреля 2015 в 20:44 0
С удовольствием прочла Ваш конспект урока. Как же важно в эти дни прививать детям любовь не просто к поэзии, а к поэзии Великой Отечественной войны.Отдаю Вам свой голос. Удачи Вам!
Валентина Германовна Шарапова # 25 апреля 2015 в 13:17 0
Здравствуйте, Татьяна Вячеславовна! Большое спасибо за добрые слова.Творческих успехов Вам!