Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Зачем читать вслух

Консультация для родителей и педагогов. Зачем читать вслух?

А в самом деле, зачем? Шевелящиеся губы – пережиток чтения вслух, признак неумелого чтения. А если это так, зачем человеку, который прекрасно умеет читать про себя, читать вслух? Это самый медленный способ чтения – вслух можно прочитать двадцать пять от силы тридцать страниц в час. В наше время больших скоростей он кажется безнадежно устаревшим. Однако вопрос: «Зачем читать вслух?» - похож на другой: «Зачем ходить пешком?» Вы собираетесь в путь. Не всегда наилучшей скоростью путешествия будет скорость наибольшая. Если вас ждут неотложные дела, вы купите билет на самолет или на скорый поезд. Но если вы хотите прочувствовать дорогу, вы, может быть, поедете с пересадками на не слишком быстрых районных автобусах или поплывете медлительным пароходом.
Возьмите хорошую книгу и прочитайте ее не про себя, а вслух. Не торопясь. Каждое слово обретет особый вес. Каждая подробность лучше дойдет до ума и сердца. При чтении вслух работают и зрительная и слуховая память. Вместе они творят чудеса.
Читая вслух, вы замечаете в языке книги немаловажные свойства: особенно ощутимыми становятся ритм и дыхание фразы, напряжение пауз, резкий толчок от неожиданной точки, изменение интонаций от спокойной до радостной, бурной, тревожной или задумчивой и печальной.
Чтение вслух – хорошая проверка. Книга пустая, плохая, скверно написанная вслух не выдерживает.
В воспоминаниях многих писателей, да и не только писателей, часто упоминается, какое место занимал в их жизни старинный, ныне почти забытый обычай домашнего чтения вслух. В свободный час, обыкновенно вечером, за столом собиралась вся семья и читали вслух. Замечательный человек и поэт Александр Трифонович Твардовский, отвечая однажды на вопрос, как он относится к Некрасову, написал так: «Некрасова я узнал и полюбил на всю жизнь с детства. Отец мой был человек не только грамотный, но начитанный /по-деревенски/. Году в 20-ом он купил на базаре первый том Некрасова /не знаю какого издания/ - с портретом в шубе и шапке - боярке. Эта книга у нас в семье была вроде библии. По вечерам отец раскрывал книгу и начинал читать с «выражением», а мы все, ребята, мать, а то и кто-нибудь из соседей, слушали».
Какая старина! Ну, зачем это сейчас, когда в каждом доме радио, компьютер, телевизор? Однако слово, прозвучавшее из уст даже самого лучшего актера, и слово, прозвучавшее в безыскусном домашнем чтении отца, матери, сестры или брата, в нашем собственном чтении, если мы читали, а нас слушали, звучит по-разному. Домашнее чтение вслух очень сближает.
Спросят: как выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают?
Страница книги – такой огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору.
Советую вам, попробуйте читать дома вместе и вслух! Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений.
Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на ее страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других. Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверена: вы не пожалеете об этом.

Рекомендуем посмотреть:

Советы логопеда для родителей дошкольников. Как помочь ребенку заговорить Советы логопеда по развитию правильной речи у будущих первоклассников Родительское собрание в старшей группе. Как научить говорить ребенка правильно? Родителям о развитие речи детей
Зачем ребёнку нужен логопед
Опубликовано: 3259 дней назад (27 апреля 2015)
Просмотров: 4164
+7
Голосов: 7
Светлана Ярославовна Лучшева # 27 апреля 2015 в 10:15 0
Валентина Ивановна! Спасибо за статью. Очень важные и полезные советы. В нашей семье тоже практикуется чтение вслух. Я думаю, что это очень важный момент во взаимоотношениях родителей с детьми. Примите мой голос!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 27 апреля 2015 в 11:38 0
Валентина Ивановна, поздравляю вас с дебютом! Спасибо за приглашение!
Безусловно вашими советами воспользуются как педагоги, так и родители. К сожалению, в публикации я не увидела описания материала, с указанием для какой аудитории вы предлагаете материал, а также не прописаны цель и задачи. В начале публикации необходимо указывать автора и место работы. Всё это поправимо, у вас ещё осталось время, чтобы отредактировать материал. Желаю вам удачи!
С уважением, Т.Н.
Любовь Сергеевна Новоселова # 27 апреля 2015 в 15:42 +1
Валентина Ивановна, поздравляю вас с дебютом! Спасибо за приглашение! Сколько себя помню, мне всегда вечером читали родители, а днём - я им. Сейчас время катастрофически не хватает, но раз в неделю мы устраиваем чтения вслух. Считаю Вашу работу нужной и голосую. Мой голос№3, успехов, жду в своём блоге.
Вера Викторовна Янченко # 28 апреля 2015 в 07:03 +4
Валентина Ивановна, интересная, содержательная публикация, прочла на одном дыхании, спасибо за приглашение! Я тоже присоединяюсь к поздравлениям коллег, с первой публикацией Вас! Но и не могу не согласиться с Татьяной Николаевной, в оформлении статьи не хватает описания и назначения, цели и задач, Вы так же не указали, в начале статьи, автора и место работы, но это все дело наживное, в следующий раз, я уверена, Вы все сделаете точно!
Голосую за первый опыт, за интересную статью +1! Удачи Вам!
С уважением Вера Викторовна!
Лилия Масагутова # 3 мая 2015 в 11:27 0
Здравствуйте, Валентина Ивановна! Интересная и содержательная консультация! Примите мой голос. Желаю успехов!